Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава V. Меры власти церковной и гражданской против раскола, сознание самими раскольниками нужды в епископе и своих заблуждений, церкви единоверческие 3 страница




 

Явились к концу прошлого века благонамеренные раскольники и в нижегородской епархии, числом до 1000 человек, которые чрез местного епископа своего Павла просили себе у св. Синода благословенных священников и получили желаемое. Явились такие же и в Москве между членами Рогожского кладбища. Они желали принять к себе православных священников и построить единоверческую церковь на некоторых условиях, которые смиренно и предложили митрополиту Платону. Архипастырь подробно рассмотрел эти условия и со своим мнением, выраженным в «пунктах о единоверии», представил в св. Синод. Св. Синод вполне одобрил мнение своего достойного члена, а Государь Император Павел I Высочайше утвердил в 27 день октября 1800 года. Отселе раскольники, присоединяющиеся к православной Церкви с сохранением своих прежних обрядов, начали постоянно называться единоверцами, и установились правила для дальнейшего существования и утверждения единоверия626.

 

К чести обращавшихся к единоверию надобно сказать, что некоторые из них, более других сильные словом, ревнуя о вере и спасении ближних, написали сочинения, как для утверждения своих единоверцев, так и для вразумления раскольников. Так, один из иноков Никодимовой Троицкой обители, бывший в ней впоследствии настоятелем, отец Виталий составил книгу: «о Церкви и о раскольниках», где, собрав свидетельства слова Божия и св. Отцев о Церкви и о необходимости принадлежать к ней для спасения, о необходимости в ней богоучрежденной иерархии и в особенности епископов, изложил потом многие исторические сведения о раскольниках, о их попытках найти себе епископа, о их несогласных между собою сектах, и наконец заключил, что одна только есть во всем свете святая соборная Церковь, а отделившиеся от нее секты не могут называться ея именем627. Другой, послушник той же обители, Яков Беляев написал три книги, из которых последняя, наиболее замечательная, называется: «путь истинный, пресветлый и нелестный, ведущий любимца старинных обрядов к познанию единыя, святыя, соборныя и апостольския церкве» и собрана вся «из свящ. Писания, соборных правил и св. Отец и учителей церковных в 1789 г. 628. Третий, Сергий иргизский, по обращении своем к единоверию, написал сочинение: «зеркало для старообрядцев, непокаряющихся православной Церкви», о котором сам выразился в предисловии: «сие пишу единственно в их (старообрядцев) пользу, желая, да и они узрят тот истинный свет, который меня осиял, и да обратятся на путь правды629.

 

Не говорим о последующей судьбе раскола и единоверия в нашем отечестве: этот предмет столько близок к нам по времени, что почти еще не может быть предметом истории. Но, обращая последний взор на минувшую судьбу раскола, которую мы изобразить старались, не можем не выразить самого искреннего сожаления о заблуждающих братиях наших по вере и отчизне: история их верований и дел так мрачна, что невольно напоминает собою свиток книжный, показанный одному из Пророков, в котором вписано бяше только рыдание, и жалость, и горе (Иез.   2, 10). Не можем не пожелать от всей души, чтобы эти несчастные, уже около двух веков ходящие во тьме и сени смертной, узрели наконец свет истины, восчувствовали свое жалкое положение и с любовию обратились к своей матери – единой, святой, соборной и апостольской Церкви, от которой некогда отторглись. Не можем не заключить слов своих сердечною, пламенною молитвою к Богу, да подаст Он сам заблуждающим братиям нашим духа премудростей откровения в познание Его и Его спасительной веры (Еф.   1,   17), да привлечет всех их к Себе своею благодатию и да воссоединит их с нами в единое духовное стадо единого пастыря – Господа нашего Иисуса Христа.

 

* * *

 

1 О Киевском соборе, бывшем на Мартина еретика, см. в книге. преосв. Игнатия архиепископа Воронежского: «История о расколах в Церкви Российской», приложение 1, стр. 217–237. Здесь не излишним считаем присовокупить два замечания: 1) Еще за несколько лег прежде, нежели открыт был пергаментный список Соборного Деяния на Мартина еретика, напечатанный в 1718 г., оно было известно и России по другим спискам: так, отрывки из него приводятся в сочинении игумена углицкого алексеевского монастыря, Андроннка, писанном в 1713 году (Востоков. Опис. рукоп. Рум. Муз. №7. стр. 10–11). 2) Более нежели за столетие прежде открытия этого списка отступника от православия в Унию в своем окружном послании к Христианам западной России, по окончании Брестского собора в 1596 г., укоряла Церковь русскую, между прочим, тем, что в ней посеял семена своего лжеучения еретик Мартин-армянин, осужденный в Киеве к Константинополе. (Маркевич, История Малороссии, I, стр. 82–83). След. история этого еретика была тогда на западе России общеизвестна и не подвергалась сомнению.

2 Это послание м. Фотия мы читали в Сборнике Румянц. Музеума конца XV или начала XVI века, № 358. л. 382 об. (Востоков. Опис. рукоп. Рум. Муз., стр. 508, 512).

3 Мы пользовались списком этого жития, помещенным в Сборнике Новг. Соф. библ., в четверть, XVII века, и заключающим в себя 1) общежительный устав преп. Евфросина – не полный (л. 1–32) и 2) житие его – полное (л. 39–191).

4 «Всех лет жития его 95, якоже неции поведают в его обители», говорит Василий (Жит. л. 136 об. ). След., Евфросин родился в 1386 г., и в 1425 г. имел около 40 лет.

5 Жит. л. 78–81 и 105–108.

6 Жит. 81–87.

7 Там же л. 91–96.

8 Жит. л. 97 об. 98 и 108 обор.

9 Житие л. 104–108, 110–112.

10 Л. 113–128.

11 Жит. л. 124, 125.

12 Там же л. 126–137.

13 Послан. Геннадию, архиеп. новгор., от Дмитрия Грека, в рукоп. Императ. Публ. библ. (по Опис. рукоп. Гр. Толстова, отд. I, № 116, и отд. II № 254). Слова самого Геннадия приводятся в книге преосвящ. Игнат. Истина св. Соловецк. обит., стр. 106, Спб. 1844.

14 Св. Григор. велик. Liber responsalis sive antiphonarins, in Patrolog. cours. compl. T. LXXVII, p. 726–850, ed. Migne. Вот, например, антифоны на Рождество Христово – in Evangelio: Antiph. Gloria in excelsis Deo, et in terra pax hominibus bonae voluntatis, alleluia, alleluia. Ant. Ecce advenit dominator Dominus; et regnum in rnanu eius, et potestas, et imperium, alleluia, alleluia. Ant. Dum medium silentium tenerent omnia, et nox in suo cursu iter ageret, omnipotens sermo tuus, Domine, a regalibus sedibus venit, alleluia. Ant. Virgo verbo concepit. Ant. Nesciens mater Virgo. Ant. Beatus venter, qui te portavit, Christe; et beata ubera, qnae te lactaverunt Dominum et salvatorem mundi, alleluia. Ant. Verbum caro factum est, et habitavit in nobis, et vidimus gloriam eius, gloriam quasi unegeniti a Patre, plenum gratiae et veritatis. Alleluia, alleluia, alleluia (–pag. 735–736). Или вот антифоны в другой день –in Matutinis: Antiph. Quem vidistis, allel., allel., allel., allel.. allel.. allel, allel.. allel., allel., allel, allel., allel. Ant. Puer Iesus profieiebat. allel., allel., allel., allel., allel. Ant. Omnes sitientes, allel., allel., allel., allel., allel. Ant. Germinavit radix lesse, allel., allel.. allel., allel., allel. Ant. Benedicat terra Dominum, et omnia nascentia hymnum dicant, allel.. allel.. allel. Ant. Apcrtis thesavris suis, allel., allel., allel., allel., allel. Ant. In Domino lavdabitur anima mea, alleluia, alleluia, alleluia, alleluia, alleluia (p. 747). Сугубая аллилуия в означенном сборнику псалмопений римской церкви действительно встречается всего чаще, а трегубая очень редко.

15 «Слышно, что хотящих креститися во имя Отца и Сына и Св. Духа, вместо святаго мира великаго, мажете миром латинским». Акт. истор. I, № 35, стр. 68.

16 См. nocл. митроп. Киприана во Псков в Акт. истор. I, № 8, стр. 17 и сн. стр. 69.

17 Как понимать это умствование, трудно определить. Не так ли? – «Надобно ходить е крестами при освящении церквей по течению солнца с востока на запад: потому что и солнце праведное – Христос – притек на запад, именно попрал ад и связал смерть, которые обыкновенно представляются на западе, в области темной. Того ради исходят на Пасху, т. е. выходят в притвор церковный на запад для литии или для начала утрени в день Пасхи. Тоже прообразуют на утрении, т. е. когда совершают и на всякой утрени или всенощной выход для литии в притвор, на запад.

18 Соф. Времен. изд. Строевых, ч. II, стр. 202 и 224, Москв. 1821.

19 Например, в житии св. Евфимия, архиепископа новгородского (1430–1458), который родился и получил воспитание в Новгороде, говорится: «отроку растущу и времени приспевшу, вдан бывает учитися божественным книгам» (Сборник моей библ. , № 8, стат. 5). Равным образом в житии преемника Евфимиева св. Ионы (1458–1471), читаем: «вдану бывшу ему некоему диакону наказатися священным книгам..., аще когда от учителя отхождаше со множеством ученическим, улица града к дому ему преходити бываше, и тогда всем, яко детем игранию радующияся, той вдале от них стояти обычай имяше» (Сборник моей библ., № 14).

20 Акт. Истор. I, № 104, стр. 147–148.

21 Дополн. к Акт. Истор. I, № 22; Чтен. Моск. Истор. Общ. 1846, № IV, отд. IV, стр. 59.

22 Стоглав, гл. 41 и 44. Выписку из этих глав, о народных суевериях, см. у Карамзина Истор. Гос. Рос., т. IX, примеч. 830.

23 Стоглав, гл. 25: «О ставленниках хотящих в дьяконы и в попы ставитися, а грамоте мало умеют, и святителем их поставить, ино спротивно священным правилом, а не поставить, – святыя церкви без пения будут... А о том их святители истязают с великим запрещением, почему мало умеют грамоте, и они ответ чинят: мы де учимся у своих отцов али у своих мастеров, а инде де нам учиться негде; сколько отцы наши и мастеры умеют, потому и нас учат. А отцы их и мастеры их и сами потомуж, мало умеют и силы в божественном писании не знают. А прежде сего в российском царстве на Москве и в великом Новгороде и по иным градом многия училища бывали, грамоте и писать и петь и читать учили».

24 Некоторые из таких книг именует уже Стоглав ( Карамзин. Ист. Гос. Рос. IX, прим. 830); но целые десятки их перечисляются в статье, составленной вскоре после Стоглавого Собора: о книгах истинных (в числе которых поимемован и Стоглав), ложных и еретических и доселе уважаемой самими раскольниками. Статья эта встречается в списках конца ХVI и XVII века (Сборник нашей Акад. библ., № 129; Сборник Новг. Соф. библ., Кирил. книгохр. в четв., . № 452, л. 264–269), и напечатана (в 1644 г. ) в так называемой книге Кирилловой, особенно уважаемой раскольниками (см. непосредственно после предисловия) и в другой раз по списку XVII века при книге: Иоанн, Эхзарх Болгар., изд. Калайдовичсм (стр. 208–212). В статье, кроме частного перечисления ложных книг, есть и общие замечания такого рода: «суть же между божественными писанми ложная писания, насеяно от еретик на пакость невежам попам и дьяконом, толстые Зборнины сельские и худыя маноканонцы, по молитвенником лживые молитвы, о трясавицах, и о нежидех и о недузех; еретицы были, исказили церковныя предания и правило Апостольско, пишуща ложная словеса». См. так же отзыв Курбскаго у Восток. Опис. рук. Рум. Муз., № 193, стр. 242.

25 Он говорит: «противлюся лжесловесником, преобразующимся в истовые учители, и пишут повесть сопротив Евангельских словес, и имена своя скрывше, да не обличены будут и подписуют их на святых имена, да удобно их писание приемлется простыми и ненаучеными»... и т. д. (Рукоп. библиот. Погод. № 208).

26 Например: в Сборнике Новгор. Соф. библ. конца XV или начала XVI века, № 522, находится: а) Слово Исаиа пророка, истолковано святым Иоанном Златоустом о ставящих вторую трапезу роду и рожаницам (л. 87); б) Слово Святаго Григория Богословца, изобретено в толце его о том, како первое погани суще язы́ цы служили идолом и иже и ныне мнози творят (л. 88 об. ) – оба славян. или русск. сочинения. Таковы же – в Сборнике нашей Акад. библ. конца XVI или начала XVII века, № 129: а) слово святых Апостол и святых Отец о церковном приношении; б) сказание и заповеди святых Отец о покаянии поучение; в) несколько слов или поучений, под именами св. Григория богослова, св. Василия великого и св. Златоуста, к попам; г) от Апостольских заповедей правило св. Отец 318, иже в Никеи, о написанных (т. е. о книгах истинных и ложных... см. примеч. 24), и друг. См. также у Восток. Опис. рук. Рум. Муз., №№ 181, 182, 358, 406, 434 и др.

27 См. Розенкампф. Обозр. Кормч. книг. Индекс под буквою Р. (стр. 203 и след. ) и Прилож. № VII (стр. 209).

28 Каково, наприм., Сказание о Арменской ереси, в котором содержатся превратные толки об обычаях Армян и излагается соблазнительная повесть о женщине, сделавшейся Патриархом (Кормч. Рум. Муз. №233)

29 Восток. Опис. рук. Рум. Муз. № 235, стр. 309.

30 Например, под именем 1-го правила VII вселенского Собора читается следующее: «аще кто мирских властей, преобидив божественная церковная повеления и посмеявся церковным уставом, дерзнет епископа бити или попа или диакона, или в темницу всадит, или сплетет никаку вину, да буди проклят». (Кормч. Рум. Муз., №235).

31 Например, в статье: «толк Божеств. службы» константинопольского патриарха Германа деланы были произвольные то сокращения, то дополнения из других источников, иногда даже не православные (в обоих видах статья эта в Кормч. Рум. Муз. №233 л. 188 и 200, у Восток опис. стр. 299)

32 Таково житие преп. Евфросина, псковского чудотворца, составленное клириком Василием в 1547 году.

33 См. Калайд. Иоанн, Экз. Болгар. Примеч. 65, стр. 107.

34 См. три слова преп. Максима Грека, напеч. в конце II т. Русск. Церк. Ист. М. Платона.

35 Стоглавн. гл. 27, 28.

36 В послесловии Апостола, напеч. в 1564 г., говорится, что когда по повелению царя Иоанна Васильевича IV, начали покупать на торжищах богослужебные книги для снабжения ими церквей, то «в них мали обретошася потребни, прочие же вся растлени от преписующих, не наученных сущих и неискусных в разуме, ово же и неисправлением пишущих (Строев. Опис. старопеч. книг Толстова, стр. 26).

37 Три слова преп. Максима Грека (в Русск. Церк. Ист. М. Платона, ч. II, особенно, стр. 291–300, 303–307, 330–335); прение Даниила митрополита с иноком Максимом святогорцем (в Чтен. Моск. Ист. Общ. 1847, VII, отд. II, стр. 1–13); о трудах Максима Грека (в Ж. М. H. П. 1834. № VIII, стр. 243); о Максиме Греке (в Москвитян. 1842, ч. VI, стр. 45–96).

38 Прение Даниила митрополита с инок. Максим. (в указан. Чтен., стр. 13).

39 Так, в списке Кормчей Рум. Myз. XIII в. (№ 230, Востоков. Описан. стр. 283–284, 289) читаем:... «и в святый Дух Господень и в животворящий»... В списке Обихода Церковного Новгор. Соф. библ. (№ 13, л. 99) XIII или начала XIY века: «и в Духа святаго, Господа, животворящаго» (см. Христ. Чтение 1853, II, 219–221). В списке Следованной Псалтыри Олонецкой Семинарской библ. (№ 419, л. 59 об. ) XIII или начала XIV века: «Духа святаго, Господня, животворяща».

40 Наприм. в Часослове, пис. при митрополите Фотии и на саккосе Фотия (1410–1431); в келейной Псалтыри соловецкого чудотворца Зосимы (1478); в Требнике, пис. в 1481 г. (Опис. Синод, рукоп. III, 1, 199) (на все эти книги указывал еще патриарх Иоаким в Увете Духовном, л. 132 об. и 133, Москв. 1753); в «Миротворном круге» новгор. архиепископа Геннадия (рукоп. Соловец. обител. №№ 479, 515, – у преосвящ. Игнатия истин. Сол. обит., стр. 115).

41 См. там же в Увете Дух. л. 32 об. и у преосв. Игнат. стр. 114.

42 Напеч. в Скрижали, изд. патр. Никоном, Москв. 1656, гл. 51, л. 830.

43 Так изъясняли это еще в «Жезле правления», изд. против раскольников в 1666 году, л. 76–88.

44 В его келейной Псалтыри, см. преосв. Филарета Истор. Русск. Цер. III, 163.

45 Сборник этот есть в библ. Моск. Дух. Акад. (Руднев. о ересях и раск. в Русск. Церкви, стр. 209, примеч. 187).

46 Вот оно: «два перста убо и едина рука являют распятаго Господа нашего Иисуса Христа, во двою естеству, а во едином составе познаваема». Но о каких двух перстах здесь речь: о тех ли, которые раскольники протягивают, или о тех, которые мы пригибаем к руке в ознаменование двух естеств во Христе? Очевидно, свидетельство неопределенное и обоюдное (Снес. преосв. Никифора ответы старообр., стр. 131, М. 1821).

47 В Сборнике митроп. Даниила оно читается так: «Сице благословитя рукою и креститися: три персты равно имети вкупе; больший да два последних, по образу Троическу. Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух святый не Трие Бози, но един Бог в Троици, лицы разделяется, а Божество едино. Отец нерожден, а Сын рожден, а не создан. Дух же святый ни рожден, ни создан, но исходен. Трие во едином Божестве, едина сила, едина честь, един поклон от всея твари, от Ангел же и человек. Тако тем перстом указ. А два перста имети наклонена, а непростерта: а тем указ тако. Прообразуют две естестве Христове, Божество и человечество, Бог по Божеству и человек по вочеловечению, а во обоем совершен. Вышний же перст образует Божество, а нижний перст образует человечество, понеже сшед от вышних и спасе нижняя; тожде и согбению перста толкует, преклонь бо небеса и сниде на землю, нашего ради спасения. Да тако достоит креститися и благословити: тако святыми отцы указано и узаконено» (См. Руднев, о ерес. и раск. в Русск. Церк., примеч. 187, стр. 53–54).

48 Оно не упоминается ни в одном из доселе известных каталогов греческих рукописей. Достойны при этом замечания слова греческих патриархов Паисия александрийского и Макария антиохийского (в 1667г. ): «а Феодорит о том (о крестном знамении) ничтоже писа; зане велико истязание о том было во святей горе Афонстей, в лето 7156 (1648), подобне якоже в царствующем великом граде Москве бысть крепкое истязание от преосвященных великороссийских митрополитов, архиепископов и епископов, во святом Духе собравшихся в лето 7174 (1666), и не обретеся в Феодоритове книзе таковое писание; но солгано на него, Феодорита, от неких суемудрых и сокровенных еретиков» (Дополн. к Акт. Ист. V, 502 – 503). См. также преосв. Никифора Феотокия Oтв. старообр., стр. 133.

49 См. выше примеч. 25 и 26.

50 Оно читается: «Сице благословити о креститеся рукою: три персты равны имети вкупе по образу троичну. Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый, не трие суть Бозе, но един Бог в Троице, имены разделяется, а божество едино; Отец не рожден, а Сын рожден, а Дух святый ни рожден, ни создан, но исходя: трие во едином Божестве, едина сила, едина честь, едино покланяние от всея твари, от Ангел, от человек. Тако тем трем перстам указ! А два перста имети наклонена, а неразпростерта, а тем указ тако: то образует две естестве Божество и человечество, Бог по Божеству, а человек по вочеловечению, а в обоем совершен. Вышний же перст образует Божество, а нижний человечество: понеже сшед от вышних и спасе нижняя. То согбение просто утолкует: преклони бо небеса и сниде нашего ради спасения. Тако святыми Отци указано, и узаконено Ему же слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и в: в: аминь» (Рук. Сборн. Сол. библ. № 858, Игнат, истина Сол. обит. 87–88).

51 Замечательно, что на Сборник митр. Даниила, как на древнейшую рукопись, в которой содержится Феодоритово наставление о крестном знамении, указывают сами раскольники (Помор. ответы, отв. 5, свидетельство 4).

52 Таки списки из Сборников Соловецкой библ. представлены у пр. Игнатия в истин. Солов. Обит. стр. 82–84, 88–93. Один, очень обширный, список находится в рук. Сборн. нашей Акад. библ. № 129, гл. 87. См. также Стогл. гл. 31: Большой Катих. л. 5–6; Кирил. кн. л. 180 обор.

53 Помор. Ответ 5, свидетельство 49; Игнат, истина Солов, обит., стр. 88.

54 Так читаются слова Панагиота в Сборнике Рум. Музеума конца XV в., № 358, л. 277; только слово: тремя, очевидное по смыслу речи, выскоблено здесь и на месте его не написано ничего. Подобное же чтение находится в макарьевской Чети-Минеи за месяц Декабрь под 13 числом: «и рече Никифор Латине: есть у вас 70 и 2 ереси: и рече, се не яко же мы крестимся прообразяще истиннаго креста 3-ми персты, на главу и на сердце, и на правом плече и на левом» (Бесед. к глаг. стар., стр. 202, изд. 3).

55 Так слово-в-слово в Новгор. Софийск. Макар. Чети-Минеи (писанной прежде 1544 г. ) за Июнь, под 31 числом, на л. 327 об. и в Моск. Синодал. Макар. Чети-Минеи под тем же числом на л. 672. Должно заметить, что такое чтение принимают и сами раскольники (Кириллов, книг. 236 об. ).

56 Signum crucis tribus digitis exprimendum est, ita ut a superiori descendat in inferius et a dextra transeat ad sinistram. A что папа имел в виду отступление некоторых, это видно из сделанной непосредственно прибавки: quidam tamen signim crucis a sinistra producunt in dexteram (De mysteriis missae lib. 11, c. 45).

57 Скрижаль, изд. п. Никоном, стр. 773. По-гречески эти слова Дамаскина приводятся у Льва Аллиция (de cons. oceid. et orient, eccl. III, c. 18, n. 15, p. 1358).

58 Помор, отв. 5.

59 См. преосв. Феофилакта облич. неправды раск. гл. 1, рассужд. 2; преосв. Филарета Бесед. к глаг. старообр. стр. 205–213, 235–240, изд. 3; преосв. Григория истинно-древн. и истинно-прав. Хр. Церковь, стр. 133–141. Спб. 1854.

60 Римская церковь, действительно, имеет обычай петь аллилуию на праздник Пасхи в честь воскресшего Христа, и митрополит Исидор в 1437 г. прожил во Пскове до седми недель (Полн. Собр. Рус. Лет. VI, 210).

61 Указ митрополита о трегубой аллилуии помещен в его Чети-Минеи за Август под 31 числом месяца, хранящийся в Моск. Синод. библиотеке.

62 Житие преп. Евфросина в Сборн. Новгор. Соф. библ., л. 78, 84.

63 Там же, л. 79, 105 об. и 122.

64 Кало-Иоаннами, сколько известно из византийских историков, назывались только императоры: Иоанн Комник (XII в. ) и Иоанн, сын Андронников (XIV в. ). (М. Евгения Словар. о духов. писат., под именем: преп. Евфросин).

65 Hibbon. His., de dé cadence et de la chute de l’empire Romaine, traduite par Cantcel. t. XVII, ch. 64, p. 193–219. Paris 1795; Лоренц. Руковод. к всеобщ, истор. ч. II, отд. II, стр. 394–415, Спб. 1846.

66 Житие пpeп. Евфросина. л. 46 об. 48, 52–54.

67 Там же. л. 54 об. и 55. В рукописи сказано: «властию архиепископа великаго Новаграда и Пскова, владыки Иоанна». Тут грубая ошибка: после 1425 г. ни в XV, ни в XVI веке в Новгород, не было архиепископа Иоанна.

68 Там же, л. 55 об. 78. «А наставник вам в мое место, сказал будто бы преп. Евфросин братии своей, отходя в Царьград, отец мой духовной игумен Игнатие; того послушайте во всем» (л. 78 об. ).

69 Житие преп. Евфросина. л. 78. 104 об. и др.

70 Наприм., он будто бы вопросил посланных к нему из Пскова: «яве рцыта ми: что есть сила, и что утаенная глубина пресвятыя аллилуия? Коя есть премудрость–лежит в ней, и запечатлен образ тайно? Ониже умолчаху, неведуще, чим отвещати святому: яко глубина витийства их изсякну» (л. 109 об. ). И далее: «несть се ваше ни мое любомудрие: понеже вещь сия неписьменна есть достоверно от святых отец, ниже явлена тайна ея от пророк, паче же ни в царствующем граде достоверна сказатели не обретох; но токмо красную меру бытие, и глаголаху: то же есть истина пред Богом, –рекоша ми двоити пресвятая аллилуия. Выже не начинайте мудрити вещи сия: выше меры вашей есть се: но иже хощет, Бог един своими судьбами может открыти ю рабом своим, работавшим ему истиною» (л. 111 об. –112).

71 Там же, л. 121 об. и 128 об.

72 «До исхода душа своея, егда хождаше ила седяше, или рукоделию прилежаше, или почиваше, или в год молитвы и пения и бдения, единако стеня сердцем и хлипаше душою о искомой вещи, и зело сетоваше пред Богом умною совестию, и болезнь на болезнь прилагающе, от печали дряхлость старости своей» (л. 130).

73 Л. 105. 121 об. и 129.

74 Житие преп. Евфросина, л. 121 об. 122. 128. «Открый, –так, будто бы взывал он к Пресв. Деве, –крепостию дрезновения твоего великия тайны. Аще ли неблаговолиши явити Ты, Мати Господня, то уже и до исхода душа моеа от телеси в сетовании поживу, дó ндеже и во гроб с печалью вниду» (л. 129 об. ).

75 Подлинное завещание преп. Евфросина сохранилось и напечатано в Акт. Арх. Эксп. 1, № 108, стр. 83. Нельзя не заметить, что в этом достоверном акте игуменом монастыря и духовным отцом самого Евфросина называется уже Харалампий; а клирик Василий пишет в житии, будто и при смерти Евфросина игуменом и духовником его все еще был Игнатий: «и призва преподобный игумена Игнатия, и сказа ему, яже глас слыша», и далее: «и потом поручаю старейшинство своему отцу духовному игумену Игнатию» (л. 134. 135). Можно ли верить такому жизнеописателю?

76 Укажем, для примера, вслед за патр. Иоакимом на греческую цветную триодь, писанную в 1344 году и принадлежавшую нашему митрополиту Фотию, современнику преп. Евфросина, – там же на древний греческий Требник и харатейный Часослов (Увет Духов., л. 117–118).

77 Дополн. к Акт. Истор., V, 486. 500–504

78 Житие преп. Евфросина, л. 124 об. 125

79 Псков. перв. Летоп., в Полн. Собр. Русск. Лет. , т. IV, стр. 214–217

80 Житие преп. Евфросина, л. 83 на обор.

81 Там же, л. 145 об. 150.

82 Житие преп. Евфросина, л. 148 об. и 149.

83 Житие пр. Евфрос., л. 150–156

84 Житие пр. Евфрос., л. 156 об.

85 Житие пр. Евфрос., л. 156 об. 157.

86 В действительности этого собора уже никто не может сомневаться, когда сделались известными современные его памятники (см. далее примеч. 89 и 92).

87 Преосв. Филар. Ист. Рус. Церкви, III, § 3.

88 Таковы: 1) Соборный приговор, о запрещении духовенству приобретать отчины без доклада Царю (Акт. Эксп. I, № 227); 2) соборные приговоры по жалобницам новгородских священников (там же № 229); 3) окружный царский наказ об обязанностях поповских старост (–№ 231); 4) соборный приговор об учреждении и обязанностях московских поповских старост (№ 232). Вероятно, что таким же образом изданы тогда отдельно и другие соборные приговоры, которые только до нашего времени не сохранились, или еще остаются в неизвестности. Например, в 1555 году старцы Сергиевой Лавры изгнали из своих волостей волхвов, скоморохов и других вредных людей по соборному уложению (Акт. Эксп. I, стр. 267). Значит, указ или уложение и об этом предмете, упоминаемом в Стоглаве (вопр. 10 из втор. ), был издан собором для общего употребления.

89 Списки Стоглава встречаются в разных наших библиотеках, хотя не в большом числе. В нашей академической находятся два списка, оба XVII века (один отдельно за № 284, другой в Сборнике № 277); в моей собственной библиотеке есть список XVI в. за № 38. Из этой-то книги обыкновенно и заимствуются исторические сведения о Стоглавом Соборе, о котором решительно молчат все наши летописи.

90 Таковы правила Стоглава: о святительском суде (гл. 53–60), о церковном благочинии (гл. 6, 27, 43), о распространении просвещения (гл. 26), об исправлении богослужебных книг (гл. 28), о делах милосердия, (гл. 71–73), об искоренении разных злоупотреблений (гл. 44–48, 51, 52, 64, 75, 84), особенно при Богослужении (гл. 8, 10, 17, 18, 29, 88), о поведении духовенства белого – в домах (гл. 24, 29, 36), монашествующего – в обителях (гл. 49, 50), о поведении мирян при Богослужении (гл. 38, 57, 96), и в общежитии (гл. 37, 41 – вопр. 17). Многие из этих правил кратко изложены в истории Карамзина (т. IX, стр. 457–463, изд. 2).

91 Мысль эта в первый раз высказана ясно в статье: Несколько слов о книге Стоглав, помещ. в Москвитянине 1845, ч. VI, № 12, отд. I, стр. 136.

92 Археогр. Экспедиция и Комиссия упоминают о списке, современном собору, хранящемся в библиотеке Троицкой Сергиевой Лавры (Акт. Арх. Эксп. I, стр. 219), и о списке XVI в., хранящемся в Императорской Эрмитажной библиотеке (Акт. Ист. Арх. Ком. I, стр. 280). Два списка XVI века, хотя не полные, находятся в Рум. Муз. №№ 425 и 427, и еще список того же века полный в моей библ. № 38.

93 Так изданы были, наприм., около времен самого Стоглавого Собора соборные постановления: в 1503 г. – о не взимании мзды за хиротонию (Акт. Эксп. I, № 382), и о вдовых попах и диаконах (там же № 383); в 1547 году – о праздновании новым Русским Святым (Акт. Арх. Эксп. I, № 213); в 1564 году – о белом клобуке (Акт. Ист. I, № 173); в 1571 году – о четвертом браке царя Иоанна Васильевича (Акт. Эксп. I, № 284); в 1581 г. – о запрещении духовенству приобретать отчины (там же № 308) и др. Так издано потом соборное уложение патриарха Филарета Никитича (см. Иноч. потребн., Москв. 1639).

94 См. выше примеч. 88.

95 Сравн. соборный приговор о запрещении духовенству приобретать отчины (Акт. Эксп. I, № 227) – с главами Стоглава 5 (вопр. 31) и 75; соборные приговоры по жалобницам новгородских священников (там же № 229) – с глав. 41 (отв. на вопрос 14), 44–48; окружный царский наказ об обязанностях поповских старост (– № 231) и соборный приговор об учреждении и обязанностях московских поповских старост (там же 232) – с главами 6–8, 29 и 68. Оказывается, например, что в последнем соборном приговоре: а) просвирнями повелено быть вдовам не менее 50 лет, тогда как в Стоглаве – не менее 40 лет (гл. 8); б) великое славословие повелено петь, а не речью говорить, в праздничные дни, тогда как в Стоглаве хотя вопрос об этом изложен (33-й из первых), но ответа нет, и проч.

96 См. выше примеч. 54, 55 и 61.

97 Рукопись находится в библиотеке Волоколам. монастыря, под № 404.

98 Акт. Эксп. I, 239, стр. 252.

99 В одном из наших академических списков Стоглава (№ 284) этими словами начинается вторая глава; а в другом (№ 277) – оканчивается первая, также и в моем собственном списке (№ 38).

100 Например, о сложении перстов для крестного знамения, по поводу тому, что Царь в одном из вопросов своих (гл. 5, вопр. 26) обратил внимание Отцов на небрежность, с какой многие у нас тогда полагали на себе крестное знамение; о сугубой аллилуии, потому, что на соборе предложен был вопрос (гл. 41, вопр. 5), как праздновать преп. Евфросину псковскому чудотворцу, в житии которого, незадолго пред тем составленном, так восхваляется сугубая аллилуия…

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...