Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Историческая справка об изучении алалии.




ТЕМА 1.

ОНР. ТИПИЧНЫЕ ПРЯВЛЕНИЯ.

Впервые теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи было сформировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей школьного и дошкольного возрастов, проведенных Левиной Р. Е. и коллективом научных сотрудников (Н. А. Никашина, Г. А.Каше, Л. Ф. Спирова, Жаренкова Г. М., Н. А. Чевелёва, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева и др.).Впервые термин общего недоразвития речи был введён в 50-60 годах прошлого столетия профессором Р.Е. Левиной. По мнению автора « Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи».

Е.М. Мастюкова считает, что патология речевого развития никогда не может быть у ребёнка изолированной и не может рассматриваться как «локальный» дефект. Недоразвитие речи оказывает большое влияние на всей психической деятельности ребёнка[30].

Более глубоко были изучены отдельные проявления этой патологии разными авторами. Так, в исследованиях Р.Е.Левиной (1959, 1961), Н.Н. Трауготт (1940), В.К.Орфинской (1968), С.Н.Шаховской (1960), Р.И.Лалаевой (1999), Н.В. Серебряковой (1999) освещены особенности формирования лексико-грамматических средств языка [67].

С.Н.Шаховская считает, что неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Наряду с указанными речевыми особенностями наблюдается и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью:

-нарушены внимание и память;

-недостаточно сформировано словесно - логическое мышление;

- отмечается дефицит произвольности, регуляции и контроля [17].

Г.В.Чиркина подчёркивает, что причины общего недоразвития речи могут быть различны, и соответственно этому будет различна структура аномальных проявлений.

К общему недоразвитию речи могут приводить различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а также в первые годы жизни ребёнка. То есть этиология общего недоразвития речи многообразна, но с клинической точки зрения наибольшее значение имеет группа общего недоразвития речи, связанная с ранним органическим поражением центральной нервной системы [64].

А.Н. Корнев особое внимание уделяет перинатальной энцефалопатии, как поражению мозга, возникшему под влиянием сочетания неблагоприятных факторов во внутриутробном периоде развития и в период родов [34].

По данным Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, общее недоразвитие речи обычно является следствием резидуально-органического поражения мозга. При таком поражении центральной нервной системы выделяют два основных вида нарушений: энцефалопатические - как следствие повреждения тех или иных структур центральной нервной системы; дизонтогенетические – как следствие недоразвития определенных структур и физиологических систем или отставания сроков их формирования; примером подобных нарушений и является общее недоразвитие речи [63].

Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина выделяют в качестве возможныхпричин возникновения общего недоразвития речи неблагоприятное воздействие речевой среды, просчёты воспитания, дефицит общения, то есть постнатальные социально-психологические факторы [64].

Одним из первых исследователей, систематизировавших данные о причинах нарушения речевого развития, был М. Е. Хватцев. Он разделил все причины речевой патологии на следующие группы [17; 71]:

 
 

 


 

Рис.8. Этиология ОНР

1. Органические причины – приводят к самым тяжёлым нарушениям речи, и воздействуют на центральную нервную систему или на морфологическое развитие периферического речевого аппарата.

2. Функциональные причины – нарушение соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

3. Психоневрологические причины – расстройства психических функций.

4. Социально-психологические – неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, вегетативной дисфункции и дефициту в развитии речи.

Анализ литературных источников позволил выделить два основных подхода к классификации общего недоразвития речи:

- психолого-педагогический, был предложен Р.Е. Левиной;

- клинический, наиболее полно представлен в работах Е.М. Мастюковой.

Р.Е. Левина вместе с сотрудниками разработала периодизацию проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. В рамках психолого-педагогического подхода Р.Е. Левиной было выделено три уровня речевого развития у детей с речевой патологией. Рассмотрим их в таблице 1.

Таблица1.

Характеристика уровней недоразвития речи детей

Уровень ОНР Характеристика речевых возможностей ребёнка
I уровень 1.Активный словарь в зачаточном состоянии. Здесь присутствуют звукоподражания, лепетные слова и лишь небольшое количество общеупотребительных слов. Значения слов неустойчивы и недифференцированны. 2.Пассивный словарь шире активного, однако понимание речи вне ситуации весьма ограниченно. Фразовая речь почти полностью отсутствует. 3.Широко используются указательные жесты, мимика. 4.Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Названия действий заменяются названиями предметов (открывать – «древ» (дверь), и наоборот – названия предметов заменяются названиями действий (кровать – «пат»). Характерна многозначность употребляемых слов. Небольшой запас слов отражает непосредственно воспринимаемые предметы и явления 5.Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова не сформирована.  
II уровень 1.Активный словарь расширяется не только за счёт существительных и глаголов, но и за счет использования некоторых (преимущественно качественных) прилагательных и наречий. 2.Происходит некоторое обогащение речи за счёт использования отдельных форм словоизменения. Наблюдаются попытки детей изменять слова по родам, числам и падежам, глаголы по временам, однако эти попытки чаще всего оказываются неудачными. 3. Дети начинают пользоваться фразой. 4. Улучшается понимание речи, расширяется пассивный и активный словарь, возникает понимание некоторых простых грамматических форм. 5. Произношение звуков и слов, резко нарушено. 6. Обнаруживается неподготовленность детей к овладению звуковым анализом и синтезом.
III уровень 1. При относительно развернутой речи наблюдаются неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов. 2. В активном словаре детей преобладают существительные и глаголы. Мало слов, характеризующих качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. Большое количество ошибок наблюдается в использовании простых предлогов, почти не используются в речи более сложные предлоги. 3. Отмечается недостаточная сформированность грамматических форм языка – ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не пользуются. 4. В активной речи дети используют преимущественно простые предложения. Отмечаются большие затруднения, а часто и полное неумение распространять предложения и строить сложные предложения (сочинённые и подчинённые). 5. Сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения структуры слова, что создает большие трудности в овладении звуковым анализом и синтезом. 6. Понимание обиходной речи в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, нетвёрдое овладение многими грамматическими формами.

Клинические проявления данных расстройств существенно затрудняют обучение и воспитание ребёнка и требуют возможно более ранней диагностики и своевременной медикаментозной терапии. Специальные исследования детей с общим недоразвитием речи показали и клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи, что отражает клинический подход, который представлен в работах Е.М. Мастюковой [30].

Е.М. Мастюкова отмечает неоднородность выраженности клинической симптоматики у детей с первичным дефицитом средств общения. Автором выделены три варианта общего недоразвития речи, которые представлены в таблице 2 [30].

Таблица 2.

КЛИНИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ ОНР (ПО Е.М.МАСТЮКОВОЙ)

  Клиническая симптоматика у детей с ОНР
Неосложнённый вариант ОНР Симптомы поражения ЦНС отсутствуют, в анамнезе нет указаний на патологию беременности и родов. Иногда может наблюдаться: частые простудные заболевания, соматическая ослабленность. Недоразвитие всех компонентов языка сопровождается незначительными неврологическими симптомами - нарушениями регуляции мышечного тонуса и др. Часто наблюдается эмоционально-волевая незрелость, слабая регуляция произвольной деятельности.
Осложненный вариант ОНР Наблюдается на фоне рассеянной органической симптоматики, речевой дефект сочетается с рядом неврологических и психопатологических симптомов. Например, синдром повышенного внутричерепного давления, цереброастенический синдром, синдром двигательной расторможенности и дефицита внимания. В раннем возрасте у детей этой группы наблюдаются нарушения сна, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, снижение аппетита, задержка психомоторного развития. В дошкольном возрасте дети не способны к длительной игровой деятельности, отличаются упрямством и негативизмом. Выражена моторная неловкость, которая приводит к трудностям в овладении рисованием, конструированием, лепкой. Повышенная истощаемость всех психических процессов. К школьному возрасту дети с этим вариантом ОНР составляют группу риска по возникновению нарушений письма и чтения.
Вариант стойкого и специфического недоразвития речи при моторной алалии Обусловлен органическим поражением речевых зон коры головного мозга. Как правило, данную группу составляют дети с алалией. Характерными признаками является выраженное недоразвитие всех сторон языковой системы. Типичными проявлениями являются: аграмматизмы, расстройство выбора слов, нарушения слоговой структуры. Для моторных алаликов: сниженная речевая активность, на этом фоне формируется компенсаторная форма общения с помощью мимики и жестов. Сложный симптомокомплекс оказывает негативное влияние не только на коммуникацию, но и на развитие познавательной деятельности и формирование личности.

 

ТЕМА 2.

План

1. Историческая справка об изучении алалии.

2. Этология алалии.

3. Характер повреждения речевого механизма при алалии.

4. Концептуальные подходы к определению механизма алалии.

5. Классификация алалии.

 

 

Историческая справка об изучении алалии.

Традиционным является следующее определение алалии: «Алалия – Отсутствие или недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде речевого развития (до 3-х лет)» (Логопедия. с. 262). Выделение данного возраста основано на том, что до 3-х лет речь ещё окончательно не сформирована, поэтому поражение головного мозга в этом периоде к недоразвитию речи, а не к его распаду.

Алалия – одна из тяжелых и стойких форм патологии речевой деятельности, при которой проблематичным становится спонтанное овладение языком. При сохранном физическом слухе, первично сохранном интеллекте и нормальных двигательных возможностях речевого аппарата нарушается формирование всех подсистем языка (синтаксической, лексической, морфологической, фонематической). При алалии наблюдается не только выраженное отставание в сроках усвоения языка, но и патологическое его развитие. У значительной части детей с алалией наблюдаются разнообразные психопатологические и неврологические расстройства, но преобладающими в симптомокомплексе алалии являются языковые нарушения. При этом степень их выраженности может проявляться в границах от полного отсутствия речи до наличия самостоятельной речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Термин алалия (образован от греч. Lalio – говорю, речь и приставки а - отрицание) буквально означает «отсутствие речи», «безречье». Для обозначения данного нарушения в научной литературе применяется большое количество разнообразных терминов, что свидетельствует о недостаточной его изученности. Наиболее распространёнными являются следующие термины: «афазия развития» («онтогенетическая афазия»), «дисфазия», «слухонемота», «задержка речевого развития», «конституциональная задержка», «нарушенное усвоение языка», «языковая неспособность», «общее недоразвитие речи».

История изучения алалии тесно взаимосвязана с историей афазиологией. Во второй половине XIX – начале XX вв. научные интересы европейских и отечественных ученых были прикованы к проблемам афазии: изучению мозговой организации и локализации психических функций; взаимодействию речи с другими высшими психическими процессами; исследованию структуры речевой функциональной системы, роли различных уровней её организации и их взаимодействия в формировании вербального общения; механизмов нарушения речи при поражении коры головного мозга (П. Брока, 1861; К. Вернике, 1872; А. Куссмауль, 1877; А. Я. Кожевников, 1872; П. Мари, 1906 и др.).

Первоначально многие из исследователей не рассматривали алалию как самостоятельную форму речевой патологии, включая её в категорию афазии. Так основатель логопатологии и создатель первой классификации расстройств речи А. Куссмауль кратко описал несколько случаев своеобразного отсутствия речи у детей, которые имели все предпосылки для её усвоения, и назвал это нарушение «врожденной афазией» (1877).В 1885-86 г.г. И.А.Бодуэн де Куртенэ опубликовал блестящее лингвистическое описание случая «врождённой афазии». Следует отметить, что путь термина «алалия» к его современному понимаю был достаточно сложным. До начала XX вв. термин «алалия» имел обобщенное значение и использовался для обозначения всех случаев тяжелых нарушения речи, включая и афонию.

В 1830 году Ф. Шультесс выделяет алалию (немоту) в отдельное речевое нарушение, но рассматривает его в связи с артикуляционными расстройствами. Алалия противопоставляется дислалии как полная невозможность артикулирования, что позже правомерно стало именоваться анартрией.

Постепенно накапливается клинический материал, фиксирующий случаи «безречья» или позднего начала речевого развития у детей с сохранным слухом, сохранным артикуляционным аппаратом и потенциально сохранным интеллектом. Так, Р. Коэн представляет развернутую характеристику немоты, не обусловленной артикуляционными нарушениями (1888). Он называет это нарушение «слухонемотой» (т. е. немотой при сохранном слухе в отличие от глухонемоты) или «идиопатической алалией» (безречье неясного происхождения).

Научный анализ клинических данных позволяет со временем выявить принципиальные различия между афазией у взрослых и алалией у детей. В частности, отечественный ученый М. В. Богданов - Березовский в работе «Не говорящие и плохо говорящие дети в интеллектуальном и речевом отношении» (1909) делает вывод, что анатомическая классификация афазии у взрослых не приложима к детям. Ученый отрицал очаговую природу алалий в силу слабого развития мозговых локализаций у детей до речевого возраста и чрезвычайной лабильности их мозга, что и делает нарушения их речи более диффузными, недифференцированными.

Следует признать, что только к 30-м годам XX вв. в отечественной логопедии понятия «алалия» и «афазия» окончательно разводятся: алалия – отсутствие или тяжелое недоразвитие речи, афазия – её утрата, распад.

Из отечественных ученых значительный вклад в изучение алалии внесли М. В. Богданов – Березовский, Н. Н. Трауготт, В. К. Орфинская, Р. Е. Левина, Р.А. Белова – Давид, Е. Ф. Соботович, Б. М. Гриншпун, С. Н. Шаховская, В. А. Ковшиков, В.В.Воробьёва и другие.

 

Этиология алалии.

 

Статистические данные показывают, что алалия наблюдается у 0,1% населения. Среди детей дошкольного возраста 1%, младших школьников – 0,6%, детей среднего и старшего школьного возраста – 0,2%. При этом, у мальчиков алалия диагностируется в два раза чаще, чем у девочек. По отношению ко всем формам патологии речевой деятельности алалия составляет 0,5%.

Современные исследования причин возникновения алалии свидетельствуют, что большинство детей с данной формой речевой патологии подвергаются воздействию комплекса различно сочетающихся друг с другом отрицательных факторов эндогенного и экзогенного характера (В. А. Ковшиков, 2001, Е. М. Мастюкова, 1997, В. В. Лебединский, 2004 и др.).

В. А. Ковшиков на основании изучения анамнеза заболеваний 300 детей с алалией приходит к выводу, что ведущая роль в комплексе неблагоприятных факторов принадлежит вредностям, которые действуют в пренатальный и натальный периоды жизни детей и вызывают у них органическое поражение центральной нервной системы.

Так, патология беременности отмечена у 92 % матерей: токсикоз на протяжении всей беременности, различные соматические заболевания во время беременности и родов (грипп, ОРЗ); угроза выкидыша, психотравма, попытки прерывания беременности, резус-несовместимость и некоторые другие.

Более трети детей рождались раньше или позже срока. Патологические роды (стремительные, затяжные, сухие) были в 67,3 % случаев. Во время рождения 24 % детей получили травмы головы, 88% родились в асфиксии. Как известно, при асфиксии диффузно поражаются многие отделы мозга, что затрудняет формирование в нём межсистемных мозговых связей, необходимых для нормального генеза языковой системы. Данное обстоятельство обеспечивает признание асфиксии наиболее значимым вредоносным фактором возникновения алалии.

В. А. Ковшиков отмечает, что анализ анамнестических данных позволяет выделить и ряд других неблагоприятных факторов. Так, значительная часть детей (72%) рождались от 3,4 и более поздних по порядку следования беременностей, которым нередко предшествовали искусственные и спонтанные аборты, мертворождения. Возраст примерно 70% родителей в период рождения ребенка был от 30 до 40 и более лет, т. е. недостаточно благоприятным для рождения.

Исследования В. А. Ковшикова показывают, что неблагоприятная неврологическая и психопатологическая наследственность обнаружена в небольшом числе случаев. Так, различные речевые нарушения у родителей (задержка развития речи, заикание, ринолалия,) отмечаются только в 16% случаях.

Аналитическое изучение анамнестических данных показывает, что многие потенциальные алалики рождаются с малым весом и рядом нервно-психических отклонений (беспокойство, плохой сон и т. п.). Характерно, что 94 % детей данной категории до 1 года переносят разнообразные заболевания (как правило, ОРЗ, пневмония, детские инфекции, грипп). Безусловно, соматические заболевания усугубляют действия причин неврологического характера, которым в этиологии алалии принадлежит основное место.

Данные В. А. Ковшикова показывают, что мозговые заболевания (4,7%), травмы мозга (5,3%) в ранний период жизни детей встречаются в единичных случаях.

С рождения до 3-х лет у 62% наблюдаемых детей отмечались заметные признаки отставания в психо-моторном развитии. Почти все дети позже начинали сидеть, стоять, ходить, выявляли моторную неловкость.

Исследователи называют разнообразные социально – психологические причины, которые могут усугубить действие вредностей пренатального и натального периодов. К их числу относят недостаток речевой мотивации со стороны окружающих и ограничение контактов взрослых с детьми, например, когда родители недостаточно побуждают ребенка к речи и активно используют экспрессивно-мимические средства, автономную речь для общения с ребенком, неверно оценивая его потенциальные психические и речевые возможности. Многие авторы выделяют неправильные методы воспитания, в том числе и воспитания речи (чрезмерное к ней побуждение, насмешки над детскими ошибками и т. п.), которые тормозят речевые проявления у ребёнка, а во многих случаях провоцируют речевой негативизм.

Анализ научных данных свидетельствует, что в анамнезе детей с алалией отмечается сочетание многих вредоносных факторов (в 84% случаев их 3 и более), при этом вредностям пренатального и натального периодов, вызывающих органическое поражение ЦНС, принадлежит ведущая роль.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...