Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принцип самоопределения и геополитика.




Самоопределение народов как принцип мировой политики восходит корнями к временам Французской революции. Фран­цузские революционеры со всей определенностью сформулиро­вали положение о праве народов на определение политического сообщества, к которому они хотели бы принадлежать. Это оз­начало, что народы становились ответственными за свою соб­ственную судьбу. И уже только в силу этого они становились геополитическими акторами, во всяком случае в том, что свя­зано с выработкой и реализацией своих территориальных по­литических представлений.

В 1896 г. II Интернационал в Лондоне признал право наций на самоопределение. Это положение потом взял на вооружение В.И. Ленин. В 1916 г. в своей работе «Социалистическая револю­ция и право наций на самоопределение» он указал, что каждая этническая или национальная группа должна быть свободна в выборе своей политической судьбы, в выборе как типа правле­ния, так и вхождения в то или иное государство. Он же предска­зывал, что в долгосрочной перспективе произойдет слияние всех государств мира.

Американский президент Т. Вильсон в 1916 г. сформулиро­вал право народов на самоопределение. Под этим правом Виль­сон понимал, что «каждый народ имеет право на выбор сувере­нитета, под которым он желал бы жить». По своему духу это положение исходило из признания фундаментальных полити­ческих прав (демократия и голосование). Этот принцип полу­чил, по сути дела, квазиофициальное признание на мирной конференции в Париже в 1919 г. Концепция «прав народов» приобрела в последующем в большей мере этнически выражен­ное содержание. Речь шла, помимо фундаментальных прав на­родов, о праве на реализацию ирредентистских проектов.

Процесс реализации права на самоопределение может иметь три варианта решения.

Во-первых, в случае полного успеха в его реализации народ получает независимость, выходя из состава государства, частью которого он являлся.

Во-вторых, — выход из состава одного государства с последующим вхождением в состав другого государства.

В-третьих, борющиеся силы получают большие права, а территория, которую они представляют, оста­ется в составе государства.

Принцип самоопределения лежал в основе перекройки кар­ты Европы, которая была осуществлена в 1919—1920 гг., когда возникло сразу несколько суверенных государств. Причем это осуществлялось без каких бы то ни было консультаций с наро­дами стран, которые были разделены и вновь образованы.

Принцип самоопределения активно использовался после Второй мировой войны. На основе этого принципа осущест­влялся процесс деколонизации в странах Африки и Азии.

В настоящее время ООН насчитывает двенадцать неавто­номных территорий, имеющих, право на самоопределе­ние. Однако на практике весьма затруднительно провести раз­граничительную линию между колонизированным народом и народом угнетенным. Во втором случае, исходя из принципа самоопределения, народ не может претендовать на самоопреде­ление. При этом, согласно сложившемуся в ООН подходу, на самоопределение может претендовать только тот народ, кото­рый отличается от основного населения страны.

В настоящее время стремление к самоопределению получает выражение в ряде стран. Так, желание получить независимость высказывает­ся населением Тибета, Сахары, палестинцами, жителями Кве­бека и т.д. Уже в начале XXI века самоопределились с помощью внешних сил Косово, Южная Осетия и Абхазия.

Одним из средств выражения воли к самоопределению яв­ляется референдум. Именно на основе плебисцита может быть наглядно выражена воля населения. Правда, проведение такого рода референдумов — практика достаточно редкая.

Приведем несколько примеров. В 1860 г. жители Савойи и Ниццы голосовали по поводу своей принадлежности к Фран­ции. Такая практика имела место после Первой мировой вой­ны. Плебисциты прошли в феврале-марте 1920 г. в Дании, на юге Восточной Пруссии (июль 1920 г.) по дальнейшей судьбе района Алленштайн и Мариенвердер. То же самое можно ска­зать и о плебисците по судьбе австрийского города Клагенфурт (октябрь 1920 г.), Верхней Силезии (март 1921 г.) и венгерского города Шопрон (декабрь 1921 г.). В начале XX в. были проведе­ны два референдума по судьбе города Сарр.

Проведение референдума обоюдоострое оружие. В случае проигрыша сторона, выступающая с позиций самоопределения, во многом утрачивает свою легитимность. Поэтому позиция в этом вопросе бывает весьма осторожной как со стороны властей, так и со стороны сил, борющихся за самоопределение. Показа­тельно, что, к примеру, Китай решительно возражает по поводу возможного проведения референдума по судьбе правления в Тибете.

 

[1] Хунта (исп. junta — букв, собрание, объединение) — 1) исполнительный пра­вительственный орган власти из числа военных виспаноязычных странах; 2) группа заговорщиков.

[2] Агиография (гр. hagios — святой + графия от гр. grapho — пишу) — вид церковной литературы жизнеописания святых; напыщенное, неправдопо­добное жизнеописание.

[3] Олигополия (от греч. oligos - немногий, незначительный и греч. poleo - продаю, торгую) - термин, обозначающий одну из форм господства моно­полий в развитых капиталистических странах, когда несколько крупных кон­курирующих фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции в отрасли.

[4] Герильясы (исп. guerrillas) - участники герильи, как называли партизанс­кую войну в Испании и странах Латинской Америки.

[5] Гражданская война в Ливане, проходившая с 1975 по 1990 г. велась силами милицейских формирований, созданных на основе христианской общины Такие же формирования были созданы друзами, шиитами, суннитами, па­лестинцами, исповедующими ислам, а также были созданы вооруженные структуры националистическими и социалистическими группами на сме­шанной религиозной основе.

[6] Гердер Иоганн Готфрид (1744-1803) - немецкий философ и писатель-про­светитель. В 1764-1769 гг. пастор в Риге, с 1776 г. в Веймаре, теоретик «Бури и натиска», друг И.В. Гете. Проповедовал национальную самобыт­ность искусства, утверждал историческое своеобразие и равноценность различных эпох культуры и поэзии. Был предвестником романтизма в поэзии.

[7] Фихте Иоганн Готлиб (1762-1814) - немецкий философ, представитель классического идеализма. В «Речах о немецкой нации» (1808)призывал немецкий народ к моральному возрождению и объединению.

[8] Пангерманизм - реакционная политическая доктрина в Германии (с конца XIX в.), проповедовавшая необходимость установления мирового господ­ства германского империализма. Для пангерманизма характерны национа­лизм, шовинизм, расизм. Идейно предшествовал германскому фашизму.

[9] Баррес Морис (1862-1928) - французский писатель и политический мыс­литель. Сторонник идеи национализма реванша: нужно освободитьсяот поражения 1870 г. и отомстить за утрату Эльзаса и Лотарингии. Для него нация это прежде всего земля и мертвые. Для того чтобы набратьсясилы, необходимо возвратиться к традициям, чувствам и предубеждениям, кото­рые связаны с традиционной жизнью, и отказаться от всегоабстрактного и рационального.

[10] Моррас Шарль (1858-1952) - сторонник идеи интегрального национализма, который руководствуется только национальными интересами. Оказал су­щественное влияние на представителей правых сил в межвоенный период. Идеи Морраса были одним из источников политических воззрений генерала де Голля в его молодые годы.

[11] Меньшинство имеет несколько значений: 1. Менее половины какой-либо совокупности. 2. Социально значимая часть населения, отличающаяся по национальности, религиозным и другим признакам от доминирующего боль­шинства. 3. Часть населения, которая независимо от ее численности под­вергается дискриминации.

[12] Этногенез (от греч. ethnos — племя, народ и genos — развитие) — процесс становления новой этнической общности на базе различных этнических компонентов, существовавших ранее, дальнейшее формирование его этно­графических, лингвистических и антропологических особенностей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...