Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нации как геополитические акторы




Можно выделить два подхода, получив­ших свое выражение как в теории, так и на практике при определении нации: один из них связан с тем, что нация рассматривается как некий «про­дукт», созданный при непосредственном участии в его «произ­водстве» государства ( конструктивистская концепция ), второй же подход строится на убежден­ности в том, что нация возникает до появления государства и существует вне прямой связи с ним (примордиалистская концепция).

В политической науке существует две концепции нации, ко­торые, по сути дела, являются антагонистическими. Одна из них, нередко называемая «французской», основывается на при­знании факта добровольности включения в нее составляющих ее членов, а другая, которую иногда называют «немецкой», — представляет собой биологическую или культурную концепцию. Первая концепция может быть определена как «гражданская» концепция нации, вторая — как «этническая», или этнокультур­ная концепция. Первая концепция формировалась по праву на­рода на землю, вторая — по праву крови.

Нужно сказать, что обе эти концепции имеют политическую составляющую, которая связана с конкретным политическим проектом легитимации, или, наоборот, опротестования границ между государствами.

Так называемая «немецкая» концепция нации берет начало во второй половине XVIII в. Ее появление на свет связано с именами немецких мыслителей Гердера [6] (конец XVIII в.), а по­том Фихте [7] (начало XIX в.).

Так, Гердер утверждал, что характер всякой нации определяется такими факторами, как природная среда, климат и физическая география, — факторами, форми­рующими и стиль жизни, и трудовые привычки, и предпочте­ния, и творческие наклонности людей. Превыше всего Гердер ставил фактор языка, в нем он видел воплощение характерных для народа традиций и его исторической памяти. Каждой на­ции, по Гердеру, присущ свой Volksgeist, что находит свое выра­жение в песнях, мифах и легендах и является для данного наро­да источником всех и всяких форм творчества. Национализм Гердера следует понимать как своего рода культурализм, где на первый план выдвигаются национальные традиции и коллек­тивная память, но никак не государственность.

Не удивительно, что данная концепция нации способство­вала пробуждению национального сознания немцев и составля­ла содержание движения пангерманизма [8], а также многочис­ленных националистических движений в XIX и XX вв. В соот­ветствии с этой концепцией нация рассматривается как некое «естественное», или органическое, сообщество, которое уходит корнями в древность и будет существовать, пока существует че­ловечество. Нация, по Гердеру, — это объективное сообщество, состоящее из членов одной и той же группы. Группа, в зависи­мости от конкретной ситуации, может определяться на основе единого языка, крови, расы или рождения. Но какой бы вариант ни выбирался для определения группы, принадлежность людей к той или иной нации является предопределенной заранее: она оп­ределяется, по сути дела, фактом рождения. А потому прина­длежность к нации не может быть утраченной, не может отри­цаться. Так, проживающие во Франции эльзасцы в соответствии с этой концепцией относятся к немецкой нации, подобно тому, как объявлялись немцами жители чешских Судетов. В таком подходе, едва ли не основной характеристикой той или иной на­циональной группы выступает культура, которая находит свое выражение в языке и с помощью языка. Не удивительно, что «немецкую» концепцию нации характеризуют как концепцию биологическую или культурную. Нация в таком подходе пред­ставляет собой группу, отношения в которой основаны на сходстве и эмоциональной близости, что позволяет ее рассмат­ривать как расширенную форму семейного сообщества.

«Немецкая» концепция нации была тесно связана с ро­мантизмом, получившим распространение в Европе с конца XVIII в. как реакция на рационализм Просвещения. Идея «на­ционального гения», «души народов» навязывалась людям, ко­торые воспринимали ее как некий возврат к мифологическому прошлому, к темным силам души и природы.

Совсем другой подход представляет собой французская кон­цепция нации, которую чаще всего связывают с именем Эрнеста Ренана (1823-1892). 11 марта 1882 г. Э. Ренан, выступая в Сорбонне, сформулировал «элективную», «политическую» или «гражданскую» концепцию нации, корни которой восходят к временам Французской революции 1789 г.

Эта концепция направлена против этно­культурных концепций нации. Э. Ренан, в частности, отказыва­ется от понятия «раса». Это связано с тем, что, по Ренану, ни одно государство и ни одна нация не могут рассматриваться как «расово» и «этнографически» гомогенные. Все они были обра­зованы на основе постоянного смешения разных социальных групп, которые проживали, сменяя друг друга, на данной тер­ритории. Так, население Франции сформировалось на основе слияния галльских, романских, германских народов, а также иммиграционных движений, пополнявших население страны еще со времен античности.

«Истина заключается в том, — пишет Ренан, — что не су­ществует чистой расы и что стремление основать политику на этнографическом анализе означает лишь то, что она будет ос­новываться на химере». И Германия в данном случае не является исключением. А по­тому «мы не имеем права обращаться с людьми таким образом, чтобы ощупывать их череп, а потом брать их за горло, говоря им: «Ты наша кровь, ты нам принадлежишь!». Общность языка, по Э. Ренану, не является основанием на­ции: «Язык призывает к объединению, но не принуждает к нему».

Так, США и Великобритания имеют один и тот же язык, но представляют собой две различные нации. То же самое можно сказать об Испании и Аргентине, или Колумбии, Португалии и Бразилии, Франции и Квебеке и т.д. И наоборот, Швейцария имеет три или даже четыре основных языка, однако она не пере­стает представлять одну нацию. Это означает, согласно Ренану, что «в человеке есть нечто большее, чем язык: это воля. Воля Швейцарии заключается в том, что она остается единой, несмот­ря на разнообразие идиом, и это более важный факт, нежели сходство, нередко достигаемое на основе принуждения».

То же самое можно сказать и о критерии религии. Религия играет существенную роль в объединении людей. Но реальность такова, что государства и нации в большинстве случаев являют­ся многоконфессиональными.

Наконец, география тоже не является единственным объяс­нительным фактором формирования нации и государства. Это так потому, что границы являются феноменом политическим. Они складывались исторически в результате острого соперни­чества политических центров за право контроля периферии и расширения ее пространств, а понятие «естественных границ» государства или нации не имеет смысла.

Для Э. Ренана нация является результатом исторического развития. Нация — это «душа, духовный принцип», которая вписывается одновременно в прошлое (осознание общего про­шлого) и настоящее. Она предполагает «выстраданное совмест­но» прошлое и «желание жить совместно» в настоящем.

«Человек, — утверждает Э. Ренан, — не является рабом ни своей расы, ни своего языка, ни своей религии, ни курса тече­ния рек, ни направления цепей гор. Большое объединение лю­дей, здравых умом и горячим сердцем, созданное моральным сознанием, называется нацией. В силу того, что это моральное сознание подтверждает свою силу жертвами, которых требует отказ от индивида в пользу сообщества, оно является легитим­ным и имеет право на существование. Если сомнения возника­ют на ее границах, проконсультируйтесь у спорящих между со­бой групп населения».

Как видим, во французской концепции нации принадлеж­ность к ней является добровольной, есть результат выбора (изби­рательная, или элективная, концепция). И если различие в куль­туре находится в сердцевине национальной идентичности, то эта культура является не чем-то данным от рождения, а приобретен­ным исторически наследием.

Справедливости ради, нужно сказать, что избирательная (элективная) концепция нации присуща не только французской традиции, но и, например, американской. То же самое относит­ся и к «немецкой» концепции нации: элементы ее встречаются и в XIX в. и позднее во многих движениях и идеологиях нацио­налистического толка. Так, в той же Франции национализм Аксьон франсэз, который исповедовал М. Баррес[9], а потом Ш. Моррас[10], основывается на аналогичном немецкому понима­нию нации основании. Различие заключается лишь в том, что Моррас делал акцент на католицизме как конститутивном эле­менте французской нации в прошлом и настоящем, а Баррес рассматривал национализм как «принятие детерминизма».

Нельзя сказать, что идеи Барреса или Морраса остались в прошлом. В настоящее время именно на этнокультурной и экс­клюзивной концепции основывается понимание нации лидера крайне правой партии во Франции — Национального фронта — Жан-Мари ле Пена.

Историческое прошлое нередко получает свое выражение в мифологии. А предназначение мифа заключается в том, что он не описывает то, что есть, или то, что было. Миф призван придавать смысл и легитимность тому, что есть, или тому, что хо­тели бы иметь, т.е. государствам-нациям, которые есть или су­ществование которых желали бы видеть.

Концепция нации в геополитике выполняет важную роль. Она обосновывает существование самого государства, а также его легитимность. С точки зрения геополитики нацию можно определить как народ, сформулировавший свой геополитичес­кий проект и желающий обрести свою государственность. А потому, как справедливо отмечает С. Розьер, нация отличает­ся от народа тем, что, помимо осознания своего собственного существования, она еще к тому же вооружена геополитическим проектом.

Национализм.

Геополитическое осознание нации неразрывно связано с национализмом. Национализм как выражение «экзальтации национального чувства» составляет основу политической до­ктрины, опирающейся на принцип превосходства определен­ной нации как внутри государства, так и вне его. В силу этого национализм становится своеобразным мотором геополитичес­кой динамики, в рамках которой на одном из центральных мест оказывается проблематика территории и пространства.

Нужно сказать, что национализм не следует рассматривать как дестабилизирующий фактор. С его помощью может осу­ществляться и осуществляется геополитическая, по своей сути, задача объединения народа (народов) своей страны для реше­ния жизненно важных вопросов на основе преодоления сущест­вующих в каждом обществе социокультурных разделений.

В теории национализма можно выделить два подхода: инструменталистский (конструктививсткий) и примордиалистский. В рамках первого подхода нация интерпретируется как результат деятельности элит общества. Это означает, что нации могут быть созданы ис­кусственно. Сторонники примордиалистского подхода настаи­вают на «стихийном», «естественном» характере становления нации. Есть и иные подходы. Мы выделяем эти два подхода потому, что в них наглядно выявляется связь между государ­ством и народом, проживающем в нем. Эта связь выражается еще и в том, что люди, проживающие в данном государстве, яв­ляются одновременно и гражданами страны, а потому они на­делены некими гражданскими и политическими прерогатива­ми. Гражданин является неразрывной частью государства. И в то же время он является частью нации. Двойственность поня­тия «нация» очевидна. Так, член того или иного национального меньшинства является гражданином государства, но не членом господствующей нации.

Государство-нация.

Созданием государства, как правило, завершается нацио­нальный исторический процесс. Правда, в случае, например Италии и Германии, образование в этих странах государства во многом стало результатом геополитического процесса. Нация, в свою очередь, может возникать в итоге деятельности госу­дарства по обеспечению единства народа, проживающего на его территории. Пример тому — Франция и Испания.

Как известно, формирование государственности определи­ло во многом лицо современного мира, его политическую кар­ту. Так, политическая карта Европы сформировалась в итоге национальных движений и соперничеств на Старом континен­те, происходивших в XIX в. В большинстве случаев не представ­ляется возможным говорить о существовании государств-наций на Африканском континенте. В большинстве случаев африкан­ские государства были созданы искусственно и представляют собой известным образом случайные объединения народов, оп­ределявшиеся фактом колониального господства.

Прагматическое определение нации-государства предложил Ив Лакост: «Государство-нация может рассматриваться как та­кой тип государства, в котором большая часть населения отно­сится к одной и той же нации». Но таких государств в мире не так уж много. И большая часть из них приходится на Европу. Для остального же мира государство-нация — это не более, чем идеал, к которому необходимо стремиться.

Меньшинства.

Понятие «меньшинство»[11] соответствует разным социаль­ным и геополитическим реалиям. Термин «национальное мень­шинство» вошел в политический словарь современности в начале XX в., еще позднее стал использоваться термин «этни­ческое меньшинство». С точки зрения геополитики меньшин­ство порождает несоответствие между территориальным и со­циокультурным разграничениями в государстве. Строго говоря, государство-нация теоретически исключает наличие каких бы то ни было меньшинств в составе населения. Реальность же та­кова, что в большинстве развитых стран мира в состав населе­ния входят и разного рода меньшинства, и иммигранты.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...