Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ТЕМА 2. Сущность и структура экологической культуры.




Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

Институт естествознания

Кафедра экологии и безопасности жизнедеятельности

УТВЕРЖДАЮ:

_______________

Заведующий кафедрой

Экологии и БЖД

Емельянов А.В.

«___»________200__г.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине«Экологическая культура»

Специальность: 020801 – Экология

Направление подготовки: 01 – специалист

 

Тамбов 2009

Составитель (и): доцент, к.п.н. Немкова И.Н.

Программа курса по дисциплине Экологическая культура соответствует государственному и внутриуниверситетскому стандартам по специальности 20801 – Экология и содержит необходимые сведения для изучения курса.

 

Программа утверждена на заседании кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности протокол №_____от__________ 2009 г

 

1. Учебный план дисциплины

Содержание Семестр 7
1. число недель в семестре
2. число часов в неделю
3. форма аттестации (зачет-"з", экзамен -"э"). з
4. лекций
5. практических занятий
6. лабораторных занятий -
7. аудиторных занятий
8. индивидуальных занятий -
9. самостоятельной работы
Общий объем часов по дисциплине

2. Тематический план курса по дисциплине

Наименование темы Вид занятий
лек. прак лаб. инд. сам. Всего
1. Экологическая культура личности как педагогическая проблема.    
2. Структура экологической культуры.    
3. Образовательная деятельность студентов в контексте экологической культуры.    
4. Диагностика и характеристика исходного состояния сформированности экологической культуры.    
5. Технология формирования экологической культуры студентов.    
6. Оценка эффективности реализации технологии формирования экологической культуры.    
Всего по дисциплине за семестр - -

 

 

Содержание тем курса

ТЕМА 1. Экологическая культура студентов как педагогическая проблема.

Анализ экологической культуры в системе общефилософских категорий. Подходы к исследованию понятия культура: философско-исторический, философско-антропологический, социалогический, аксеологический, деятельностный. Диалектическая взаимосвязь культуры личности и культуры общества. Взаимосвязь понятий «культура», «профессиональная культура», «экологическая культура». Характеристика профессиональной культуры будущего специалиста. Особенность феномена экологической культуры. Эмпирические и теоретические предпосылки построения модели экологической культуры.

Литература: 1, 7,. 10, 11, 15

ТЕМА 2. Типология экологической культуры. Признаки, положенные в основу классификации. Характеристики типов экологической культуры: Экологического пессимизма, личной достаточности, Экологического оптимизма, абсолютизации экологических знаний, экологической гармонии.

Литература: 3, 10

ТЕМА 3. Сущность и структура экологической культуры. Смыслонесущие элементы понятия «экологическая культура будущих специалистов»: профессия, экологические ценности, экологическая деятельность, культура. Взаимосвязь экологической культуры с базовой и профессиональной культурами. Определение понятия «экологическая культура». Структурные компоненты экологической культуры: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, креативный и их характеристика. Функциональные компоненты: гуманистический, образовательный, нормативный, эргономический.

Литература: 1, 3, 4, 8, 10

ТЕМА 4. Критерии и показатели экологической культуры. Критерии экологической культуры: потребность в гармонизации отношений «общество–природа», уровень теоретической подготовки по экологии, уровень готовности к природоохранной деятельности, творческая активность в решении экологических проблем. Показатели экологической культуры: направленность на безопасное взаимодействие человека со средой обитания, осознание важности взаимовлияния природы и общества; наличие комплекса экологических знаний, познавательная активность, сформированность аналитического мышления; умение прогнозировать деятельность и ее результаты с позиций экологической безопасности, степень владения экологическими умениями, владение технологией принятия решений природоохранной деятельности; способность к видению проблем, нестандартность мышления, способность к инновациям. Уровни сформированности экологической культуры: фрагментарный, конструктивный, творческий.

Литература: 3, 10, 13, 15

ТЕМА 5. Образовательная деятельность студентов в контексте экологической культуры. Место дисциплины «Экология» в учебных планах разного профиля. Анализ государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования для подготовки дипломированных специалистов-экологов. Концепция непрерывного экологического образования. Особенности и противоречия образовательной деятельности студентов гуманитарных и технических специальностей по экологии.

Литература 3, 10

ТЕМА 6. Диагностика и характеристика исходного состояния сформированности экологической культуры. Выбор методов исследования исходного состояния экологической культуры. Составление анкет, опросников, дневников включенного наблюдения студентов на занятиях и массовых мероприятиях. Разработка заданий для проблемных и творческих методов обучения экологии (контрольные работы, тестовые задания, рефераты, проекты, рисунки, сочинения и т.д.). Анализ продуктов учебной деятельности студентов. Подбор психолого-педагогических методик диагностики критериев и показателей сформированности экологической культуры. Количественный и качественный анализ полученных данных. Выделение педагогических условий формирования и развития экологической культуры студентов.

Литература 2, 5

ТЕМА 7. Технология формирования экологической культуры студентов. Понятие «технология» в педагогике. Разработка технологии формирования экологической культуры. Этапы процесса развития структурно-функциональных компонентов и повышения уровней экологической культуры. Цели и методическое наполнение диагностико-проектирующего, конструктивно-реализующего, рефлексивно-коррекционного этапов технологии. Распределение часов и структурирование содержательной части курса «Экологии». Выбор оптимальных педагогических средств (разнообразие форм занятий, привлечение нестандартных, игровых элементов) реализации технологии. Характеристика использованных методик.

Литература 2, 5

ТЕМА 8. Оценка эффективности реализации технологии формирования экологической культуры. Сравнительный анализ количественных данных исходного уровня экологической культуры студентов и уровня после реализации технологии. Качественная оценка динамики уровня сформированности каждого критерия и показателя экологической культуры студентов. Использование методов математической статистики для проверки полученных результатов.

Литература 3, 2, 5, 6, 8, 10

 

Краткий конспект лекций

 

ТЕМА 1. Экологическая культура студентов как педагогическая проблема.

Социально-экономическое развитие общества в 21 веке, ориентированное на быстрые темпы экономического роста, явилось причиной большого вреда, нанесенного окружающей природной среде. Человечество столкнулось с противоречиями между растущими потребностями мирового сообщества и невозможностью биосферы обеспечить эти потребности.

Современные взгляды на особенности взаимоотношений природы и сообщества выражаются в форме представлений об абсолютной неизбежности поиска путей их совместного развития как необходимого условия сохранения жизни на Земле.

Анализ экологической культуры в системе общефилософских категорий, общего, особенного, отдельного и единичного позволил проследить взаимосвязь понятий: «культура», «профессиональная культура», «экологическая культура» и проследить их иерархическую соподчиненность. Ведущим концептом в данной триаде является именно «культура», и при определении сущности исследуемого понятия «экологическая культура» используются культурологические категории.

Культура, как философская, педагогическая и психологическая категория, имеет различные значения, точности определения которых уделяется большое внимание в научно-педагогической литературе. Осуществляя опыт понятийно-терминологического анализа, мы раскрываем сложившиеся в отечественной философской и культурологической науках ведущие подходы к трактовке феномена культуры.

В исследовании культуры можно выделить философско-исторический подход (Вольтер, И.Г. Гердер, И. Кант, Лейбниц, Монтель), который истолковывает культуру как синоним интеллектуального, нравственного, эстетического, разумного совершенствования человека в ходе его исторической эволюции. Культура трактуется как второе рождение человека.

Представители философско-антропологического подхода (А. Гелен, Ж. Мариген, Э. Тайлор) понимают культуру как выражение человеческой природы, выводят ее из особенностей человека как особого рода сущего и предлагают осмыслить происхождение человека.

Социологический подход (А.И. Арнольдов, Ю.Н. Давыдов, В.М. Межуев, М.К. Петров, В.С. Степин, П.А. Флоренский и др.) делает попытку сопоставить культуру с человеком, природой, историей, социумом. П.А. Флоренский, в частности, отмечал, что культура – это геном социальной жизни и в развитии общества играет примерно ту же роль, что и наследственная информация.

Культура осмысления и переживания реальности, требующая индивидуального творческого восприятия, обусловливает становление целостной личности как носителя культуры. В этой связи аксиологический подход (У. Бекет, Г.П. Выжлецов, П.С. Гуревич, М.С. Каган, Б. Малиновский, Е.А. Мамчур, В.П. Пуликовский, А. Радклифф-Браун, В.И. Толстых, М.Б. Туровский, И.Т. Фролов, Н.З. Чавчавадзе, В.Б. Черкасов, В.Н. Шердаков, Б.Г. Юдин, К. Юнг, и др.) трактует культуру как совокупность созданных человечеством материальных и духовных ценностей; определяет человека в ней как высшую ценность и цель развития общества.

На уровне личности абстрактное содержание аксиологической категории культуры находит свое проявление в оценке и выборе, в надежде на осуществление тех ожиданий, которые даны человеку в системе его ценностных отношений и ориентаций.

Признав основой понятия культуры систему общечеловеческих ценностей в своей «целокупности» (Гегель) и приняв положение М.М. Бахтина о пограничности культуры, можно сделать вывод о том, что культура располагается на границах осознания общечеловеческих ценностей. Человек, который интериоризовал человеческие ценности, перевел их во внутренний план, осознал их как личные ценности и руководствуется ими в своей жизнедеятельности, и есть человек культурный.

Наметившийся в последние десятилетия деятельностный подход к рассмотрению культуры (Н.С. Злобин, М.С. Каган, Э.С. Маркарян и др.) понимает ее как общий способ человеческого существования. Данный подход трактует культуру как важную характеристику разнообразных видов человеческой деятельности. Можно говорить о культуре технологической, правовой, политической, педагогической, философской, математической, теоретической, методологической и др. В этой связи, правомерно мнение Э.Т. Семенюк, что «понятийный ряд не может быть исчерпан, пока человечество существует. Каждое понятие характеризует определенную частичку общей культуры, некоторую ее грань – одну из бесчисленного множества».

Основываясь на положениях о взаимовлиянии и взаимозависимости культуры и человеческой деятельности, необходимости раскрытия понятия культуры в ее динамических аспектах, представители деятельностной концепции культуры интерпретируют ее по двум направлениям. Сторонники первого направления (Л.П. Буева, В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, М.С. Каган, Э.С. Маркарян, О.В. Ханова и др.) представляют технологически-деятельностное толкование культуры как «специфического способа человеческой деятельности» (Э.С. Маркарян), «продуктивной силы деятельности», «совокупности плодов и способов деятельности субъекта» (М.С. Каган). Согласно позиции этих авторов, фундаментальное свойство культуры – быть средством деятельности людей, концентрированно выражает саму суть культуры и интегрирует все остальные ее характеристики.

В центре внимания другого направления деятельностной концепции культуры (Э.А. Баллер, Н.С. Злобин, Л.Н. Коган, В.М. Межуев и др.) находится личностно-творческая природа данного феномена. Личностно-творческая концепция трактует культуру как «процесс творческой деятельности человека» (Н.С. Злобин), как «систему, выступающую мерой и способом формирования и развития сущностных сил человека в ходе его социальной деятельности» (Л.Н. Коган).

В современных исследованиях рассматривают системно-целостное видение культуры в единстве ее аксиологического, деятельностного и личностно-творческого аспектов. Системный анализ и философская рефлексия сделали возможным представить культуру в виде целостного и интегрального социально-антропологического явления, раскрыть сложную диалектику объективного и субъективного, материального и духовного.

Аналитическое осмысление существующих подходов к определению культуры, раскрывающих различные аспекты данного понятия, позволяют констатировать, что независимо от подхода к определению феномена, культура характеризует жизнедеятельность личности, группы, общества в целом; является специфическим способом бытия человека, имеет свои пространственно-временные границы; раскрывается через особенности поведения, сознания и деятельности человека.

Многочисленные интерпретации феномена культуры представляют ее как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах организации жизни и деятельности людей.

В современных исследованиях культуры (Э.А. Баллер, Л.Н. Коган, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев, Э.В. Соколов, И.Т. Фролов и др.) выделяются два основных направления: культура общества (социума) и культура личности, между которыми существует диалектическая взаимосвязь. Представители первого направления (В.Е. Давидович, М.С. Каган, Э.С. Маркарян) делают акцент на исследовании адаптационной функции культуры, заключающейся в самосохранении и развитии общества и образовательных процессов внутри него. Представители другого направления (В.С. Библер, В.М. Межуев, И.А. Ильяева), изучая личностные аспекты культуры, фокусируют внимание на человеке как субъекте деятельности и общения, на его творческой активности и самосовершенствовании, определяют культуру как меру и способ саморазвития личности.

Эти позиции следует считать не взаимоисключающими, а взаимодополняющими, характеризующими специфику образовательных процессов различных субъектов – носителей культуры. Культура личности и культура социума – объекты коэволюционно развивающиеся, творящие, обогащающие друг друга. Личностный уровень культуры зависит от культуры социума, который, в свою очередь, определяется культурой входящих в него индивидов. Культура – это связь людей, особый «социум», в котором и формами которого индивиды могут общаться между собой как личности.

Субъектом порождения и освоения культурных объектов является человек, конструктивная активность которого носит отпечаток педагогических отношений прошлого и простирается в будущее. Это наиболее значимое проявление культуры личности и общества. Степень развития сущностных сил субъекта, достигнутая в результате его культурной деятельности, характеризует его культурный уровень. Он отражает степень приобщения к общемировым ценностям и степень овладения субъектом знаниями, умениями, навыками, идеями, накопленными человечеством за весь период своей истории, а также уровень его образованности и воспитанности как синтетическую характеристику развития. Поэтому о культуре личности можно говорить не только как о функциональной, но и как динамичной характеристике. По мнению Т.П. Мальковой, культура, представляющая собой меру человеческого в человеке, является предпосылкой развертывания его деятельной активности, становления его как творца, созидателя культурного процесса.

Уровень развития культуры личности зависит не только от самовоспитания, но и глубины воздействия на личность общественного сознания. В результате человек осознает себя членом коллектива, общества в целом. На основании осознания целей, идеалов, норм, интересов социума формируется способность личности оценивать свою деятельность с позиций конкретного общества.

Культура личности представляет собой синтез духовно-нравственной, профессиональной, эстетической, идеологической, национальной, экологической, правовой, экономической и других субкультур, поскольку в основе их лежат особые отношения личности к окружающей среде, действительности, специфические способы ее освоения.

Н.А. Бердяев, А.Ф. Лосев, В.В. Розанов, В.С. Соловьев, Н.В. Федоров, П.А. Флоренский, С.Л. Франк утверждали, что именно культура есть среда, растящая и питающая личность. В то время, когда Линтон и разделяющий его точку зрения А.Н. Леонтьев отрицали роль культуры в формировании личностных качеств человека, С.Л. Рубинштейн доказал, что культура влияет не только на психические особенности личности, но и на высшую сферу ее психической деятельности – сознание: «В процессе созидания культуры духовные особенности человека, его сознание не только проявлялись, но и формировались. Необходимые для создания человеческой – материальной и духовной – культуры высшие формы человеческого сознания в процессе ее созидания и развивались; будучи предпосылкой специфических человеческих форм трудовой деятельности, сознание является ее продуктом».

Поэтому, в понимании культуры доминантными, смыслообразующими являются понятия «личность» и «деятельность». Именно на уровне личности и такого народа, в котором окрепло «сознание личности, ее достоинства и прав», творится культура, а деятельность – материальная и духовная (педагогическая, научная, художественная и т.д.) – представляет собой сферу самореализации этой личности.

В.А. Петровский считает, что «…понятие «личность» является многогранным понятием, характеризуемым четырьмя формами деятельности: витальной (субъект собственной жизнедеятельности), духовно-практической (производство предметов духовной и материальной культуры), деятельностью общения и деятельностью самопознания».

Особая важность понятия «деятельность» подчеркивается тем фактом, что наше практическое взаимодействие с миром является фундаментальным отношением, которое определяет, каковы мы есть, и поэтому является ключом для понимания природы мышления, сознания, самопознания, личности, траектории человеческого развития, характера социальной организации и трансформации.

Деятельность не может быть индетерминирована. Ее векторность и содержательность всегда доминантно коррелируются с социально-психологическими отношениями, мотивами поведения, интересами, индивидуальными особенностями личности. По своей природе деятельность всегда инновационна, творчески активна. В ее основе лежит труд, но не всякий труд может быть идентифицирован как деятельность – таковым не может быть назван труд, носящий рецептурно-рефлексивный характер. Не случайно Б.Г. Ананьев подчеркивает, что «именно в продуктах творческой деятельности, изменяющей окружающую действительность, выражается неповторимый вклад личности в общественное развитие».

Напрямую связывал реализацию культуры с деятельностью видный педагог В.А. Сухомлинский, когда писал, что «без участия в воспитательной работе вся педагогическая культура, все знания педагога являются мертвым багажом».

Очевидно, что сознательно-нравственная деятельность возможна только тогда, когда личность достигает определенного уровня культуры. Это означает достижение определенного уровня развития человеческой сущности, которая реализуется посредством деятельности в разных сторонах его жизни.

Таким образом, будем рассматривать основополагающее определение понятия «культура» – это совокупность материальных и духовных ценностей, инструмент гармонизации отношений личности и окружающего мира, процесс творческой самореализации сущностных сил личности, специфический способ человеческой деятельности.

Ядром культуры выступает отношение одной личности или общества к другой и к ее деятельности. Таким образом, сущностным признаком культуры является созидательная преобразующая деятельность человека и сам способ этой деятельности. Онтологическим признаком культуры выступает результат данной деятельности. Творческий потенциал показывает степень освоения накопленного опыта и включения его в свою деятельность; способность моделировать свою деятельность, исходя из потребностей своей профессии. В этой связи взаимосвязь культуры и деятельности личности становится общим основанием реализации профессиональной деятельности индивидуума и процесса формирования его профессиональной культуры.

В качестве предмета теоретических и прикладных исследований профессиональная культура проблематизировалась сравнительно недавно. Термин «профессиональная культура» раскрывает предметное содержание культуры, определяемое спецификой конкретной профессии, профессиональной деятельности и профессионального сообщества. Конкретность предметного содержания профессиональной культуры находит отражение в терминах «профессиональная культура педагога», «профессиональная культура психолога», «профессиональная культура эколога» и др.

Общефилософское понимание культуры и культурологические традиции позволяют выделять две тенденции в исследовании профессиональной культуры: интеграции и дифференциации. С одной стороны, культура определяется как интегрированное, целостное, системное образование, а с другой стороны, подчеркивается необходимость ее дифференциации на отдельные составляющие направления. Это находит отражение не только в выделении профессиональной культуры как особой составляющей культуры личности, но и в выделении таких форм профессиональной культуры, как «дидактическая культура учителя», «рефлексивная культура госслужащих», «перцептивная культура психолога» и т.п.

Обособление некоторых видов специальной деятельности, явившееся результатом разделения труда, лежит в основе выделения профессиональной культуры И.Ф. Исаевым как атрибутивного свойства определенной профессиональной группы людей. Высокий уровень профессиональной культуры характеризуется развитой способностью к решению профессиональных задач, т.е. развитым профессиональным мышлением и сознанием. Но развитое профессиональное мышление может превратиться в свою противоположность, когда оно становится догмой, поглощая другие проявления личности, нарушая ее целостность и всесторонность. Для того, чтобы этого не происходило и профессия становилась действительно культурной, она должна взаимодействовать с другими профессиями, «впускать в себя» их цели и ценности, нормы и образцы, обогащаться достижениями таких сфер человеческой деятельности, как философия, искусство, наука, религия и др.

Г.Н. Соколова рассматривает профессиональную культуру как системное образование, как меру овладения достижениями научно-технического и социального прогресса. Она подчеркивает, что профессиональная культура «формируется в процессе получения… общего и специального образования (овладения системой знаний и умений), накопления производственного опыта во время трудовой деятельности, воспитания (овладения системой ценностных установок и убеждений)». Г.Н. Соколова делает правомерный вывод о том, что «комплекс – общее образование, профессиональная подготовка и производственный опыт – определяет меру развития способностей работника к труду, его квалификацию как ядро профессиональной культуры».

Особо значима, на взгляд исследователей, не конкретная цель в профессиональной культуре, которая не всегда четко определена, а мотивация или система личностных целей, т.к. для профессиональной культуры характерным критерием является развитие человека как личности. В.Н. Соколов, взгляды которого разделяют И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Г. Ярошевский, на основе логико-эвристического подхода выделяет определяющие признаки профессиональной культуры в соотношении с деятельностью: профессиональная культура как форма познания нового основана и направляется логико-эвристической деятельностью; профессиональная культура является высшей и специфической формой деятельности и развития.

В ряду высших потребностей человека одно из главных мест занимает мотивация в самореализации. Мотивы или потребности личности, как ее состояние, рассматриваются в качестве составляющей ее профессиональной культуры. В суммарной взаимосвязи этих положений проявляется содержание культуры как внутренней потребности личности в самореализации и как ее форма – баланс бытия личности; вскрывается ее «теологическое» ядро – человек, обнаруживается ее интегративное начало на основе творческой деятельности и полифункциональная специфика, выраженная функциями: деятельностно-преобразующей, когнитивной, целевой, воспитательной, коммуникативной, эстетической, регулятивной, нормативной, эвристической, идеологической, информационной, аксиологической, адаптивной.

Исследования профессиональной культуры учеными-педагогами (И.А. Зимняя, Г.В. Икрин, И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, А.И. Субетто, В.В. Щипанов) способствовало выделению различных видов и характеристик профессиональной культуры (таблица).

 

Таблица - Характеристики профессиональной культуры

 

Автор характеристики Содержание характеристики
А. И. Субетто Понимание и осмысление; знание мира и себя в нем; умение вести себя в соответствии с этими знаниями; творческое преобразование или творение; готовность к дальнейшему развитию.
И. А. Зимняя, В. В. Щипанов Профессиональный тезаурус; выделение профессиональной ситуации из всего разнообразия ситуаций в окружающем мире; наличие профессионального мышления; использование всего разнообразия средств профессиональной культуры в повседневной деятельности; готовность к дальнейшему развитию в профессиональной деятельности.
Г. В. Икрин Системность; гуманитарная направленность; интегративность систем общеобразовательных, общетехнических и профессиональных знаний, умений и навыков; универсальность структурных компонентов интегрированного содержания систем; индивидуализация, как процесс развития целостности, как возможность самореализации личности.
И. Ф. Исаев Мера и способ творческой самореализации личности преподавателя в разнообразных видах деятельности и общения, направленной на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий.
М. В. Владыка Процессы созидания ценностей цивилизации, процессы изменения, развития, преобразования, как окружающей действительности, так и самой личности.
В.А. Сластенин Социальные мотивы трудовой деятельности; познавательный интерес, стремление применять знания на практике; развитие потребности в творческом труде; высокие моральные качества: трудолюбие, долг, ответственность, целеустремленность, предприимчивость, честность; формирование основ культуры умственного и физического труда.

 

Анализ выделенных характеристик подчеркивает прямую связь между формированием профессиональной культуры и деятельностью в разных аспектах. Одновременно профессиональная деятельность выступает как способ реализации культуры через сознательную целенаправленную деятельность. Но теперь культура выступает не только как предпосылка, но и как способ осуществления самой профессиональной деятельности. Профессиональная культура, таким образом, реализуется через сознательно вырабатываемые личностью цели, определение целевых установок, мотивационной направленности личности, производственных отношений и средств, выбранных личностью для достижения поставленных целей. В этом аспекте культура рассматривается исследователями и как показатель эффективности самой профессиональной деятельности. Осуществляя профессиональную деятельность в культурологическом исполнении, мы тем самым создаем новый уровень культуры, продвигаемся вперед, обеспечивая дальнейшее ее развитие.

По виду деятельности базовые, как в структуре общей, так и профессиональной культуры, компоненты рассматриваются и исследуются как культуры: инновационная (Т.М. Давыденко, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин и др.), исследовательская (А.И. Кочетов, Е.М. Муравьев, Я. Скалкова и др.), коммуникативная (В.С. Грехнев, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик, В.Н. Соколов и др.), методологическая (В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, А.Н. Ходусов и др.), политехническая (В.С. Ботарин, Ю.К. Васильев, В.А. Комелина и др.), профессионально-педагогическая (И.Ф. Исаев, В.Е. Пеньков, В.А. Сластенин, М.И. Ситникова, Н. Л. Шеховская и др.), педагогическая (А.В. Барабанщиков, Е.П. Белозерцев, М.Я. Виленский, Е.Ю. Захарченко, В.А. Мудрик, Н.Е. Щуркова и др.), технологическая (В.Ю. Беспалько, М.М. Левина и др.), экологическая (Э.В. Гирусов, И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, В.С. Шилова и др.).

Особенностью данных исследований выступает усиление внимания к личностным аспектам профессионализма в формировании профессиональной культуры. Какую бы из этих культур мы ни взяли, задачи ее формирования, как справедливо считает Н.Б. Крылова, решаются на трех уровнях: общем (социально-политическом), особенном (научном) и единичном (педагогическом).

Образование, общее и специальное, выступая как основообразующий элемент культуры специалиста, должно соответствовать по своему уровню тем задачам, которые предстоит решать в границах избранной профессии. Гармонизация средств и цели является непременным условием нормального функционирования всей системы профессиональной культуры.

Таким образом, мы считаем, что культура профессиональная – профессиональное качество субъекта труда, представляет собой степень овладения специалистом достижениями научно-технического и социального прогресса и является личным аспектом культуры труда. Основные элементы – квалификация и профессиональный опыт. Профессиональные навыки определяются умением воспроизводить хозяйственные действия, т.е. умением, позволяющим стать непосредственным участником этого процесса. Профессиональная культура – это и средство, и метод, способствующий росту профессионального авторитета сотрудников, климата взаимоотношений в коллективе.

В профессиональной культуре экологическая культура выступает как подвид, определяющий функциональный компонент.

Достаточно долгое время методисты и преподаватели курса «Основы общей экологии», «Экология», «Экология России» пропагандируют на всех уровнях высокую социальную значимость и крайнюю необходимость преподавания данных курсов в образовательных учреждениях всех типов и дисциплины «Экология» в вузах, которые необходимо рассматривать как базовый, систематизирующий элемент в деле воспитания, обучения и развития учащихся и защиты их прав.

Основные цели курса, сформулированные в пояснительной записке уже разработанных на сегодня программ курсов экологической направленности и в объяснительных записках к отдельным программам, не имеют количественных критериев оценки результатов обучения. Достигаются ли эти цели в процессе обучения объективно зафиксировать нельзя, поэтому цели «живут» отвлеченно, «собственной жизнью», не связанной с процессом обучения и его результатами.

Современные взгляды на особенности взаимоотношений природы и общества выражаются в форме представлений об абсолютной неизбежности поиска путей их совместного развития как необходимого условия сохранения жизни на Земле.

Эти взгляды опираются на работы таких философов и естествоиспытателей, исследовавших проблему взаимоотношения человека с окружающей средой, как (Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский, П. Тейяр де Шарден, И.Т. Фролов, М.Ф. Реймерс, Н.М. Мамедов, Н.Н. Моисеев, Д. Медоуз и др.). «Экология» по определению немецкого ученого Эрнста Геккеля, который ввел этот термин в 1886 году в своей монографии, – это наука изучающая взаимоотношения организма с окружающей его средой. Академик М.С. Гиляров определяет экологию как науку о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой. Расширение границ научного экологического знания приводит к новому толкованию дефиниции «экология». Понятие «экология», по мнению Н.Ф. Реймерса, приобретает сейчас глобальный характер, охватывая все стороны жизни и деятельности человека, физический и духовный миры его обитания.

Соответственно понятие «экология» будет использоваться как мировоззренческая естественнонаучная основа для построения таких отношений человека с окружающей его средой, которые бы обеспечивали его здоровое физическое и духовное развитие, сопряженное с развитием природы. Окружающая среда будет рассматриваться как естественная природная, так и искусственная, созданная человеком, в том числе и социальная.

Современная философская и педагогическая литература располагают рядом определений экологической культуры, которые отражают разные стороны этого сложного явления. Наибольшую методологическую ценность представляет определение, данное в концепции воспитания экологической культуры, разработанной в лаборатории экологической культуры личности Института воспитания и развития личности РАО (Б.Т. Лихачев, Н.С. Дежникова, А.А. Остапец-Свешников). Под экологической культурой понимается новообразование в личности, рождающееся и развивающееся под влиянием мотивационной, интеллектуальной и эмоциональной сфер жизнедеятельности и материализующееся в стиле взаимоотношений с социальной и природной средой.

Следует отметить, что процессы адаптации природы и общества всегда обуславливались определенным уровнем культуры, зависящим от особенностей цивилизации. Поэтому под формированием экологической культуры имеется в виду не просто формирование какого-то нового качества в человеке, но и приведение взаимодействия человека с природой, людьми и самим собой в соответствие с требованиями экологического и нравственного императивов путем целенаправленных воспитательных и образовательных воздействий.

Все живое на Земле, находясь в непрерывном и активном взаимодействии с окружающей средой, обладает способностью менять свое поведение и видоизменяться адекватно





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.