Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные черты проекта




Анализ работ по вопросам проектирования позволяет определить основные черты проекта, к которым относятся:

• отнесенность проекта к будущему;

• ориентация проекта на желаемое состояние будущего;

• представление проекта как системы средств достижения будущего;

• определенность начала и окончания проектной работы;

• четко и ясно сформулированные критерии эффективности (10).
Многие авторы выделяют следующие черты, определяющие сущность

проектирования:

• непосредственную связь с актуальными потребностями и определенным комплексом объективных условий;

• заданный характер, непосредственную связь с необходимостью
последовательно принимать ответственные решения;

• итерационный характер, когда для приближения к удовлетворен­
ному решению многократно моделируется объект и принимаются соответствующие решения;

• наукоемкий характер, постоянную опору на использование научных основ и поиск необходимой научной информации;

«практико-ориентированный характер. В своих целях и критериях завершенности проектирование исходит из реализуемости своих объектов;

• интеллектуальный характер;

• информационный характер;

• готовность использовать разнообразные практико-ориентированные и научно необоснованные схемы деятельности.

2.2. Факторы, влияющие на проектирование

Рассматривая инновационный проект как сложный синтезированный продукт проектно-практической деятельности, направленный на создание или преобразование существующей действительности, который в силу своей сложности и специфичности содержит немало направлений, как структурных, так и содержательных, для разработки и реализа­ции инновационного проекта необходимо и целесообразно учитывать факторы и специфические особенности, влияющие на проектирование,

2.3. Факторы, оказывающие влияние на процесс проектирования

Основными факторами, необходимыми для успешной проектной деятельности, являются:

• участие руководства в организации или поддержке проектной деятельности (согласованного руководства на всех уровнях управления:
руководства федерального, регионального, городского, муниципального управления образованием, отдельного учебного заведения и про­чих субъектов);

• желание и готовность педагогического (или какого-либо другого)
коллектива к участию в проектной деятельности (создание условий,
мотивирующих педагогов на разработку и освоение педагогических
новшеств, преодоление кризиса в мотивационном обеспечении, то есть
предоставлении возможности проявить себя с определенной стороны: научной, профессиональной, общественной). Этот фактор имеет особое значение в силу неоднозначного отношения сотрудников кол­лектива к инновациям и наличия в коллективе: лидеров, нейтралов,
позитивистов, негативистов;

• наличие стратегии инновационной деятельности (в зависимости
от целей и задач, которые ставят перед собой регион, город, муниципалитет, учебное заведение и прочие в процессе разработки, освое­ния и внедрения новшеств, будь то локальные, модульные или систем­ные новшества);

• объединение специалистов и разделение труда;

• обеспеченность ресурсами: научными, кадровыми (профессиональными), финансовыми, материально-техническими, информационными, а также стратегией их использования;

• отлаженность в организации действий по управлению системой,
ее развитию и принятию решений внутри системы и за ее пределами;

• предельная четкость постановки цели проекта, постановка множества целей или их дополнение в процессе проектирования приводит к тому, что они реализуются лишь частично, с минимальной степенью эффективности;

• учет специфических особенностей при проектировании (местных
особенностей и специфики культуры). Поэтому ключом к успеху проектирования является руководство его осуществлением, учитывающее эти особенности.

Исследования показывают, что на самом деле факторов этих значи­тельно больше, но здесь указываются лишь самые значимые на начало разработки проекта.

2.4. Специфические особенности педагогических проектов (или специфика педагогических проектов)

Педагогические проекты могут быть рассмотрены как социальные проекты с их специфическими особенностями:

«'цели только намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов. Однажды сформулированные цели не должны рассматриваться как нечто неизменное. В ходе реали­зации инновационного проекта под воздействием изменений в окру­жении проекта и получаемых промежуточных результатов цели проекта могут претерпевать изменения. Поэтому целеполагание нужно рас­сматривать как непрерывный динамичный процесс, в котором анализи­руются сложившиеся ситуации, тенденции, а при необходимости осуществляется корректировка целей;

• количественная и качественная оценка социальных (педагогических) проектов существенно затруднена. Во-первых, при работе с людь­ми достаточно сложно оценить, какой из факторов оказал существен­ное воздействие на субъект, а во-вторых, воздействие того или иного фактора часто бывает отсрочено по времени;

• сроки и продолжительность проекта, которые зависят от вероятностных факторов или только намечаются и впоследствии подлежат уточнению. Необеспеченность инновационной деятельности научны­ми и профессиональными кадрами, несвоевременное выделение средств: как финансовых, так и материально-технических; стихийные бедствия и чрезвычайные происшествия могут оказывать существен­ное влияние на изменение сроков проекта и его отдельных составля­ющих;

• расходы на проект, как правило, зависят от бюджетного финансирования (ассигнований);

• ресурсы выделяются в рамках возможного обеспечения. В соответствии с обеспеченностью ресурсами (кадровыми, материально-техническими, информационными) и определяются масштаб разработ­ки проекта, его цели и задачи.

Что такое проект?

Приступая к проектированию, необходимо рассмотреть основные подходы к понятию самого проекта. На сегодня какого-то единого общепринятого определения проекта нет, но существует множество трак­товок этого понятия. Рассмотрим некоторые из них.

Проект - (от лат. projektus, буквально - брошенный вперед):

1. Совокупность документов (расчетов, чертежей) с целью создания какого-либо сооружения или изделия.

2. Предварительный текст какого-нибудь документа.

3. Замысел, план (16).

Проект - это предприятие (намерение), которое, в значительной степени характеризует неповторимость условий в их совокупности (см. Projektmanagement, 1987).

Проект означает комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения в течение заданного периода времени и при установленном бюджете поставленных задач с четко выраженны­ми целями (см. информацию Мирового Банка).

Проект - это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и спе­цифической организацией (2).

Под педагогическим проектом мы будем понимать комплекс взаи­мосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданною периода времени, при установ­ленном бюджете, с ориентацией на четкие требования к качеству ре­зультатов, и специфической организации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...