Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ТЕМА 6. Объемно-пространственная композиция

Урок 6.1 Приемы и средства построения, выявление объемной формы.

Три основных типа объемной композиции.

Принципы образования структуры объема и его формообразующие элементы.

 

ПЛАН

1 .Объем

2. Три типа объемной композиции

3. Приемы и средства построения

4. Выявление объемной формы

УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Объемная композиция – имеет относительно равномерное развитие по трем координатам в пространстве и воспринимается при движении вокруг нее.

Объем — первич­ная форма, с которой начал свою строительную деятельность человек. Поставив вертикально красивый камень, он отметил место, чтобы лучше ориентироваться в простран­стве. Во все времена значительные события отмечались возведением монументов, которые представляют собой, как правило, объемы, обте­каемые пространством. Это сразу выделило их из окружения. Объем — одна из самых активных форм. Недаром великий французский ху­дожник П.Сезанн (1839 — 1906) го­ворил, что "все в природе предста­ет нам как цилиндр, конус или сфера".

Объем в архитектуре, как пра­вило, "скорлупа" вокруг простран­ства, имеющего определенное на­значение. Внутреннее пространство влияет на формообразование объе­ма, но необязательно вполне соот­ветствует ему. Внешний объем выполняет не только роль огражде­ния, но и служит носителем оп­ределенной художественной кон­цепции.

Взаимодействие массы объемов и пространства, как внешнего, так и внутреннего, присуще любому произведению архитектуры и опре­деляется главным образом концеп­цией зодчего — автора конкретного сооружения. Масса объемов и про­странство всегда взаимодействуют в неразрывном единстве.

При рассмотрении конструктив­ной структуры сооружения под массой понимают физическую мас­су конструкций (стен, перекрытий и т.п.). При решении объемно-про­странственной композиции соору­жения за массу принимается объем не только самих конструктивных элементов, но и пространство, за­ключенное внутри воспринимаемых извне границ сооружения (рис.1), а за пространство - внешнее про­странство, непосредственно взаимо­действующее с объемом, которое для краткости изложения можно назвать межобъемным (рис.2).

Рис. 1. Взаимо­связь внутреннего пространства и формы сооружения. Объем является вы­разителем художе­ственной концепции произведения архи­тектуры

а, б - внутреннее пространство соот­ветствует форме архитектурного

в, г - внутреннее пространство не соответствует внешней форме сооружения;

а — павильон США на Международной выставке в Мон­реале (архит. и цнж. Б.Фуллер); б — церковь в Ярышеве Могилевского района, 1762 г.; в — храм Мьянпьягу в Пага- не. Бирма, XI в.; г — оперный театр в Сиднее (архит. Иорон Утцон)

Рис. 2. Взаимо­действие массы объемов и внешнего пространства

а, б - внешнее пространство омывает объем со всех сторон;

в, г – внешнее пространство про­никает в массу объема;

д, е – внешнее пространство раз­деляет объемы на самостоятельные элементы композиции.

Объемная композиция определя­ется не столько развитием формы по координатным направлениям, сколько таким соотношением массы и пространства, при котором преоб­ладает именно объем, его масса, а пространство композиционно под­чинено ему. Определение соотноше­ния массы объемов и пространства основано на визуальном сравнении этих компонентов. Этот факт вно­сит определенную степень субъек­тивности в рассмотрение компози­ции. Особенно в тех сооружениях, в которых соотношение массы, и про­странства находится в относйтельно равных пропорциях.

В архитектуре существует мно­жество различных вариантов взаи­модействия массы объемов и меж­объемного пространства, которые объединяются в группы в соответст­вии с наиболее общими или типич­ными признаками этого взаимодей­ствия.

Существуют три наиболее характерных типа объемной компо­зиции.

1. Объемная композиция пред­ставляет собой относительно замк­нутый объем, подчиненный форме одного простого или сложного гео­метрического тела. Внешнее про­странство омывает форму, не про­никая в его массу (рис.190). Этот тип объемной композиции включа­ет множество вариантов, сходных по принципу подчинения компози­ции одному простому или сложно­му геометрическому телу при усло­вии, что внешнее пространство омывает объем со всех сторон. На­пример, объемная композиция зда­ния муниципалитета в Курасике (рис.4) является композицией первого типа, форма его подчинена параллелепипеду. Проникновение пространства в объем между мощ­ными опорами в первом этаже не нарушает цельности параллеле­пипеда.

 

 

В группе композиций данного типа наиболее характерны два ва­рианта решения:

а) когда композиция подчинена форме одного гео­метрического тела;

б) когда компо­зиция подчинена форме нескольких сопряженных в основной своей час­ти объемов одинакового или раз­личного геометрического вида (рис.2, 3).

рис.3 рис.4

2. Объемная композиция пред­ставляет собой сочетание объемов, подчиненных форме нескольких со­члененных геометрических тел. Внешнее пространство, проникая в массу сооружения, выделяет объем­ные элементы, связанные между собой (рис.5). Этот тип объемной композиции включает множество вариантов решения. Например, композиция Успенского собора в Кеми (Карелия) является компози­цией второго типа (рис.6). В ней отчетливо видны объемы трех вось­мериков с шатровыми покрытия­ми, которые покоятся на нижних кубических, связанных между собой переходами. Внешнее про­странство активно проникает меж­ду этими объемными элементами.

В группе композиций данного типа выделяется три наиболее ха­рактерных варианта решения:

а) когда композиция построена на со­четании различных объемов, разви­вающихся во внешнее пространство в вертикальном направлении;

б) когда композиция построена на со­четании различных объемов, обра­зующих замкнутое (атриумное) пространство;

в) когда композиция построена на сочетании различных объемов, развивающихся во внеш­нее пространство в горизонтальном направлении образующих курдонеры (см. рис.5 и 2, в, г ). Про­странство пронизывает компози­цию в различных направлениях: в вертикальном, расчленяя сооруже­ние преимущественно в верхней ча­сти (см. рис. 5, а), например, композиция готических соборов, многоглавых деревянных и камен­ных церквей, или в горизонталь­ном направлении, расчленяя соору­жение на блоки и образуя курдонеры (см.рис. 5, б). Так решены композиции сооружений русского и европейского классицизма, многих современных учебных заведений, санаторных комплексов и других сооружений, в которых функцио­нально необходима внутренняя, связь всех объемов. В сооруже­ниях, композиция которых вклю­чает атриумное пространство (еги­петские храмы, итальянские па­лаццо, современные общественные сооружения с внутренними двори­ками и т.п.) пространство проника­ет в вертикальном направлении (рис.5, в).

Рис.5 Внешнее пространство, проникая в массу, выделяет объемные элементы, связанные между собой, композиция подчинена сочетанию объемов

а – развивающихся во внешнее пространство в вертикальном направлении;

б – образующих замкнутое атриумное пространство;

в – развивающихся во внешнее пространствов горизонтальном направлении и образующих курдонеры.

 

 

рис.6

 

  1. Объемная композиция пред­ставляет собой сочетание несколь­ких отдельно стоящих объемов (яв­ляется переходным типом от объем­ной композиции к пространствен­ной). Внешнее пространство, омывая каждый объем, подчиняется их массе. Этот тип объемной композиции объединяет множество­ вариантов решения по принципу сопоставления отдельно стоящих объемов при условии подчинения межобъемного пространства массе этих объемов. Например, компози­ция Всемирного торгового центра в Нью-Йорке (рис.8) построена на сопоставлении двух вертикально поставленных одинаковых паралле­лепипедов. Заключенное между ни­ми внешнее пространство настолько сильно подчинено массе параллеле­пипедов, что не способно разру­шить единство и целостность этой простой и лаконичной композиции.

В группе композиций данного типа выделяется два наиболее ха­рактерных варианта решения:

 

а) когда композиция строится путем сопоставления отдельно стоящих объемов, выделенных из окружаю­щего пространства материальной границей, являющейся элементом данной композиции;

б) когда ком­позиция сгруппированных объемов размещается на определенной тер­ритории, не имеющей материаль­ных границ (см. рис.7 и 2, д, е).

Наиболее характерными компо­зициями третьего типа являются дворцовые и монастырские комп­лексы, административные центры современных городов.

Выделение трех характерных типов объемной композиции не оз­начает, разумеется, жесткой диффе­ренциации архитектурных соору­жений на три группы. Существуют сооружения, в композиции которых соотношение массы объемных эле­ментов и внешнего межобъемного пространства находится в равнове­сии и нельзя однозначно опреде­лить, к какой группе принадлежит такое сооружение. Знание особенно­стей взаимодействия объемов ком­позиции способствует более точному определению приемов и средств, не­обходимых для ее построения.

 

Рис.7 Внешнее пространство, омы­вая каждый объем, подчиняется их массе

 

а – сопоставление отдельно стоящих объемов, выделен­ных из окружающе­го пространства материальной гра­ницей;

 

б — сгруппи­рованные объемы размещаются на оп­ределенной терри­тории, не имеющей материальных гра­ниц.

 

 

рис.8

Приемы и средства постро­ения. Архитектурная форма богаче и сложнее, чем простое соотноше­ние массы и пространства. Построе­ние композиции включает и про­цесс гармонизации, благодаря кото­рому все элементы и детали архи­тектурной формы приводятся в со­ответствие с общим замыслом. Если соотношение массы и пространства принадлежит логической и более объективной стороне построения композиции, то гармонизация этих компонентов, их пластическая раз­работка в значительной степени но­сит субъективный, эмоциональный характер. Учет особенностей эстети­ческого восприятия и эмоциональ­ной оценки произведения, архитек­туры человеком имеет важное зна­чение при построении композиции, ее пластической разработки, по­скольку именно пластика формы способствует выявлению художест­венного образа архитектурного про­изведения.

Умение архитектора совершен­ствовать уже знакомые и простые архитектурные формы актуально в любой исторический период разви­тия архитектуры. В каждый исто­рический период гармонизации архитектурных объемов осуществля­лась по своеобразным, созвучным времени приемам. Однако в основе их всегда лежали определенные средства архитектурной компози­ции, независимые от смены стиле­вых направлений в развитии архитектуры. Архитектору необходимо знать эти средства, особенности их взаимодействия, уметь пользовать­ся ими, добиваться с помощью этих средств желаемой эстетической вы­разительности произведении.

 

Процесс построения объемной композиции можно расчленить на этапы, в зависимости от степени проработки по принципу "от обще­го к частному", соответствующие реальному процессу проектирова­ния. Каждый этап фиксирует качественный уровень построения и гармонизации архитектурной формы:

1 — определение соотношения объемных элементов и внешнего межобъемного пространства. Здесь определяется тип объемной компо­зиции, уточняется соотношение массы объемов и внешнего про­странства;

2 — определение соотношения объемов между собой. Здесь опреде­ляются и уточняются геометриче­ские характеристики объемов, при­водится к гармоничному единству их взаимодействие;

3 — пластическая разработка поверхностей объемных элементов. Здесь осуществляется деталировка композиции, уточнение формы эле­ментов, гармонизация элементов и деталей сооружения.

Сравнивая между собой три ти­па объемной композиции, легко за­метить, что композиционное реше­ние становится все более много­слойным по мере увеличения ак­тивности межобъемного пространст­ва. Если в композиции I типа (рис. 2) гармонизация осуществ­ляется главным образом на уровне пластической разработки поверхно­стей объема, то в композициях II и III типа прежде всего уточняется соотношение массы объемов и меж­объемного пространства, затем на­ходится гармоничное соотношение объемных элементов между собой и, наконец, пластически разраба­тывается каждый объем в компози­ционной взаимосвязи с общим ре­шением художественного образа. На каждом этапе построения ком­позиции те или иные композицион­ные средства становятся наиболее активными.

Так, при определении соотношения объемов и внешнего пространства наиболее активно ис­пользуются "положение в простран­стве" и "величина";

 

при организа­ции архитектурных объемов — "симметрия", "асимметрия", "тож­дество", "нюанс", "контраст" и "геометрический вид";

 

при пласти­ческой разработке поверхностей ар­хитектурных объемов — "пропор­ции", "членения", "цвет", "факту­ра", "метр", "ритм".

 

Однако все композиционные средства могут ис­пользоваться на каждом этапе по­строения архитектурной формы, к примеру, "пропорции" могут ме­няться при определении "величи­ны" и при выборе "геометрического вида" объема.

 

Выявление объемной формы

Задача в данном случае за­ключается в том, чтобы выявить характер объемной формы и ре­шить ее как объемную компози­цию. Решение начинается с оценки характера и особенности формы. Форма может иметь следующие осо­бенности:

1. соотношение сторон: грани по трем координатам равны или почти равны (рис. 9). К этим формам относятся куб, параллелепипед. Возможны другие формы: шар, ко­нус и т.д. Преобладание вертикаль­ной координаты над другими (рис. 10), преобладание горизон­тальных координат над вертикаль­ной (рис. 11);

Рис.9 рис.10 рис.11

 

2. в плане форма может быть: простой геометрической фигурой (рис. 12), сложного очертания (рис. 13);

Рис.12 рис.13

 

3. положение в пространстве главной оси формы: вертикальное направление (рис. 14, а), горизон­тальное (рис. 14, б) и наклонное (рис. 14, в).

 

Рис.14

 

Таким образом, объемная форма может иметь горизонтальный, вер­тикальный или наклонный харак­тер в зависимости от величины гра­ней и положения к горизонту.

В некоторых случаях форма мо­жет быть усложнена применени­ем поверхностей различной кри­визны: сферической, двояковыпук­лой и т.д.

 

 

При оценке характера формы необходимо изучить условия восп­риятия формы зрителем. Форма мо­жет находиться в открытом про­странстве и восприниматься со всех точек зрения равноценно. В таком случае предполагается круговой об­ход формы (рис. 15).

В другом случае, объем может находиться в сложном пространстве и иметь определенную ориентацию. Здесь появляется одна из несколь­ких точек зрения и второстепенные (рис. 16).

Рис.15 рис.16

 

Чтобы выявить объем, необхо­димо ввести соответствующие эле­менты, подчеркивающие характер данного объема, положение его в пространстве, сделать его вырази­тельным при любом освещении. Приступая к выявлению формы, необходимо помнить, что решение должно быть целостным, компози­ционно законченным. Композиция должна восприниматься в разви­тии, последовательно, в процессе обхода вокруг формы.

 

Для выявления объемной фор­мы, так же как и для выявле­ния фронтальной поверхности, ис­пользуются следующие приемы, обусловленные характером самой формы:

  1. Членения: по характеру — полные и неполные (рис. 17, 18);

рис.17 рис.18 Центр

информации в Кофу

 

по направлению — вертикальные, горизонтальные (рис. 19, 20) и наклонные (рис. 21, 22);

 

 

 

Рис.19 рис.20 Собор в Сиене рис.21 рис.22 Стадион Сан-Сиро в Милане

 

 

по очертанию — прямолинейные, криво­линейные, ломаные и сложные (рис. 22, 23); по пластике — чле­нения могут лежать в плоскости формы, выступать или быть заглуб­ленными (рис. 22, 24).

 

 

 

 

Рис 28 Мраморный мостик в Пушкине

 

2. Сопоставление контрастных поверхностей (рис. 25, 26).

3. Сопоставление массы и про­странства (рис. 27, 28).

4. Фактура и цвет.

Последний прием применяется лишь для придания композиции большой выразительности и закон­ченности.

Для композиционного решения можно использовать один или не­сколько перечисленных приемов. Главное, чтобы решение было лако­ничным и давало ясный ответ на поставленную задачу.

Если композиция имеет одну или несколько главных точек зре­ния, то, естественно, композиция с

этих сторон должна решаться более активными средствами. Другие сто­роны могут быть решены более ла­конично и подчеркивать основную тему.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Какие существуют типы объемной композиции?

2. Что такое масса в объемной композиции?

3. Как с помощью членений подчерк­нуть вертикальность объемной композиции?

4. Можно ли превратить куб из статич­ной формы в динамичную?

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.