Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Почему в древнерусской литературе нет беллетристики, и о чём писали древнерусские авторы?




Почему в древнерусской литературе нет беллетристики, и о чём писали древнерусские авторы?

 «Велика бывает польза от книжного учения. Книги нас наставляют и учат идти путем накопления. Мы находим мудрость и воздержание в словах книжных, ибо это реки, которые напояют вселенную, это источники мудрости, ибо у книг неизмеримая глубина, ими утешаешься в печали, и они являются уздой воздержания».

Фрагмент из древнерусской летописи

Появление литературы на Руси.

Когда на Руси появилась литература? Естественно – вместе с письменностью (с этим согласны все исследователи и учёные). Однако до сих пор среди них нет единого мнения о времени её возникновения? На этот счёт существует две основные теоретические версии.

Версия №1.

Письменные памятники появились лишь тогда, когда Русь приняла христианство, а вместе с этим – и письменность, созданную по греческому образцу византийскими просветителями Мефодием и Кириллом в 863 году (отсюда происходит и название славянского алфавита – кири́ ллица, хотя, то, что изобрели Кирилл и Мефодий - была глаголица, кириллица появилась позже).

Кириллица и глаголица.

На основе кириллицы сложились современные болгарский, сербский, русский, украинский, белорусский алфавиты, а в период существования Советского Союза, на этой же основе были созданы алфавиты некоторых народов, входивших в состав страны.

Версия №2.

Существуют предположения о том, что и до принятия христианства, то есть до освоения, созданного Кириллом и Мефодием алфавита, письменность на Руси уже существовала. Различные археологические находки, сделанные на территории расселения восточнославянских племен в древнейшие времена, содержат своеобразные знаки («че́ рты и ре́ зы»), которые могут восприниматься как письмена. Их изучением занимаются некоторые исследователи.

    Однако бесспорным остаётся тот факт, что все известные сегодня (и официально признанные подлинными) памятники древнерусской литературы, были созданы не ранее X–XI веков, и написаны они буквами, созданными благодаря труду греков-просветителей Кирилла и Мефодия.

Интересный сюжет по этому поводу есть на канале " Точка":

Летописание.

Как уже говорилось, вместе с новой верой, на Русь пришли и книги, необходимые в церковном обиходе. Поэтому не удивительно, что изначально, вся литература, имевшая хождение на Руси, была переводной: византийской и болгарской (Болгария приняла Византийское православие несколько ранее Руси). В это же время древнерусские писатели сами начинают осваивать те жанры литературы, которые прежде появились в Византии и стали там каноническими: проповеди, богослужебные песнопения, жития святых.

Однако любимейшим жанром, своеобразной «визитной карточкой» именно русской словесности, стали ле́ тописи, не получившие такого развития более ни в одной стране мира. Их авторами были монахи, которые считали, что работа, выполняемая ими, совершается по воле Божией и во славу Бога, значит тратить время на пустые вымыслы и фантазии – зря гневить Господа. Поэтому они старательно описывали лишь то, чему были свидетелями или то, что, по их мнению, являлось достоверным историческим фактом. Так возник жанр литературы, описывающий исторические события в хронологическом порядке – по годам (или, как говорили в старину, лета́ м).

Монах, бравшийся за создание летописи, сначала находил и переписывал всё, что было создано до него и, лишь затем, приступал к изложению современных ему событий или тех, о которых ему было известно из источников, не вошедших в ранние документы. Записи о разных исторических периодах собирались вместе и образовывали порой весьма обширные летопи́ сные сво́ ды.

 

                

                        М. Антокольский. Летописец Нестор

Средневековые русские летописи – это бесценный материал для изучения самых отдалённых эпох. Они, кроме собственно исторических сведений, зачастую содержат древние легенды и предания, жития святых и творимые ими чудеса, рассказы из жизни великих князей и рядовых граждан, деловые договоры и тексты документов, которые ни в каком другом виде не сохранились до нашего времени и т. п.

Интересно, что в летописях практически неразличим «голос» самого автора, его личное отношение к описываемым событиям. Однако в любом летописании чётко отражены устремления, чаяния, образ мыслей всего народа, жившего в описываемую эпоху, в конкретном географическом месте.

             

                      Преподобный Нестор Летописец.

Пожалуй, самый выдающийся и самый древний, из дошедших до нас, памятник летописной литературы Киевской Руси – «Повесть временны́ х лет», созданная на рубеже XI-XII веков, как предполагают ученые, монахом Киево-Печерской лавры и выдающимся писателем Не́ стором. Название своё она получила по первым строкам: «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Русcкая земля, кто в Киеве первее княжити и откуду Русская земля стала есть».

Именно из неё мы узнаём бесценные сведения о древних восточнославянских племенах и местах их расселения, о призвании на Русь варяга Рю́ рика для создания государственности, о правлении и военных походах первых русских князей, о крещении Руси Владимиром Святославовичем.

 

    

В. Васнецов. Нестор Летописец (эскиз росписи для Владимирского собора в Киеве).

Летописец наблюдает и начало феодальной раздробленности на русской земле, сопровождающейся междоусобицами удельных князей и ослаблением киевского государства. В конце своего труда Нестор настоятельно проводит мысль о том, как необходимо согласие между правителями русских земель, являющихся братьями по крови, слугами Господа и своего народа. И эта непримиримая рознь, по мнению писателя, является тяжким грехом перед Богом, а значит - грозит всей русской земле тяжкими испытаниями.

Эта же мысль пронизывает и самое известное произведение древнерусской литературы – «Сло́ во о полку́ И́ гореве».

" Слова... " и " Поучения... "

Кстати, " Слова", могут рассматриваться как отдельный самобытный жанр древнерусской литературы. До нас дошло " Слово о законе и Благодати", написанное монахом Илларионом в конце XI века. Именно оно считается древнейшим сохранившимся оригинальным литературным произведением Древней Руси. В своём " Слове" автор рассуждает о том, каково место Руси и Русской церкви в христианской истории, проводя параллели с Византией. И делает вывод, что Русь имеет особую роль в Божественном замысле. И когда князь Владимир Красно Солнышко, обратил землю русскую в христианство, Бог осенил её, как и другие христианские народы, своею благодатью. И теперь она ни в чём не уступает Византии, а возможно, и превосходит её.

" Слово о законе и Благодати".

" Слова... " представляли собой образец литературного красноречия, наряду с Поучениями и Наставлениями. Разумеется, что они тоже имели дидактический, воспитательный, нравоучительный характер, и должны были донести до читателя представление о идеальной модели поведения русского человека. Отличает этот жанр то, что в поучениях всегда есть конкретный адресат - сыновья, братья, князья и т. п., к которым обращается автор.

Одним из ярких образцов такого рода литературы является " Поучения Владимира Мономаха" (конец XI века). Князь даёт советы будущим потомкам, объясняя им как правильно строить свою жизнь по законам совести, добра, веры, приводя примеры из жизни, чтобы не нарушать Божественное устройство мира.

     

«Завещание Владимира Мономаха детям». Литография 1836 года по рисунку Бориса Чорикова.

Однако, хочется отметить, что эти памятники древнерусской словесности важны для нас не только с исторической точки зрения. Они, зачастую, являются и выдающимися литературными произведениями, в которых красота слова является чрезвычайно важной составляющей. Вот, например, цитата из " Слова о погибели Русской земли", датируемого XIII веком:

" О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами ты нас дивишь: дивишь озерами многими, реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями чудными, зверьми различными и птицами бесчисленными, городами великими, селами чудными, садами монастырскими, храмами церковными и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими! Всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская! "

Согласитесь, что, читая этот текст, представляешь, как автор смакует, каждый образ, каждое словосочетание, тщательно подбирая их и любовно укладывая сказ свой " кирпичик за кирпичиком".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...