Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уровень благосостояния населения в рассматриваемых странах. 1989-1996 гг.




    Рост личного   Число   Доступ   Доступ  
    среднедушевого   граждан,   к безопасному   к средствам  
Страна   потребления   получающих   водоснабжению   гигиены  
    в процентах   менее 2 долл.   (в процентах),   (в процентах),  
            1995 г.   1995 г.  
Бразилия   0,0   43,5      
Британия   1,7   данных нет      
Китай   4,5   57,8      
Египет   1,3   51,9      
Франция   1Д   данных нет      
Германия   данных нет   данных нет   данных нет    
Индия   1,6   88 8 об, о      
Япония   данных нет   данных нет   данных нет    
Мексика   ОД   30,6      
Нигерия   1,7   59,9      
Россия   данных нет   10,9   данных нет   данных нет  
США   U   данных нет      

Источники: World Bank. World Development Report 1998-99 (New York, Oxford University Press, 1999), table 2, pp. 192-93; table 4, pp. 196-97, table 7, pp. 202-203.

Таблица 7.3 Показатели состояния здоровья. 1995-1996 гг.

    Бюджетные   Продолжи-   Продолжи-   Детская       Уровень  
    ассигнования   тельность   тельность   смертность   Рождае-   смертности  
Страна   на здраво-   жизни   жизни   на 1000   мость   среди  
    охранение   (мужчины),   (женщины),   чел.       рожениц  
    в процентах   1996 г.   1996 г.           (число случа-  
    кВНП                   ев на 100 000)  
Бразилия   2,7         2,4    
Британия   5,8         1,7    
Китай   2,1         1,9    
Египет   1,6         3,3    
Франция   8,0         1,7    
Германия   8,2         1,3    
Индия   0,7         3,1    
Япония   5,7         1,4    
Мексика   2,8         2,9   ПО  
Нигерия   0,3         5,4    
Россия   4,1         1,3    
США   6,6         2,1    

Источники: World Bank. World Development Report 1998-99 (New York, Oxford University Press, 1999), table 2 and 7, pp. 202-203.


В своих работах, посвященных истории экономики в Европе, Саймон Кузнец показал, что на ранних стадиях индустриализации распреде­ление дохода происходит менее равномерно, а на поздних — вновь вплотную приближается к равномерному [7]. «Кривая Кузнеца» объяс­няется общими тенденциями экономической и политической модерни­зации. На ее начальных этапах происходит рост промышленности и ком­мерческого сельского хозяйства, а крупный аграрный сектор отстает. На более высоких уровнях экономического развития он сокращается в раз­мерах по сравнению с промышленностью и сферой услуг. Кроме того, когда в демократических странах профсоюзы и политические партии достигают определенной степени зрелости, они проводят законы, ко­торые посредством налогов, заработной платы и дистрибутивной поли­тики оказывают воздействие на распределение доходов.

Экономическое развитие страны влияет на бюджетное финанси­рование системы здравоохранения, на оборудование медицинских учреждений, улучшение санитарных условий, на возможность пользо­ваться пригодной для питья водой, на доступ к окружающему миру благодаря дорогам и связи, В 80-е годы на здравоохранение из бюджета экономически развитых стран приходилось в среднем 469 долларов на душу населения, тогда как в развивающихся странах —• лишь 11 дол­ларов. В развитых странах один врач обслуживал в среднем 398 человек, в развивающихся — 2043. В развитых странах 97% населения имели дос­туп к безопасным источникам водоснабжения, в более отсталых их чис­ло сокращалось до 53%. Соотношение между уровнем экономического развития и здоровьем населения ярко демонстрируют данные по Ниге­рии: лишь 39% населения пользуются питьевой водой. Кроме того, в этой стране высокий уровень рождаемости (5,4), а средняя продолжи­тельность жизни лишь немного превышает 50 лет, тогда как в индуст­риально развитых государствах — 70—80 лет. Едва ли не каждый деся­тый ребенок не доживает до возраста одного года; один врач прихо­дится в среднем на 20 000 жителей, и более трети нигерийских детей в возрасте до пяти лет не получают достаточного питания.

Данные по Китаю и Индии доказывают важность правильной куль­турной и государственной политики. При том что обе страны имеют примерно одинаково низкий ВНП надушу населения, средняя продол­жительность жизни в КНР — 69 лет, уровень детской смертности — 33 человека на тысячу новорожденных, в Индии эти показатели равны соответственно 62 и 65. Треть новорожденных в Индии появляется на свет, имея недостаточный вес, две трети детей в возрасте до пяти лет недоедают, тогда как в Китае их количество равно соответственно 9 и 21%.

Несмотря на то что уровень детской смертности и количество де­тей, имеющих недостаточный вес, значительно ниже в экономически развитых государствах, эти проблемы существуют и там. Пример тому — Соединенные Штаты. Даже на основании данных, приводимых в


табл. 7.3, где показаны лишь бюджетные ассигнования на здравоохра­нение (без учета финансирования, осуществляемого частными лица­ми), можно судить, что доля ВНП, которую США тратят на развитие этой сферы, больше, чем в любом другом государстве (приблизитель­но 16%). И тем не менее уровень детской смертности в США выше, нежели в Японии и Западной Европе, что можно объяснить большим количеством людей, живущих за чертой бедности, более широким распространением наркомании и более ограниченными возможнос­тями доступа к медицинской помощи. Как показано в табл. 7.3, ис­ключительных успехов в сфере здравоохранения достигла Япония: там самая высокая продолжительность жизни и самая низкая детская смерт­ность, В то же время уровень рождаемости (1,4) свидетельствует о со­кращении населения. (Показатель, близкий к значению 2,1, гово­рит о стабильности демографической ситуации, а любое превышение этой цифры — об «опережающем росте» населения, который в бед­ных странах сводит на нет эффект роста экономики.) Процент ново­рожденных, имеющих недостаточный вес, в Японии самый низкий, что демонстрирует преимущества материального благополучия.

Табл. 7.4 дает представление о коммуникационной инфраструкту­ре. Если в развитых странах практически каждая семья проживает в электрифицированном догме, то в таких странах, как Индия и Еги-

,, Таб л и ц а 7.4
Средства коммуникации и информация.
1994—1997 гг.

                Ученые и инже-   Персо-  
                неры, занятые   нальные  
Страна   Газеты   Телевизоры   Телефоны   исследованием   компью-  
                и развитием   теры  
                (на 1 млн. чел.)      
Бразилия           18,4  
Британия           192,6  
Китай           3,0  
Египет           5,8  
Франция           150,7  
Германия           233,2  
Индия   данных нет         1,5  
Япония           128,0  
Мексика   ИЗ         29,0  
Нигерия           4,1  
Россия           23,7  
США           362,4  

Примечание: кроме случаев, оговоренных особо, данные приводятся из расче­та на1000 человек,

'• Уточники: WorldBank. World Development Report 1998-99l(r^few York, Oxford University Press, 1998), table 19, pp. 226-227.


пет, таких семей насчитывается лишь около половины. Если в разви­тых странах телефон приходится в среднем на каждых двух граждан, то в Нигерии — четыре на каждую тысячу. Высокая плотность дорож­ной сети облегчает доступ к продуктам материальной и идеологичес­кой сфер, тогда как низкая — затрудняет его, что характерно для таких стран, как Индия, Нигерия и Китай. Телевидение получило широкое распространение даже в странах, достигших среднего уров­ня развития (например, в Бразилии и Мексике), но компьютеры за пределами «зоны» высокоиндустриальных государств встречаются зна­чительно реже: если по количеству телеприемников США превосхо­дят Бразилию менее, чем втрое, то по количеству персональных ком­пьютеров — в 20 раз.

Табл. 7.5 обрисовывает ситуацию в сфере образования. Первая ко­лонка, содержащая сведения о правительственном финансировании (в процентном соотношении к ВНП), дает общее, «грубое» представ­ление о том, насколько приоритетной является эта статья расходов для того или иного государства. Следует, однако, помнить, что здесь в расчет не принимаются частные школы — в некоторых странах явле­ние распространенное. Такие государства, как Египет, тратят на об­разование долю ВНП, сопоставимую с расходами индустриально раз­витых государств, и отсюда мы вправе сделать вывод о том, что пер­вые прилагают для просвещения своих граждан не меньшие усилия, чем вторые. Однако разница между теми средствами (в абсолютных цифрах и долларовом эквиваленте), которые затрачиваются на одного учащегося, в разных странах очень существенна. В сопоставлении с размерами своих ВНП Китай и Индия не слишком щедро выделяют средства в сферу образования. В Нигерии образование обязательно толь­ко для детей от 6 до 12 лет. Результаты такой политики становятся легко предсказуемы. В 1980 г. в Нигерии лишь 2% членов соответству­ющих возрастных групп продолжали (в том или ином виде) образрва-ние после окончания средней школы. В Египте положение лучше^99% оканчивают начальную школу, 65% — среднюю, 17% продолжают обучение в колледжах, университетах или на курсах. Высокие показа­тели имеет Франция, где практически все дети школьного возраста получают начальное и среднее образование, а почти половина соот­ветствующей популяции — высшее. В Соединенных Штатах обучение в колледже распространено еще больше.

Показатели грамотности в самом общем виде характеризуют уро­вень квалификации и компетентности, ясно доказывая выгоды, про­истекающие от инвестиций в систему образования и от ее развития. Читать и писать умеют менее двух третей населения Египта и Индии и лишь каждый шестой взрослый житель Нигерии. С другой стороны, в Китае, где ВНП столь же низок и где на образование выделяются столь же незначительные средства, количествр грамотных составляет 84% населения. Большая часть женщин в развивающихся странах не-


Т а б л и ц а 7.5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...