Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава XI. Левеллеры. Их политическая программа




Глава XI. Левеллеры. Их политическая программа

Левеллеры появляются в войсках Кромвеля, причем первым главою их и вождем является известный Джон Лильберн, который сначала подвергся преследованию Звездной Палаты еще до революции, затем был офицером в войске Кромвеля и, постепенно выдвигаясь, стал во главе левеллерского движения в армии, подвергался за это многим преследованиям и кончил жизнь, присоединившись к общине квакеров. Левеллеры выставили своим основным принципом так называемый народный договор — «Agreement of the people». Народный договор в их понимании осуществляет самую правильную и демократически последовательную конституцию. Они требовали всеобщего избирательного права, однопалатного парламента, облеченного решающей властью. В одном из памфлетов, изданных в Лондоне в 1658 г., основные их требования сгруппированы следующим образом. В области политической они хотят: 1) беспартийного суверенного господства закона; 2) законодательной власти парламента; 3) полного равенства всех перед законом; 4) народного вооружения с той целью, чтобы народ мог вынудить уважение перед законом в том случае, если он нарушается, и защищать свою свободу.

В религиозней области они хотят: 1) полной свободы совести; 2) чтобы каждый мог поступать по своему разумению, каково бы оно ни было.

Религия имеет две стороны. Одна есть правильное понимание откровения, и это есть частное дело. Вторая касается дел благотворительности и справедливости, и она открыта суду людей и воздействию власти. Наконец, всякие споры о вере и форме культа устраняются, ибо, согласно разным степеням просвещения духом Божиим, различны бывают и внешние выражения. И в области политических учений, и в области экономических и социальных требований левеллеры выдвинули нескольких писателей, с трудами которых нам предстоит познакомиться.

Глава XII. Социализм в левеллерстве

Социалистические движения в эпоху английской революции с особенным вниманием и любовью исследованы Бернштейном в его книге «Socialismus und Demokratie in der grossen englischen Revolution» («Демократия и социализм в эпоху великой английской революции»). Книга эта, сначала входившая в состав общего коллективного труда по истории социальной демократии, вышла теперь (в 1908 г. ) в новом, переработанном, издании[381]. Социалистические течения в левеллерстве проявились впервые весьма своеобразно. При Кромвеле однажды несколько эскадронов его конницы вместе с сельским населением округа должны были восстановить порядок, нарушенный кучкой людей в 30 [милях] к югу от Лондона, близ Кобгэма, на известных холмах графства Серри. Эта группа, во главе которой стояли Эверард и Уистэнли, начала ломать изгороди полей и распахивать земельные участки, осуществляя практически нечто вроде черного передела, или, как они сами говорили, имея целью «вернуть творение в его прежнее состояние». Они хотели вернуться к древней общности пользования плодами земли, поэтому они проповедовали ограничение самых необходимых своих потребностей в еде, одежде, питье и для проведения своих социалистических идей требовали общности только той земли, которая не имела признанного владельца и не возделывалась. При этом они были далеки от требования всеобщего равенства имущества и насильственного перераспределения его, а желали взять только то, что принадлежит всем и остается без обработки, и сделать это полезным для нужд человека. Для этого они применяли такой способ, благодаря которому получили в истории буквальное название копателей (digger), а сами они называли себя «истинными левеллерами», в отличие от левеллеров, ограничивающихся только политическими требованиями. Этот эпизод обыкновенно проходит в истории сравнительно мало замеченным, лишь как прелюдия к дальнейшим более определенным социалистическим настроениям. Среди левеллеров уже вождь их Лильберн обнаруживает некоторые коммунистические симпатии. По крайней мере, так можно судить на основании приписываемой ему фразы, что он желал бы уничтожить всю частную собственность, однако это возможно, по его мнению, только при общем желании, но сам он считал этот строй очень желательным. Гораздо резче рассуждает его товарищ и единомышленник, бывший купец Вильям Уольвин, который говорит: «Что за несправедливость это, что один имеет тысячи, а другой не имеет хлеба. Божия воля в том, чтобы все люди имели довольно, а не в том, чтобы один имел избыток в благах этого мира и расходовал их на роскошь, а другой, который имеет много большие заслуги и полезнее для общества, не имеет и двух пенсов. Чтобы опрокинуть этот мир, достаточно было бы небольшой группы неутомимых и бесстрашных людей, если только они разумно возьмутся за дело и соответственно проявят жизнь и мужество. Тогда во всей нации не должно быть ни загородок, ни ям, ни меж. Но и не будет уже больше ни воров, ни жадных людей, не будет никто друг друга ругать или обманывать, и не нужно будет уже и правительства. Если же возгорится спор, возьмите сапожника с его места или какого–либо иного ремесленника, который является честным и справедливым человеком, велите ему выслушать дело и решить, а затем идти на работу». Правда, это приписывается ему в обвинительном акте его процесса враждебной стороной и может быть скорее преувеличено. Но, во всяком случае, нетрудно понять, что Кромвелю пришлось занять решительную позицию по отношению к этим настроениям, устраняющую какие бы то ни было колебания. Или Кромвель должен был принять на себя ведение социальной революции со всем ее проблематическим будущим, или должен был занять по отношению к ней ту непримиримую позицию, которую он и занял. В это время из лагеря левеллеров выходят памфлеты, в которых говорится вообще об устранении имущественного неравенства и относительно обобществления имущества. Практически это требование сводилось главным образом к требованию «черного передела», именно в отношении к общему пользованию землей. Как вы знаете, в это время совершался аграрный переворот в Англии и значительное количество общественных полей не находило себе владельцев, но в то же время они были закрыты для доступа рабочего населения. Только половина всех земель, по свидетельству Маколея, находилась в обработке в это время. В связи с этим и стоит эта пропаганда действием, которую предприняли копатели (diggers) во главе с Уинстенли и Эверардом. Эти лица в своих памфлетах 1649 г. развивают свои общие воззрения. Эти воззрения и новые настроения, по замечанию Карлейля, создаются на почве не исполнившихся их хилиастических надежд. Я указывал, насколько напряженны были ожидания скорого конца мира и тысячелетнего царства. Эти напряженные ожидания не сбылись, была осуществлена республика. Кромвель был объявлен протектором, феодальная монархия устранена. Тем не менее движение не только не пошло дальше, но, по–видимому, началась реакция. И вот на почве этого разочарования и неудовлетворенности хилиастических надежд развивается настроение коммунистическое. Оба эти автора стоят на почве этически религиозных воззрений и полны энтузиазма, видений, слышат голоса, получают откровения. По их мировоззрению, в мире идет борьба агнца и дракона. Эта борьба выражается и в политической, и в экономической жизни. Бог дал землю всем в пользование, но не создал одних господами, других рабами. Таким образом, в их представлении сила становится не только политическим, но и социальным фактором, и они говорят уже о восстановлении прав англосаксонского населения, прав, нарушенных первоначальными завоевателями норманнами, захватившими землю. Отведение общиной земли неимущим, черный передел казался этим истинным левеллерам настоящей панацеей, полным разрешением социального вопроса. Но это лишь ближайшая их цель, а конечная цель есть коммунистическая организация общества — переворот, идущий гораздо дальше этого настроения, — здесь сливается с настроением квинто–монархистов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...