Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Василий Кандинский. Доминирующая кривая. 1936 г. Музей Гуггенхейма, Нью-Йорк. Павел Филонов. Крестьянская семья (Святое Семейство). 1914 г.




Василий Кандинский.

Доминирующая кривая. 1936 г.

Музей Гуггенхейма, Нью-Йорк.

вому искусству, устраивали диспуты и выставки. В них участвовали пред­ставители других направлений: К. С. Петров-Водкин, М. Ф. Ларионов, К. С. Малевич, В. Е. Татлин.

В 1912 г. Филонов представил свои картины на выставке примити­вистов «Ослиный хвост», позднее сблизился с футуристами. Художник пытался в те годы теоретически обосновать свои взгляды, а неза­долго до призыва в армию в 1914 г. сделал первую попытку объединить сторонников нового направления -«аналитического искусства».

В марте 1914 г. группа Филонова выпустила манифест «Интимная мастерская живописцев и рисоваль­щиков». В нём говорилось: «Цель наша — работать картины, рисунки, сделанные со всей прелестью упор­ной работы, так как мы знаем, что самое ценное в картине и рисунке — это могучая работа человека над вещью, в которой он выявляет себя и свою бессмертную душу».

Творчество Филонова 10-х гг. показывает, как постепенно созда­вался образ «аналитической карти­ны». В полотне «Крестьянская семья» («Святое Семейство», 1914 г. ), близ­ком традициям примитивизма, круп­ные, чуть неуклюжие фигуры глав­ных героев окружены некой условной моделью пейзажа — деко­ративно-яркими цветами и травами. Персонажи кажутся сложенными из абстрактных по форме мелких дета­лей, образующих сложную мозаику. Фигуры людей неподвижны, но мир вокруг них пребывает в постоянном движении крохотных частиц.

Период зрелости «аналитическо­го искусства» пришёлся на 20-е и на­чало 30-х гг. Работы Филонова ста­ли откровенно пропагандистскими, стандартные понятия советской идеологии художник стремился представить как абстрактную карти­ну великого революционного пре­образования мира. Об этом говорят их названия: «Формула мировой ре­волюции» (1923 г. ), «Формула импе­риализма» (1925 г. ), «Формула петро­градского пролетариата» (конец 20-х гг. ) и др.

«АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО»

В 1912 г. Филонов написал статью «Канон и закон», где впервые изложил основные принципы выработанного им художественного стиля. Впослед­ствии они стали широко известны по работе 20-х гг. «Идеология аналити­ческого искусства». Своё творчество художник противопоставил кубизму, очень популярному в России 10-х гг. По мнению Филонова, новое направ­ление преодолевало главный недостаток кубизма — неподвижность геоме­трических форм на полотне. Мир должен быть показан в движении; карти­на, написанная по законам «аналитического искусства», должна передавать формы предметов в состоянии «органического роста». У зрителя могло появиться впечатление, что то или иное тело создаётся у него на глазах, вырастая в масштабах так, как растёт дерево (мастер назвал это «движе­нием организма против механизма»). Кроме ощущения движения живопись также должна обнаруживать мельчайшие «атомы и молекулы», из которых строится форма (этот процесс художник именовал «сделанностью»). Чело­век, считал Филонов, обладает двумя формами зрения — «глазом видящим» и «глазом знающим». «Видящий глаз» воспринимает цвет и внешнюю фор­му тел, а «знающий» — скрытое внутреннее движение атомов.

Павел Филонов. Крестьянская семья (Святое Семейство). 1914 г.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Павел Филонов.

Иллюстрации к книге стихов Велимира Хлебникова «Изборник». 1914 г.

Большое значение для Филонова имела работа над иллюстрациями к по­этическим сборникам футуристов. Художник осу­ществил здесь задачу, вы­шедшую за рамки обычно­го иллюстрирования: он нашёл особый живописный почерк для каждого стихо­творения, передававший его настроение. Филонов не только выявил подтекст в поэзии, но и представил слово как абстрактную ху­дожественную форму, ко­торая состоит из «атомов»-букв. Выделив каждый знак графически, мастер соста­вил из них пространство, наполненное движением, и превратил поэтическое слово в явление изобрази­тельного искусства.

Однако многочисленные теоретические выступления, создание в 1927 г. общества «Мастера аналити­ческого искусства» (МАИ) — вся эта очень интересная деятельность быст­ро вызвала негативное отношение официальных кругов. В 1929 г. была запрещена персональная выставка Филонова, затем началась травля в прессе, которая привела к разгрому объединения МАИ. Художника обви­нили в «контрреволюционной» тяге к непонятному и сложному искусст­ву, он был лишён работы и средств к существованию. В 1941 г. мастер умер от голода в блокадном Ленин­граде, прожив последние десять лет в постоянном ожидании ареста.

Идеи Филонова при всей их ори­гинальности прекрасно вписыва­ются в общую картину развития рус­ского авангардного искусства первой трети XX в. Подобно Малевичу и Кандинскому, он пытался создать средствами живописи философскую картину мира и осмыслить одно из главных её понятий — движение. Отличительной особенностью Фи­лонова было желание исследовать движение изнутри, проникнув в тай­ные, видимые только глазу художни­ка процессы зарождения формы из мельчайших частиц.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...