Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. Определение моторной алалии. Механизм нарушения речи




Моторная алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевого высказывания при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.

Экспрессивная алалия вызывается органическими поражениями головного мозга в пренатальный, натальный и ранний постнатальный периоды. Существует мнение, что у большинства детей с алалией имеются или имелись на ранних этапах развития нерезко выраженные, но множественные повреждения в обоих полушариях головного мозга.

При моторной алалии имеют место сложные дизинтогенетически – энцефалопатические нарушения.

Данные клинического и электроэнцефалографического исследования детей с моторной алалией свидетельствуют о наличие у них не только корковых нарушений, но и поражении глубинных образований мозга (ствол, зрительный бугор, ретикулярная формация и т. д.) (Е. М. Мастюкова, 1998).

Для алалии характерно нарушение всех подсистем языка: синтаксической, морфологической, лексической и фонематической. Типичные проявления моторной алалии - аграмматизм, расстройство поиска слов, трудности «выбора» и установления порядка их следования, нарушения слоговой структуры слов. У многих детей с алалией отмечаются разнообразные неязыковые нарушения – неврологические и психопатологические. Экспрессивная алалия может проявляться у детей с сильно выраженной симптоматикой, например у детей с церебральными параличами, у детей с нарушениями интеллекта и т. д. Эти варианты алалии специфичны, еще мало изучены и трудны для диагностики.

Е. М. Мастюкова анализируя особенности дизонтогенеза речи при алалии, доказывает, что при данной форме речевой патологии нарушается специфический механизм функционирования структур речевой системы, «вероятно, в первую очередь страдает формирование лабильных, пластичных систем временных связей или динамических временных связей» (Е. М. Мастюкова, 1981). В результате на всех этапах развития ребенка происходит деавтоматизация речевого процесса, нарушается формирование динамического стереотипа речевой деятельности. Поэтому, несмотря на то, что со временем у детей с моторной алалией формируется определённый набор языковых единиц (фонем, морфем, слов, синтаксических структур), они с трудом овладевают правилами их использования и на всех этапах развития речи испытывают специфические трудности в автоматизации речевого процесса.

В. А. Ковшиков провёл глубокие многоаспектные исследования, выявляющие специфику механизма алалия (2001).

Автор акцентирует внимание на сохранности невербальных знаковых систем, которые используются в речевой деятельности: интонация, звукоподражания, «звуковые жесты», мимико-жестикуляторная речь.

Звуковые жесты – это специфические звучания с использованием неязыковых и языковых звуков (цоканье языком, «хмыканье», «угуканье» и пр.), одно из средств невербальной коммуникации.

Так, дети с алалии (даже с самой тяжёлой степенью нарушения языковой системы), несмотря на свойственные им расстройства вербальной речи, воспроизводят основные виды интонации и многие их оттенки; безошибочно все или большую часть звукоподражания (как правило, верно, передают их интонационный рисунок и лишь в отдельных случаях изменяют их звуковой состав); правильно и достаточно часто пользуются мимико-жестикуляторной речью, автономно и совместно с вербальной речью используют эмоциональные, ритмические, указательные, изобразительные и символические жесты (В. А. Ковшиков, 1991). Таким образом, В. А. Ковшиков уточняет, что «экспрессивная алалия – не общая, а частная вербальное расстройство знакового выражения в речевой деятельности, так как из совокупности различного рода знаков, применяющихся в речевой деятельности, у детей с алалией нарушена только словесная речь» (с. 33, 2001).

Большинство исследователей подтверждает положение о том, что механизм импрессивной речи при данной форме потенциально сохранён и поэтому не влияет на расстройства механизма экспрессивной речи. Знакомые детям явления понимаются ими правильно. Непонимание возникает лишь в случаях отсутствия знаний, что связано уже не с состоянием восприятия речи, а с другими причинами. В тоже время дети с алалией, правильно воспринимаемые явления часто не могут выразить в экспрессивной речи или выражают их в неправильной языковой форме, что обусловлено свойственными им недостатками операций, входящих в процесс порождения речи, например, операции поиска слов (В. А. Ковшиков, 1988 год).

Экспериментальные исследования В. А. Ковшикова, О. И. Усановой и др. авторов показали, что у детей с алалией обнаруживаются специфичные расстройства каждой из подсистем языка.

Так, характерной особенностью фонематической системы у детей с алалией является относительная полнота набора составляющих её элементов (фонем) и одновременно – разлаженное функционирование их в языковом процессе. Другими словами дети обладают потенциальной способностью произносить все или большинство звуков, т. е. демонстрируют сохранность артикуляторного механизма, но не могут реализовать эту способность на речевом знаковом уровне вследствие нарушения или несформированности операций «выбора» должных фонем и установления порядка их следования. В итоге, дети допускают большое количество разнообразных и непостоянных замен и пропусков звуков речи.

Например: Настя М., 6 лет. девочка способна правильно произносить звук [Ф]. Но в предложенных ребенку словах наряду с правильным произношением появились неправильные варианты. «фары» - «фалы», «фантик» - «татик», «фартук» - «атук».

Для детей с алалией характерны проблемы актуализации слов при достаточно сохранных понятиях, т. е. ребенок правильно показывает предмет, но затрудняется назвать его, или заменяет название другим словом. Исследования показали, что нарушения актуализации слов у детей с алалией вызываются не артикуляционными расстройствами (ребенок правильно актуализирует слова «стрекоза», «трамвай», но не актуализирует многих слов, простых в артикуляционном отношении: «дом», «луна», «гуси») и не ограничением понятийной сферы, точнее знания о предмете (подтверждение этому служат описание предметов при их названии), а расстройствами взаимосвязанного комплекса операции (семантических, звуковых, ритмических, морфологических), осуществляющих поиск слова. Дети затрудняются извлекать из памяти всю совокупность признаков слова, необходимых для его актуализации, или же извлекают только отдельные или неверные признаки, в результате чего слово не появляется или заменяется другими словами, не соответствующими по значению искомому (В. А. Ковшиков, 1985).

Примеры успешного поиска:

Душ – вода/ дождик назвать можно/ не знаю/ есть дома пластмассовый/ это душ

Печенье – а как там/ торт/ не торт/ пар… /папиросы, что ли /карандаш что ли /торт /вафли / с чаем пьём/ печенье.

Примеры безуспешного поиска

Щёки – лицо/ красные/ красные/ноги/руки/лицо;

Плащ – чтобы платье не замочить/ой ой забыла/от дождя прячется.

с. 50. Для определения особенностей производства морфологических операций В. А. Ковшиков исследовал употребление падежных окончаний существительных, что наряду с задержкой темпа усвоения лексических единиц (например, окончаний предложного и творительного падежей); для детей с алалией характерно непостоянство замен падежных окончаний. Так, при склонение одного и того же слова: в одних случаях может употребляться правильное окончание, в других – происходит замена окончания внутри падежа, в третьих – окончание данного падежа, заменяется окончанием иного.

Т. е. при алалии наблюдается патологический тип становления языкового механизма (В. А. Ковшиков, 1989).

В. А. Ковшиков, И. Т. Власенко и ряд других исследователей экспериментально подтвердили, что особенности алалии нарушения экспрессивной речи не находятся в причинной зависимости от состояния мыслительных операций. Так, ребенок с алалией может правильно расположить серию сюжетных картинок, верно устанавливая последовательность событий в неречевой деятельности, но часть не может выразить её в экспрессивной речи (с. 37).

По терминологии Л. С. Выготского, у алалика «синтаксис мысли» расходится с «синтаксисом речи». Т. е. дети с алалией, верно, устанавливают отношения между элементами в семантической структуре (предложении, тексте), но не владеют должными языковыми средствами для передачи этих отношений в речи.

Результаты экспериментальных исследований позволили сформулировать ряд выводов:

1. Экспрессивная алалия является не общим, вербальным – расстройством знакового выражения в речевой деятельности.

2. Нарушение механизма экспрессивной речи у детей с алалией не находится в причинно – следственной зависимости от состояния других речевых и неречевых механизмов деятельности.

3. Для детей с алалией типичны не только задержка в сроках развития механизма экспрессивной речи, но главным образом – его патологической развитие.

4. Нарушение механизма экспрессивной характеризуется дезорганизацией всех подсистем языка и систем языка в целом.

На основании этих выводов становится возможным следующее определение интересующей нас формы речевой патологии.

Экспрессивная алалия – это языковое расстройство, которое характеризуется нарушением усвоения в онтогенезе экспрессивной речи инвентаря языковых единиц и правил их функционирования, что в процессе порождения речи проявляется в невозможности или в распаде производства грамматических, лексических и фонематических операций при полной или относительной сохранности смысловых и моторных (артикуляторных) операций.

Таким образом, при определении экспрессивной алалии внимание приковано к наличию следующих критериев: 1) задержка темпа нормального усвоения языка; 2) патологическое развитие языка; 3) наличие на определенных этапах онтогенеза в той или иной степени выраженности нарушений всех подсистем языка; 4) сохранность слуха; 5) удовлетворительное понимание доступной для определенного возраста обращенной речи.

 

 

2. Дизонтогенез речевого развития при моторной алалии

Анализ особенностей усвоения языковой системы детьми с алалией позволяет точнее представить механизм этой формы, ее течение и симптоматику. Многие исследователи, в частности Б.Н.Гриншпун, В.М.Мастюкова, Ю.Ф.Гаркуша характеризуют ранний этап речевого развития при моторной алалии следующим образом:

- малоактивный или отсутствующий лепет при нормальном сенсомоторном развитии ребенка;

- задержано появление первых слов (к трем годам);

- фразовая речь часто спонтанно не развивается.

Более поздние исследования показывают, что при моторной алалии этап доречевого или довербального развития существенно не отличается от нормы. В.А.Ковшиков отмечает, что у потенциальных алаликов, как и у нормально развивающихся детей, невербальные вокализации (плач, крик, кряхтение, гуление, смех, лепет, бормотание) участвуют в формировании интонации и предпосылок семантической и синтаксической сторон речи.

Нарушение в формировании звуковой, знаковой системы у детей наступает в следующем – вербальном периоде при овладении словесными знаками. Генезис языка у детей с алалией и у нормально развивающихся, по словам В.А.Ковшикова, имеет сходные и принципиально различные черты. Сходство состоит в том, что и те и другие проходят путь от развития понимания обращенной речи (импрессивной речи), к попыткам говорения (экспрессивной речи). И у тех, и у других выражение смыслового компонента высказывания доминирует или преобладает над формой говорения. И у тех, и у других наблюдается определенная последовательность в становлении единиц языка (например, все дети сначала используют неизменяемую форму слова; на следующем этапе – частичное неправильное изменение формы слова; далее – нерегулярное использование правильной формы; заключительный этап – правильная форма высказывания).

Наряду со сходствами исследователи отмечают существенные различия в ходе речевого онтогенеза:

1. У детей с алалией сроки появления языковых единиц (слов, флексий и особенно – правил их функционирования) значительно отстают от нормы (до 2-3 лет, я то и до 4-5, дети не употребляют или крайне ограниченно пользуются словарными средствами).

2. Детям с алалией свойственна не только значительная задержка в сроках развития механизма экспрессивной речи, но и его патологическое развитие:

- объем языковых единиц, относящихся ко всем подсистемам языка, резко ограничен (так, например, если к двум годам в норме словарный запас от 150-200 слов, то при моторной алалии в два года – 5-20 слов).

- порядок появления многих речевых единиц иной, чем у детей с нормальным речевым развитием (например, отмечаются случаи, когда более сложные по артикуляции звуки появляются раньше, чем более примитивные: звук «ч» опережает появление свистящих; некоторые смычные звуки «т»-«ть», «к»-«кь» появляются раньше сонорных «м»-«мь»).

- для алаликов типично употребление языковых форм, не характерных для нормально развивающихся в речевом плане детей (например, им характерны несвойственные норме замены фонем: так, звук «ж» может быть как и при обычном развитии заменен на звуки «т»-«ть», «с»-«сь», «ф»-«фь». Но кроме этого, может быть заменен на нестандартные звуки «ч», «д», «т», «х».

3. Атипичность речевого развития подтверждает тот факт, что дети с нормальным речевым развитием, искажая слоговую структуру слова, всегда сохраняют ударный слог, в отличие от моторных алаликов.

Подобные нюансы сохраняются во всех подсистемах языка.

Коммуникативная функция речи также имеет свои отличия. Дети с алалией избегают возможности общаться посредством речи. У них отмечают низкую речевую активность, стойкое и длительное по времени отсутствие подражания новым для ребенка словам. Часто проявляется речевой негативизм, который выступает как психологическая защита, что усугубляется неправильным речевым развитием со стороны взрослых. Чем выше интеллект малыша и чем он критичнее относится к своей речи, тем более у него выражены вторичные компенсаторные формы общения: жесты, мимика, пантомима. Н.Н.Трауготт отмечает, что некоторые мимические знаки закрепляются, приобретают постоянное значение, становясь мимическим словом (просьба "пить" выражается откидыванием головы и показом на рот, слово "мясо" обозначается круговыми движениями, имитирующими верчение ручки мясорубки).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...