Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Весенне-летние праздники.. Урок 3-4. Эпические и исторические песни.




Весенне-летние праздники.

Весна. На 22 марта – день весеннего равноденствия – приходится праздник прилёта птиц. Его ещё называют Сороки – день памяти сорока мучеников Севастийских. Весну призывают песнями – веснянками, называя её красной; в те времена это означало и цвет (алый), и красоту, и качество (лучший). Кто же является первыми посланцами весны? Конечно, птицы! В этот день пекут печенье в виде птичек, прикрепляют их на шесты и выходят во двор, в поле, закликая птиц.

Одну из песен-веснянок можно слышать в музыке Чайковского.

 

Спустя семь недель после первого весеннего полнолуния (после Пасхи) празднуют Семик и Троицу: праздник цветения и День святой Троицы. В эту неделю «играли» много песен, считая что эти обычаи увеличивают силу плодородия земли. Девушки плели и бросали в реку венки, наряжали и завивали берёзку – её чествовали особо: пели ей песни и приносили всякие угощения, водили вокруг неё хороводы.

Подобный праздник мы снова находим в сказке «Снегурочка» Римского – Корсакова. Здесь звучат подлинные народные песни «Ай, во поле липенька», «А мы просо сеяли».

Лето. Самый длинный день года наступал 24 июня – летний солнцеворот, День Ярилы - солнца. В этот день отмечали древний праздник Ивана Купалы (рождество Иоанна Крестителя).

    Песни на Ивана Купалу звучали в течение всего дня и ночи. Обряды были связаны с водой и огнём. Сидеть дома не давали никому: люди шли на реку, обязательно купались, водили хороводы, жгли костры и прыгали через них, потому что огонь – олицетворение солнца – даёт силу и сжигает всю хворь. К празднику делали чучело (Мариночка – купалочка), придумывали всякие забавы, розыгрыши и сжигали чучело с пением песен. Песни эти звучали иногда заунывно, иногда таинственно, как таинственна и сама купальская ночь. Ведь именно в эту ночь, по преданию, оживает всякая нечисть – леший заманивает в лес, русалки – в реку, а ещё расцветает папоротник.

Празднику Ивана Купалы посвящены страницы хоровой кантаты Свиридова «Поэма памяти Сергея Есенина».

Осень. После жаркого лета наступает радостная пора сбора урожая, приходят осенние праздники: это зажинки, дожинки, праздник последнего снопа. Образы природы, картины труда предстают перед нами в лирических, весёлых, серьёзных и шуточных песнях (см. Приложение; №8).

Праздник урожая находит отголосок в опере Чайковского «Евгений Онегин». Здесь звучат две народных песни: лирическая – «Болят мои скоры ноженьки» и скорая, плясовая – «Уж как по мосту–мосточку».

    А солнышко движется по кругу дальше, и день осеннего равноденствия – 22 сентября – говорит о том, что день и ночь пока ещё равны, но уже очень скоро наступят короткие дни и длинные ночи, а с ними – долгожданное Рождество. Так круг праздников замыкается.

Урок 3-4. Эпические и исторические песни.

 

    Эпос – так называют старинные предания, сказания о давно ушедших временах, иногда с элементами фантастики. Свой эпос есть у каждого народа – украинские думы, норвежские саги, немецкие сказания о нибелунгах, французские песни о Роланде и т. д.

Основной круг сюжетов и образов русского героического эпоса сложился в эпоху расцвета Киевского государства. Действие в былинах сосредоточено вокруг двух центров — Киева и Новгорода. Былины о подвигах богатырей дошли до нас как память народа об этих давних временах. Они созданы в 10-11 веках музыкантами-сказителями, которых называли Боянами.

Русские былины, или стá рины, характеризуются историчностью, обычно их главными героями были реальные лица, в том числе киевские князья. В этих легендарно-героических повествованиях отражаются события русской истории, героическая борьба русского народа с внешними врагами.

Главными героями былин в Киевской Руси были богатыри: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич. Они защищали родину от иноземных врагов, которые в былинах принимали облик сказочных чудовищ – Соловья – разбойника. Тугарина Змиевича.

Элемент фантастики часто присутствует в былинах, так же как и в сказках, но в отличие от сказок в былинах заметно стремление сглаживать чудесное. Чудесный элемент в сказках играет другую роль, чем в былинах: там чудесные представления составляют главную завязку сюжета, а в былинах они только дополняют содержание, взятое из действительного быта; их назначение — придать более идеальный характер богатырям.

Сказочно-фантастические герои в былинах имеют часто реальные прототипы. Соловей-разбойник — это собирательный образ племен вятичей. Калин-царь — вероятно, монгольский Менгу-хан, осаждавший Киев. А Тугарин-змей — половецкий хан Тугар из рода Шарукана, то есть Змея.

  Идолище, баба Горынинка, Тугарин-змиевич – все эти герои напоминают сказочно-фантастических чудовищ, но имеют и реальные прототипы.

Былины не пелись, а скорее сказывались неторопливо, нараспев под мерный аккомпанемент гуслей. В них было весомо и значительно каждое слово, поэтому напев не заслонял слово, а подчёркивал его, усиливая его смысл. Такое пение напоминает речитатив. Былинный напев разворачивался в плавном, поступенном движении, в единообразном ритме, с многократными повторами мотивов. Размер мог свободно изменяться.

Для музыкального исполнения былин тоже был характерен ряд особенностей, которые пытались передать композиторы русской классической школы в своих сочинениях. Многие композиторы, проникнув в характер и музыкальный строй былины, писали свою музыку в духе этого жанра. Часто исполнение былин связывалось с именем легендарного певца и сказителя Бояна. В русской литературе XIX века имя «Боян» стало нарицательным именем древнерусского певца, гусляра.

Согласно наиболее распространённой точке зрения, Боян — историческое лицо, придворный певец ряда русских князей XI века. Судя по перечню князей, которых он воспевал, территориально он был связан с Черниговским и зависимым от него Тмутараканским княжествами. По характеру творчества он, скорее всего, напоминал скандинавских скальдов, сочиняя в честь конкретных князей ритмизованные песни-хвалы или песни-хулы.

· Образ Бояна впервые был показан в опере Глинки «Руслан и Людмила» Интродукция оперы открывается типично былинным распевом – «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Неторопливо, спокойно льётся повествование Бояна об истории земли русской, о сотворении мира Белбогом и Чернобогом в сопровождении хора. Сочетание тембров фортепиано и арфы передаёт бряцание гуслей.

· Яркий пример стилизаций в жанре былины – «Богатырская симфония» Бородина, 3 часть – здесь музыка исполнена эпического величия, рисует образ певца-сказителя Бояна, поющего о славных битвах и подвигах древних витязей. Неторопливые арпеджио арфы напоминают переборы струн на гуслях Баяна, а короткая запевка кларнета вводит слушателя в мир эпических, былинных образов. Песенная мелодия у солирующей валторны в переменном размере изложена свободно и импровизационно. Это главная партия сонатной формы. Она имитирует пение Бояна.

Римского-Корсакова называют величайшим среди музыкантов сказочником. Не остался он равнодушен и к жанру былины.

· Собирательный образ слепых певцов-гусляров показан и в опере Римского-Корсакова «Снегурочка». Хоровая песня-славление в честь царя Берендея выдержана в стиле старинных эпических жанров (снова – переменный лад, имитация гуслей через арфу и ф-но).

В новгородских былинах главными героями являются уже не богатыри, а купцы, торговые гости, среди которых выделяются купцы Садко и Василий Буслаев. Здесь на первый план выходят сюжеты про чудесное избавление от бедности, про заморские странствования. Изображён здесь и уклад древнего Новгорода с его вечевыми сборами, почестными пирами.

Садко ( Богатый гость ) — герой былин новгородского цикла. По наиболее полному варианту (Сорокина), Садко был сначала бедным гусляром, потешавшим новгородских купцов и бояр. Однажды он играл на гуслях на берегу Ильмень-озера с утра до вечера и своей игрою приобрёл расположение царя Водяного, который научил Садко побиться с богатыми новгородскими купцами об заклад в том, что в Ильмень-озере есть рыба «золотые перья»; при помощи царя Водяного Садко выиграл заклад, стал торговать и разбогател.

Опера-былина «Садко» Римского-Корсакова (1895г. ) отразила восхищение композитора этим древнерусским жанром. Как это характерно для жанра былины, оперу обрамляют «зачин» и «исход».

· Былинному зачину можно уподобить оркестровое вступление «Океан – море синее». Оно словно рисует перед зрителями величественную картину природы. В спокойном «течении» музыки чувствуется огромная внутренняя сила, мощь. Многократно повторяется краткий 3-х звучный мотив, создающий ощущение бескрайней неохватной стихии, грозной и могучей.

· В финале произведения, где народ новгородский встречает величальной песней Садко со дружиной на фоне звона колоколов в оркестре снова будет звучать вступительная тема «Океана».

Немало прекрасных мелодий в жанре былин встречается и в сольных, и хоровых номерах оперы Римского-Корсакова «Садко».  

· Например, Былина Нежаты, а так же Песня Садко с хором на слова «Высота ли высота, поднебесная», созданная на основе подлинной «Былины о Соловье Будимировиче». Мелодия этой былины более ритмична и энергична, по сравнению с киевскими напевами.

Интерес к жанру былины не ослабевает и на протяжении всего ХХ века. Об этом говорят полотна художников (Константина Васильева, Михаила Врубеля и других).

В советской музыке ХХ века наиболее эпичен композитор Сергей Прокофьев. В его творчестве интерес к исторической теме в муз. театре (опера «Война и мир»), а также в киномузыке (фильмы «Александр Невский», «Иван Грозный») всегда подкреплялся знанием и стилизацией фольклорных жанров. Например, во 2 части кантаты «Александр Невский» звучит широкая мелодия «А и было дело на реке Неве», напоминающая старинные русские былины.

Балет Тищенко «Ярославна» продолжает традиции русской школы и эпических жанров древней Руси.

Историческая песня – фольклорный жанр, который оформился, предположительно, в 13-15 веках. Историческая песня называется так потому, что отражает реальные исторические события, происходившие в жизни народа. Исследователи полагают, что исторические песни возникли на основе былин. Они отличаются от былин тем, что в них повествуется о событиях более поздней эпохи, а действующими лицами являются не былинные богатыри, а реальные исторические персонажи.

    Ранние исторические песни сложились в период монголо-татрского ига. Они повествуют о восстании против татарского наместника в Твери Щелкана. Это восстание было в 1327 году. Существуют песни, в которых раскрывается героический подвиг русичей, боровшихся против татар и победивших их на Куликовом поле.

· Послушаем историческую песню " Про татарский полон" (" Как за речкою, да за Дарьею" ), которую Римский-Корсаков включил в свою оперу " Сказание о невидимом граде Китеже".

Позже народ сложил песни о кровожадном правителе Иване Грозном, который правил в 16 веке. Песни рассказывали о завоеваниях Руси в этот период, о взятии Казани, о смерти царя, о набегах крымского хана. Отдельно существует цикл песен о крестьянских войнах и восстаниях под предводительством Степана Разина, Емельяна Пугачева. Отдельную тематическую группу представляют исторические песни о покорителе Сибири казацком атамане Ермаке.

· Например, песня о Степане Разине - " Из-за острова на стрежень" на стих И. Дмитрия Садовникова (1883). Песня стала популярной уже в 1890-х гг. Садовников, фольклорист, этнограф и поэт, создал два цикла стихов о Степане Разине – “Из волжских преданий о Стеньке Разине” и “Песни о Стеньке Разине”. Популярными народными песнями стали “Из-за острова на стрежень” и “По посаду городскому”. Песня входила в репертуар Федора Шаляпина и Надежды Плевицкой. Она легла в основу сюжета первого русского художественного фильма “Понизовая вольница” (режиссер Владимир Ромашков, 1908).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...