Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 4. Сенсорная алалия




План.

1. Определение сенсорной алалии. Патогенез нарушения.

2. Симптоматика сенсорной алалии:

а) речевая;

б) неречевые нарушения.

 

Сенсорная алалия - системное недоразвитие речи, возникающее при органическом поражении височных областей доминантного полушария и обусловленное несформированностью операций процесса восприятия речевого высказывания при относительной сохранности физического слуха и моторных возможностей.

При сенсорной алалии имеется тяжёлое нарушение аналитико-синтетической деятельности коркового конца речеслухового анализатора (верхневисочная извилина - зона Вернике), в котором происходит первичный анализ речевых звуков. В результате у детей не формируется фонематическое восприятие, не дифференцируются фонемы, не воспринимается слово, не формируется связь между звуковым образом слова и обозначаемым им предметом. Ребёнок слышит, но не понимает обращённую речь.

При нормальном развитии понимание начинается с того, что происходит различение воспринимаемых слов, их узнавание, при этом вырабатываются нервные связи, благодаря которым разные звукосочетания связываются в слова. Звуки произносятся и воспринимаются в слове в определённом порядке. Между звучанием и значением устанавливаются связи. При сенсорной алалии связь между словом и предметом (действием), который он обозначает, не формируется. Исследователи отмечают, что у нормально развивающихся детей смысловые связи устанавливаются после 3-5-кратного совпадения звукового комплекса (слова) со зрительными, осязательными и другими ощущениями. У детей с сенсорной неполноценностью эти связи формируются с большим замедлением: осмысленная условнорефлекторная реакция появляется в среднем после 20-25 совпадений (Н.И.Красногорский).

Характеризуя патогенез сенсорной алалии, Ю.А.Флоренская отмечала, что при сенсорно-акустическом синдроме имеется особое состояние акустической невозбудимости и истощаемости слуховой функции. Это приводит к неустойчивости слуховых реакций, трудностям образования слуховых дифференцировок, неполноценности слухового анализа и синтеза.

Сенсорное нарушение характеризуется отсутствием чёткого порога восприятия, у ребёнка отмечается мерцающее непостоянство слуховой функции: сигналы одинаковой громкости то воспринимаются, то не воспринимаются. Это зависит от повышенной возбудимости или заторможенности ребёнка, от его соматического и психического состояния, от психической активности, обстановки обследования, способов подачи сигналов (темпа поступления звуковых раздражителей, наличия интервала между ними, качества звуков и т.д.) и ряда других факторов.

При сохранности звукопроводящей функции слухового анализатора у детей отмечается неспособность локализовать звук в пространстве, выявляется индифферентность к звуковым раздражителям. Неполноценность восприятия объясняется специфическим состоянием коры головного мозга. Недоразвитие или раннее поражение мозга приводит к снижению работоспособности незрелых мозговых клеток, которые не могут обеспечить нормальное протекание высших психических процессов.

Вопрос о состоянии физического слуха у детей с сенсорной алалией остаётся спорным. Многочисленные исследования показали, что у данной категории детей может отмечаться незначительное снижение слуха на всём диапазоне частот, но оно не является ведущим в картине речевого недоразвития. Например, «Н.Н.Трауготт сообща­ет о детях, которые слышали обращенную к ним речь на рас­стоянии 6м — это нормальный уровень восприятия речи средней громкости при нормальном слухе, но смысл слыши­мого оставался детям непонятным, хотя при этом они не были умственно отсталыми»(28.с.368). Неполноценность восприятия объясняется не снижением слуха, а специфичес­ким состоянием коры головного мозга. Возможное снижение физического слуха исследователи объясняют обширностью очага поражения коры головного мозга, отсутствием узколокализованного характера поражения детского мозга.

Иногда дети с сенсорной алалией безосновательно направ­ляются в специальные учреждения для глухих и слабослы­шащих детей. «Н.Н.Трауготт, исследовав 200 глухих учащихся специальной школы, у 8 из них обнаружила сен­сорные нарушения, которые ошибочно квалифицировались как нарушение слуха»(28.с.369).

 

2. Симптоматика сенсорной алалии.

Речевая симптоматика

Сенсорную алалию характеризует тяжёлое недоразвитие восприятия речи, в результате чего нарушается формирование всей речевой функции, вплоть до полного непонимания речи окружающих и отсутствия собственной речи. Первичным нарушением в структуре дефекта при данной форме алалии является недостаточность фонематического восприятия.

А.В.Ястребова уточняет, что фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядочение - в "решётке фонем".

Фонематический слух и фонематическое восприятие формируются в процессе развития речи ребёнка. Р.Е.Левина, изучая закономерности детской речи, выделила пять этапов, которые проходит ребёнок при овладении речью.

На первом, дофонематическом этапе у ребёнка полностью отсутствует дифференциация звуков, понимание речи и собственная активная речь.

На втором этапе возникает различение наиболее контрастных или далёких фонем, но отсутствует дифференциация близких. Ребёнок не различает правильного и неправильного произношения других людей, не замечает неправильного, искажённого своего собственного произношения.

На третьем этапе происходят решающие сдвиги: ребёнок начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками; он узнаёт неправильно произносимые слова, при этом собственная речь ещё остаётся неправильной. Начинает наблюдаться приспособление к новому восприятию, выражающееся в появлении промежуточных звуков между звуками, произносимыми ребёнком и взрослым.

На четвёртом этапе получают преобладание новые образы восприятия звуков. Активная речь достигает почти полной правильности.

На пятом этапе завершается процесс фонематического развития. Ребёнок слышит и говорит правильно. У него формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

Степень недоразвития речеслухового анализатора может быть различной, но в любом случае фонематическое восприятие у детей с сенсорной алалией развивается замедленно и надолго остаётся несформированным. Наблюдается специфическая невосприимчивость к звукам человеческой речи при сохранном физическом слухе. В тяжёлых случаях ребёнок вообще не воспринимает речь окружающих, относится к ней как к шуму, не дифференцирует звуки речи и шумы неречевого характера, не реагирует даже на собственное имя. В других случаях доступ окружающей речи для сенсорных алаликов возможен только "через посредство улавливания общих, недифференцированных слепков слов, ударных частей слов, интонации речи" (Р.Е.Левина). При более сохранных вариантах недостаточность восприятия проявляется в пониженной способности вычленить звучание фонем из окружающей речи, неумении различить близкие фонемы, определить звуковой состав слова.

Интересно, что иногда понимание изолированных слов затрудняет ребенка больше, чем понимание смысла фразы. Улавливая в обращении к нему не все слова и их оттенки, ребенок дает неправильную реакцию.

Большую роль для детей с сенсорной алалией играет ситуа­ция. Дети часто понимают содержание высказываний только в определенном контексте. «Лишь в пределах привычного, обиходного общения, при условии четкой, размеренной речи у окружающих, понимание речи этими детьми возможно» - указывает Р.Е.Левина (24.с.24).

Правдина О.В. отмечает, что сенсорный алалик смотрит на лицо говорящего, пытаясь облегчить себе понимание речи путем восприятия выражения лица, жестикуляции, в дальнейшем ему начинает помогать зрительное восприятие артикуляции говорящего (40.с.195).

Детей часто затрудняет понимание смысла слов при изменении форм и порядка слов, не воспринимается ими смысл грамматических конструкций.

В ряде случаев дети не понимают слегка усложненные за­дания, не отличают ошибочно сказанное от правильного ва­рианта. Некоторые не понимают речь при изменении темпа высказывания, «путают слова с однотипной акцентно-слоговой структурой, близкие по звучанию слова воспринимают как тождественные» (28.с.372).

Встречаются дети, которые «понимают толь­ко то, что могут проговорить сами, и понимают только после такого проговаривания» (28.с.373). Проговаривание в момент восприя­тия приводит к улучшению понимания, видимо, потому, что оно подкрепляется кинестезиями от собственного произнесе­ния.

Иногда ребенок понимает только одного человека — мать, педагога и не понимает, когда то же самое говорит кто-то дру­гой. При этом реакция на звуки не зависит от громкости звучания.

В работах В. К. Орфинской, Н. Н. Трауготт и других иссле­дователей показано, что при сенсорной алалии страдает раз­личение фонем, фонематический анализ и анализ морфологи­ческого состава слов. Именно это и составляет специфику данного нарушения.

У детей с сенсорной алалией при отсутствии понимания становится невозможной или грубо искажается и собствен­ная речь. В то же время, Правдина О.В. указывает, что наличие слова в речи сенсорного алалика не всегда совпадает с его пониманием речи окружающих. «Сам ребенок употребляет слова «дай – дай», «спать», «пить» и т.п., а если обратиться к нему с этими словами, он их не понимает»(40.с.195).

Важно отметить, что «как реакция на речевое окружение у ребенка с сенсорной недостаточнос­тью появляются обрывки слов, эмоциональные восклицания, прямо не связанные с ситуацией, а свидетельствующие о его речевой активности»(28.с.375). Затем в ходе развития постепенно появляется ситуационное, более устойчивое понимание и употребление отдельных слов и простых словосочетаний. О.В.Правдина отмечает, что появление слова у ребёнка может быть связано с эмоцией, которую вызывает увиденный предмет или жизненная ситуация, например, "Бей -бей" - кричит 4-летний сенсорный алалик, получив в подарок красивый мяч; "Колбаса, сметана" - восклицает безречевой ребёнок, увидев на столе свои любимые кушанья(40.с.194).

Исследователи отмечают, что специфическими симптомами сенсорной алалии являются:

логоррея - бессвязное воспроизведение всех известных ребёнку слов;

эхолалия - непроизвольное повторение ребёнком слышимых в данное время или ранее слов, фраз. Эхолалически произнесённое не осмысливается и не закрепляется, попытка вызвать повторное произнесение оказывается безрезультатной.

Наблюдаются персеверации услышанного или произнесённого слова. В словах отмечаются многочисленные ошибки в ударении, искажении звуковой и слоговой структуры слова, разнообразные звуковые замены (парафазии, элизии, контаминации).

А.К.Маркова отмечает, что при искажениях звуковой и слоговой структуры слов наблюдаются многочисленные поиски, «ребенок не уверен в своей речевой продукции, ищет адекватные кинестезии: аквариум-«аквари», «акравиум», «авкарум», «аквару»(46.с.44).

Диффузное недиффе­ренцированное восприятие звуков приводит к недифферен­цированному проговариванию. Постепенно у ребенка выра­батывается осознание ошибок: «Нет, я не так сказал».

Р.Е.Левина в качестве примера приводит несколько "своих" слов 5-летнего сенсорного алалика: сахар - "ха", пойду гулять - "погу", ложусь спать - "лопа". При назывании картинок ребёнок мог воспроизвести только отдельные звуки и слоги: яблоко - "я", стул - "ту", собака - "ба". Речь в условиях повторения (отражённая речь) имела более оформленное звучание, например, стул - "тул", собака - "шобака", обман - "однам","одман". Р.Е.Левина отмечает, что достигнуть правильного произношения не удалось ни при каком числе повторений.

Как показывают исследования отдела логопедии Института дефектологии, «неумение воспроизвести слоговую структуру слова удерживается в процессе обучения дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков (в изолированном положении)»(46.с.46).

В большинстве случаев искажения и замены носят не постоянный характер, при каждом новом воспроизведении ребёнок допускает новый вариант искажения: слон - "сон", "высон", "сылон" и т.д. Нарушения произносительной стороны речи обусловлены неполноценностью восприятия собственной речи и речи окружающих.

Нарушение усвоения значений слов, отсутствие связи слова и предмета, амнестические трудности объясняют своеобразие словаря сенсорных алаликов. Пассивный словарь детей неустойчив и заметно отстаёт от активного. Часто ребёнок называет предмет в любой ситуации, а узнаёт его название только избирательно в определённом контексте. Амнестические явления, т.е. забывание уже известного слова, обусловлены звуковой лабильностью слова, нестойкостью и нечёткостью звучащего образа слова.

При наличии собственной речи дети с сенсорной алалией говорят плавно, без напряжения, интонационно правильно оформляя высказывание. Но при этом речевая продукция остаётся вне их собственного контроля, в результате, речь аграмматична, фрагментарна, содержит слова и обороты, не связанные с ситуацией, лишённые смысла. По выражению Б.М.Гриншпуна, речь ребёнка с сенсорной алалией может быть охарактеризована как повышенная речевая активность на фоне пониженного внимания к речи окружающих и отсутствия контроля за своей речью.

Грубо нарушенная речь при сенсорной алалии не может использоваться ребёнком как средство общения, не является регулятором его поведения и деятельности, деформирует формирование всех компонентов психической сферы ребёнка.

 

Неречевая симптоматика

Сенсорная алалия может сопровождаться различными неврологическими расстройствами, при этом наиболее характерными являются:

¨ сенсорно-акустический синдром - специфические нарушения восприятия звуков при сохранности звукопроводящей функции слухового анализатора;

¨ слуховые агнозии - неспособность узнавать предметы и явления по характерным для них звукам, различать звуки речи;

¨ гиперакузия - повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих: шум сминаемой бумаги, шуршание спичек в коробке, звук капающей воды и т.п. Дети с сенсорной алалией воспринимают такие звуки обострённо, дают на них болезненную реакцию: проявляют беспокойство, плачут, жалуются на боль в ушах, голове. «Это является лишним свидетельством сохранности у ребен­ка слуха и показателем того, что непривычные звучания иног­да становятся сверхсильным раздражителем для незрелых клеток коры мозга. Иногда на незнакомые звуки любой гром­кости дети с сенсорной алалией не реагируют совсем» (28.с.371).

 

Психопатологическая симптоматика также своеобразна и обширна:

¨ отмечаются выраженные нарушения слухового внимания: трудности включения и концентрации, устойчивости и распределения внимания, повышенная отвлекаемость, истощаемость и прерывистость внимания; наблюдается несформированность произвольного слухового внимания: дети не вслушиваются в речь, быстро утомляются, теряют интерес к звучаниям и т.п.;

¨ выявляются нарушения слуховой памяти;

¨ возможна вторичная задержка интеллектуального развития;

¨ характерны своеобразные нарушения двигательной сферы: в тяжёлых случаях у безречевого непонимающего ребёнка наблюдается двигательное беспокойство, он хаотично бегает, прыгает, стучит, кричит, совершает импульсивные, беспорядочные действия;

¨ отмечаются выраженные трудности регуляции поведения детей с сенсорной недостаточностью, так как речь не выполняет регулирующей функции;

¨ эмоционально-волевая сфера характеризуется эмоциональной лабильностью, резкими перепадами настроения;

¨ для сенсорных алаликов характерны адаптационные трудности, они крайне болезненно реагируют на изменение окружающей обстановки, отказываются контактировать с новыми людьми;

¨ мотивационная сфера детей данной категории также своеобразна: отмечается нестойкость познавательных, игровых, коммуникативных интересов, отказ от выполнения задания при наличии малейших затруднений;

¨ деформация речевого и психического развития во многом обуславливают формирование негативных черт характера у детей с алалией (обидчивость, капризность, раздражительность, неуверенность в себе и т.п.).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...