Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава XIII. «Закон свободы» Уинстенли




Глава XIII. «Закон свободы» Уинстенли

Изображение коммунистического идеала дано в книге Уинстенли, вышедшей в 1651 г. и озаглавленной «Закон свободы или же программа восстановления истинного правительства» («The law of Freedom or a Plattform of true Magistracy restored»). В этом «Законе свободы» провозглашается в качестве верховного принципа общественного устройства естественный закон, естественное право, существующее еще от создания мира. Право это определяет земле быть сокровищницей для всех без различия. Таким образом, оно обосновывает равное право всех на землю и ее плоды и вместе с тем принцип взаимности, взаимопомощи, солидарности по отношению друг к другу. Поэтому политическое и социальное равенство провозглашается в этом сочинении как прирожденное право, и лишь при соблюдении этого принципа общество заслуживает названия правового государства. Стало быть, идея государства социалистического провозглашается здесь как вывод, следствие из естественных прав, связанных с самим происхождением и предназначением человека. Политическое и социальное равенство требует для своего осуществления ряда законов, причем первый закон должен, по учению Уинстенли, запретить всякую частную торговлю, потому что она основывается на спекуляции и обмане, и, значит, вернуть общество к состоянию натурального хозяйства, существующего без обмана. Устранив торговлю, спекуляцию и обман, мы устраним вместе с тем и различие в имущественном положении, устраним бедность и богатство, «делающее [человека] надменным, гордым и тираническим по отношению к ближним». Что касается происхождения богатства, то Уинстенли утверждает, что богатство возникает через эксплуатацию рабочей силы. Истинная же свобода состоит в том, чтобы каждому человеку были обеспечены свободное пользование землей и возможность существовать приложением труда к земле. В государственном устройстве устанавливается самое крайнее демократическое правление, именно все чиновники республики избираются ежегодно. Что касается промышленности или точнее ремесла, то Уинстенли оставляет мелких ремесленников удовлетворять свои нужды своими руками. Оставляя мелкое производство без изменения, он, однако, в своей утопии установляет общественные магазины. В эти общественные магазины производители и сдают продукты своего труда и оттуда берут нужные им продукты, причем самый трудный вопрос при осуществлении этого порядка вещей, состоящий именно в том, каким образом сбалансировать приход и расход, решается с утопическим благодушием и простотой. Выражена уверенность, что на всех хватит, потому что никто не будет производить меньше известного минимума. При такой организации, конечно, употребление денег устраняется за ненадобностью. В этой утопии вы без труда усмотрите влияние некоторых черт «Утопии» Мора: в идее организации общественных магазинов, в критике земельного устройства, но нельзя не отметить, что утопия Уинстенли гораздо индивидуалистичнее и религиознее в своем настроении и обосновании. Требование свободы во имя разума и естественных прав провозглашается здесь решительнее, нежели в «Утопии» Мора. Уинстенли является, таким образом, ранним коммунистом в истории Англии.

Глава XIV. Идеи кооперации в эпоху революции. Плокбой

Если были провозглашены социалистические идеи в эту эпоху, то почти одновременно с тем нашли свое выражение и идеи кооперации, которые имеют такое значение в современном экономическом развитии Англии. Кооперативные идеи подсказывались английским писателям того времени необходимостью борьбы с растущей бедностью, с растущим пауперизмом. Уже в 1649 г., значит, еще при Долгом парламенте, один из членов партии индепендентов, врач Чемберлен, предложил в качеств средства борьбы с бедностью общественную собственность. Собственность короны и церковные имущества надо обратить в имущества, предназначенные для содержания бедных и употребить эти имущества в качестве фундамента для поднятия их экономического положения. Он предлагает образовать хозяйственное сообщество, объединяющее своих участников и предоставляющее им равные права в управлении. Причем эти общества занимались бы не только сельскохозяйственными работами, не только устройством дорог, каналов и удовлетворением разных других нужд, но и мануфактурными и промышленными работами. Следовательно, здесь мы уже имеем в зачатке идею фаланстера, т. е. такой промышленной единицы кооператива, при котором применялся бы труд, целесообразно распределенный для удовлетворения потребностей разных групп. К этой идее, зачаточно выраженной, присоединяется гораздо более сознательно и детально выработанный и продуманный социально–психологический план, составленный одним из современников и приверженцев Кромвеля, уроженцем Голландии, неким Петром Корнелием Плокбоем (Peter Cornelius Plockboy). Он жил во время республики в Лондоне и представлял свой проект протектору в качестве практического средства. После его смерти в 1659 г. проект был опубликован под длинным заглавием, выражающим его содержание. (Тогда вообще любили длинные заглавия, где излагались самые основные мысли, которые трактовались в этих сочинениях. Поэтому познакомиться с заглавием, значит познакомиться с самим сочинением. ) Я приведу вам здесь это заглавие: «Путь осчастливить бедных всех наций посредством соединения некоторого количества подходящих и действительно пригодных людей в хозяйственные коммуны (one household Government) или небольшие республики, в которых каждый мог бы сохранить свою собственность и без всякого угнетения мог бы заниматься подходящей ему работой. Средство освободить все народы не только от ленивых, плохих и распутных ребят, но и от тех, которые искали и нашли пути и средства жить за счет труда других».

Итак, этот проект ставит себе задачей организацию хозяйственной коммуны, где находили бы труд и содержание неимущие и трудились бы те, которые искали освободиться от труда. Вот этот проект и представляет собою план учреждения кооперативного общества. Плокбой, по–видимому, раньше у себя на родине находился под влиянием анабаптистов с их крайним коммунизмом, он наблюдал счастливую жизнь некоторых анабаптистских колоний в Моравии и Венгрии, на что он и ссылается. То благополучие, которое он наблюдал там, он хочет установить и в Англии. Он полагает, что христианство находится в его время в попрании, что нужно установить истинное христианство и стряхнуть «иго светских и духовных фараонов». Для этой цели он предлагает установление кооперативов, основанных на личной свободе и при сохранении личной собственности, причем имеющие собственность ограничены тем, что лишаются права злоупотреблять ею. Это значит, что вносящий капитал на нужды кооператива, в случае нужды может получить этот капитала обратно при выходе, но не получает процентов. По проекту Плокбоя, нужно устроить два хозяйства: одно в деревне для земледелия и ремесленных работ, другое в городе для продажи продуктов. Каждое семейство живет в доме, где работает, но каждая семья живет в особой квартире, каждый пользуется свободой, насколько, впрочем, [она] не противоречит принципам разума и царствия Божия. Устройство этой общины самое демократическое, чиновники избираются ежегодно. Ежедневный труд, продолжительность рабочего дня устанавливается для всех по общей норме — шестичасовой рабочей день. Община снабжает всех членов жилищем и содержанием и те избытки, которые остаются каждые полгода, распределяет между своими членами сообразно нуждам и ведет выгодную торговлю. Возможность иметь избыток и вести выгодную торговлю Плокбой связывает с введением крупного производства, ибо крупное производство выгоднее мелкого, потому что содержание членов благодаря общности жизни стоит дешевле, самое производство ведется экономнее, благодаря этому лавки могут ставить самые низкие цены. Практического применения эти идеи не имели, они интересны лишь как показатель настроения того времени. Сюда же относятся идеи Джона Беллерса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...