Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Древнерусское зодчество. Собор Святой Софии в Киеве




Самые ранние церковные постройки, о которых нам сообщают летописи, до нашего времени, к сожалению, не сохранились. Однако из древних письменных свидетельств мы знаем, что столица русского государства – «матерь русских городов» - Киев, к одиннадцатому веку, мог своей красотой и многолюдностью конкурировать не только с любым западноевропейским городом, но даже с самим Константинополем! Так в одном из древних письменных документов сообщается, что в Киеве было «более четырёхсот церквей и восемь рынков, а народу же неизвестное количество».

   Десятинная церковь в Киеве. Реконструкция.

Соперничая с Византией, желая уподобить Киев Константинополю, киевский князь Ярослав Мудрый (сын Владимира Красное Солнышко) начинает строительство главного – кафедрального собора на Руси, освящённого в честь Святой Софии – Мудрости Божией, также, как и главный храм Византии. Когда строительство и отделка его были закончены, то поражены этим величественным храмом были не только жители Киева, но и иностранцы, посещавшие столицу Древней Руси.

Первый русский митрополит Илларион восхищённо говорил: «Церковь дивна и славна всем окружным странам, яко же иной не найдется во всех землях от востока до запада».

Итальянский путешественник Павел Аллепский писал, что «ум человеческий не в силах её обнять».

Епископ киевский Иосиф Верещинский в XVI веке отзывался о Софии Киевской так: «Весьма многие согласны в том, что в целой Европе нет храмов, которые по драгоценности и изяществу украшений стояли бы выше константинопольского и киевского».

Собор Св. Софии в Киеве. Реконструкция.

Софийский собор стал главным культурным центром Русского государства, сосредоточив вокруг себя всю религиозную и общественно-политическим жизнь: здесь происходили церемонии «посажения» великих киевских князей на престол, у его стен собиралось киевское вече, в храме трудились летописцы и размещалась первая русская библиотека.

Сегодняшний облик Киевской Софии весьма отличается от первоначального.

     

                 Собор Св. Софии в Киеве. Современный вид.

Только по старинным письменным источникам мы можем судить о том, как выглядел этот храм в период расцвета Киевской Руси. Предполагается, что его окружали широкие и просторные галереи-гульбища, из которых «вырастали» неокрашенные кирпичные стены основного массива здания. Кровлю же собора венчали 13 глав, динамично сужающимися кверху уступами.

Собор Св. Софии в Киеве. Реконструкция.

Интерьеры собора Святой Софии были не менее роскошны. Их украшали многоцветные мозаики и настенные росписи – фрески, немалая часть которых сохранилась до наших дней. Расположение живописи в пространстве храма полностью соответствовало византийскому канону – самые важные образы помещались в верхних ярусах и в восточной части собора. Иерархия сюжетов и образов подчёркивалась и техникой живописи – подкупольное пространство и алтарную часть украсили мозаики, а все остальные части интерьера были расписаны более дешёвыми фресками.

Впечатляющее зрелище открывается входящему в храм Св. Софии в Киеве. Высоко из-под купола смотрит строгий лик Пантократора - Христа-Вседержителя. Он – Великий Судия, окружён фигурами четырёх архангелов. Ниже, в парусах, находятся изображения евангелистов Марка, Матфея, Луки и Иоанна, донёсших миру «Благую весть» - учение Христа. Следующий ярус – те, кто распространил Слово Божие в разные уголки Света – верные ученики Спасителя – 12 апостолов.

И прямо навстречу входящему в храм, из полумрака апсиды словно выходит в ярко-голубых одеждах, в мягком золотом мерцании, с воздетыми в молении руками – Богоматерь Оранта (Молящаяся).

 

Собор Св. Софии в Киеве. Интерьер.

Собор Св. Софии в Киеве. Подкупольная мозаика.

Её фигура выглядит несколько тяжеловесной, непропорциональной и угловатой, но от всего ее облика веет каким-то особым спокойствием, надёжностью и уверенностью. Ещё в те далёкие времена этот образ прозвали «Нерушимой Стеной».

Существует легенда, согласно которой во время вторжения армии Батыя в 1240 году, жители Киева укрылись в Софийском соборе. Захватчики решили протаранить стену этого последнего убежища киевлян, как раз ту, где находилось изображение Богородицы. И, как гласит это предание, благодаря её заступничеству, стена устояла, а жители города были спасены.

Богоматерь Оранта. Мозаика собора Св. Софии в Киеве.

Гораздо хуже сохранились до наших дней фрески, некогда украшавшие собор. Однако, судя по тем фрагментам, которые уцелели, художники запечатлели под сводами Софии Киевской не только священное писание и святые образы, но и своих современников. Например, здесь были помещены изображения киевского князя Ярослава Мудрого с женой Ириной и их детей – на одной стене дочерей, а на противоположной – сыновей.

    

   Фреска, изображающая семью Ярослава Мудрого. Княгиня Ирина с дочерями

Но ещё более интересны фрески лестничных башен, ведущих на хоры, не случайно в литературе их называют “окном в исчезнувший мир”. Здесь представлена жизнь Константинополя (или как его называли на Руси – Царьград) и Киева эпохи Ярослава Мудрого. Художники изобразили и ипподром с многочисленными зрителями, и молодую княжну, выходящую из хоро́ мов, и княжескую охоту.

       

            Собор Св. Софии в Киеве. Фреска с изображением охоты.

Весьма необычными для церковного интерьера выглядят сцены «потех» со скоморохами, ряжеными, борцами, танцорами, дудочниками и даже дрессированными медведями.

 

  Музыканты и скоморохи. Фреска Софийского собора в Киеве.

Кроме этого, на внутренних стенах собора, сохранилось около трехсот граффити – надписей и рисунков, относящихся к XI–XIII векам, сделанных руками древнекиевских «хулиганов». И то, за что сегодня ругают школьников, в данном случае рассматривается как бесценное свидетельство эпохи, историческое и культурное сокровище!

          

                            Граффити. Собор Св. Софии в Киеве.

        Граффити. Собор Св. Софии в Киеве.

Наряду с молитвенными обращениями к богу, здесь встречаются и надписи вроде «здесь был …», и карикатурные рисунки шуточного характера. Сохранилось здесь и любовное послание XII века. Некая девица пишет объекту своего сердечного томления следующее: «Куприяне, гораст е си, елы суе расмаглитца» (" Куприян, красивый же ты, сколько мне еще зря распыляться" )

Или вот такое неожиданное послание, оставленное на стенах храма:

   

 «Кузьма тать украл еси масо аселонь твои кокошь аминь». Буквально переводится «Кузьма – вор, украл мясо, чтобы тебе ноги спутало. Аминь», что является ничем иным, как пожеланием смерти. Граффити Софийского собора в Киеве.

Многие граффити содержат точную дату и служат одним из основных свидетельств о бытовой письменности и разговорной речи киевлян, являясь, таким образом, важным историческим, лингвистическим и палеографическим источником.

Жаль, что из «более четырёхсот церквей и храмов», построенных в древнем Киеве сохранился лишь один. И если все они были столь же великолепны, то понятны, звучащие с гордостью за свою землю, слова митрополита Иллариона, произнесённые им в память о князе Владимире – крестителе земли Русской: «Встань, благородный муж, из своего гроба!.. Взгляни на город, величеством сияющий, на церкви цветущие, на христианство растущее, взгляни на город, святыми иконами освящаемый, блистающий, овеваемый благоуханным темьяном, хвалами и пением оглашемый».

Древний Киев. Реконструкция.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...