Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приложение 2. Трансактный анализ общения. Я-состояние. Инстанции «Я» и типичные способы поведения и высказывания




Приложение 2.

Трансактный анализ общения

Трансактный анализ общения - Направление психологии, основанное Эриком Берном (США, 1955 г. ). В основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый человек будет " в порядке" тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность. Трансакция — это действие (акция), направленное на другого человека. Это единица общения. Концепция Э. Берна была создана в ответ на необходимость оказания психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении.

Э. Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское.

Инстанции «Я» и типичные способы поведения и высказывания

Инстанция Я

Типичные способы поведения, высказывания

Родитель

Заботливый родитель Утешает, исправляет, помогает " Это мы сделаем" " Не бойся" " Мы все тебе поможем"
Критический родитель Грозит, критикует, приказывает " Опять ты опоздал на работу? " " У каждого на столе должен быть график! "

Взрослый

Собирает и дает информацию, оценивает вероятность, принимает решения " Который час? " " У кого же может быть это письмо? " " Эту проблему мы решим в группе"

Ребенок

Спонтанный ребенок Естественное, импульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение " Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе" " Вы это сделали просто замечательно! "
Приспосабливающийся ребенок Беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое поведение " Я бы с радостью, но у нас будут неприятности"
Бунтующий ребенок Протестующее, бросающее вызов поведение " Я это делать не буду! " " Вы этого сделать не сможете"

Каждое из состояний «Я» выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно контролировать. Психотерапия, по Э. Берну, должна осуществляться именно в этом направлении: " оживлять" подавленное Я-состояние или обучать актуализации определенного Я-состояния в тех случаях, когда это необходимо для гармоничного общения.

Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я.

Для того, чтобы оценить, как сочетаются эти три «Я» в поведении, можно воспользоваться следующим тестом (оценивая приведенные высказывания в баллах от 0 до 10).

 

¹ Высказывание Личная оценка высказывания
Мне порой не хватает выдержки  
Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять  
Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей  
Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-то событиях  
Меня провести нелегко  
Мне бы понравилось быть воспитателем  
Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому  
Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события  
Каждый должен выполнять свой долг  
Нередко я поступаю не как надо, а как хочется  
Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия  
Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить  
Я, как и многие люди, бываю обидчив  
Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе  
Дети должны безусловно следовать указаниям родителей  
Я – увлекающийся человек  
Мой основной критерий оценки человека – объективность  
Мои взгляды непоколебимы  
Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать  
Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны  
Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств  

Обработка результатов

Я-состояние

Суммируемые строки Сумма баллов
Д " Дитя" 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19  
В " Взрослый" 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20  
Р " Родитель" 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21  

Расположив соответствующие символы в порядке убывания веса, получаем формулу ВРД.

Приложение 3.

Тест " Взаимоотношения с собеседником"

Некоторым людям очень сложно посмотреть на себя со стороны. Многим кажется, что они - " душки", в общении приятны, собеседникам приятно пообщаться. На самом же деле часто бывает, что мы недооцениваем чувств ближнего, грубим и оскорбляем, сами того не замечая.

Оцените каждое высказывание по 4-балльной шкале, вспомнив при этом конкретные ситуации.

1. Мой собеседник не упрям и смотрит на вещи широко.

2. Он уважает меня.

3. Обсуждая различные точки зрения, мы смотрим на дело по существу. Мелочи нас не волнуют.

4. Мой собеседник понимает, что я стремлюсь к хорошим взаимоотношениям.

5. Он всегда по достоинству оценивает мои высказывания.

6. В ходе беседы он чувствует, когда надо слушать, а когда — говорить.

7. При обсуждении конфликтной ситуации я сдержан.

8. Я чувствую, когда мое сообщение интересно.

9. Мне нравится проводить время в беседах.

10. Когда мы приходим к соглашению, то хорошо знаем, что делать каждому из нас.

11. Если нужно, мой собеседник готов продолжать обсуждение.

12. Я стараюсь идти навстречу его просьбам.

13. Я верю его обещаниям.

14. Мы оба стараемся угодить друг другу.

15. Мой собеседник обычно говорит по существу и без лишних слов.

16. После обсуждения разных точек зрения я чувствую, что это мне полезно.

17. В любой ситуации я избегаю слишком резких выражений.

18. Я искренне стараюсь понять собеседника.

19. Я вполне могу рассчитывать на его искренность.

20. Я считаю, что хорошие взаимоотношения зависят от обоих.

21. После неприятного разговора мы обычно стараемся быть внимательными друг к другу и обиды не держим.

Подсчитывая баллы, вы получите три результата.

Взаимная поддержка — сумма баллов по строкам № 2, 5, 9, 12, 14, 18, 20.

Слаженность в общении — № 1, 4, 6, 8, 11, 15, 19.

Улаживание конфликта — № 3, 7, 10, 13, 16, 17, 21.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...