Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Урок 3.1 Принципы образования структуры объема и его формообразующие элементы. Приемы нахождения точных пропорций.




 

ПЛАН

1.Рациональность.

2.Тектоника.

3.Гибкость, комбинаторика, органичность.

 

 

УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Основные принципы формообразования: рациональность, тектоничность, структурность, гибкостьикомбинаторика.

Рациональность - под рациональностью в композиции понимается логическая обоснованность, целесообразность формы. Соблюдение данного принципа в композиционно-художественной работе над формой связывается с выполнением двух главных условий. Первое условие — это установление прямой, самой тесной связи формы с ее функциональным содержанием. Такое содержание обуславливает выполнение формой самого широкого круга предъявляемых к ней функциональных требований.

Принцип рациональности в композиции соблюдается при учете объективных закономерностей ее функционального и художественного построения. Такое двуединое построение выявляется только на основе самого широкого и глубокого системного анализа формы. Оно и является вершиной рационального формообразования.

Тектоничность— принцип формообразования вытекает из понятия «тектоника», означающего в композиционном плане художественно осмысленную конструкцию, выраженную в определенной пластической форме.

В своей основе этот принцип означает соответствие формы конструкции. При таком соответствии конструкция становится композиционно-пластическим средством формообразования.
Такой принцип предполагает четкое выражение в форме конструктивного характера как несущих (внутренних, каркасных), так и несомых (внешних, навесных) элементов. Композиционная задача заключается в наиболее четком и ярком раскрытии пластических свойств каждого из этих элементов.

Структурность - понятие структура в теории композиции рассматривается прежде всего как внутреннее строение художественной формы. Цель структурного формообразования — нахождение гармоничной связи между элементами, составляющими форму. Такая связь выражается в соподчиненности элементов композиции. В соответствии с ней принцип структурности означает соподчиненность или четкость, ясность, слаженность внутреннего строения формы. При отсутствии соподчиненности форма выглядит монотонной, аморфной, вялой или, наоборот, пестрой, распадающейся на части. В этом случае элементы либо вообще не выделяются в композиции, образуя однообразную массу, либо имеют исключительно самостоятельное композиционное значение, нарушающее целостность формы.

Гибкость - в композиционном значении гибкость часто приравнивается к динамичности, которая выражается в чисто зрительном или механическом движении формы. Зрительно воспринимаемая динамика достигается разными композиционными приемами. Ее может дополнять физическое изменение формы в пространстве и времени за счет перегруппировки элементов, их добавления, убавления, сдвига, вращения и пр.

Комбинаторика - весьма распространенный прием — комбинаторика элементов. Это особый вид гибкого формо-образования, суть которого — изменение формы на основе разного сочетания одних и тех же элементов. При таком сочетании образуются новые комбинации элементов и соответственно новые формы. Одна из характерных черт комбинаторики — открытость в плане свободного развития формы в пространстве. Накопившийся опыт разработки комбинаторных структур позволил выдвинуть ряд условий, при которых они легче и лучше компонуются. Это:

· Простота элементов, составляющих гибкую структуру,

· Композиционная незавершенность, открытость форм, т. е. их обращение вовне, а не внутрь, к центру формы,

· Сохранение инвариантной масштабности, отвечающей изменению структуры,

· Независимость внешней формы от конструктивной основы,

· Кратность размеров по всем координатам или та же модульность,

· Наличие унифицированных узлов соединений.

Органичность— этот принцип определяет собой построение композиции с учетом закономерностей формообразования, проявляющихся в природе.

Природа всегда являлась для человека не только источником вдохновения, но и образцом для подражания. Важно подчеркнуть, что речь здесь идет не о механическом подражании природным формам, а об их творческом осмыслении с целью органичного преобразования в дизайн-формах.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Основные принципы формообразования?

2. Что понимается под рациональностью?

3. Что понимается под тектоничностью?

 

ТЕМА 3. Средства архитектурной композиции

Урок 3.2 Тектоника как выражение структуры объемно-пространственных форм. Изображение стоечно-балочных элементов одного из классических ордеров

 

ПЛАН

1.Рациональность.

2.Тектоника.

3.Гибкость, комбинаторика, органичность.

 

 

УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Тектоникой называют художественную интерпретацию конструкции, образное отражение работы под нагрузкой конструкции и ее материала. Тектонической называет­ся такая модификация конструкции, которая приобретает художественную выразитель­ность, становясь одновременно и архитектурной формой.

Сложение тектонической ар­хитектурной формы происходит значительно позже, чем возникает конструкция. Древнейшая стоечно-балочная конструктивная система достигла художественного совершенствования лишь в середине первого тысячелетия до нашей эры в зодчестве античной Греции при формировании системы ордеров. Ордерная сис­тема четко разделила все части системы по их конструктивной функции, придав им со­ответствующую художественную форму. Композиционное единство ордера достигалось пропорционированием его элементов в соответствии с единой величиной - модулем. Модуль принят равным радиусу колонны в ее основании. В античной Греции сложились три ордера: дорический - наиболее строгий и монументальный, ионический - с более утонченными членениями и нарядными формами и коринфский, отличающийся наи­большей утонченностью пропорций и пышностью форм. В древнем Риме состав ордеров дополнен тосканским и композитным, а пропорции ордеров канонизи­рованы.

Основными элементами ордера являются вертикальный - колонна и горизонталь­ный - антаблемент.

Колонна, главный несущий элемент конструкции, увенчана декоративной главой - капителью и имеет профи­лированное основание - базу.

Антаблемент, несомая часть конструкции, состоит из трех основных горизонтальных элементов - собственно несущей каменной балки - архитрава, декоративного пояса над ней - фриза и верхнего, вынесенного за плоскость фасада водоотводящего элемента - карниза.

Ордерные композиции являются классическим примером превращения каменной стоечно-балочной конструкции в законченную систему художественных форм, образно отражающих прочность, устойчивость и характер внутренних усилий в конструкции: постепенное нарастание нагрузки к основанию колонны выявлено ее утолщением (эн­тазисом), вертикальная направленность внутренних усилий подчеркнута каннелюрами (бороздками) на теле колонны, а основной конструктивный узел - стык балки со стой­кой - пластически акцентирован капителью колонны.

Стоечно-балочные конструкции из камня, дерева и железобетона отличаются друг от друга по техническим параметрам. Художественная трактовка этих конструкций во­плотила специфику их материала. Малое сопротивление растяжению при изгибе камен­ных балок (архитрава) определило в системе ордера частый шаг каменных колонн, а так­же небольшой горизонтальный вынос капителей колонн и карниза антаблемента

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Самая ранняя архитектурно-тектоническая система?

2. Виды ордеров и их особенности?

3. Основные элементы ордера?

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.