Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ТЕМА 5. Диагностика и характеристика исходного состояния сформированности экологической культуры.




 

Для разработки технологии формирования экологической культуры студентов и выяснения ее эффективности, необходимо выявить начальный уровень сформированности исследуемого понятия. С этой целью в ходе констатирующего эксперимента целесообразно провести исследование, которое включало в себя следующие методы: анкетирование, включенное наблюдение при посещении занятий, массовых мероприятий студентов, анализ продуктов учебной деятельности студентов (контрольные работы, тестовые задания, рефераты и т.п.). Для получения репрезентативных данных в ходе эксперимента желательно привлекать к исследованию экспертов, в качестве которых выступят преподаватели дисциплины экологии и экологических дисциплин, обучающие студентов различных специальностей.

Целью первого этапа экспериментальной работы является выявление исходного уровня сформированности экологической культуры студентов в соответствии с выделенными критериями и показателями.

Следует отметить, что первый этап экспериментальной работы желательно должен совпасть с началом изучения дисциплины «Экология», тогда полученные сведения отражают уровень экологической культуры личности студентов, сформированный средствами курса «Основы экологии» в условиях средней школы.

Качественная обработка предварительного опроса, направленного на выяснение понимания будущими специалистами сущности понятия «экология» «экологическая безопасность» показала, что студенты часто не могут однозначно сформулировать определение данного понятия. В полученных ответах также прослеживается тенденция не интеграции, а смешивания близких отраслей знаний (экологии, валеологии).

Следует отметить, что в ответах прослеживается функциональная однобокость восприятия понятий. Проведенные наблюдения показывают, что студенты не знают или не воспринимают как потенциальные источники экологической опасности многие предметы повседневной жизни. Даже конкретизируя чрезвычайные ситуации, студенты акцентируют свое внимание в большей степени на тех, которые имеют естественное происхождение (стихийные бедствия), не учитывая близость расположения к населенным пунктам и опасность факторов в случае аварии промышленных предприятий.

Несмотря на отсутствие целостного понимания экологических вопросов или неопределенность их формулировки, нельзя только на этом основании говорить о несформированности или судить об уровне сформированности у студентов экологической культуры. Так, например, мотивация к овладению теоретическими знаниями и практическими навыками, существующая у подавляющего большинства опрошенных и свидетельствующая о потребности студентов в соблюдении экологических законов взаимодействия общества и природы, характеризует наличие мотивационно-ценностного компонента экологической культуры. В сложившейся ситуации необходим более глубокий качественный и количественный анализ исследуемой характеристики на основе выделенных нами критериев и показателей с помощью диагностических, праксиметрических методов, а также посредством использования специализированных методик.

Так, для анализа проявления потребности студентов в гармонизации отношений «общество–природа» можно использовать следующие методики: диагностики потребности в поисках ощущений М.Цукермана; ориентационная анкета Б. Басса (определение направленности личности); степень удовлетворенности основных потребностей; мотивация личности к успеху и мотивация к избеганию неудач Т. Элерса; степень готовности к риску Шуберта; ценностные ориентации М. Рокича; методика «направленность личности», «конструктивность мотивации» (по В.П. Трусову); методика психокоррекции личности Розенцвейга; оценка уровня притязаний и др.

Первый показатель критерия «потребность в гармонизации отношений «общество–природа» – направленность на безопасное взаимодействие человека со средой обитания – сформирован на низком уровне. Это значит, студенты этого уровня, определяя характер взаимодействия современного человека и окружающей среды, проявляют потребительское отношение к природным ресурсам. Отвечая на вопрос: «Какое значение в жизни планеты играют элементы окружающей среды: атмосфера, литосфера, гидросфера?» – студенты выделяют: использование полезных ископаемых для производства; получение высоких урожаев сельскохозяйственных культур – источник пищи; кислород атмосферы – необходимый элемент для дыхания человека; вода – неотъемлемая составляющая функционирования человеческого организма и т.д. Вопрос об исчерпаемости природных ресурсов вызывает ответ: «На наш век хватит». Проблемы нарушения экологического равновесия воспринимаются студентами как неизбежные, но далекие от их непосредственной жизнедеятельности.

Однако если будущие специалисты, понимая всю необходимость для человека использования природных ресурсов, осознают взаимозависимость состояния окружающей среды и личной безопасности жизнедеятельности: ухудшение состояния здоровья; появление и развитие новых видов инфекционных агентов; рост числа стихийных бедствий и их масштабов, причинами возникновения которых является антропогенная деятельность и др., их уровень соответствует средней сформированности Студенты данного уровня для изменения характера взаимодействия человека и окружающей среды считают необходимым введение режимов экономии природных ресурсов и экологическое просвещение.

Приятно отметить, что у студентов присутствует и высокий уровень сформированности данного показателя. Такое положение, на наш взгляд, может быть обусловлено введением в школьные программы экологических курсов и сформированностью экологических представлений у студентов рядом естественных дисциплин. Студенты данного уровня не только осознают всю глобальность современных экологических проблем, они уверены, что внедрение оборотного водоснабжения, замкнутых технологических циклов, использование современных аппаратов очистки воздуха (от пыли, кислотных и щелочных туманов, токсичных паров и газов) и водных ресурсов, контроль за внесением химикатов (нитратов, пестицидов, гербицидов) в почву, повторное использование твердых отходов и безопасная для окружающей среды ликвидация отходов – реальность нашей жизни.

Однако практическая значимость инженерно-технических способов защиты, обусловленная их высокой эффективностью для решения экологических проблем, требует от студентов всех специальностей достаточных знаний естественных и технических дисциплин при рассмотрении принципов, методов и аппаратов очистки (воздуха, воды, почвы и т.д.). В такой ситуации становится понятным преобладание почти в два раза студентов с высоким уровнем сформированности данного показателя среди технических специальностей.

После количественного и качественного анализа полученных результатов целесообразна их графическая интерпретация по всем трем показателям первого критерия сформированности экологической культуры.

 

Приступая к рассмотрению второго критерия экологической культуры студентов, необходимо отметить некоторые моменты, влияющие на уровень его сформированности:

- отношение к курсу, сложившееся в школе, где предмет «Основы экологии» рассматривают как неосновной. Завышенные школьные оценки формируют у учащихся иллюзию получения ими знаний, умений и навыков, и негативное отношение к дальнейшему изучению вопросов экологии;

- значительный дефицит квалифицированных педагогов по «Основам экологии»;

С целью выявления уровня теоретической подготовки студентов по экологии можно применять тесты, оценивающие логичность мышления: «закономерности числового ряда», «количественные отношения», «выделение существенных признаков», «сложные аналогии», «интеллектуальная лабильность», тест возрастающей трудности Равена; опросник «Стиль мышления» Р. Бремсона и А. Харисона в адаптации А.А. Алексеева; опросник Р. Кеттелла; тестовые задания и спринт проверка, направленные на выявление объема и комплексности знаний по экологии.

Отмеченный нами ранее ряд причин обусловливает, на наш взгляд, низкий уровень теоретической подготовки студентов по экологии, прежде всего, отсутствие комплекса знаний по экологии.

Тестовые задания, направленные на выявление теоретической подготовки студентов, изучение продуктов учебной деятельности студентов (контрольные работы, рефераты), исследование учебной документации (экзаменационные и зачетные ведомости), анализ экспертных оценок, мнений преподавателей позволили нам выявить у студентов существенные проблемы в этой области знаний.

Наиболее значимая проблема – это разделение студентами знаний на отдельные составляющие, представленные в их сознании обособленно: знания об источниках опасностей, знания о видах опасностей, знания о последствиях опасностей, знания способов защиты от конкретной опасности. В понимании студента физическое, химическое или биологическое негативное воздействие существует само по себе, а развивающиеся функциональные изменения или патологии в организме человека и других биологических объектов – сами по себе. Отсутствие причинно-следственных связей (опасность ® механизм воздействия на организм человека ® последствия ® способы защиты) между имеющейся и хранящейся в памяти студентов информации приводит к ошибкам, отсутствию альтернативы при выборе способов минимизации негативного воздействия.

Анализ соотношений полученных данных приводит нас к выводу, что на процесс формирования знаний, умений и навыков по экологии существенное влияние оказывают не только преподаватели курса «Основы экологии» и дисциплины «Экология», другие образовательные структуры, но также средства массовой информации, не всегда объективно и грамотно комментирующие возникающие экологические ситуации, а нередко и негативный личный опыт. Отсюда следует формальное, непрофессиональное отношение к получаемым знаниям индивидуальной, общественной и национальной экологической безопасности.

Высказанное предположение подтверждают количественные характеристики, полученные по второму показателю данного критерия – познавательная активность. При ответах на вопросы: «Считаете ли Вы необходимыми знания об изменении окружающей среды?», «Хотели бы Вы знать о влиянии современных физических, химических, биологических технологий на организм человека?» уверенность в необходимости знаний об изменении окружающей среды и важность изучения воздействия на организм человека современных химических, радиоактивных, биологических веществ осознают подавляющее большинство опрошенных.

Следующий показатель – сформированность аналитического мышления – является, с одной стороны, наименее развиваемым в рамках дисциплины экологии (особенно это характерно для гуманитарных специальностей), с другой, – одним из значимых для безопасной реализации экологической деятельности, для понимания механизма негативного воздействия на организм различных видов опасностей, для осознания комплексности мер защиты от опасных факторов.

Аналитический стиль мышления, характеризующий личность, стремящуюся к логичным, рациональным и упорядоченным действиям, на наш взгляд, является наиболее продуктивным при безопасном разрешении экологических ситуаций. Несомненно, не корректно говорить о полном отсутствии умения всесторонне рассматривать проблему и проявлять осторожность при выборе действий, однако студенты данного уровня, игнорируя необходимость сбора (получения) дополнительной исходной информации, выбирают не самый безопасный и экологичный способ деятельности и совершают ошибки в последовательности действий.

Средняя степень выраженности аналитического мышления со стороны студентов указывает на серьезное отношение к обучению и способность усваивать множество теорий и концепций, которые помогают выстраивать упорядоченное взаимодействие с окружающей средой, применять усвоенные теоретические знания на практике, а со временем доводить это применение до автоматизма.

Студенты максимального уровня сформированности аналитического мышления при рассмотрении экстремальной ситуации концентрируют свое внимание на объективных данных, тщательно анализируя изменяющиеся критерии и показатели негативных факторов, до принятия решения разрабатывают подробный план, согласованный во всех деталях и реализуют на практике наиболее рациональный, с точки зрения экологической безопасности, алгоритм действий.

Завершая анализ исходного состояния критерия, графически представим уровневые характеристики каждого из показателей теоретической подготовки.

 

Однако теоретическая подготовка, не имеющая практического приложения, теряет свою значимость. Поэтому качество усваиваемых знаний, умение использовать их в практике разрешения проблемных ситуаций характеризует уровень технологической готовности к природоохранной деятельности.

При ее определении мы использовали тематический апперцептивный тест (ТАТ); тест «оценка организованности»; методику диагностики типа поведенческой активности (Л.И. Вассерман, Н.В. Гуменюк), определения риска дезатаптации в стрессе «прогноз»; рисуночный тест «деловые ситуации» (Н.Г. Хитрова); а также результаты зачетных практических занятий, определяющих степень владения умениями эколого-ориентированной деятельности, тестовые задания, выявляющие у студентов технологичность принятия решения в необходимой ситуации.

Интересные результаты выявлены и при рассмотрении четвертого критерия сформированности экологической культуры – творческой активности в решении экологических проблем. Несомненно, что основу обеспечения экологической безопасности любого вида деятельности составляет соблюдение определенных правил деятельности и нормативов, не допускающих прямого или косвенного влияния на элементы окружающей среды опасных, вредных факторов. Тем не менее, количество и характер формируемых сегодня антропогенной деятельностью опасностей часто требуют корректировки, а иногда и выработки новых правил природосообразных действий в сложившейся конкретной ситуации. Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости развития у студентов не только исполнительских умений и навыков, а также наличия способности мыслить бегло, нестандартно, иногда интуитивно, т.е. проявлять в определенных ситуациях творческий подход.

Для выявления сформированности творческой активности в решении экологических проблем можно использовать следующий ряд тестов и методик: методика определения творческих способностей В.И. Андреева (ориентировочная анкета; тестовые и диагностические задания); тест идей; методики оценки дивергентного мышления Дж. Гилфорда, тесты творческого мышления Торренса, тест вербальной креативности Медника (адаптация А.Н. Воронина – взрослый вариант); анализ продуктов творческой деятельности студентов и др.

Графическое представление результатов констатирующего эксперимента наглядно демонстрирует исходный уровень сформированности экологической культуры студентов.

Для определения уровня сформированности каждого критерия и экологической культуры в целом мы обозначим уровни сформированности показателей и критериев через 0 (низкий), 1 (средний) и 2 (высокий) и определили числовые интервалы, соответствующие каждому уровню

· для уровня сформированности каждого критерия – низкий:0 £ t £ 2; средний: 2 < t < 5; высокий: 5 £ t £ 6;

· для самих уровней сформированности экологической культуры– низкий: 0 £ t £ 2; средний: 2 < t £ 5; высокий: 5 < t £ 8.

Используя предложенную шкалу оценок, мы получим процентные показатели по исходному уровню сформированности каждого из критериев и экологической культуры в целом.

 

Таблица. Исходный уровень сформированности критериев и экологической культуры студентов, (%)

Название Уровни
Фрагментарный Конструктивный Творческий
Г Т Г Т Г Т
Потребность в гармонизации отношений «Общество–природа»            
Уровень теоретической подготовки по экологии            
Уровень готовности к природоохранной деятельности            
Творческая активность в решении экологических проблем            
Экологическая культура            

 

Таким образом, анализ результатов констатирующего этапа эксперимента, в ходе которого было проведено диагностическое исследование начального уровня сформированности показателей и критериев экологической культуры студентов показал уровень экологической культуры.

Полученные эмпирическим путем данные подтверждают сделанные нами ранее теоретические выводы о необходимости формирования экологической культуры студентов всех специальностей, независимо от профиля. Вместе с тем, формированию экологической культуры студентов-«гуманитариев» важно уделить особое внимание.

Для выявления педагогических условий эффективного формирования экологической культуры студентов, целесообразно проанализировать взаимосвязь показателей исследуемого феномена.

Используя формулу Пирсона:

и пакет статистических программ «Статистика 6.0», можно вычислить коэффициенты корреляции показателей экологической культуры и построить для них корреляционные матрицы (пример таблица).

 

Таблица -Корреляционная матрица показателей экологической культуры студентов

 
0,15 0,24 0,33 0,29 0,05 0,29 0,20 0,19 0,13 0,24 0,37
  0,10 0,27 0,31 -0,01 0,14 0,02 0,13 0,26 -0,06 0,08
    0,20 0,48 0,16 0,14 0,17 0,35 0,27 0,18 0,18
      0,21 0,38 0,31 0,22 0,40 0,62 0,57 0,62
        -0,10 0,32 0,14 0,29 0,37 0,22 0,14
          0,15 0,16 0,17 0,27 0,36 0,41
            0,29 0,35 0,18 0,01 0,24
              0,22 0,13 0,25 0,38
                0,40 0,27 0,24
                  0,44 0,33
                    0,54
                     

 

Цифрами обозначены показатели:1 –направленность на безопасное взаимодействие человека со средой обитания, 2 –осознание важности личной и общественной безопасности,3 –осознание важности взаимоотношений природы и общества, 4 –наличие комплекса экологических знаний,5 –познавательная активность,6 –сформированность аналитического мышления, 7 –умение прогнозировать деятельность и ее результаты с позиций экологической безопасности, 8 –степень владения способами и средствами минимизации негативного воздействия,9 –владение технологией принятия решений природоохранной деятельности,10 –способность к видению проблем,11 –нестандартность мышления,12 –способность к инновациям. Цветом выделены значимые коэффициенты при 5% уровне значимости.

 

В результате исследования научно-теоретических основ и практического обоснования понятия «экологическая культура», анализа корреляционных матриц элементов экологической культуры студентов на различных уровнях связности, а также статистических данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента можно определить педагогические условия процесса формирования экологической культуры как совокупность педагогических обстоятельств, направленных на создание среды для реализации эффективного процесса формирования экологической культуры студента в вузе:

1. Формирование стремления студентов к экологически обоснованной реализации любого вида деятельности.

2. Интеграция знаний отдельных аспектов экологии в единый взаимосвязанный (взаимообусловленный) комплекс.

3. Усиление практико-ориентированной направленности формируемых умений и навыков обеспечения экологической безопасности.

4. Увеличение доли творческих форм обучения в процессе овладения знаниями, умениями, навыками природоохранной деятельности с целью инициирования активности студентов.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.