Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава V. Меры власти церковной и гражданской против раскола, сознание самими раскольниками нужды в епископе и своих заблуждений, церкви единоверческие 4 страница




101 См. в Акт. Эксп. I, стр. 219, примечание издателей об акте №227; Стогл. Рум. Муз. № 426, в Опис. Восток. стр. 656. Так и в одном из наших Акад. списков (№ 277), и в списке моей библ. (№ 38); только в обоих к упомянутому соборному приговору присовокуплены еще несколько кратких правил, по предмету своему вовсе не относящихся к приговору. В другом же нашем Акад. списке (№ 284), вместо этого приговора, помещены вслед за сотою главою два соборных приговора по жалобницам новгор. священников», изд. июня 26 и июля 15-го 1551 г. (снес. Акт. Эксп. I, №229, стр. 223).

102 См. в Акт. Эксп. I, стр. 442, примечание издателей об акте № 360.

103 Правило это читается: «аще кто или сам приобидети начнет, или суды восхощет церковные и оправдание, ила привлачит насилием епископа, или попа, или диакона, или всякого, просто рещи, священного чина..., да будет проклят». Подобное, хотя также подложное, правило встречается в Кормчих XVI века, но только под именем не пятого, а седьмого вселенского Собора (см. выше примеч. 30).

104 «Якоже рече праведный Енох: не пощадите злата и сребра Бога ради; но искупуй его, да от Бога сторицею примите».

105 Слово Божие заповедует шесть дней недели делати, а седьмой посвящать Господу Богу (Исх.   20,   8,   9), и 29-е правило лаодикийского собора повелевает: «не подобает Христианом иудействовати и в субботу праздновати, но делати им в сей день».

106 Вот как, напр., в 68 гл. Стоглава читается Захарии гл. 5, ст. 1–5: «Виде Захария серп огнян, сходящ с небеси на землю, и вопроси: что есть, Господи, серп сей? И рече: гнев Божий есть, посылается на тех, иже ходят на кривъ ротъ и проч.

107 Наприм., в 71 гл. Стоглав говорит: «правило 67-е шестого вселенского Собора возбраняет всем православным Христианом удавленины и крови ясти, сиречь колбасы».

108 Так в одном из ответов на первые царские вопросы Стоглав постановил вынимать из просфоры «Предтечеву часть такову же, яко Пречистыя» (гл. 9), а после вторых царских вопросов определил вынимать Предтечеву часть «мало поменши» Богородичной (отв. на 11 вопр. из втор. ). Явный знак, что постановления Стоглава не были нарочито пересмотрены собором и соглашены между собою.

109 Указываем для примера: а) на Устав Спб. Синодальной библиотеки № 8, писаный в 1590 г. (см. стр. 13 внизу), в частности на стр. 29, 34, 50, 1038, 1039; б) на устав той же библ. начала XVII в., № 12, л. 32, 83 и др.; в) на устав той же библ. начала XVII в., № 13, л. 26, 28 об. 36, об. 43, 50, 63 и др.; г) Следован. Псалтырь той же библ. начала XVII в., № 18, ч. II, л. 2, 21, 27, 32, 36, 39, 58, 78 и др.

110 Так заповедует Псалтырь Спб. Синодальной библ. конца XVI в. (№ 4, л. 492 обор. ) в заключении песней: Благословен еси, Господи, научи мя...

111 Помор. Ответ. 43.

112 Кормч. Новгор. Соф. библ. XVI в., № 437, л. 265 обор.; Кормч. Рум. Муз., № 231, л. 259.

113 Чин отречения еретиков Армян и обличительное на них слово напечатаны у Котелерия в 12 примечании к XIII гл. пятой книги Апостольских постановлений (Patr. Apostol. Т. I, р. 317, 318, Amstel. 1724); более древний чин – у Гоара (Eucholog. Graec., р. 894. Venet. 1730).

114 В известных кормчих XIII века этого чина нет.

115 Зубрицк. Повест. Червон. Руси, стр. 156, М. 1845. Вместе с Армянами от моря хвалинского тогда же селились в Галицкой Руси и Евреи иди Жиды (там же, стр. 153), а – чин именно и озаглавляется: «Чин, аще кто в ереси быв, крещен сый, и к Богу обратятся, любо хвалисин, любо жидовин... ».

116 Так в Кормч. Рум. Муз., № 231, и в Кормч. Новгор. Соф. библ., № 437.

117 В Чине оно вставлено вслед за словами: «ядущие мясо в неделю сыропустную да будут прокляти» – которые также направлены против Латинян. В статье о Фрязех и прочих Латинех, встречающейся в наших рукописных Кормчих (Рум. Муз., № 233, л. 248; Новгор. Соф. библ., 437, л. 222 обор. ) и вошедшей в состав печатной (гл. 47), 16-е отступление Латинян изображается так: «пятью персты странно не како благословляют и посреди пальцем лице прекрещевают».

118 Так в рук. Кормчей г. Яковлева.

119 И вопреки такой непререкаемой очевидности наставники Поморян не устыдились отвечать иером. Неофиту: «а еже вопрошаеши, что Христос двема персты крестился: и сие излишное стязание изволил вводити, не рассмотри разума словес, в Стоглаве написанных: не написано тамо, еже бы Христос крестился персты когда!!! » (Помор. отв. 44).

120 Феодорит. Церк. Ист. кн. II, гл. 31, стр. 192, Спб. 1852–1853. В подлиннике место это читается: …???....

121 Созомен. Церк. Ист. кн. IV, гл. 28, стр. 299, Спб. 1851. В подлиннике: …???

122 Niciph. Callist. Eccles. Histor. lib. IX, cap. 48, p. 546. Francof. 1588. По этому изданию Истории Каллиста в одном латинском переводе рассматриваемое нами место читается: illum avtem (Meletium) manu magis, quam voce fidei sententiam indicasse, tres aperte digitos extendentem, eisque rursum leniter contractis unum lantum directe erigentem.

123 Погодин. Пролог XIV в. в Импер. публ. библиотеке.

124 Погодин. Пролог XV в., № 300, там же.

125 Преимущественно в прологах XVI века.

126 Так в списке нашей Академ. библ. № 277, в списке моей библ. № 38 и в трех списках Рун. Муз. №№ 425–427. Но в другом списке нашей Акад. библ. № 284, читается: «два совокупль, а третий (поправлено, вместо три) пригнув».

127 См. выше примеч. 48–53 и самый текст, к которому они относятся.

128 Розенкампф. Обозр. Кормч. книги стр. 14, и в прилож. № VII, стр. 313.

129 Подлинное одиннадцатое правило трульского Собора читается так: «Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемые Иудеями, ни вступати в содружество с ними, ни в болезнях призывати их и врачевства принимати от них, ни в банях купно с ними мытися. Аще же кто дерзнет сие творити: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен».

130 См. кн. 1, гл. 3 к концу, apud Coteler. Patr. Apost. T. I, p. 205.

131 В первый раз встречается в Кормч. Рум. Муз. № 231, л. 234.

132 Об этом говорит сам царь Иоанн Васильевич IV (Стогл. 5, вопр. 25).

133 Кормч. Рум. Муз. №№ 231, 233, 234 и др., – в Опис. Восток, стр. 282, 301, 311.

134 Припомним упрек царя Иоанна Васильевича IV Антонию Поссевину (Карамз. Ист. Госуд. Рос. IX, 362, примеч. 628). И еще прежде греческий философ Никифор Панагиот в известном «Прении с Азимитом» спрашивал его также с упреком: «чего ради папы ваши я вси церковници стригут брады свои, рцы ми» (помещено в новгор. Макар. Чети-Минеи, за июнь, под 31 числом, и в «книге Кирилловой» гл. 26. л. 235).

135 Кормч. Рум. Муз. № 132. Снес. летоп. занятий Археограф. Ком. III, отд. III, 27, 38. (Собственноруч. примеч. автора во 2-м изд. ).

136 Кормч. Рум. Муз. №№ 133, 135 и Кормч. Новгор. Соф. библ. № 437.

137 Правило это см. выше в примеч. 129. Не принадлежит ли статья о брадобритии самому Стифату? В рукописных наших Кормчих она связана с его сочинением следующим оборотом речи: «но о опресноцех довольно вам сказахом, якоже мощно. О стрижении брады. Что же о стрижении брады, не писано ли есть в законе» и т. д. Но, по всей вероятности, эта связь двух совершенно разнородных статей сделана тем, кто внес их в состав Кормчей, и статья о брадобритии Стифату не принадлежит: потому что – а) сочинение его оглавляется во всех списках только – о опресноцех...; б) в самом начале сочинения он, перечисляя предметы, о которых намерен говорить против Латинян, не упоминает о брадобритии: «реку же о опресноцех и о субботнем посте и о браце ерейстем, еже во время честнаго поста творимым от них по вся дни службы свершенныя. Тако к ним, свышнему дарованию св. Духа, слово творим, – начнем же сице».

138 Розенкампф. Обозр. Кормч. книги, прилож. № VII, стр. 310.

139 В Писании читаем: бритва да не взыдет на главу его, т. е. Назарея (Часл. 6, 5); а в статье это приводится: «постризало да не взыдет на браду вашу».

140 Замечание еще св. Димитрия Ростов. (Розыскъ, гл. 10, стр. 322, изд. 1824).

141 См. выше примеч. 60–85 и самый текст.

142 См. примеч. 2–13 и 61.

143 См. прим. 76, 77, 110.

144 См. Деян. Москов. Соб. 1667 г. напеч. в Дополн. в Акт. Ист. т. V, № 102. стр. 500.

145 См. выше примеч. 14.

146??? или??? от??? хвалил??? и Бог.

147 Кормч. Рум. Муз. №№ 231 и 233.

148 См. выше примеч. 13 и 60, равно как и самый текст.

149 Для устранения этого противоречия составители Поморских ответов придумали следующее толкование: «егда повелевает (Феодорит) два перста сложити в образ двух Христовых естеств, тая же два перста должно простерти мало наклонно, или рещи, наклонены имети в простертии» (отв. 45). Но, увы, мнимый Феодорит преясно заповедает имети два перста только наклонена, а не простерта: зачем же искажать его мысль?

150 Наприм., в Потребнике филаретовском (изд. 1633 г. ) на л. 1 об. 32, об. 74 и др. повторяется: «аллилуия трижды». В служебнике иосифовском (изд. 1652) после песни: «приидите поклонимся и припадем»... положено: «аллилуия трижды» (л. 128 об. ), и в «последовании о усопших» диакон, после первой ектении, возглашает: «аллилуия, аллилуия, аллилуия» (л. 309). См. также л. 28, 423 об. и друг.

151 Поморск. отв. 38 и 50.

152 Это, без всякого колебания, утверждал (в 1682 г. ) пред раскольниками и патриарх Иоаким (Увет Дух., л. 94, Москв. 1753).

153 Тот же патриарх Иоаким утверждал пред раскольниками: «На многих древних церквах и до ныне четвероконечные кресты, яко же видим зде в царствующем граде Москве. И в великом Новгороде, и во граде Киеве. в пречестной и великой Киевопечерской Лавре Антония и Феодосия, и во Пскове обретаются всюду. Что тех свидетельств светлее, или что вернее быти может? » (там же л. 93 обор. ).

154 Помор. отв. 43 и др.

155 См. выше примеч. 24.

156 Доказательства всяк может видеть в остромировом Евангелии – половины XI века, недавно изданном в свет с буквальной точностью, и в многочисленных выписках из рукописей XI–XIV в., представленных в «Беседах к глаголемому старообрядцу» (бесед. 1 и 4). А снимки с древних Греческих рукописей можно видеть в палеографии Моноокона и у Герберта (De cantatu et musica sacra,. T. I).

157 Если только справедливы указания Поморских ответов (отв. 50, ст. 13), которые мы не имели возможности поверить. Впрочем и со своей стороны указываем на примеры в Лаврентьевской летописи, пис. в XIV столетии (см. полн. собр. Русск. Лет., т. I, стр. 43–45, 49, 51 и др. ).

158 См., наприм., в полн. собр. Рус. Лет. т. I, стр. 47, 53, 62, 66, 67, 79, 88, 89, 243, 254; т. II, стр. 6, 9, 12, 19, 23, 28, 30, 33, 34 и др.

159 См., например, в Библии острожского издания, кн. Чисел гл. 14, Неемии гл. 10 и др.; в Служебнике виленского издания 1583 г. лист. 215; в Служебнике москов. изд. 1616 г. Месяцесл. Сент. 1, равно как Месяцесловы под тем же числом и в других моск. служебн. и требниках.

160 Помор. отв. 50, ст. 13.

161 См. там же – примеры из харатейного Евангелия, Златой Чепи, харатейной Псалтыри, Кормчей и др.

162 Бесед. 4, стр. 88–93, Москв. 1844.

163 Вот самые слова предисловия: «тое мовлю, о исправление того Апостола о собе ведати даем жесмыся сами исправляти в тексте его нечего не важили???, над тестамент Виленский и Беседы Златоустого Киевским в орфографии, илесмы могли, осторожности и пильности прилежилисмо в имени збавенном и пресвятом Ис???, звычай старый заховалисмо, любо собе не неведомо маючи, же ся мает писати Иисус, а не Исус. Замыкает або вем в собе и таемницу не малую, и личбу, осмь сот, осмдесят и осмь, на которого имене, молитвы осмочисленные на каждый день, православные церкви святое Восточное сынове, публичне и приватне отправовати звыкну». Для ясности дела заметим, что одной из древних сивилл (куманской) приписывают предсказание, будто в имени Мессии будет заключаться число – 888. Это число в полном имени Ι η σ ο υ ς – Iисоус действительно и находят следующим образом: i=10, и=8, с=200, о=70, у=400, с=200, – итого=888 (Облич. неправды раскол, гл. 4, л. 80).

164 Здесь о знамении крестном говорится: «Замыкает в собе Христов крест всю таемницу благоверия нашего: учит вызнавати Св. Троицу, из неба единородного Сына Божия на землю снитие.... и вторый Его приход в судный день. Зложение великого палца с двома малыми значит Св. Троицу, а склонене того, што при великом, до среднего значит две прирожени и истпоти??? во Христе»... и проч.

165 В этом Сборнике, ч. II, гл. 5 читается: «Мученицы Христовы клали знак честнаго креста на лица свои рукою. И в том бо, мовят святые, великая таемница Св. Троицы, Отца к Сына и Св. Духа, прославляется... Ибо злучением трех пальцов посолу, т. е. великого и малого и третего, што подле малого, исповедуется таемница тех ипостасей... Протяжением же двоих пальцов, вышнего среднего, показуется таемница самого Господа Иисуса Христа, како есть досконалый Бог и досконалый был человек»... и проч.

166 Вся вторая часть этой книги о вере Киевского издания целиком взята из Острожского Сборника 1598 года, и в этой-то части буквально повторена статья о двоеперстии.

167 См. список XVI в. в Рум. Муз., № 264 и список XVII в. там же, № 265 (Опис. Восток. стр. 366–380). Снес. статью: о трудах Максима Грека, в Ж. М. Н. П. 1834, №VII.

168 Евген. Слов. дух. писат. II, стр. 41, изд. 2.

169 Л. 236. Здесь, впрочем, некоторые слова я выражения уже изменены. (Снес. выше примеч. 55 и текст, к которому оно относится).

170 Вот самые слова устава, впрочем, довольно неясные: «аще не случится панагии на пути, то выняти хлебец, на руку правую, глаголет: благословен Бог милуя и питая нас от юности нашея. Таже учинит руку, персти три, якоже иерей, крест деет; а хлебец в руце держа, крест своею рукою назнаменует, и хлебец воздвигнув выспрь, глаголи: велико имя. А не будет прочии братии, и он сам глаголет: Пресвятыя Троица, – и всем в месте образ свой крестить рукою, ею же хлебец держит, глаголя: Пресвятая Госпоже, – и к челу руку; Богородице, к персям руку; помогай, на правое рамо руку; нам, на левое рамо руку» (л. 120). То же повторено и в уставе, изданном при патриархе Иосифе.

171 В Служебнике Св. Антония Римлянина первой половины XII в., хранящемся в Московской патриаршей библиотеке, после наставления о вынутии Агнца, сказано только: «и проскумисав??? просфоры». В Служебнике второй половины XII в., принадлежавшем монастырю Антония Римлянина и хранящемся в новгородской Соф. библиотеке (№ 740), после наставлений о вынутии Агнца из просфоры, о других просфорах вовсе не упоминается, а пишется только о вынутии частиц: «в честь и в славу святому», потом «в здравие и в спасение», наконец «за упокой». В Служебнике нашей Академической библиотеки (№ 125), который списан, как засвидетельствовано подписью руки Митрополита Новгородского и Санктпетербургского Гaвpиилa, от слова до слова и из страницы в страницу с древнейшего харатейного Служебника, хранившегося в новгородской Софийской ризнице, также после вынутия Агнца из просфоры упоминается только о вынутии частиц: «а се проскумисая выемлет в честь и славу святыя Богородица..., и святых небесных Сил..., и святого Предтеча... и проч. »; потом: «а се за живаго», наконец: «а се за мертваго». В Служебнике новгородской Соф. библ. XIII в. (№ 744), также после описания вынутия Агнца, говорится: «и проскумисает поп глаголя: «приими, Господи, приношение се в честь и в славу Владычица нашея Богородица..., св. Сил небесных..., Предтечи и Крестителя Господня Иоанна... и проч. »; потом: «а се в здравие»; наконец: «а се за упокой». В Служебнике XIV века, хранящемся в Рум. Муз. (№ 399; после наставления о вынутии Агнца, читаем непосредственно: «а се проскурумисая в честь и в славу, имрк???, и всех святых, ихже молитвами; а се за умерших помяни, Господи, душу усопшего раба своего, имярек, на месте светле в стране покойнее, идеже просвещается свет лица твоего, Господи; а се покрывая святыя дары». В другом Служебнике Рум. Муз. XIV в. (№398) также читаем: < а се просфуру вынимает: – приими, Господи, Иисусе Христе Боже наш, приношенье се в честь и в славу святей Госпожи Владычицы нашей Богородицы и Приснодеве и Марии, ею же молитвами, Господи, спаси душа наша, також и святому; також и о здравии: – приими, Господи, Иисусе Христе, приношенье се в честь и в славу за раба своего, имярек, о здравии и о спасении и отпущении; а се за упокой: приими, Господи, приношение се в честь и в славу за раба своего усопшего, ямярек, о отпущении грехов вольных и невольных, и покой душу его в месте светле, идеже присещает свет лица твоего, – и по скончании просфурлисания покадить».

172 Св. Нифонт, епископ новгородский (в перв. пол. XII в. ), на вопрос известного Кирина отвечал, что можно служить литургию и на одной просфоре, если нельзя достать другой, а для заупокойной литургии назначал только три просфоры: одну для Агнца, а две за упокой (Памятн. Рос. Слов. XII, стр. 173, 194). В Воскресенском монастыре есть харатейный Служебник 1380 г., в котором весь чин проскомидии ограничивается только вынутием Агнца.

173 В Беседах к глаголемому старообрядцу указано пять таких служебников XIII, XIV и ХV в. (см. бесед. X, под числ. 2, 3, 4, 5, 6). Можем указать еще на Служебник Рум. Муз. (№ 400), писанный, – что особенно важно, – на св. горе Афонской в 1386 году. Здесь читаем: «иерей же прием в руце вторую (после агничной) просфору глаголет: в честь и в память преблагословенные Владычице нашей Богородице»... Далее: «на третией просфоре глаголи: силою честнаго и животворящего креста, честных небесных сил бесплотных, честнаго к славного Пророка Предтечи... (по именам) и всех святых, ихже мольбами посети нас Боже»… Непосредственно за тем: «таже взем другую (след. четвертую) просфору, глаголет: о всяком епископстве православном…, о благочестивых и богохранимых царех наших, о рабе Божием, имярек, игумену, о братии нашей…, таже глаголет по имени, иже имать, живых»… И вслед за тем: «на друзей же (след. на пятой) просфоре глаголет сице: о блаженней памяти и оставлении грехов блаженных титор святые обители сея… и всех, иже о надежди воскресения… усопших православных отец и братие нашее»… Вот – и все просфоры!

174 Такие чины указаны в Беседах к глаголемому старообрядцу (Бесед. X, под числ. 10, 12, 13)

175 Помор. отв. 60.

176 Вот слова из царскаго вопроса: «токмо един агнец выимав, да Богородичну, да предтечеву и всех святых, да о святом епископстве православных, да о благочестивом цари, да о всем православном христианстве, да за упокой, а иных мало выимают» (гл. 5, вопр. 11).

177 Вот слова ответа: «егдаже священник агнец закалает святый, и потом из малыя просфиры из другой пречистые часть выимает и кладет одесную страну агнца; таже из третие просфиры из малые выимает предтечеву часть такоже, якоже пречистые, и полагает на левой стране агнца, таже и прочие просфиры выимает о всяком епископстве православных, и за царя, и за князей, и за вся православные христиане, и за упокой, и то приношение кладет на среде под агнцем» (гл. 9).

178 Чин этот показан в Беседе X к глаголемому старообрядцу под числом 12.

179 Там же под числом 13.

180 Служебник находится в Рум. Муз. за № 402 и скреплен внизу страниц рукою патриарха Никона. Здесь читаем: «и по сем (по вынутии агнца) приим просфиру Богородичную и глаголет: Господи Иисусе Христе, приими приношение се в честь… Богородицы». Затем: «и по сем приим просфиру крестовую, на горней часть глаголет: Господи Иисусе Христе, прими приношение се, силою честнаго и животворящего креста, заступлением св. небесных сил бесплотных, честнаго и славнаго пророка и предтечи… (перечисляются по именам разные классы святых) и всех Святых молитвами прими, Господи, жертву сию в пренебесный Твой жертвенник, и посети нас, Боже. И прими, Господи, приношение се (это продолжается на той же строке, без всякой расстановки) о всем архиепископстве православных и о архиепископе нашем…, о здравии и о спасении православных царей… и тако поминает живых, ихже хочет… и архиепископы и весь священнический чин помяни, Господи. О памяти (и это – на той же строке и без всякой расстановки) и оставлении грехов представльшихся православных князей… поминает имена их, еликы хощет…, и повсюду православных. Учини духи их в селех праведных, человеколюбче Господи. И взем часть положить».

181 См. об этом служебнике в X беседе к глагол. старообрядцу под числом 11.

182 Именно, после просфоры – для агнца, упоминаются – первая просфора в честь Богородицы, вторая – в честь святых, и непосредственно говорится: «таже взем просфору (третью? ) глаголет: о всяком епископстве…, о благочестивом государе нашем… о игумене и поминает всех, ихже имать, живых». Вслед за тем: «по сих глаголет (над тою же ли, или над другою просфорою, не сказано); о блаженней памяти и оставлении грехов… всех, елико имать, усопших»… Наконец: «таже прием просфору (какую? Не ту же ли, из какой вынимал уже за живых? ) глаголет: помяни Господи, … и мое недостоинство»…

183 См. выше примеч. 18 и самый текст, к которому оно относится.

184 Это увидим впоследствии.

185 В чине крещения сказано только: «я по сем с восприемником и новокрсщенным творит круга образ окрест амвона, трижды» (ч. I, стр. 66). В чине венчания: «и обращается с ними во образ круга, поя тропарь»... (ч. I, стр. 424). В чине освящения церкви: «совершает абие малое освящение воде Августово, по совершении же освящения творит Литию окрест церкве ничто же носяще точию Кресты» (ч. II, стр. 75).

186 – ч. II, стр. 54. К сожалению мы не имели под руками требников, напеч. в Вильне, Остроге и др. Вероятно, и в них нет – о хождении по-солонь: потому что раскольники на них не ссылаются (Помор, отв. 50, ст. 32)

187 Они защищают себя вот как: «аще в тайне брака кругом хождения посолонь указует; убо и в крещении, посолонь же кругом же ходити являет, еже обычаем содержашеся непременно даже до Никона патриарха» (Помор, отв. 50, стр. 32). Но это только произвольное умничанье. Из того, что старопечатные московские служебники и требники указуют в чине брака хождение по-солонь, еще не следует, что они являют таковое же хождения и в чине крещения, когда, напротив, они говорят здесь только вообще о хождении вокруг купели, не определяя, как совершать его, – не следует тем более, что, как увидим сейчас, те же старые книги в чинах некоторых других священнодействий даже прямо заповедуют хождение против солнца. А точно ли существовал до патр. Никона неизменный обычай хождения по-солонь при священнодействии крещения: это-то и требуется доказать, – и этого-то вы доселе доказать ничем не можете.

188 См. старопечатные служебники и уставы.

189 См. старые архиерейские чиновники.

190 Например, больш. катихиз. л. 32, по изд. гродненскому 1787 г., потребн. п. Филарета 1633 г., л. 164 и 227 об., книг. Кирил., л. 89 об. и др.

191 Гл. 23 и 24. л. 94 об. 110 и 113.

192 – л. 1, 64 об. и 554; снес. л. 131 и 430 об.

193 Так, в Часослове Краковском 1491 г., в символе читается»: «и в Духа святаго, Господа животворящаго, иже от Отца исходящаго» (тетр. 3).

194 См. выше примеч. 135–137.

195 Хотя и тогда антиохийский патриарх Петр справедливо заметил в письме к Михаилу Керулларию: «а нам что за дело, что епископы их бреют себе бороды и носят кольцо в знак обручения с Церковью? Мы сами делаем себе гуменьцо на голове в честь апостола Петра... и носим золото на одеждах»... (Apud Coteler. Monum. Eccl. Graec T. II, p. 149, Lutet 1681: Allat. de cons. cccl. Orient. et occid. lib. III, c. 12).

196 Apud Coteler. Monum. Eccl. Graec. T. III, p. 501.

197 Мы нарочито пересмотрели для этого означенные книги. См. например филаретовский служебник 1630 г. л. 96 об. 137, 165 об. 166, 233 об. 253 об. 303 об. 454, 482; филаретовский требник 1633 г. – л. 1 об. 32 об. 74, 112 об. 356, 359, 366 об. 371 об. 402 об. 412, 418, 419, 421 об. 432; филаретовский устав 1634 г. – л. 9 об. 21 об. 23 об. 37, 38, 40, 41, 44, 187, 189 об. 194, 220 об.; потребник иоасафовский 1639 г. – л. об. 32 об. 75, 116, 282, 285 и др. А в следованных Псалтырях см. вообще псалмы, избранные на праздники Господские и во дни нарочитых Святых.

198 Вообще все псалмы, избранные на праздники Господские и нарочитых Святых, оканчиваются здесь, как и во всех предшествовавших изданиях след. Псалтыри, словами: «слава и ныне, аллилуия трижды» (см. л. 188–245) Заметим, что мы пользовались иосифовской Псалтырью 1646 г. по изданию ея виленскому 1778 г.

199 См. служебники: иовлевский 1602 г. – гл. 21 (листы здесь не означены цифрами); филаретовский 1630 г. – д. 303 и 309; иоасафовский 1637 г. – л. 327 и 333; требники: филаретовский 1633 г. – л. 356 и 359; иоасафовский 1639 г. – л. 282 и 285; следованная иосифовская псалтырь 1646 г., по виленскому изданию 1778 г. – л. 275 и 283 об.; иосиф. потребник 1647 г. – л. 196 и 202.

200 См. иосифовский служебник 1651 г. – л. 305 и 312 об.; служебник 1652 г. – л. 307 и 315. Та же сугубая аллилуия постоянно уже повторяется в Часослове 1652 г. – л. 4, 31, 57, 66 и др.

201 Например, служебн. 1651 г. – л. 306 об.; служебн. 1652 г. – л. 309.

202 См. предисловия означенных служебников.

203 «Крест Господень во иныя убо вся дни в церкви имуще, и почитают и взирают нань, и покланяющеся ему, облобызают; во святый же и великий пост, ни покланяются ему ни взирают нань, но в некоем месте темне, плащаницею обвивше скрывают» (л. 216). «Проклинаю лицемерие латыньское, о честнем кресте, его же всегда по вся дни в церкви имуще, и лицемерствующе и почитают, и взирают нань, и покланяющеся ему облобызают»; во святый же великий пост, ни покланяются ему, ни зрят нань, но»... (л. 442).

204 Например, в молитвеннике или требнике, изд. в Вильне 1617 г., на л. 18 в начале последования св. крещения изображено «крещение отрочати». Тут представлена и церковь, на которой крест четвероконечный. – В Киевском большом требнике 1646 г. на обороте заглавного листа представлен герб митрополита Петра Могилы и в гербе, между прочим, находятся архиерейский жезл, да два креста – оба четвероконечные: один наперсный (какой, вероятно, носил Петр Могила, как священно-архимандрит Киевопечерской Лавры), Другой – с весьма длинною рукою и с изображением на нем распятия (какой обыкновенно носим был пред Киевским митрополитом, когда шествовал он для Богослужения).

205 Так, в Киевских служебниках 1620, 1629 и 1639 г. и в служебнике Львовском 1637 г. в чине проскомидии изображен на агнце, вынутом из просфоры, крест шестиконечный – без верхней перекладины, каким следовательно печатались тогда просфоры, и – прибавим – без трости и копия и без надписи вокруг печати: се агнец Божий, вземляй грехи мира, – чего непременно ныне требуют раскольники.

206 Так, в Киевском большом требнике 1646 г. на стр. 216 изображено распятие Спасителя на кресте осьмиконечном; в московском уставе 1610 г. в чине о панагии (л. 117), изображен крест осьмиконечный, каким печатался хлеб панагийный, а в требниках п. Филарета и Иоасафа представлено полное начертание осьмиконечного креста, какое полагалось на антиминсах. Но, – замечательно, – ни в одном из старопечатных служебников до патр. Иосифа не представлено изображение осьмиконечного креста в чине проскомидии, – откуда можно было бы заключать, что именно этот, а не четвероконечный крест употреблялся тогда в Москве для печати просфор.

207 См. помор. отв. 5, 16 и др.

208 См. те же ответы.

209 Помор. отв. 28, 30, 34.

210 Строев. опис. старопечатн. книг Толстова, стр. 1; доп. к опис. старопечатн. книг – стр. 241 и в конце приложение 11.

211 Сахаров. Обозр. Славяно-Русск. библиогр. стр. 3 и 16; Строев. Дополн. к опис. старопеч. книг стр. 1–19.

212 Сахаров, там же стр. 3; Строев. Опис. староп. книг Толстова стр. 3–5.

213 Сахаров, там же, стр. 10.

214 Строев. Дополн. к опис. староп. кн. стр. 28, 38; опис. староп. кн. Толстова, стр. 41, 44, 61, 90; Сахаров. обозр. Славяно-русск. библ. под означ. годами.

215 Опис. староп. кн. Толстова, стр. 29, 32–45, 49, 78, 179.

216 Там же, 168, 213; Дополн. к опис. староп. книг 22, 53, 118.

217 Сахаров, в означен, обозр. 44, 51, 55, 68, 69, 74, 77.

218 Сахаров, там же 88, 92, 120; Строев. опис. кн. Толстова 50–56, 103, 184, 211, 215, 218, 223, 231. Дополн. к опис. 78.

219 В послесловии к Апостолу 1564 г. хотя сказано, что типография заведена в Москве, между прочем, по благословению митрополита Макария, но не сказано, чтобы самая книга эта напечатана была по его благословению. А в послесловии псалтыри 1577 г. вовсе не упоминается о митрополите.

220 Как засвидетельствовал патриарх Филарет Никитич (Акт. Эксп. III, № 228).

221 См. предисловия или послесловия означенных книг.

222 В послесловии к этой книге говорится, что царь Феодор Иванович, ревнуя «о святом книжном исправлении церковного благогласия», и благоверная супруга его Ирина возвестили о том «отцу своему святейшему Иову патриарху Московскому и всея Руси, и всему освященному собору, и всему синклиту своея царския полаты, дабы в богоспасаемом царствующем великом граде Москве, в соборной божественней велицей церкви, и во всей Росии, святыя книги свидетельствованы и исправлены были, и печатного дела писмены исполнены; понеже во многих летах от преписующих неученых человек исправлены», – и что вследствие этого «благословением святейшего Иова начата бысть печатати сия святая книга триодь цветная».

223 Потому что в Минее месячной 1699 г., изд. при п. Гермогене, замечено уже, что она напечатана с прежних свидетельствованных печатных переводов.

224 В послесловии этой Минеи, за сентябрь 1607 г. сказано только, что царь Василий Иванович возвестил патр. Гермогену, чтобы «соборне изсвидетельствовати вселетное обхождение книг дванадесять месяц Минеи; от многих бо лет сия книги, егда от Греческого языка в Словенский преложены, и мнози древнии преводницы и преписующеи, пли изрониша, или смесиша, или в чем погрешиша», и что вследствие того свидетельства книг сих начало происходит. А в послесловии Минеи за декабрь 1620 г. читаем: «начата бысть печатати сия богодухновенная книга, месяц декабрь, в царствующем граде Москве, в лето 7128-е месяца генваря в 1 день. А свидетельствована бысть, от первого числа да до третьягонадесять дени, святейшим кир Ермогеном, патриархом московским и всея Росия, в лето 7118; от третьяго же надесять дени и до конца книги сея свидетельствована бысть великим господином и государем... святейшим кир Филаретом, патриархом московским и всея Руси. Совершена же бысть в лето 7129-е, октября в 15 день». След. свидетельствование совершалось при самом печатании, а не прежде печатания, и не после отпечатания всей книги.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...