Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава XXXVI. Фабианское общество




Обращаясь к характеристике фабианцев, должен выяснить название этого общества. Фабианское общество приняло имя известного римского полководца Фабия, получившего название Кунктатора, т. е. медлителя, на теперешнем языке «постепеновцы» и фабианцы приняли его в том смысле, что он означает постепенный, частичный социализм, то, что немцы называют Stiicksocialismus. Сидней Вебб в своем этюде «Об истинном и ложном социализме», изданном от лица фабианского общества, говорит о фабианском обществе: «Мы отказались от обычного представления о том, что социализм необходимо связан, с одной стороны, с утопиями, а с другой — с бунтарством. Мы задались целью найти и показать другим, каким образом Англия действительно может быть превращена в социал–демократическую общину». И дальше: «Мы больше чем когда бы то ни было убеждены в том, что социалистический режим нельзя ввести путем переворота». Этот памфлет, изданный в 1894 г., перепечатан недавно, так что и сейчас выражает мнение фабианского общества. «Мы больше, чем когда бы то ни было убеждены в том, что социалистический режим нельзя ввести путем переворота», — следовательно, идея общественного катаклизма, идея диктатуры пролетариата, захват власти, введение социалистического способа производства посредством этой власти — весь тот круг представлений, который выражают Маркс и Энгельс в 40–х годах, — принципиально отвергается фабианским обществом. «Мы не верим в эту догму, — говорит Вебб, — мы не возлагаем также никаких надежд на организацию отдельных социалистических коммун, под каким бы покровом эта старая идея ни появлялась». Но с одинаково непримиримым отрицанием они относятся и к старому бессистемному эмпирическому либерализму, и к либерализму манчестерской партии. Здесь задача фабианцев, как определяется в памфлете, такова: «Фабианское общество ставит себе задачей пропаганду среди английского народа. Оно хочет убедить народ в том, что необходимо реорганизовать политические учреждения страны на самых демократических началах и ввести социалистический режим в промышленности для того, чтобы материальная жизнь народа была независима от частного капитализма. Фабианское общество старается осуществить только свои демократические и социалистические цели, оно не ставит себе никаких других задач, поэтому: общество не имеет своего определенного мнения по вопросам брака и религии, по абстрактным вопросам науки, народного хозяйства, по вопросам общего исторического развития, валюты — словом, по вопросам, выходящим за пределы практических целей демократии и социализма». На основании этой широкой принципиальной терпимости понятно, что в фабианском обществе соединяются, и не безуспешно, люди различных теоретических и религиозных убеждений, и архиепископ Весткотт участвует рядом с Баксом и другими представителями совершенно атеистической точки зрения.

«Общество ведет агитацию, — продолжает Вебб, — против всех существующих учреждений и партий, под каким бы флагом они ни действовали и какими бы программами — социалистическими или несоциалистическими — они ни прикрывались, исходя из той точки зрения, что считаться нужно только с действиями, оно поддерживает все, что полезно демократии и социализму, и борется со всем, на чем лежит печать реакции. Общество не заинтересовано в том, чтобы все практические действия, носящие социалистический характер, исходили непременно от него или от какой–нибудь другой партии или общества, образовавшегося специально для этой цели. Фабианцы не стремятся к тому, чтобы весь английский народ вошел в их общество». Отдельные параграфы характеризуют терпимость фабианцев, именно, что фабианцы не удерживают своих членов от того, чтобы они вступали в другие общества. Напротив, они заботятся о том, чтобы члены общества вступали в другие союзы и вели там пропаганду своих идей. Почти все союзы и современные социальные движения содержат элементы, благоприятные социализму, как бы цели и чувства их основателей ни были чужды социализму. С другой стороны, в социалистических союзах всегда появляются предложения, которые носят крайне реакционный характер, причем авторы этих предложений совершенно не признают этого. Поэтому общество приглашает своих членов вступать во всякие союзы — в социалистические или несоциалистические, где только можно вести пропаганду фабианских идей. Эта черта фабианского общества становится еще рельефнее, если опять–таки сопоставить ее со взглядами, напр[имер], германской социал–демократической партии, которые на партейтаге обсуждали весьма горячо, напр[имер], вопрос о том, может или не может член социалистической партии участвовать в несоциалистической, или, как они там выражаются, буржуазной прессе.

Что касается идеалов демократии, то они понимают под этим «просто контроль над управлением посредством свободно выбранных представителей народа. Они категорически высказываются против всякой демократической политики, которая стремится к тому, чтобы техническая работа центрального управления и назначение чиновников производились путем народного референдума или путем какого–нибудь другого прямого вмешательства народа. Эти учреждения могут с успехом действовать в деревенской общине, но они не подходят к нашим сложным формам цивилизации, к нашей нарождающейся официальной демократии». Фабианцы требуют равных политических прав для мужчин и женщин, поэтому в теперешнем движении в Англии в пользу завоевания политических прав для женщин фабианцы имеют сторонников этого движения.

Особый параграф носит название «Компромиссы фабианцев». «Фабианцы по опыту знают, что социалисты, как и все другие люди, не могут все устроить по своему желанию. Поэтому они признают, что в демократическом обществе компромиссы являются необходимым условием политического развития». Фабианцы понимают социализм следующим образом: народ организует и управляет всеми необходимыми для страны отраслями производства; вся рента с земли и капиталов является собственностью всего народа в целом, который собирает эти доходы посредством тех общественных организаций, которые наиболее приспособлены для данных целей, как, напр[имер], сельские общины, городские, провинциальные и центральные управления. Наряду с этим фабианцы являются приверженцами государственного социализма в том широком и определенном смысле, какое это слово имеет в настоящее время, напротив, государственный социализм в Германии для германских социалистов долгое время составлял предмет сомнений и пререканий настолько, что даже такая в настоящее время общепризнанная вещь, как целесообразность и полезность рабочего законодательства, законодательства для охраны труда и, в частности, рабочего страхования, возбуждала опасения и сомнения еще в начале 80–х годов. Среди демократических членов фабианцы вовсе не заводят так далеко принцип государственности предприятий монопольных, чтобы исчезли частные предприятия, исчезла индивидуальная инициатива. «Индивидууму предоставлена возможность исследовать социальное значение новых изобретений, вводить новый способ производства, находить средства для удовлетворения новых общественных потребностей и руководить общественными предприятиями. Деятельность общественных учреждений должна быть дополнена деятельностью частных предприятий. Эту свободу фабианцы также высоко ценят, как и свободу прессы, свободу слова или какие–нибудь другие конституционные свободы».

Таким образом, в сущности идеал фабианства не есть социализм в чистом смысле слова, а централизованная организация производства посредством государственной власти, а это есть далеко проведенный социализм муниципальный, городской, государственный, который восполняет, поправляет, но не устраняет применение частной инициативы. Интересно отношение фабианцев к средним классам: «Представители средних классов или буржуазия до сих пор обогащали социализм идеями и с увлечением участвовали в социалистическом движении» (подобно нашей интеллигенции). «Фабианское общество поэтому протестует против того, что социалисты квалифицируют реакционным именно тот класс, который создал социализм. С другой стороны, фабианцы не удивляются тому, что вожди социалистов, вышедшие из средних классов, с большой горечью нападают на ограниченность и себялюбие буржуазии, но они не думают, чтобы пролетариат бы совершенно свободен от этих качеств. Фабианское общество, — как и всякое другое социалистическое общество, — может подготовить народ к социализму только тогда, когда оно познакомит его с духовными приобретениями выдающихся членов всех классов общества. Фабианцы поэтому не могут употреблять выражений “средний класс”, или “буржуазия” в смысле упрека, ибо им пришлось бы оттолкнуть от себя большую часть своих собственных членов». Нужно заметить, что цитированные мною отрывки взяты из статей, которые собраны Веббом для немецкого читателя, для знакомства читателя с тем, что представляет собою в настоящее время социализм в Англии, и потому это заявление относительно отношения к различным классам, вообще не пролетарским классам и полемика с квалификацией буржуазных классов есть полемика с широко укоренившейся в Германии и у нас в России терминологией и отношением к классам, не занимающимся производительным трудом. Сами фабианцы устанавливают, что «фабианское общество стремится разбудить совесть общества» и что «для философии социализма свет более важный фактор, чем теплота». На этом основании они стремятся научно исследовать и осветить вопрос, и результаты своих исследований публикуют или в форме небольших памфлетов, листков или трактатов — «pamphlets and tracts», имеющих самый разнообразный характер, касающихся самых разнообразных вопросов. Трактаты эти издаются в особом сборнике, носящем название «Fabian Essays in Socialism».

Чего фабианцы не признают? «Фабианцы не признают таких фраз, как “отмена системы заработной платы”, ибо эти фразы только создают в публике неверное представление о социализме. Теперь заработная плата устанавливается конкуренцией отдельных индивидуумов, мужчин и женщин, которые работают для частных предпринимателей. Социализм же установит право на определенное количество средств существования для всех рабочих, находящихся на службе общества и отменит прибыль и всякие другие формы вознаграждения, созданные режимом, спекуляцией и конкуренцией. Фабианцы стремятся не к тому, чтобы отменить заработную плату, а к тому, чтобы прочно установить ее для каждого. Общество решительно выступает против всех требований, направленных к обобществлению производства путем установления одинаковой заработной платы, одинакового рабочего времени, официальной организации и контроля со стороны каждого. Такого рода требования не осуществимы. Они не совместимы с основной идеей современного социализма, по которой все должно быть одинаково подчинено общественному интересу. Общество фабианцев отрицательно относится ко всяким, без исключения, планам, стремящимся к тому, чтобы отдавать в руки отдельного лица или “группы лиц” весь продукт их труда. Фабианцы находят, что все продукты являются результатом общественного труда и что поэтому распределение их должно носить общественный характер. Развитие промышленности делает совершенно невозможным узнать и точно определить степень участия каждого в производстве общего продукта».

Наконец, в заключение фабианцы высказывают свое общее отношение к социализму. Они видят в социализме только то, что можно в нем видеть, не стоя на точке зрения материалистического понимания истории, именно исторический хозяйственный факт, весьма важный и существенный, но не более. «Социализм, — по мнению фабианцев, — не является панацеей от всех болезней человеческого общества. Социализм помогает только тем, кто страдает от неправильной организации производства и от несправедливого во всех отношениях распределения благ».

Вот основные принципы фабианского общества социалистов. Эти принципы в применении к разным вопросам практической жизни и теории они развивают в своих памфлетах и теоретических сочинениях, хотя нужно сказать, что эти теоретические сочинения весьма ограничены по размеру и представляют весьма мало интереса по качеству. Сборник идей английских социалистов, составленный Веббом, изданный в 90–х годах и перепечатанный без изменения под заглавием «Фабианские опыты социализма», вводит в круг идей фабианских социалистов.

Что касается памфлетов, которые всюду распространены, они отзываются на разные злобы дня, кроме того, фабианцы устраивают просветительные учреждения, читают публичные лекции, устраивают публичные заседания для рабочих, причем предметом их являются самые разнообразные темы, не только социальные, но и литературные, естественнонаучные, философские и религиозные, одним словом, темы, которые могут в данное время найти спрос.

Я, в сущности, закончил пересмотр самых важных, по крайней мере, явлений в области социального мышления в Англии как в течение XIX–го века, так и в течение той исторической эпохи, которая ему предшествовала. Теперь мы a posteriori, на основании произведенного изучения и знакомства можем повторить свои априорные положения, именно, что социализм как всякое историческое культурное явление национален. Он представляет собою известные общественные принципы, хотя и повторяющиеся в разных странах, но вместе с тем есть явление органическое, народное, развившееся среди данной исторической атмосферы. В истории Англии, страны наиболее промышленной, капиталистической, как раз той страны, на основании которой социал–демократическая доктрина выработала свою схему, лучше всего и опровергается та мысль, что рабочее движение единообразно, как это постулируется в германском доктринальном социализме. Напротив, вся история Англии свидетельствует о многообразии и различии духовных особенностей этого движения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...