Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Василий кандинский. Марк Шагал. Святое семейство. 1976 Г. Собрание Шагал, сен-поль-де-ванс. Собрание Шагал, сен-поль-де-ванс.




ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ

(1866—1944)

Творчество Василия Васильевича Кандинского — уникальное явле­ние русского и европейского искус­ства. Именно этому художнику, на­делённому могучим дарованием, блестящим интеллектом и тонкой духовной интуицией, суждено было совершить подлинный переворот в живописи и создать первые абст­рактные композиции.

Марк Шагал.

Святое Семейство. 1976 г.

Собрание Шагал, Сен-Поль-де-Ванс.

*Плафон (франц. plafond — «потолок») — пото­лок или его центральная часть, украшенные живопис­ным либо скульптурным изо­бражением, орнаментом.

**Панно (франц. panneau) — изображение (живопись, мозаика, рельеф) для украшения стен, потолков.

Судьба Кандинского складыва­лась не совсем обычно. До тридцати лет он и не помышлял об искусстве. Закончив в 1893 г. юридический факультет Московского универси­тета, он начал работать над диссер­тацией, участвовал в этнографиче­ской экспедиции на север России, а в 1896 г. получил приглашение из университета в Дерпте (ныне Тарту, Эстония) занять должность приват-доцента. Но в том же году Кандин­ский внезапно изменил свою жизнь. Поводом для этого послужило впе­чатление от картины «Стог сена» Клода Моне на Французской индуст­риальной и художественной выстав­ке в Москве. Отказавшись от кафед­ры, он уехал в Германию учиться живописи. Кандинский обосновался в Мюнхене, который на рубеже веков был признанным центром немецко­го модерна. Он занимался сначала в частной школе живописи, а позднее в Мюнхенской академии художеств у Франца фон Штука.

Живя в Германии, Кандинский почти каждый год приезжал в Рос­сию и представлял свои работы на выставках Московского товарище­ства художников, Нового общества художников и др. В журналах «Мир искусства» и «Аполлон» появлялись его статьи об искусстве Германии, сыгравшем столь важную роль в формировании творческой лично­сти живописца. В то же время Кан­динского волновала и вдохновляла русская художественная традиция: иконы, древние храмы, сказочные персонажи. Все они часто присутст­вуют в его работах, что говорит о влиянии на него мастеров «Мира искусства».

Кандинский был прирождённым лидером. Уже с 1901 г., едва закончив обучение, он возглавил художест­венное общество «Фаланга», участ­вовал в его выставках и работал в со­зданной при нём школе. В 1909 г, мастер организовал «Новое мюнхен­ское художественное объединение», а в 1912 г. — группу «Синий всадник».

В работах Кандинского 1900— 1910 гг. чувствуются разнообразные влияния: от немецкого экспрессио­низма и французского фовизма («Вид Мурнау», 1908 г.; «Дома в Мурнау на Обермаркте», 1908 г. ) до рос­сийского «Мира искусства» («Дамы в кринолинах», 1909 г. ). Не без воздей­ствия символизма Кандинский об­ратился к графике, создав цикл гра­вюр на дереве «Стихи без слов» (1903 г. ).

В начале 10-х гг. ясно определи­лось главное направление творче­ских поисков Кандинского: он хотел сосредоточить все средства живопи­си на передаче сложной системы чувств и ощущений, которые живут в потаённых глубинах души худож­ника и не зависят от материально­го мира. Теоретически мастер сфор­мулировал эту проблему в книге «6 духовном в искусстве» (1911 г. ), но практическое решение пришло

Василий Кандинский.

Дома в Мурнау

на Обермаркте. 1908 г.

Собрание Тиссен-Борнемиса, Лугано.

к нему внезапно и необычно. Худож­ник сам описал происшедший в его сознании переворот в работе «Сту­пени» (1918 г. ): «Я... вдруг увидел перед собой неописуемо-прекрас­ную, пропитанную внутренним горе­нием картину. Сначала я поразился, но сейчас же скорым шагом прибли­зился к этой загадочной картине, совершенно непонятной по внешне­му содержанию и состоявшей ис­ключительно из красочных пятен. И ключ к загадке был найден: это была моя собственная картина, при­слонённая к стене и стоявшая на бо­ку... В общем, мне стало в этот день бесспорно ясно, что предметность вредна моим картинам».

Наверное, в ту минуту потрясён­ный мастер вряд ли осознавал, что случайно поставленная на бок кар­тина станет истоком нового напра­вления в искусстве — абстракцио­низма. По Кандинскому, именно линия и цветовое пятно, а не сюжет являются носителями духовного на­чала, их сочетания рождают «внут­ренний звук», вызывающий отклик в душе зрителя.

Все абстрактные произведения Кандинского, по его собственным словам, разделяются на три группы (по степени отдаления от предмета): импрессии, импровизации и компо­зиции. Если импрессия рождается как прямое впечатление от внешне­го мира, то импровизация бессозна­тельно выражает внутренние впечат­ления. Наконец, композиция — это высшая и самая последовательная форма абстрактной живописи. В ней нет прямых связей с реальностью. Цветовые пятна и линии образуют захватывающую дух стихию дви­жения. Композиции Кандинского не имели индивидуальных назва­ний — только номера (из десяти та­ких работ сохранилось семь).

Создавая абстрактные компо­зиции, Кандинский фактически изменил природу живописи — искус­ства, тесно связанного с повествова­нием, — и приблизил её к музыке, которая призвана не изображать, а выражать наиболее сложные душев­ные состояния.

В 1914 г., после начала Первой мировой войны, Кандинский вер­нулся в Москву. Вторая половина 10-х и 20-е гг. были для него перио­дом активной общественной и пе­дагогической деятельности: он ра­ботал в организации по охране памятников, руководил Институтом

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...