Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из работы историка А.Б. Каменского.




Из работы историка А. Б. Каменского.

«Каково место Екатерины Второй в русской истории? Прежде всего, это было время внутриполитической стабильности, пришедшей на смену череде правительств, а сними и политического курса, веренице бесконтрольных временщиков и отсутствию у власти четкой программы. Это было время активного законотворчества и серьёзных реформ, имевших долговременное значение. Причем именно Екатерина была, возможно, самым успешным из российских реформаторов, ведь ей без каких-либо серьёзных социальных, экономических и политических потрясений удалось почти полностью реализовать задуманную программу значительных преобразований. Правда, многое она не успела, а от многого ей пришлось отказаться по различным объективным и субъективным причинам.

Реформы Екатерины носили созидательный, а не разрушительный характер. Какие бы последствия не имели те или иные конкретные мероприятия Екатерины в области экономики, ни одно из них не было разорительным для населения. Во всё продолжение её царствования Российское государство становилось богаче, а жизнь подданных – зажиточнее».

1 О каком хронологическом периоде идёт речь в документе? Каковы были обстоятельства воцарения Екатерины II?

2 Какую оценку даёт историк реформаторской деятельности Екатерины Великой? Назовите не менее двух аргументов, какими А. Б. Каменский подтверждает свою оценку.

3 Используя текст документа и знания по истории, укажите, в чем состояли главные заслуги Екатерины II Назовите не менее трёх мероприятий Екатерины II в русле политики «просвещённого абсолютизма».

 

Из сочинения историка Е. В. Анисимова.

«Судьба Екатерины доказала, что человеческая воля, желание могут стать не менее реальным и могучим фактором истории, чем десятки многопушечных кораблей и тысячи солдат. Императрица Екатерина создала-таки себе славу, ставшую её мощным оружием, как тот военный корабль, который назывался «Слава Екатерины».

Французский дипломат Корберон писал в своём донесении, что слава, которую создала себе императрица, её решительный характер, её способность и удача заменяют ей искусных государственных людей и опытных генералов.

Императрица вошла в историю России как выдающийся государственный деятель, и эпоха её царствования стала временем грандиозных реформ. Она осуществляла их в едином ключе, с одной генеральной идеей – максимально способствовать развитию и совершенствованию того «регулярного» государства, основы которого заложил ещё Петр Великий.

Законодательные акты Екатерины надолго пережили её вместе с основными законами Петра Великого стали на долгие десятилетия основой российской государственности. Собственно, о таком выводе историка и мечтала, вероятно, честолюбивая царица-законодательница».

1 О каком хронологическом периоде в истории России идёт речь в документе? Укажите его рамки. Под каким названием вошел в историю этот период?

2 Используя текст документа и знания по истории, отметьте, какие реформы были проведены Екатериной II. Назовите не менее четырёх реформ.

3 Как оценивает автор эпоху Екатерины II? Какие качества её личности помогли, по мнению современников и историков, совершить столь грандиозные преобразования и создать себе славу. Приведите не менее четырёх положений.

 

Из пугачевского манифеста от 28 июля 1774 года

«Жалуем сим именным указом всех, находившихся прежде в крестьянстве, в подданстве помещиков, быть верноподданными собственной нашей короны рабами, и награждаем вольностью и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и прочих денежных податей, повелеваем сим указом: кои прежде были дворяне в своих поместьях и вотчинах – оных противников нашей власти и возмутителей империи и разорителей крестьян, всячески стараясь ловить, казнить и вешать и поступать равным образом так, как они, не имея в себе ни малейшего христианства, чинили с вами, крестьянами. По истреблении которых противников, злодеев дворян всякой может восчувстовать тишину и спокойную жизнь».

1 В какой хронологический период происходило выступление под предводительством Е. Пугачева? Кто был правителем в этот период?

2 Чьи интересы и какие чаянья воплощал манифест Пугачева? Как в манифесте предлагалось решить судьбу дворянства?

3 Какое общественное и государственное устройство предлагал установить в России Е. Пугачев? Назовите не менее трёх положений.

 

Из закона о порядке наследования престола

(5 апреля 1797 г)

«Мы Павел, наследник, цесаревич и великий князь, и мы, супруга его Мария, великая княгиня по зрелом рассуждении и со спокойным духом постановили сей Акт наш общий, который по любви к отечеству избираем наследником, по праву естественному, после смерти моей, Павла, сына нашего большего Александра, а по нём всё его мужеское поколение. По пресечении сего мужеского поколения наследство переходит в род второго моего сына.

По пресечении последнего мужского поколения сыновей моих наследство остаётся в сём роде, но в женском поколении последнее царствовавшего, как в ближайшем к престолу, дабы избегнуть затруднений при переходе от рода в род, в котором следовать тому же порядку, предпочитая мужеское лицо женскому; однако здесь приметить надлежит единожды навсегда, что не теряет никогда права то женское лицо, от которого право непосредственно пришло.

Положив правила наследства, должен объяснить причины оных. Они суть следующие: дабы государство не было без наследника. Дабы наследник был назначен всегда законом самим. Дабы не было ни малейшего сомнения, кому наследовать. Дабы сохранить право родов в наследовании, не нарушая права естественного, и избежать затруднений при переходе из рода в род».

1 Какой порядок наследования действовал в Российской империи до принятия данного закона и кем он был определён?

2 В чем император видит преимущества вновь принятого закона по сравнению с прежним порядком наследования престола? Укажите не менее двух аргументов.

3 Чем было обусловлено принятие данного закона 1797г? В чем его суть? Укажите не менее трёх положений.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...