Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Агиографическая литература.




Другим любимым жанром литературы, распространившимся в Древней Руси, стали жития святых (агиографии). Этот жанр был перенят у Византийских писателей, но на русской земле он получил несколько иную интерпретацию. Византийский канон был достаточно строг и состоял из обязательных блоков, описывающих жизнь и чудеса святого.

Историк В. О. Ключевский писал об этом литературном жанре: «Житие — это целое архитектурное сооружение, напоминающее некоторыми деталями архитектурную постройку».

Русские писатели не так строго придерживались жёстко регламента, характерного для агиографической литературы, выработанной греческими богословами.

Первые русские жития святых появляются на рубеже XI-XII веков. Упоминавшийся ранее летописец Нестор (автор «Повести временных лет») становится и создателем жития первых русских князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, убитых своим сводным братом Святополком Окаянным, в борьбе за киевский престол.

Также интересно творчество писателя XIV века – монаха Епифа́ ния Прему́ дрого, создавшего собственный стиль письма, который он назвал «плете́ нием слове́ с». Им написаны жития Се́ ргия Ра́ донежского и Стефа́ на Пе́ рмского.

Дальше всего от византийского канона, пожалуй, отстоит одно из самых любимых агиографических произведений в средневековой Руси – «Повесть о Петре и Февро́ нии Му́ ромских», написанная в XVI веке псковским священником Ермола́ ем-Ера́ змом. В этом житии нет ни описаний детства, родителей главных героев, мы не видим какой-то особой святости персонажей или их подвигов во имя веры и Бога, но зато, в произведении очень сильно выступает фантастический элемент, характерный для волшебных сказок.

 

Святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Икона

   

                 Иллюстрация к «Повести о Петре и Февро́ нии Му́ ромских»

Так в «Повести…» к жене Муромского князя Павла прилетает Змей, которого убить может только его брат – Пётр. Однако, одолев дракона, герой покрывается струпьями (язвами) от крови чудовища, попавшей на него. Излечить князя берётся весьма хитроумная крестьянская девушка Феврония, в обмен на данное Петром обещание жениться на ней.

После смерти Павла, Пётр и Феврония становятся правителями в Муроме. Во время их долгого и справедливого правления княгиня-крестьянка не раз демонстрирует чудеса – волшебную силу, данную ей от Бога. Чувствуя близкую кончину, Пётр и Феврония принимают монастырский постриг и умирают в один час. Чудеса, которые совершала Феврония при жизни, продолжают свершаться и после смерти княжеской четы у их мощей.

Петр и Феврония Муромские. Икона.

Своеобразным итогом в развитии церковной литературы на Руси стал сборник «Великие Мене́ и Че́ тьи» (ежемесячного чтения), составленный в XVI веке под руководством митрополита Мака́ рия. В него вошли тексты, используемые для богослужения и для чтения дома, нравоучительные проповеди различных богословов, все известные тогда жития, расположенные по месяцам и дням памяти этих святых, то есть то, что должно было формировать мировоззрение общества.

Конечно, произведения русской литературы XI-XV веков не ограничиваются только лишь тем кругом текстов, о которых рассказывалось в этой статье, он значительно шире. Однако здесь представлены самые важные для русской письменности жанры и те произведения, которые являются достоянием не только русской культуры, но и мирового искусства.

Подводя итог, отмечу основные характерные черты древнерусской письменной культуры XI-XV веков.

1. Нравоучительность. Практически вся древнерусская литература, независимо от жанра и особенностей произведения, целью своей ставит не праздное (пустое) развлечение читателя, а наставление, поучение. Она даёт примеры для подражания и обличает пороки, ведущие к погибели духовной и телесной.

2. Следование «литературному этикету». Так назвал характерную черту древнерусской литературы виднейший её исследователь, академик Д. С. Лихачёв, имея в виду следование авторами определённой традиции или канону. Он отмечал, что: «Литературный этикет средневекового писателя слагался из представлений о том, как должен был совершаться тот или иной ход событий, как должно было вести себя действующее лицо сообразно своему положению и какими словами должен описывать автор совершающееся…».

3. Патриотизм. Все произведения указанного периода пронизывает идея об общественном благе (как его понимали в то время) в виде объединения земель, призывов на борьбу с иноземными захватчиками, примеров деятельности русских святых и т. п.

4. Народность. Авторы древнерусской литературы, практически никогда не выражали субъективного (личного мнения) о том, о чём писали. Они являлись выразителями общих народных настроений, чаяний, желаний, устремлений.

5. Историзм. Всё, что писалось в этот период, по мнению авторов, имело реальную историческую основу, то есть происходило на самом деле (в настоящем или далёком прошлом), поэтому любые произведения XI-XV веков рассматривались читателями, как подлинные документальные свидетельства той или иной исторической эпохи.

6. Религиозная направленность. Практически ни один из данных памятников нельзя рассматривать, как сугубо светское произведение. В них, в бо́ льшей или ме́ ньшей степени, отражено религиозное мышление и христианское мировоззрение.

7. Отсутствие в древнерусской литературе таких тем, как любовные переживания, юмор, сатира т. п.

8. Отсутствие поэзии, как способа литературного письменного выражения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...