Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выбор огнегасительных средств




При выборе огнегасительных средств для тушения пожаров опасных грузов необходимо учитывать реко­мендации международного морского кодекса по перевозке опасных грузов (IMDG-CODE) и национальных правил. Особенно это важно для веществ, способных опасно взаимодействовать с водой, когда подача ее (а также пены, пара) не только не даст эффекта тушения, но чаще наоборот приво­дит к образованию в трюме взрывоопасных и/или ядовитых концентраций атмосферы.

Объемный метод тушения не даст эффекта при пожаре в трюме, за­груженном окисляющими и другими веществами, способными выделить в атмосферу трюма кислород или другой окислитель при своем разложении. При пожаре в трюме, загруженном аммиачной селитрой, на т/х "А. Грин" в порту Хайфон делалась попытка с помощью CO2 ликвидировать пожар объемным способом. Лишь своевременный переход на затопление трюма и интенсивная подача воды с помощью как самого т/х "А. Грин", так и дру­гих отечественных судов находящихся в порту, позволили избежать более серьезных последствий, учитывая способность селитры к взрыву при про­греве ее массы.

Выбор огнегасительных средств при перевозке опасных грузов, расчет требуемой интенсивности их подачи следует произвести в процессе подго­товки судна к рейсу, отразив соответственно в карте корректуры оператив­ного плана. При необходимости запас средств тушения и предметов, обес­печивающих работу экипажа, должен быть пополнен.

 

Раздел 11. Особенности пожаров грузовых танков наливных судов

Пожары в жилых, служебных, складских и других помещениях налив­ных судов не имеют принципиальных отличий от пожаров в аналогичных помещениях судов другого назначения. Пожары в грузовых танках имеют свою особенность и требуют, для успешной их локализации и тушения, специфических приемов и методов, которыми должен владеть экипаж тан­кера.

 

Факельное горение

В начальный период возникновения факельного горения паров (газов), выходящих из горловин люков, неплотностей, деформированных трубопроводов и других отверстий при разгерметизации емкостей с горю­чими жидкостями (ПК), пожар можно ликвидировать перекрыв пути выхо­да паров с помощью люковой крышки, покрывал, брезента, либо произве­сти отрыв пламени с помощью водяных струй или подачи инертного газа.

Следует иметь в виду, что факельное горение, если не будут приняты меры по его тушению, может закончиться взрывом паро-воздушной смеси в танке, так как в процессе факельного горения в танке образуется вакуум и туда подсасывается воздух.

 

Горение в пределах корпуса судна

Возникает оно после взрыва паро-воздушной смеси, частичного вскрытия верхней палубы и разрушения внутренних переборок грузовых танков. При этом вероятность взрыва пустого, hq не дегазированного, танка значительно выше чем загруженного, где надгрузовое пространство практически полностью заполнено парами ГЖ - их концентрация значи­тельно выше верхнего предела взрываемости (ВКПВ). Эффект и вероят­ность взрыва порожнего танка будет примерно в 20 раз больше, чем запол­ненного.

Пожары этого вида тушат с помощью воздушно-механической пены низкой и средней кратности. При этом количество стволов (интенсивность пеноподачи) должно быть определено в зависимости от площади пожара и вида ГЖ (расчеты даны в Приложении 1). Одновременно с тушением долж­ны быть приняты меры по защите соседних танков, надстройки и других палубных устройств с помощью водяных устройств или другим способом.

Если мощности судовых средств пожаротушения не обеспечивают требуемой интенсивности подачи, капитан должен организовать защиту соседних помещений (устройств, сооружений) судна, а для тушения при­бегнуть к помощи других судов, береговых подразделений пожарной охра­ны.

В особо сложных случаях, при явной угрозе взрыва в других грузовых танках и недостаточности (или отсутствии) у судна средств активной борь­бы»а живучесть, капитан должен принять меры по эвакуации экипажа.

Капитан, лицо его заменяющее в роли РТП, должны помнить, что го­рению жидкости в танках в течение продолжительного времени свойствен­ны явления вскипания и выброса ГЖ с разбросом их на значительное рас­стояние на судне, прилегающие береговые сооружения и водную аквато­рию. Средняя температура в грузовых танках в этих случаях может дости­гать 1100 °С. При этом больше подвержены вскипанию темные нефтепро­дукты (типа мазут) и сырая нефть.

 

Горение в танках и на поверхности воды

Это наиболее сложный вид танкерных пожаров: резко увеличивается пло­щадь горения, воздействию высокой температуры подвергается значитель­ная часть корпуса судна.

Экипаж танкера, за редким исключением, не в состоянии своими си­лами вести борьбу с такими пожарами. Основной задачей экипажа в этих случаях, в зависимости от обстановки, является:

– прекратить или хотя бы уменьшить интенсивность поступления ГЖ за борт (в очаг горения);

– развернуть судно так, чтобы вытекающую ГЖ и очаг пожара вет­ром относило в сторону, то есть, чтобы "чистым" был хотя бы один борт (корма);

– организовать защиту неповрежденных танков и надстройки от проникновения горения (взрывов);

– подготовить спасательные средства на случай оставления судна при ухудшении ситуации.

Тушение разлившейся на воде ГЖ проводится, в основном, с помо­щью водяных струй, обеспечивающих интенсивное перемешивание поверхностного слоя водной акватории. В мировой практике извест­ны случаи самотушения горящей нефти на поверхности штормящего моря (например, танкер "Уорлд Глори" дедвейтом 45000 тонн под либерийским флагом).

 

Раздел 12. Тушение пожаров в машинных помещениях

Машинные помещения - наиболее важный для жизнеобеспечения суд­на отсек, ввиду чего фактор времени для принятия первоочередных актив­ных действий по локализации очага горения здесь приобретает исключи­тельное значение. Главной задачей первоочередных действий является: ло­кализовать или хотя бы сдержать развитие горения до задействования ос­новных сил и средств борьбы с пожаром.

 

Первоочередные действия

Сообщив на мостик/вахтенному помощнику о случившемся, члены вахты машинной команды обязаны немедленно задействовать первичные средства пожаротушения, выбирая наиболее эффективные из них в зависи­мости от характера очага пожара, как например:

– при горении разлившейся горючей жидкости - пенные огнетушители и передвижные пенные установки повышенной вместимости, переносной пенный комплект, если водопожарная магистраль под давлением;

– углекислотные и порошковые огнетушители и установки, если в очаге горения находятся электрические устройства под напряжением;

– покрывала - при горении в емкостях с ограниченными размерами и т.п.

По мере накапливания сил, с увеличением количества задействован­ных первичных средств, готовятся и вводятся пенные стволы (пеногенераторы) системы пенотушения.

При нахождении в зоне горения работающих механизмов (ДВС, котел и т.п.) их необходимо остановить, перекрыв подачу топлива.

Электрооборудование аварийного участка необходимо отключить, кроме освещения, если оно не усиливает горение. (Полное обесточивание МП производится по решению капитана/лица, его заменяющего в роли РТП).

 

Активный способ тушения

Прямое воздействие огнегасительных средств на очаг горения (распыленная вода, пена и др.) при правильном выборе места их подачи и обеспечении необходимой интенсивности, способно в короткое время и с наименьшими потерями локализировать, а затем и ликвидировать горение. Для этого необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

– ввод огнегасительных средств следует начинать с ближайшей кромки фронта пламени, а при горении на вертикальных или наклонных поверхно­стях подачу струй воды или пены подавать на верхние участки с тем, что­бы стекая вниз, они тушили или охлаждали эти поверхности;

– после задействования достаточного количества стволов и наличия резерва, рекомендуется рассмотреть вопрос о вентилировании МП с тем, чтобы, не допуская развития горения по пути движения воздушных пото­ков, обеспечить видимость и обитаемость в помещении, а подачу средств тушения производить непосредственно в очаг горения, а не "на дым";

– если пожар возник в том отсеке МП, где размещены основные насосы водопожарной системы, работу которых пришлось прекратить, необходи­мо нормировать нагрузку аварийного насоса, не допуская ее выше техниче­ских возможностей насоса, так как это приводит к общему снижению напо­ра у стволов, что может отрицательно сказаться на всем процессе пожаро­тушения.

Рекомендации по расчету потребного количества средств водо- и пенотушения даны в Приложении 1.

 

Объемное пожаротушение

В зависимости от конкретно складывающейся обстановки, если РТП видит, что прямое воздействие на очаг горения средств активного тушения невозможно или затруднено на столько, что они не дают ожидаемого эф­фекта, он принимает решение на применение объемного способа тушения.

Для успешного тушения этим способом необходимо соблюдать сле­дующие рекомендации:

– остановить путем перекрытия подачи топлива и обесточивания элек­тропитания работу всех механизмов в отсеке МП, готовящемся к заполне­нию средством объемного тушения;

– вывести людей из аварийного отсека;

– произвести герметизацию помещения;

– выполнить другие меры, указанные в эксплуатационной инструкции объемной системы (углекислотная, хладоновая и др.);

– произвести пуск огнегасительного агента в количестве, указанном на станции/у места пуска.

В процессе подачи огнегасительного агента вести наблюдение по пе­риметру аварийного отсека и по выходящему дыму/другим признакам ус­тановить места имеющихся неплотностей и принять меры по их устране­нию.

На время выдержки (не менее 2-х часов) установить температурный контроль за прогревом переборок и палуб, особенно в местах отсутствия изоляции. При обнаружении значительного прогрева следует организовать охлаждение этих мест.

Если обстановка требует сокращения времени выдержки и при нали­чии у судна возможностей, может быть организована разведка в аварийное помещение путем направления туда не менее 2-х членов аварийной партии, наиболее подготовленных и знающих внутреннее расположение МП. Они должны быть в снаряжении пожарного и обязательно в автономных дыха­тельных аппаратах со страховочными тросами и средствами освещения. Для обеспечения их безопасности с внешней стороны у входа в аварийное помещение должны находиться в состоянии готовности к входу в аварий­ное помещение еще два человека.

Направляемым в загерметизированный отсек должна быть поставле­на четкая задача их разведки, объяснены и показаны на схеме рекомендо­ванные пути их движения, установлено время их пребывания внутри отсека. Они должны быть проинструктированы о мерах безопасности, в частности:

– указано, что газовая атмосфера в отсеке непригодна для дыхания, и поэтому снимать маски противодымных приборов не допускается;

– металлические поручни трапов и переходных площадок могут быть значительно нагреты, ввиду чего работать следует в теплозащитных пер­чатках.

Входить в МП рекомендуется через промежуточное помещение (по принципу шлюзования), в качестве которого может быть аварийный выход ЦПУ через туннель гребного вала и через любое другое, где есть две двери и помещение между ними. Менее предпочтительны прямой вход в МП из коридора жилой надстройки (если нет промежуточного помещения), и особенно верхний вход через шахту МП.

По окончании необходимой выдержки или с получением разведыва­тельных данных об отсутствии горения, МП должно быть провентилиро­вано. Направлять людей без противогазных аппаратов следует только по­сле проведения газового анализа в отсеке.

 

Общие рекомендации

В обоих вариантах тушения, при обнаружении значительных прогре­вов палубного настила над МП, следует рассмотреть возможность создания 15-20-ти сантиметрового слоя воды в помещениях, особенно небольших по площади.

В течение всего процесса пожаротушения, особенно при подаче зна­чительного количества воды внутрь МП, необходимо вести наблюдение за накренением судна и принимать меры по его спрямлению. При одновременной работе в одном помещении водяных и пенных стволов необходимо избегать разрушающего воздействия воды на пену.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...