Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список литературы. Особенности адаптации детей с расстройством аутистического спектра. к условиям дошкольного образовательного учреждения




Список литературы

1. Левченко, И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающего ребенка с отклонениями в развитии: методическое пособие / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. – М.: Просвещение, 2008.

2. Марасанов, Г. И. Социально-психологический тренинг / Г. И. Марасанов. – М.: Когито-Центр, 2007.

3. Московкина, А. Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье / А. Г. Московкина. – М.: Прометей, 2015.

4. Ткачева, В. В. Психокоррекционная работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья: учеб. -методич. Пособие / В. В. Ткачева, Е. В. Устинова, Н. П. Болотова. – М.: ИНФРА-М, 2017.

 

Особенности адаптации детей с расстройством аутистического спектра

к условиям дошкольного образовательного учреждения

Чумейкина Т. Б.,

педагог-психолог

МБДОУ «ДС № 304 г. Челябинска»

В настоящее время явление раннего детского аутизма описано в литературе более или менее цельно, в то время как причины его возникновения пока остаются предметом оживленных дискуссий.

Термин аутизм происходит от латинского слова autos – “сам” и означает, отрыв от реальности, отгороженности от мира.

Аутизм – это комплексное заболевание, иногда с генетической патологией, врожденными нарушениями в обмене веществ, с отклонениями в поведении, общении, задержкой в развитии, речи и интеллекте. Он может быть и в легкой, и в тяжелой степени. Дети с легкой степенью аутизма почти совсем не отличаются от сверстников, а дети с тяжелой формой страдают глубокими нарушениями функций головного мозга.
Термином «расстройство аутистического спектра» (РАС) описывается диапазон состояний развития, включающий классический аутизм, высоко функциональный аутизм и синдром Аспергера. Вне зависимости от конкретного диагноза расстройства аутистического спектра характеризуются трудностями с социальным взаимодействием, социальной коммуникацией и гибкостью мышления. Это называется триадой нарушений (Лорна Винг, 1996).

 Детский аутизм – это искажённое развитие всех психических процессов - Синдром Каннера - Синдром Аспергера - Синдром Ретта.

Синдром Каннера характеризуется меньшей глубиной нарушений в развитии психических процессов Использование речи как средства общения. Дезорганизация поведения по гиперактивному или гипоактивному типу. Наблюдается ряд характерных стереотипий – непроизвольных, неосознанных, повторяющихся движений или действий.

Синдром Аспергера отличается одарённостью в определённой области знаний, характеризуется трудностями социального взаимодействия, а также ограниченным стереотипным повторяющимся репертуаром интересов и занятий. От аутизма он отличается прежде все тем, что речевые и когнитивные способности в целом остаются сохранными. Синдром получил название в честь австрийского педиатра и психиатра Ганса Аспергера,      

Синдром Ретта - глубокие нарушения в развитии психических процессов: несоциабельность, отсутствие коммуникации, склонность к символизации. Синдром Ретта – психоневрологическое, наследственное заболевание, встречается почти исключительно у девочек с частотой 1: 10000. Является причиной тяжелой умственной отсталости у девочек. Впервые болезнь была описана австрийским неврологом Андриесом Реттом.


Кратко описать синдром РАС можно следующим образом. На переднем плане находится нарушение отношений, причины которого могут быть индивидуально различны. Аутичный ребенок не может самостоятельно строить свои отношения с окружающим миром. Он защищается от тактильного контакта, уклоняется от зрительного контакта или смотрит сквозь человека. (К. Гилберт, Т. Питерс, «Аутизм - медицинские и педагогические аспекты» М., ИСП и П, 1988 г. ). В процессе дальнейшего развития эти базисные нарушения приводят к таким последствиям, как экстремальный страх перемен, речевые и коммуникативные нарушения, стереотипия, а также прочие симптомы. Описание особенностей ребенка с РАС можно найти в литературе (здесь можете добавить авторов или прямо указать названия книг), посвященной диагностике раннего детского аутизма

 Одной из важных проблем у детей с РАС является непереносимость эмоционального напряжения. При этом неважно, какие эмоции испытывает ребенок, положительные или отрицательные.

Типология поведения детей с аутизмом наиболее полно разработана К. С. Лебединской и О. С. Никольской, которые выделяют четыре группы поведенческих отклонений.

1 группа. Детей этой группы отличает отрешенность от внешней среды, отсутствие потребности в контактах, им свойственна агрессивность, доходящая до патологии. Эти дети почти не владеют навыками самообслуживания, поэтому нуждаются в постоянной помощи и поддержек взрослых. Они имеют наихудший прогноз развития.

2 группа. Детям этой группы свойственно отвержение внешней среды. Им характерны многочисленные страхи, стереотипные движения, импульсивность, манерность, симбиотическая связь с матерью. Их речь, как правило, односложна. Среди детей, страдающих аутизмом, эта группа является самой многочисленной. Прогноз их развития более благоприятен: при соответствующей длительной коррекционной работе они могут обучаться даже в массовой школе.

3 группа. Для детей этой группы характерны отвлеченные интересы и фантазии. Их речь более развернута, уровень когнитивного развития более высок. Они менее зависимы от матери и в меньшей степени нуждаются в постоянном присутствии и надзоре взрослых. Уровень эмпатии, как правило, низок.

4 группа. Детей этой группы, как правило, очень робкие, пугливые, особенно в контактах, часто неуверенные в себе. Они активно стремятся усвоить некий набор поведенческих штампов, который облегчает их адаптацию в коллективе. Им свойственна эмоциональная зависимость от матери. Эти дети часто бывают парциально одаренными. В их речи встречается меньше штампов, и она носит более спонтанный характер. Прогноз развития этих детей еще более благоприятен. Они могут учиться в массовой школе, иногда даже без специальной подготовки. Опираясь на опыт работы, главная цель детского сада для детей с РАС в процессе адаптации является их интеграция в общество вместе с другими детьми (согласно «Закону об Образовании РФ» и «Конвенции о правах ребенка»).

Дети, которые посещают дошкольное учреждение, потом гораздо легче адаптируются к новым условиям и находят контакт с окружающими. Большую часть времени ребенок, посещающий образовательное учреждение, находится с дефектологом, психологом и воспитателем. Поэтому роль специалистов в формировании навыков общения аутичного ребенка с взрослыми и сверстниками особо важна. Чтобы по-настоящему помочь детям с РАС, надо верить, что все мы занимаемся далеко не безнадежным делом. Нам не добиться снятия диагноза, но мы можем сделать многое: понять ребенка, принять его таким, какой он есть и, учитывая его особенности, помочь приспособиться к миру. При построении коррекционной работы с такими детьми нужно использовать комплексный подход – это педагогическая, психологическая и медицинская помощь маленьким " аутятам". (Так мы их ласково называем детей с РАС между сотрудниками ДОУ). Для успешной адаптации необходимо установить не только эмоциональный контакт с ребенком, но создать комфортную среду, которая позволила бы детям расслабиться, активизировать сенсорное восприятия, только тогда у ребёнка появится чувство защищённости и спокойствия. Адаптация аутичного ребенка к детскому саду – процесс долгий и постепенный, требующий согласованных действий близких и персонал ДОУ. Такой ребенок требует дополнительного внимания, поэтому: во-первых, необходимо помогать ребенку, понять смысл всего, что происходит в группе, следует комментировать для него все происходящее («Сейчас все собираются на музыкальное занятие, и ты тоже пойдешь на него; потом будем одеваться на прогулку, а когда вернемся – будем обедать»); во-вторых, надо помочь ребенку установить контакт с детьми: стараться вовлекать в общие игры, предотвращать возможные агрессивные и неадекватные действия. При этом важно не просто пресекать недопустимые поведенческие проявления, но и, сохраняя доброжелательность, обучать ребенка более «правильным», социально приемлемым способам взаимодействия со сверстниками («Подожди, отбирать игрушку без спроса» Надо попросить: «дай поиграть»).

От сотрудников детского сада требуется большое терпение и дополнительные усилия, но именно они помогают организовать поведение аутичного ребенка, сделать его более упорядоченным. Основной принцип, которого мы придерживаемся в работе с нашими «аутятками» – это, прежде всего интересы ребенка. Взаимодействие с аутичными детьми строится на основе любви и доверии. Главными же элементами любви являются «забота, ответственность, уважение и знание» объекта любви, т. е., не мы предлагаем ребенку условия, а ребенок через наблюдение за ним подсказывает нам дальнейшие действия для понимания его потребностей. Ребенку не нужна жалость, ему важны понимание и поддержка: «Чего я у вас прошу, на что уповаю, чего от вас жду, – это доверия, это безоговорочной готовности быть на моей стороне наперекор миру, даже наперекор мне самому... ». (Карвасарская И. Б. «В стороне» (из опыта работы), Санкт-Петербург, «Слово», 2008. ) В начале адаптации ребенка все общение с ним строится на пассивном и незаметном наблюдении. После пассивного наблюдения мы становимся более активными наблюдателями. В процессе наблюдения мы обращаем особое внимание на характер траектории и ритм перемещения малыша по комнате, смотрим, какие предметы его притягивают; одинаково ли негативно он реагирует на прикосновения к разным частям тела; нравится ли ему стишки, песенки; любит ли он, когда его щекочут, подкидывают вверх или раскачивают над полом. Когда ребенок станет допускать наше присутствие поблизости, пробуем просто, перемещаться, за ним в его ритме или рядом, комментируя все, что он делает радостно, но не очень громко, при этом избегаем прямого взгляда в глаза.    

С некоторыми детьми какое-то время приходиться перемещаться молча, пока мы не увидим, что ребенок уже не переутомляется от нашего присутствия, не убегает при нашем приближении. Если контакт с ребенком, по каким- то причинам нарушается, начинаем сначала – садимся на прежнее место и наблюдаем, пока ребенок снова не перестанет нас бояться. Как правило, нарушенный контакт восстановить легче, чем построить его впервые.

Наблюдая за ребенком, опираясь на многолетний опыт, мы пришли к выводу, что в период адаптации детей с РАС основными поведенческими проблемами, которые настораживают педагогов, являются страхи, агрессия и аутоагрессия.

В процессе коррекционной работы невозможно обращаться к одной из них, не затрагивая другие. Пытаясь преодолеть агрессивные проявления, мы заметили, что они часто порождаются страхами ребенка. Поэтому рассматривая поведенческие трудности аутичных детей разных групп, мы изучали каждую из них с разных сторон и использовали коррекционные приемы, направленные одновременно на решение ряда проблем. Мы убедились, что использование сенсорных игр помогают завоевать доверие ребенка и наладить с ним контакт, а ребенку помогают освоиться в сложившейся ситуации и привыкнуть к новым условиям и к педагогу. Сенсорная игра - это особая предметно-развивающая игра, которая представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Сенсорные игры, дают ребенку с аутизмом возможность получить новые чувственные ощущения: визуальные, осязательные, обонятельные, аудиальные, вкусовые. При знакомстве с внешним миром для аутичного ребенка более значим сенсорный компонент предмета или явления, в то время как интерес к самому предмету или явлению отделен от той функции, для которой предмет создан. Если ребенку удается связать удовольствие в момент получения сенсорных ощущений с образом конкретного человека, он проникается к нему доверием, начинает видеть в нем союзника, и возможно установление положительного эмоционального контакта. Если же ребенку удается связать новые положительные чувственные переживания с функцией предмета или явления при помощи специалиста, а затем применить их в повседневной жизни самостоятельно, то ребенок успешно сенсорно интегрируется. Метод сенсорной интеграции удовлетворяет потребность ребенка в осознании себя и окружающего предметного мира, обеспечивает развитие моторных, познавательных, сенсорных и досуговых умений. Коррекционно-развивающую работу в данном направлении можно проиллюстрировать комплексом специальных игр и упражнений. Важно, чтобы при выполнении упражнений было как можно меньше принуждения. Ребенок не должен испытывать даже кратковременного стресса, поэтому лучше начинать с таких воздействий, которые он хорошо переносит, постепенно переходя к менее приятным для него. Активная роль отводится совместным играм с водой, песком, крупой, прищепками, которые позволяют нам лучше понять особенности детей, наладить с ними контакт и увидеть динамику в развитии.

Сенсорные игры решают следующие задачи:

- переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;

- возникновение эмоционального контакта с взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка;

- получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;

- внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях;

-проведение сенсорных игр позволяет завоевать доверие ребенка, наладить с ним контакт. Используя в своей работе метод сенсорной интеграции, а в частности сенсорные игры, нам удалось смягчить стрессовое состояние детей в период адаптации к условиям ДОУ. Каждая встреча с аутичным ребенком поистине уникальна. Но, зная общие закономерности развития детей – аутистов и имея в копилке «набор» приемов для работы с ними, всегда можно подобрать «ключик» к ним, даже в самых сложных и непредсказуемых случаях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...