Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из указа. Из исторического источника.. Из труда историка В.Н. Балязина.




Из указа.

«Всемилостивейше указали мы, для лучшей государственной пользы и содержания шляхетских домов и деревень, следующий порядок учинить:

1 Кто имеет двух и более сыновей, из оных одному, кому отец заблагоразсудит, остаться в доме для содержания экономии, также которые братья родные два или три, не имея родителей, пожелают оставить в доме своём для смотрения деревень и экономии, кого из себя одного, в том давать им волю; но чтобы те оставшие в домах довольно грамоте обучены были.

2 Прочие все братья должны вступить на военную службу. Но понеже какое время быть в воинской службе, по сие время определения было не учинено, для того шляхтичам от 7 до 20 лет возраста их быть в науках, а от 20 лет употреблять в воинскую службу, и всякой должен служить в воинской службе, от 20 лет возраста своего, 25 лет; а по прошествии 25 лет всех от воинской и статной службы отставлять с повышением одного ранга и отпущать в домы.

5 А которые, выслужа при армии и полках вышеписанные урочные годы, пожелают в домы свои, таковых отпущать с повышением одного ранга, токмо при отпуске из службы брать у них в службу из их собственных людей, за кем 100 душ и меньше, по одному, а с таких, за которыми великие деревни, - с каждого ж 100 душ по человеку.

6 Таким же образом, как выше сего означено, поступать и с штатскими чинами, которые свои деревни имеют. А понеже ныне с турками война, и для того отставку по вышеписанному в урочные лета чинить по окончании турецкой войны».

1 Укажите десятилетие, когда был издан данный указ. Назовите монарха, который его издал. Какое название получил период правления этого монарха?

2 Какие новшества провозглашал указ в отношении существовавших норм о дворянской службе (укажите одно любое новшество)? Какова согласно документу цель введения новых норм? Какое внешнеполитическое событие препятствовало немедленному получению льгот дворянами на основании данного указа?

3 Какова была продолжительность дворянской службы до издания данного указа? С отменой какого указа Петра 1 о дворянском землевладении были связаны новые нормы? Укажите год, когда была отменена обязательная служба дворян.

 

Из исторического источника.

«Во все государственные дела он вступал, и хотя прямое состояние оных ведать было и невозможно, однако ж часто и в самых важнейших делах без всякого, с которыми людьми надлежало, о том совету по своей воле и страстям отправлял, и какия от того в делах многие непорядки и государственным интересам предосуждения приключались, о том он сам довольно ведать и признать должен.

Важные государственные торги и заводы не токмо к явному казённому убытку, но и с превеликою обилою и разорением здашних российских подданных, которые, надеясь, на опубликованные от Его Императорского Величества, блаженнейшей памяти Петра Великого Манифеста, многие тысячи своего капитала в те заводы положили, его старательством чужим отданы.

И понеже, с одной стороны, состояние его, в котором он в Государство приехал, а с другой стороны такожде нынешнее его богатство всему свету явны и известны, того ради он должен сам объявить:

1 Что ему Ея Величества пожаловало деньгами, алмазами и другими вещами?

2 Что он сам взял казанного и в какое время?

3 Что ему от других чужестранных государей подарено и пожаловано и в какое время?

4 Сколько денег и другого богатства и пожитков он вне государства отправил, куды и где ныне находится?

1 Как назывался исторический период, в который происходили указанные в источнике события? Укажите его хронологические рамки.

2 О каком историческом деятеле идёт речь в документе? В чем его обвиняли? Укажите всего не менее трёх положений.

3 Используя исторические знания и текст источника, назовите не менее трёх особенностей указанного периода.

 

Из труда историка В. Н. Балязина.

«Это столетие вошло в мировую историю под именем «века России». Два блестящих царствования символизируют этот век: он начался правлением Петра 1, Великого, и завершился деятельностью Екатерины II, также именуемой Великой. По словам А. С. Пушкина, в этом веке «Россия вошла в Европу, как спущенный со стапелей корабль – при стуке топора и громе пушек».

В начале века был заложен Санкт-Петербург, а в середине его основан Московский университет. В этом столетии Россия стала европейской державой, прочно заняв место в альянсе других государств и громко заявив о себе как о великой и могущественной стране.

Век закончился победоносным Итальянским и Швейцарскими походами А. В. Суворова, когда «русский штык прорвался сквозь Альпы». Это столетие передало эстафету славы и подвигов векам последующим».

1 О каком столетии идёт речь в документе? Что имел в виду историк, говоря о том, что в этом веке Россия стала европейской державой?

2 Что вы можете сказать об итогах развития России в этом веке на основе текста документа и знания курса истории? Назовите не менее трёх итогов развития.

3 Привлекая знания из курса истории и текст документа, объясните, в чем состояла преемственность царствований Петра 1 и Екатерины II Назовите не менее трёх примеров преемственности царствований.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...