Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ТЕМА 5. Фронтальная композиция

Урок 5.1 Фронтальная композиция и выявление ее поверхности, виды фронтальной композиции. Приемы выявления пластики фронтальной поверхности, членения.

 

ПЛАН

1.Фронтальная композиция

2.Виды фронтальной композиции

3.Приемы построения фронтальной композиции.

 

УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Фронтальная композиция, развёрнутая фронтально к главной точке зрения. Характерным её признаком является построение архитектурно-пространственной формы по двум координатам: вертикальной и горизонтальной; построение в глубину имеет подчинённое значение. Однако это условие весьма ограничительно. Характерной особенностью фронтальной композиции является аспект восприятия, а не объективные свойства формы; фронтальностью могут обладать и здания объёмной структуры.

Виды фронтальной композиции. Соотношение коорди­нат по фронту может быть равным или близким к равенству, либо контрастным с преобладанием го­ризонтальной или вертикальной координаты (рис.1).

рис.1

Примером развития фронталь­ной композиции примерно в рав­ной степени по горизонтальной и вертикальной координате может служить Звонница Новгородского Кремля (рис.2).

Рис.2 рис.3 рис.4, 5

Фасад собора Собор Саграда Фамилия в Барселоне архит. Гауди решен как фронтальная композиция, развитая по вертикали (рис.3). А фасад здания лабораторий Пенсильван­ского университета архит. Л. Кана имеет основное развитие по гори­зонтали (рис.4). Чрезмерное раз­витие горизонтальной координаты нетипично для фронтальной компо­зиции, так как в этом случае начи­нает работать глубина пространства вдоль фронта (рис.5). Чрезмерное развитие вертикальной координаты приближает фронтальную компози­цию к объемной (рис.6). Фрон­тальная композиция может иметь симметричное или асимметричное построение (рис.7).

рис.6 рис.7

Примером симметричного построения может служить Дом Пашкова в Москве архит. В.Баженова ( рис.8). А фасад храма Иоана Предтечи в Пскове имеет асимметричное по­строение (рис.9).

рис.8 рис.9

Фронтальная композиция может быть построена на основе одного — доминирующего объема, при подчинении ему всех остальных элементов; либо основу композиции могут составить не­сколько элементов, которые нахо­дятся в нюансных отношениях (рис.10).

рис.10

 

В композиции фасада дома Пашкова в Москве главный объем превалирует и подчиняет все дру­гие элементы сооружения. А фрон­тальная композиция лабораторий Пенсильванского университета со­стоит из элементов, близких по сво­им массам (рис.4).

Метроритми­ческое расположение элементов не должно зрительно нарушать равно­весие композиции (рис.11). При использовании метроритмических закономерностей фронтальность по­верхности может восприниматься искаженно. Например, при распо­ложении одинаковых элементов с ритмически изменяемым интерва­лом (рис.12) и ритмически изме­няемой величиной элемента по фронту (рис.13) у зрителя появля­ется иллюзорное ощущение закруг­ленности фронтальной композиции. При ритмическом изменении высо­ты элемента возникает ощущение перспективного сокращения, что зрительно разрушает фронтальное построение (рис.14).

рис.11 рис.12

 

рис.13 рис.14

 

Приемы и средства постро­ения. Приемы использования свойств объемно-пространственных форм. Для построения фронтальной композиции предпочтительнее ис­пользовать элементы первой стерео­метрической группы — параллеле­пипеды (кубы, как частный слу­чай), так как вертикальные прямо­линейные плоскости этих тел наи­более типичны для фронтальной композиции.

По соотношению координат лучше использовать плоскостные элементы. Развитость этих тел по двум координатам создает актив­ный фронт.

Это не исключает возможности при построении фронтальной ком­позиции использовать объемные и линейные элементы любых других стереометрических очертаний.

В архитектурной композиции наиболее типичным является при­менение одинаковых или подобных форм. В некоторых случаях воз­можно использование двух-трех различных форм.

Изменение величины элементов в горизонтальном и вертикальном направлениях дает возможность найти между ними соотношения, создающие целостность и единство композиции. Последовательное из­менение величины элементов (уве­личение или уменьшение в одном направлении) может привести к зрительному разрушению фрон­тальной поверхности.

Массивность элементов состав­ляет основу фронтальной компози­ции. Изменение массивности форм, а также соотношения между пространством и массой влияют на ха­рактер композиции.

Превалирование пространства над массой элементов может приве­сти к разрушению фронтальной композиции (рис.15).

рис.15 рис.16

Наиболее характерным для фронтальной композиции является такое положение форм в простран­стве, когда доминирующая ось и взаимоперпендикулярные грани параллельны осям координат. Это не исключает возможности поворо­та или наклона элементов в допу­стимых пределах.

Во фронтальной композиции элементы можно расположить следующим образом: с интервалом, примкнуть один к другому, врезать один в другой (рис.16).

Наиболее невыразительным вза­имодействием между элементами является примыкание одного к дру­гому. Врезка элементов воспринимается как активное ком­позиционное взаимодействие. Максимальный интер­вал между элементами допускается лишь в пределах их зрительной взаимосвязи.

Для фронтальной композиции характерно такое расположение элементов, когда поверхности их составляют единый фронт (рис.17). Для получения более пластичных композиционных решений можно использовать сдвижку (рис.18), по­ворот (рис.19), наклон (рис.20) элементов. При этом необходимо учитывать, что эти приемы вклю­чают и активизируют пространство вокруг фронтальной композиции и в крайних пределах могут привести к разрушению ее.

Рис.17 рис.18 рис.19 рис.20

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.