Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Любовь Попова. Динамическое построение. 1919 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Казимир Малевич. Супрематизм. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.




Любовь Попова.

Динамическое построение. 1919 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В произведениях Любови Сергеевны Поповой (1889— 1924) своеобразно перепле­лись черты кубофутуризма и супрематизма. Свои ком­позиции, составленные из разнообразных геомет­рических форм, художница называла «живописной архитектоникой».

одежда показана отдельными круп­ными пятнами, контуры чётко про­рисованы.

К началу 10-х гг. Малевич сбли­зился с Михаилом Ларионовым и Наталией Гончаровой. Вместе с ними он участвовал в первых вы­ставках объединения «Бубновый ва­лет» (1910 г. ) и «Ослиный хвост» (1912 г. ), под их влиянием обратил­ся к примитивизму. Так в 1912— 1913 гг. появилась первая из его «крестьянских серий», свидетельст­вующая о том, что художник вступил в пору настоящей творческой зрело­сти. Сюжеты картин просты: поле­вые работы («Уборка ржи», «Ко­сарь»), бытовые сцены («Крестьянка с вёдрами и с ребёнком»). Фигуры крестьян тяжеловесны, статичны и будто сложены из каких-то услов­ных объёмных форм. В их лицах с огрублёнными чертами, с огром­ными глазами чувствуется почти иконная неподвижность. Колорит всех картин, как правило, яркий, но от них исходит ощущение торжест­венной суровости, грубой земной силы, отталкивающей и заворажива­ющей одновременно.

Важным событием в жизни Ма­левича стала работа над оформ­лением футуристической оперы М. В. Матюшина, А. Е. Кручёных и В. В. Хлебникова «Победа над Солн­цем», премьера которой прошла в петербургском Луна-парке в декабре 1913 г. Рисунки к этому спектаклю оказались решающим шагом на пу­ти к новому стилю, который позже получил название супрематизм (от лат. supremus — «высший»). Оконча­тельно его черты выявились в серии картин, показанных Малевичем на последней выставке футуристов в Петербурге в декабре 1915 г. В их числе был и знаменитый «Чёрный супрематический квадрат» (1914— 1915 гг. ). Отныне главными эле­ментами живописи мастера стали простейшие геометрические фигу­ры — квадрат, крест, прямоугольник. Одна из них может занимать всё по­лотно. Но возможна и композиция из нескольких фигур, обычно квад­ратов и прямоугольников, располо­женных так, что они кажутся летя­щими в пространстве. Эти формы помещены в особую среду, в которой уже не действуют земные физиче­ские законы и обыденные предста­вления о логике и здравом смысле.

Художник, способный к «косми­ческому охвату» пространства, наде-

Казимир Малевич.

Супрематизм. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Казимир Малевич.

Косарь. 1912 г. Художественный музей, Нижний Новгород.

лён, по мнению Малевича, совер­шенно особой миссией. В первые годы после Октябрьской революции он ставил задачу капитального пере­устройства жизни посредством супрематизма. Именно с этой целью Малевич основал в Витебске в 1919г. группу УНОВИС (Утвердители Нового Искусства). В неё вошли Л. М. Лисицкий, И. Г. Чашник, Н. М. Суетин и другие мастера. Чле­ны объединения оформляли спекта­кли и революционные праздники, устраивали выставки и выступали с теоретическими манифестами.

Переехав в 1922 г. из Витебска в Петроград, живописец возглавил один из научных отделов только что созданного Института худо­жественной культуры (ИНХУК). В это время он разрабатывал ориги­нальную теорию «прибавочного элемента». Анализируя наиболее крупные явления живописи конца XIX — начала XX в., Малевич при­шёл к выводу, что каждое направле­ние возникает под влиянием ново­го элемента формы (названного «прибавочным»), который, зарождаясь в предшествующем движе­нии, принципиально его изменяет. Этими элементами он считал «во­локнистую кривую» Сезанна, «сер­повидную» линию кубизма, «пря­мую» линию супрематизма. Таким образом, процесс развития искусст­ва Малевич объяснял поисками в области абстрактных форм. Совет­ская художественная критика ярост­но обрушилась на ИНХУК, и осенью 1926 г. институт был закрыт.

Период супрематизма, безусловно, самый яркий, но непродолжитель­ный этап в творчестве художника. В конце 20-х гг. он снова вернулся к изобразительной живописи и со­здал свою вторую «крестьянскую серию». Она сильно отличается от первой, поскольку вобрала в себя предшествующий опыт. На картине «Крестьянка» (1928—1932 гг. ) — пло­ская и неподвижная женская фигура сложена из геометрических тел, по­хожих на трапеции. У неё нет лица, что ещё более усиливает сходство

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...