Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ТЕМА 4. Образовательная деятельность студентов в контексте экологической культуры.




Стоящая перед человеческим сообществом задача рационального и продуманного формирования техносферы, обеспечивающей приемлемые для человека и природных экосистем условия существования, исключительно сложна. Она предусматривает осуществление целого комплекса разноплановых и взаимосвязанных мероприятий: разумное ограничение потребностей человека; создание новых технических объектов и технологий, ориентированных на малоотходность и ресурсосбережение; минимизацию воздействия техники и технологий на человека и природную среду; рациональное размещение производственных сил и населенных территорий; создание комплексной системы обеспечения безопасности жизни в техносфере.

Особое значение в этом комплексе мероприятий имеет обучение и воспитание. Рассматривая учебно-воспитательный процесс в вузе и процесс освоения новых производственных (техносферных) и социальных технологий профессиональной деятельности, отметим, что требования современного постоянно и быстро меняющегося общества к своим членам заключаются прежде всего в способности разрабатывать и умении реализовывать рациональные, малоотходные, безотходные, безопасные, энергоэкономичные, здоровьесберегающие технологии современного производства. Необходимость решения перечисленных задач требует от системы высшего профессионального образования разработки образовательной программы подготовки специалистов, способных их квалифицированно решать.

Наиболее важное значение обучению и воспитанию в области экологии уделяется в технических вузах и на естественнонаучных факультетах. Трудно не согласиться, что экологические проблемы человечества особо остро проявляются непосредственно при работе промышленных предприятий, где зоны формирования различных опасных и вредных факторов охватывают практически всю производственную среду, в которой осуществляется трудовая деятельность персонала. Однако важнейшей целью образовательного процесса в области экологии является формирование у специалистов экологического сознания и экологического мышления, основанного на глубоком осознании главного принципа – безусловности приоритетов безопасности и сохранения окружающей природной среды при решении любых профессиональных задач, будь то в области научного поиска, проектно-конструкторских разработок или в области организации и управления производством.

В этой связи, получив начало в биологических дисциплинах экологическая культура ставит своей задачей не только разработку малоотходных и безотходных технологий и оборудования, создание необходимых средств защиты от опасных и вредных факторов техносферы, но также глубокое проникновение в сущность понятия «экология» как социокультурного феномена, отражающего наиболее значимые экологические, биологические, психологические, социальные и духовные аспекты бытия человека, изучение способов достижения комфортного существования без ущерба для окружающей среды.

Анализ развития цивилизации с позиций истории, философии, физиологии, экологии и других научных направлений приводит к выводу, что жизнедеятельность человека изначально представляла собой борьбу за существование, борьбу с абиотическими (климатическими, атмосферными, почвенными и т.п.), биотическими (совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие) факторами и возрастающими потребностями человека.

В современных условиях человечество, находящееся в динамической взаимосвязи со средой и использующее эти связи для удовлетворения собственных потребностей, присвоило себе доминирующую роль в развитии всей планеты. Осознанное, целенаправленное и массированное воздействие на окружающую среду при отсутствии выявления и изучения закономерностей взаимосвязи элементов, явлений и процессов жизнедеятельности, анализа собственной преобразующей деятельности, прогнозирования ее последствий приводит к сохраняющемуся противостоянию человека и природной среды, которое приобретает сегодня опасные и «уродливые формы». Следовательно, уменьшение негативных последствий деятельности (нарушение функционирования экосистем, появление новых, требующих разработки способов защиты, опасностей, создание чрезвычайных ситуаций, увеличение риска гибели людей) и обеспечение безопасности человека может быть достигнуто в результате гармонизации всех видов взаимодействия (деятельности) человека с окружающей средой, в том числе и профессионального.

Для достижения данного консенсуса образовательная деятельность студентов в области экологической безопасности не должна ограничиваться непосредственно специальными дисциплинами «Основы экологии», «Общая экология», «Экология» и др., а должна интегрировать знания других наук: физики, химии, биологии, социологии, права и т.д., отражающих определенные аспекты жизнедеятельности человека и ее безопасности.

В контексте будущей профессиональной деятельности проблемы обеспечения экологической безопасности личности на современном предприятии можно условно разделить на проблемы, характерные для любого объекта хозяйственной деятельности, в том числе социального, и проблемы, связанные со спецификой технологических процессов, организации производства и дислокации предприятий, что делает необходимым изучение экологических проблем и путей их решения студентами всех специальностей.

Учитывая вышеизложенное и разделяя положение антропологической концепции о культуре как механизме социальной адаптации, мы считаем, что специфика экологической культуры состоит в том, что будучи включенной в любое профессиональное пространство, она выполняет функцию адаптации, т.е. адаптирует личность к профессиональной реальности. Следовательно, необходимость формирования экологической культуры специалистов всех отраслей народного хозяйства как никогда актуальна.

Однако следует учитывать, что процесс обучения в вузе строится, прежде всего, в зависимости от профиля получаемой специальности. Условно назовем имеющиеся профили «техническим» и «гуманитарным».

В совокупность гуманитарных специальностей включим гуманитарно-социальные, педагогические, медицинские специальности, специальности культуры и искусства, экономики и управления, сервиса, лингвистики и часть междисциплинарных специальностей (социальная антропология, социальная работа, реклама, документоведение и т.д.). Во вторую группу специальностей входят естественнонаучные специальности, специальности техники и технологий, специальности в области информационной безопасности.

Следовательно, в зависимости от профиля специальности к студенту и выпускнику высшего учебного заведения предъявляются различные требования, в том числе и требования к уровню сформированности его экологической культуры.

Так, по мнению Л.Д. Столяренко, для успешного овладения гуманитарными профессиями в вузе человек должен обладать ярко выраженным вербальным типом интеллекта, поэтому специальности гуманитарного профиля требуют широту познавательных интересов, эрудированность, наличие богатого словарного запаса, умения правильно его использовать, точного соотношения конкретных и абстрактных понятий, наличие высокоразвитого абстрактного мышления. В свою очередь, естественные специальности подразумевают высокоразвитое логическое мышление, высокий уровень пространственных представлений, быстроту сообразительности, высокий уровень действенно-практического интеллекта.

До настоящего момента задача построения учебных курсов по экологии решалась в рамках биологических дисциплин высших учебных заведений. Однако детальный анализ процессов, сложных по своей физико-химической природе, реализуемых на современном оборудовании с использованием широкой номенклатуры технологических материалов, уровень рассмотрения принципов построения биозащитных технических устройств, многообразие специфических знаний настораживают и отталкивают при первом рассмотрении не только студентов гуманитарных специальностей, изучающих курс экологии, но и преподавателей, не владеющих данным содержанием предмета. Это обстоятельство сдерживает внедрение курса во все гуманитарные образовательные учреждения или становится причиной формального изучения дисциплины. Изначальное и сохраняющееся в образовательном процессе детерминирование необходимости обеспечения экологической безопасности профессиональной деятельности специалистами естественных и технических профилей обусловливает отставание образовательной деятельности студентов гуманитарных профессий в области экологии, что, в свою очередь, способствует неадекватному отношению всего общества к экологическим вопросам.

Соглашаясь с мнением Б.Л. Вульфсона и А.М. Новикова о несостоятельности разделения между естествознанием и гуманитарной культурой, деструктивности их конфронтации, мы считаем, что в условиях углубляющейся интеграции научного знания существующее все еще жесткое разделение высшего образования на гуманитарное, естественнонаучное и техническое при изучении экологических вопросов также обнаруживает свою уязвимость и неэффективность. Недооценка «технарями» гуманитарного блока экологических опасностей жизнедеятельности (игнорирование как проблемы) препятствует возможности их разрешения, т.е. при разработке новых технологий или оборудования не уделяется должного внимания экологической, валеологической, социальной составляющим их безопасности.

В настоящее время в России отмечается установка на активизацию процессов гуманизации общества, повышается значимость личности, меняются ценностные доминанты российского образования за счет расширения перечня гуманитарных дисциплин, интеграции гуманитарного знания в техническую сферу, т.е. наблюдается гуманитаризация высшего профессионального образования. В этой связи дисциплина «Экология», обогащенная гуманитарным содержанием, реализующая идеи гармонизации человека и природы, способствует формированию культуры специалиста с учетом необходимого взаимодействия гуманитарных, естественных и технических наук.

Однако различная природа технического и «нетехнического» знания, их особое наполнение и построение, технологии, используемые для разрешения специализированных проблем, не могут не привносить своеобразия в их сочетание. Поэтому эффективность формирования экологической культуры будущих специалистов на современном этапе развития образования зависит от некоторых особенностей образовательной деятельности как в школе, так и в вузе.

Во-первых, тенденции специализации общего образования на младших ступенях обучения. Раннее разделение на «гуманитариев» и «технарей» приводит к недостаточности знаний у школьников естественнонаучных дисциплин, что уже у студентов затрудняет или делает невозможным, в некоторых случаях, усвоение знаний о техносферной безопасности. Принцип выбора многими гуманитариями будущей профессии «только не математика, физика, химия», а не в соответствии с природными задатками, переносится студентами и в образовательный процесс по экологии. Темы, требующие знания основ естественнонаучных дисциплин, студенты-«гуманитарии» пытаются игнорировать при обучении, считая их не актуальными для своей будущей профессиональной деятельности.

В тоже время недостаточно развитое абстрактное мышление студентов технических специальностей определяет узкоспециализированный взгляд на масштабные, глобальные экологические проблемы. В сознании студента-«гуманитария» происходит обособление отдельных составляющих взаимосвязанного и взаимозависимого процесса обеспечения экологической безопасности, а излишняя детализация рассматриваемых экологических проблем студентами технических специальностей приводит к разрозненности знаний, отсутствию целостного видения способов их разрешения. Данная ситуация осложняет формирование когнитивного компонента экологической культуры. Впоследствии недостаточный уровень знаний, а также характерные, по мнению многих педагогов, психологов, для этого возраста (студенчество) немотивированный риск, неумение предвидеть последствия поступков и т.д. не лучшим образом влияют на реализацию нормативной функции экологической культуры.

Во-вторых, отсутствие дифференцированного подхода к изучению вопросов экологии и экологической безопасности студентами, будущими специалистами техносферы и гуманитарных профессий. Унифицированность рассмотрения экологических проблем, т.е. отсутствие учета специфики профессии для «гуманитариев» приводит к оторванности курса от будущей профессиональной деятельности. Сложные для усвоения «гуманитариев» знания самой природы возможных опасностей, причин возникновения и последствий для окружающей среды производственных аварий, использование технических средств защиты окружающей среды и человека создают условия для освоения содержания дисциплины на чисто механическом (по необходимости), репродуктивном уровне, обедняя творческую составляющую экологической культуры.

В-третьих, недооцениевание и игнорирование роли практических занятий. Знания правил эколого-ориентированной деятельности должны естественным образом дополняться практическими умениями. Для отработки данных умений необходимы оборудование и специально созданные лаборатории, которые отсутствуют в вузах и на факультетах гуманитарной направленности. Вследствие этого освоение дисциплины ограничивается теоретическим моделированием экологически безопасного поведения, что оставляет не сформированным технологический компонент экологической культуры. Студенты рассказывают, как они умеют определять загрязнители и количественные показатели их присутствия в окружающей среде, измерять параметры микроклимата помещения, определять уровни и степень заражения местности, оборудования радиоактивными и химическими веществами и т.д. Однако необходимо помнить, что слова человека часто расходятся с его действиями.

В отличие от студентов-«гуманитариев» будущие специалисты технических профилей не имеют возможности овладеть другими умениями. Иногда недостаточность словарного запаса (слабая аргументация) и некорректное его использование могут помешать достижению важных для обеспечения безопасности экологических, экономических, социальных, правовых и др. договоренностей, что ограничивает реализацию коммуникативной функции экологической культуры.

Разделяя мнение А.М. Новикова о том, что обеспечение экологической безопасности сегодня является «сквозным умением», мы считаем, что образовательная деятельность в области экологии должна детерминироваться не приоритетностью профиля, а содержанием, формами и методикой изучения экологических проблем.

Из огромного объема информации должен быть выбран материал, изучение которого позволит сформировать у студентов четкое понимание источников возникновения экологической опасности и знания методов и средств ее минимизации. Для методически правильного выбора изучаемого материала необходимо опираться на концептуальные предпосылки, важнейшими из которых являются следующие:

· все опасности возникают в системе «человек – среда обитания», следовательно, для их понимания, необходимо изучить все звенья этой системы (без губительной детализации), понимая, что каждое может являться источником опасности;

· последовательность решений экологических проблем состоит из реализации трех групп задач: анализ, прогнозирование, моделирование источников возникновения опасностей; разработка методов и средств защиты; ликвидация последствий их проявления;

· обеспечение высокого уровня качества окружающей среды и благоприятных условий труда достигается реализацией всех методов и средств гармонизации отношений человека с окружающей природной средой.

Учет выделенных положений поможет рационально систематизировать содержание курса экологии и выстроить структурно-логическую модель, обеспечивающую эффективное решение всего комплекса экологических проблем специалистами всех профилей.

Исследование сущности и содержания экологической культуры со стороны статики и динамики, совокупности индивидуально-профессиональных качеств будущих специалистов позволяет представить ее как условие и предпосылку безопасной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной компетентности в области обеспечения экологической безопасности специалиста и как цель профессионального самосовершенствования.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.