Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принятие христианства.. Былины - русский героический эпос




Принятие христианства.

То, что о древнейших языческих верованиях и мифологии восточных славян сегодня известно так немного, является следствием важнейшего события, повлиявшего на формирование всей русской культуры – принятия христианства, как государственной религии и официальной идеологии. Это произошло в 988 году, во время правления киевского князя Владимира Святославовича, получившего прозвание Красно Солнышко.

Согласно древнерусским летописям, этот правитель, решив укрепить свою власть и объединить общей верой все многочисленные племена, вошедшие в состав Киевской Руси, пришёл к идее принятия единобожия на территории своего государства. Однако определиться с выбором веры ему было нелегко. Как сообщает нам летописец Нестор в своей «Повести временных лет»:

«В год 6495 (987) созвал Владимир бояр своих и старцев городских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: «Прими закон наш». Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки (византийцы), браня все законы, а свой восхваляя... ».

     В. Васнецов. Крещение Руси.

Тогда решил князь отправить послов в разные страны, чтобы они воочию увидели разные службы и составили своё мнение о том, какая же вера лучшая. Согласно летописи, больше всего поразил Владимира рассказ тех, кто побывал в Византии:

«И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми и служба их лучше, чем в других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве».

Так Русь стала христианским государством, приняв религию от Византии в виде правосла́ вия. (На самом деле причин для такого решения у киевского князя было множество - экономических, политических и личных. Здесь приведена лишь наиболее популярная из версий).

К. В. Лебедев. «Крещение киевлян»

Вместе с выбором веры, Киевская Русь позаимствовала основные формы и каноны Византийского художественного творчества, ставшие отныне непререкаемым образцом для формирующегося русского искусства.

Однако это не было слепым бездумным подражанием. Питаясь из двух мощнейших источников - народной языческой традиции и византийского церковного искусства, русская культура явила миру самобытный вариант художественного творчества.

Так исследователь истории искусства В. Н. Лазарев отмечает:

«Усвоить принципы византийского искусства стремились буквально во всех странах, но далеко не всем это было под силу. Киевская Русь сумела блестяще решить эту задачу. Она не только сделала византийское наследие своим достоянием, она дала ему глубокое творческое претворение, целиком подчинив тем новым задачам, которые стояли перед её художниками».

Былины - русский героический эпос

 

Велико́ было значение слова в Древней Руси. Испокон веку, ещё со времен восточнославянских племен, началось зарождение литературы в её устной традиции. Сказители исполняли на пирах предания о славных народных героях – богатыря́ х, рассказывали долгими зимними вечерами волшебные или бытовые сказки, передавали из уст в уста легенды о древних языческих богах. На народных праздниках и гуляньях, свадьбах и похоронах пели обрядовые и лирические песни. Дети с малолетства знали огромное количество пословиц, загадок, поговорок и т. д.

А. Шишкин. Былина.

Однако, всё это не является, собственно, литературой. Что же отличает устное народное творчество или фольклор от литературы?

1. Анонимность. Подобные произведения зарождались иногда в самой глубокой древности и отражали представления людей о мире, человеке, природе, жизни и прочем. Никто из рассказчиков не считал себя автором сказания, так как, оно являло собой продукт коллективного творчества, рождающегося, как бы, спонтанно: один придумал сюжетный ход, второй – его обогатил подробностями, третий – изменил финал, четвёртый – добавил персонажей, пятый – приукрасил описанием места событий и т. д.

2. Устная форма бытования. Как правило, всё это не записывалось – так как с таким искусством был знаком каждый, оно было частью быта и жизни человека и, собственно, как к искусству к нему не относились. Поэтому сохранялись подобные произведения, только передаваясь от рассказчика к слушателю, то есть из уст в уста.

3. Вариативность. Поскольку отсутствовало фиксированное авторство, а передавалась информация устно, то не удивительно, что произведение со временем изменялось. Сохраняя фабулу, в которой отражалось то, что было важным в эпоху, когда произведение создавалось, в последующем (с изменением жизни и мировоззрения) оно могло приобретать черты, характерные для новой эпохи. Распространяясь, порой на весьма большие территории, оно отражало черты быта и мышления того народа, к которому попадало и который интерпретировал сюжет на свой лад. Так известны, например, многочисленные «бродячие» сюжеты сказок, которые бытовали у многих народов Европы, территориально удалённых друг от друга иногда на большие расстояния (например, вспомните русскую народную сказку о хитрой лисе, обманывающей волка и сравните её с французским «Романом о ли́ се»).

Самый распространённый и любимый образец фольклора — это народные сказки. Который включают в себя обязательный развлекательный элемент, а также поучительный (дидактический). Не даром говорят, что сказки учат. Кроме того, народные сказки содержат в себе и отголоски древних мифологических представлений о мироустройстве. На эту тему предлагаю посмотреть сюжет чудесного канала " Точка":

Русский героический эпос - былины. Все перечисленные черты характерны и для такого популярного жанра устного творчества, как были́ на (до XIX века этот жанр назывался стари́ на), который представляет самобытный вариант героического эпоса, существовавшего у всех народов на ранних этапах формирования наций и государств (вспомните гомеровскую «Илиаду», «Энеиду» Вергилия, «Махабхарату» Древней Индии, «Песнь о Нибелунгах» в Германии и т. д. ).

В основе такого повествования всегда лежат два источника – мифологические представления создававшего его народа и исторические (реально происходившие) события.

В. Васнецов. Гусляры.

 Причём, несмотря на достаточно весомый и очевидный фантастический элемент (например, существование драконов или многоголовых Змеев Горынычей, в русской традиции), сюжет эпоса не воспринимался как сказка – так как в нём отражались более древние верования, прочно вошедшие в сознание народа, а потому, казавшиеся слушателям истинной правдой. Об этом, кстати, говорит и название жанра – «былина» – «то, что было» или «стари́ на» – «то, что (действительно) происходило в старину».

 Характерным является также и то, что, как и любой другой героический эпос, русские былины, чаще всего, составляют своеобразные циклы, объединённые либо одной темой, либо одним героем, совершающим небывалые подвиги ради родной земли и своего народа. Так, ки́ евский циклбылин связан с именами популярнейших русских богатыре́ й Ильи́ Му́ ромца, Добры́ ни Ники́ тича и Алёши Попо́ вича.

Все они вместе, и каждый в отдельности, являются защитниками земли русской от сил зла: Илья спасает Киев от Соловья разбойника и И́ долища поганого, Алёша Попович расправляется со злым Туга́ рином, Добрыня же побеждает чудовищного Змея Горы́ ныча, а все вместе они постоянно отбивают землю-матушку от иноземных врагов, пытающихся её покорить.

 

В. Васнецов. Богатырский скок.

В. Васнецов. Богатыри.

Былинных богатырей отличает некое особое, иногда волшебным образом приобретённое качество (вспомните, как Илья Муромец, не ходивший 33 года, вдруг обрёл здоровье и богатырскую силу, испив воду, данную ему паломниками - каликами перехожими). Главный герой повествования разительно отличается от «просто» людей, чаще всего, огромной силой, мощью, сложением, удалью, бесстрашием, умом и тому подобным. Объединяет все эти былины не только образы богатырей, но и исторический фон – они служат при дворе киевского князя Владимира Красное Солнышко и выполняют его поручения.

Ссора Ильи Муромца и князя Владимира, иллюстрация С. Гилева к былине

Интересно, что у этих фольклорных персонажей, есть реальные прототипы. В частности, былинного Илью Муромца часто связывают с жившим в начале XII века силачом родом из Мурома по прозванию «Чобото́ к», незадолго до смерти принявшим монашество в Киево-Пече́ рской лавре под именем Ильи Пече́ рского. В XVII веке его причислили к лику святых как «преподобного Илию Муромца», а его мо́ щи (останки) до сих пор покоятся в некрополе Киево-Печерской лавры в Украине.

Мощи Илии Печерского в некрополе Киево-Печерского монастыря.

В 1988 году была проведена экспертиза этих останков. В результате исследования выяснилось, что этот человек имел рост 177 см., который в средние века считался действительно богатырским, и обладал, судя по всему, недюжинной силой. На его теле остались следы ранений, от одного из которых он и скончался в возрасте около 40–55 лет.

Реконструкция облика Илии Печерского по черепу (метод Михаила Герасимова, выполнена С. А. Никитиным)

Своеобразен язык былин. Их исполняли, чаще всего, нараспев, во время застолий и пиров, под аккомпанемент какого-либо музыкального инструмента (чаще всего – гу́ слей). Поэтому они представляют собой особые ритмические стихи. В них отсутствуют рифма и чёткий стихотворный размер, а поэтический эффект достигается благодаря одинаковому, в каждой строке, количеству ударений (в том числе и смысловых). Например:

Как скака́ л-то Илья́ да со добра́ коня,

Припада́ л-то он ко ма́ тушке сыро́ й земле:

Как стучи́ т ведь ма́ тушка сыра́ земля

Да под то́ й же как сторо́ нушкой восто́ чной.

Исполнители былин и их сочинители должны были наизусть воспроизводить для слушателей весьма длинные повествования, чтобы облегчить их запоминание (и сочинение) в былинах использовались своеобразные шабло́ ны – одинаковые эпитеты – сравнения, соотносимые с тем или иным героем, повторения одного и того же текста в разных местах былины, связанного с подобными ситуациями и т. д. (Сравните с древнегреческим эпосом). Всё это придаёт былинам неспешную поступь, распевную медлительность, плавность и своеобразную основательность.

Сегодня вряд ли уже удастся точно определить, когда же появились первые былины. События, охватываемые ими, относятся к IX–XVI векам, а записывать их стали лишь в XIX веке. Из всех возможных авторов и древнейших исполнителей сегодня известно лишь одно имя – Ве́ щего Боя́ на, которое упомянуто в величайшем памятнике древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».

В. Васнецов. Баян.

Былины, являясь образцами устного народного творчества, ближе всего стоят к древнерусской литературе, о которой речь пойдёт в следующих статьях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...