Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава XV. Беллерс и его учение




Беллерс собственно квакер, и поэтому о его идеях следовало бы говорить в связи с общей характеристикой этой замечательной секты и той исторической роли, которая отведена ему в новейшей истории англо–американского мира, но так как этот проект находится в связи с кооперативными идеями, займемся им сейчас. Проект Беллерса относятся ко второй половине XVII в. Сам Беллерс жил в 16541725 гг. К концу XVII в. благодаря низкому уровню заработной платы огромное количество пауперов, несмотря на экономическое процветание Англии, составляют заметную и притом растущую экономически–социальную язву. По оценке Ч. Давенанта, писателя того времени, в 1692 г. число бедных и нищих составляло около четверти всего населения. Поэтому вопрос о бедности и безработице был острым вопросом времени, он одинаково занимал философа–сенсуалиста Локка, причем соответственно общему мировоззрению Локк пытался решить этот вопрос указанием на некоторые улучшения общественной организации призрения; Беллерс подошел к этому вопросу с точки зрения широко гуманной, соответствовавшей его христианскому мировоззрению. Джон Беллерс играет в истории политической экономии незаурядную роль не только потому, что он написал выдающееся для своего времени сочинение, но и по тому влиянию, которое он оказал на политическую экономию в XIX в. Роберт Оуэн в своей автобиографии сам рассказывает следующий эпизод. Один из его друзей, чартист Френсис Плейс, разбирая свою старую библиотеку, среди всякого хлама напал на сочинение Беллерса и, прочитав, передал его Оуэну с указанием, что здесь он нашел идею Оуэна, высказанную 159 лет назад. Оуэн не только признал справедливость этого замечания, но и переиздал в 1000 экземплярах сочинение Беллерса (в приложении к своему «А New View of Society»), и, таким образом, в начале XIX в. он открыл Беллерса для английского читателя и распространил его идеи. Еще более неоспоримо влияние, которое Беллерс оказал на Маркса. Маркс многократно цитируете сочинения Беллерса и называет его «истинным феноменом буржуазной политической экономии». В сочинении Беллерса вполне определенно выражена основная идея экономической системы марксизма, именно идея прибавочной ценности, прибавочного труда. Интересна та филиация идеи, по которой мысль, выработанная на основе квакерского мировоззрения, затем вошла в систему, совершенно противоположную по своим исходным философским предпосылкам (ибо между квакерством и экономическим материализмом существует, конечно, полная противоположность). Во всяком случае, связь идей Беллерса и Маркса несомненно документирована самим Марксом. Этот Беллерс был другом Вильяма Пенна, известного основателя английской колонии Пенсильвании и не менее известного деятеля английского просвещения Ганса Слоона, положившего основание Британскому Музею, о котором сохранит благодарное воспоминание каждый, кому приходилось там работать. Основным пунктом, из которого исходит в своих построениях и настроениях Беллерс, является та мысль, что, как он говорит, «тяжело видеть, что тела многих бедных людей, которые могут и должны быть храмом для обитания Святого Духа, являются вместилищами такого порока и испорченности», и задача его сочинения сводится к тому, чтобы найти средство для восстановления достоинства человеческой личности в ее внешнем положении. Главное сочинение его носит следующее название, тоже длинное: «Предложение об устройстве рабочего колледжа для всех полезных промыслов и земледелия с выгодой для богатых, богатым содержанием для бедных, хорошим воспитанием для молодежи, которая будет приносить выгоду правительству увеличением народа и его богатства» (Proposals for Raising a Colledge of industry of all useful Trades and Husbandry with Profit for the Riches etc. ). Это практическое предложение сводится к образованию фонда, с тою особенностью, что Беллерс не устраняет процентов на капитал, которые устраняет Плокбой. На эти фонды должны быть основаны рабочие колледжи, которые ближе всего подходят к идее фаланстеры у Фурье. В этих фаланстерах по проекту Беллерса должны находить работу и комфортабельно жить от 300 до 3000 лиц. Эти фаланстеры должны быть одновременно и сельскохозяйственными, и промышленными и покрывать все потребности своих участников, представляя собою как бы «мир в сокращенном виде». Другими словами, каждая фаланстера должна представлять вполне самостоятельную и самодовлеющую хозяйственную единицу и совершенно не зависеть от остального народного хозяйства. Следовательно, все хозяйство мыслится как совокупность таких раздельных фаланстер. Основная мысль состоит в том, что если труд вооружен соответствующей техникой, он должен доставлять не только соответствующее содержание трудящимся, но и проценты для уплаты за капитал. Следовательно, весь продукт труда, по представлению Беллерса, разделяется на продукт необходимый и прибавочный, на заработную плату и прибавочную ценность. Производительность труда повышается здесь, по сравнению с производительностью труда единичных работников благодаря совместной работе и, кроме того, здесь сокращаются издержки производства вследствие того, что при совместном потреблении сокращаются издержки на содержание рабочих.

Согласно проекту Беллерса, в его фаланстерах рабочее время устанавливается государством и с увеличением возраста сокращается на час. После 60 лет рабочий занимается исключительно как надсмотрщик, затем в пределах колонии деньги совершенно отменяются, «труд является тем масштабом, по которому оцениваются все предметы потребления». Оказывающие услуги больше средних получают и чрезвычайное вознаграждение. Особенное внимание в произведении Беллерса обращается на воспитание; воспитание преследует цель развития не только ума и характера, но и непременно ручной ловкости — обучение различным ремеслам. Общий мотив, из которого исходит Беллерс, — это желание помочь бедным. «Бедные без занятий, — говорит он, — суть как нешлифованные алмазы, их ценность неизвестна. Регулярно же занятые рабочие, напротив, суть величайшее богатство и сила народа; если бы не было рабочих, не было бы лордов, и если бы бедные рабочие не создавали много больше пищи и прочих благ, чем нужно для их содержания, тогда всякий джентльмен должен бы быть рабочим, и все ленивцы должны бы умереть от голода». На вопрос, почему же рабочие не получают всего продукта своего труда, Беллерс со своим шутливым прямодушием отвечает так: «Потому что богатые не могли бы жить иначе, как за счет труда других: лендлорды — труда их арендаторов, а купцы и промышленники — труда своих наемных рабочих». «Труд бедных образует золотые россыпи для богатых», — говорит он в другом месте. Так что идея прибавочной ценности и прибавочного труда как основание капиталистического хозяйства у Беллерса находит достаточно отчетливое выражение, что и было констатировано позднее сначала Р. Оуэном, а потом Марксом. Остается упомянуть относительно взгляда Беллерса на население. Интересно, что за сто лет до Мальтуса Беллерс останавливается перед вопросом о населении, но разрешает этот вопрос совершенно противоположно, чем Мальтус. Он говорит: «Увеличение бедных не есть тяжесть, но выгода, ибо вместе с ними умножаются и возможности их содержания». Этим мы и ограничим свое знакомство с этим небольшим, но в высшей степени содержательным этюдом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...