Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 5. Семейно-бытовые песни. Обработки и стилизации.




Урок 5. Семейно-бытовые песни. Обработки и стилизации.

 

Колыбельные и шуточные песни.

Семейно – бытовые песни возникли в древнейшие времена. Крестильные, колыбельные, свадебные, величальные – они исполнялись на случай (без календарных дат).

Колыбельные – это первые лирические песни, которые слышит ребёнок. Их ласковые интонации и спокойный, «укачивающий» ритм выражает нежность матери, тихо качающей колыбель.

Характерны для колыбельных песен образы птиц, зверей (гуленьки, заиньки, котики), а также – сказочных героев (Сна, Дрёмы). Мелодии колыбельных обычно звучат в узком диапазоне (чаще в рамках терции или кварты), с плавным однообразным ритмом, фразы повторяются с некоторым варьированием (изменением).

· Послушаем «Колыбельную» в обработке Лядова («8 русских народных песен»).

В симфонической сказке Лядова «Кикимора» тоже Кот Баюн «поёт» свою колыбельную песню маленькой Кикиморе.

Некоторые композиторы сами сочиняют мелодии в духе народных (то есть стилизуют их). Одну из таких стилизаций можно услышать в сказке – опере Римского – Корсакова «Садко».

· Послушаем «Колыбельную Волховы».

 

Шуточные песни – имеют так же, как и колыбельные, очень давние традиции. Ещё скоморохи, непременные участники всех праздников в древней Руси, любили посмеяться над человеческими недостатками, плохими привычками. Они плясали, распевали «небылицы», разыгрывали комические сцены.

В мелодиях таких песен преобладала речитативная скороговорка, а в ритмах – плясовые формулы. Слово и мелодия здесь подчинены чёткому танцевальному ритму.

Пример: украинская песня «Журавель». Здесь каждому слогу соответствует одна нота. К концу ритмическая пульсация учащается, напоминая скороговорку. Эта песня положена в основу финала «Симфонии №2» Чайковского, который написан в форме вариаций.

· Другой пример: русская песня «Я с комариком плясала». Здесь ритмический рисунок мелодии не совпадает с ударными слогами текста. Послушаем эту песню в обработке Лядова. «Шуточная» («8 русских народных песен»). Струнные инструменты в высоком регистре подражают «голосу» комара.

Урок 6. Лирические протяжные и свадебные песни.

Жанр лирической протяжной песни появился в 16 – 17 веках. Такие песни иногда называли «долгими» или «проголосными». Их пели на вечёрках, посиделках долгими зимними вечерами, на свадьбах. Их поют, когда душа просит, и хочется рассказать о чём- то своём сокровенном – о любви, о женской доле, о долгой разлуке. В лирических песнях выражаются разнообразные душевные переживания, настроения и чувства русских людей, глубоко раскрывается их духовный мир. Многие протяжные песни представляют собой непосредственное лирическое излияние, лирическую исповедь или же серьезное раздумье о жизни. «Песня длинна, как большая дорога, она такая же ровная, широкая, мудрая; когда слушаешь ее, то… забываешь все! Замрут голоса певцов, - слышно, как вздыхают кони, тоскуя по приволью степей, как тихо и неустранимо надвигается с поля осенняя ночь; а сердце растет и хочет разорваться от полноты каких-то необычных чувств и от великой, немой любви к людям, к земле». – Так писал о волнующем воздействии протяжной песни М. Горький.

Поэтическое содержание протяжных лирических песен многообразно. В них поется о любви к русской земле и природе, родному краю, о горе разлуки с родной стороной и одинокой смерти на чужбине, о тяжелой крестьянской доле, о трудной жизни бурлаков, батраков и переселенцев, о судьбах участников крестьянских восстаний и боевой походной жизни русских воинов: казаков, солдат, ополченцев.

Песни о семейном гнете. Наряду с крепнущим протестом против социального гнета в 17-18 веках растет чувство возмущения косным укладом семейной жизни. Лирические песни такого содержания проникнуты эмоциональным протестом против патриархального деспотизма, сковывавшего свободу личного чувства, против бесправного, подневольного положения женщины («Горе мое горькое»).
Повсеместное распространение имели еще в прошлом веке такие песни, как «Лучинушка», меркнущий свет которой стал олицетворением безрадостной женской доли.

· Пример: песня «Лучинушка». Широко и свободно льётся мелодия, не скованная рамками равномерных акцентов, ведь размер то и дело меняется, как русло у речки. То остановится (междометия «ах», «ох», восклицания, обрывы слов, повторы), то дальше потечёт с распевами долгими, с извилистыми поворотами на одном слоге. Напоминают такие мелодии долгую тропинку в поле. А «тропинка» - то может быть и не одна.

Это особый вид многоголосия – подголосочная полифония. Лад тоже  необычный -

 переменный, любая ступень может стать на время устойчивой.

Для поэтики молодецких песен особенно характерны образы темного леса, зеленой дубравы, служившей укрытием от преследования, образы больших русских рек. Скрывавшимся от крепостной неволи или преследований карательных отрядов реки служили надежной дорогой «на волю». Спускаясь по течению Волги или Дона, беглецы достигали вольных степных окраин, пополняли ряды казачества, вступали в бурлацкие артели. Отсюда почтительное, любовное обращение в песенных зачинах к большим русским рекам: «Матушка Волга», «Батюшка Тихий Дон».

· Пример: песня «Вниз по матушке, по Волге». Здесь молодецкая удаль соседствует с широким размахом волжских берегов. В 18 веке песня «Вниз по матушке Волге» была использована в опере «Мельник-колдун, обманщик и сват» М. Соколовского – А. Аблесимова

Композиторы нередко цитируют народные песни в своих оперных, симфонических произведениях. Иногда создают обработки народных песен, иногда сами сочиняют в стиле народной песни. Чаще всего для обработки используют жанр вариаций. Вариационная форма состоит из темы и её нескольких вариаций. Каждая вариация по-разному видоизменяет главную тему.

· Например: «Песня Марфы» из оперы Мусоргского «Хованщина» включает в себя народную песню «Исходила младёшенька», которая развивается в виде вариаций и рассказывает о жизненных испытаниях героини и её трагической судьбе. Такие песни характеризуют сильных, страстных героинь в русских операх.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...