Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политические блага и ценности




Перед тем как сравнивать и оценивать государственную политику, проводимую в различных политических системах, необходимо при­нять во внимание политические ценности, которые и определяют раз­личия в политических программах. Это возвращает нас к рассматри­вавшемуся в главе 1 вопросу о том, выполнению каких целей служит власть. Деятельность государства должна соответствовать по крайней мере трем важным критериям. Прежде всего, это справедливость. Нам бы хотелось, чтобы политика, проводимая государством, была спра­ведливой. Сложность в том, что разные люди по-разному определяют это понятие. По мнению одних, складываются ситуации, когда спра­ведливость требует, чтобы власть относилась ко всем гражданам оди­наково (это вызывает аналогию с тем, как члены семьи пытаются поровну разделить аппетитный пирог). В других ситуациях справедли­вость требует, чтобы к каждому гражданину относились в соответ­ствии с его заслугами или его вкладом (это напоминает систему оце-


нок в школе), В третьих — справедливость вроде бы означает, что от­ношение к гражданам зависит от их потребностей и нужд (например, при оказании медицинской помощи). Таким образом, понятие спра­ведливости охватывает и одинаковое отношение к гражданам, и на­граду по заслугам (пропорционально вкладу в общее дело), и отклик на их потребности и нужды. Многие аспекты дистрибутивной полити­ки (например, системы пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования в США) представляют собой некую ком­бинацию этих критериев. Тем не менее, спору о различных концепци­ях справедливости не видно конца. Впрочем, как бы ни трактовалось это понятие, в большинстве случаев справедливость исключает такие категории, как произвол или пристрастие. Вряд ли кто-нибудь из нас сочтет справедливым, если должностные лица будут бросать жребий, определяя, кому сидеть в тюрьме или получать пенсию, или если по­добные решения они будут принимать, основываясь исключительно на личных связях или собственных умозаключениях.

Политика власти должна также быть результативной и эффектив­ной. Мы отдаем предпочтение результативной политике, т.е. такой, которая в самом деле ведет к намеченной и желанной цели, а не политике, которая этой цели не достигает. Эффективность означает, что власть должна реализовывать свои планы с наименьшими затрата­ми и издержками. Большинство из нас скорее выберет {при прочих равных условиях) правительственные ведомства с четкой структурой и небольшим бюджетом, нежели громоздкие и дорогостоящие орга­низации. Окончательным критерием здесь будет служить отстаивание и сохранение свободы. Как наверняка напомнят нам анархисты, ли-бертаристы и все, кто скептически относится к идее государственной власти, первостепенной задачей государственной политики является утверждение и защита свободы, прав человека и политических прав. Из двух одинаково справедливых и продуктивных политических про­грамм мы выберем ту, которая в большей степени уважает права и свободы граждан.

Нелегко решить, какая из противоречащих друг другу ценностей должна превалировать. Однако разграничительной чертой между раз­личными культурами, партиями и политическими философиями (иде­ологиями) служит именно приоритет, отдаваемый либо свободе, либо справедливости, либо эффективности. Одно общество или группа граж­дан может ценить справедливость больше свободы; другое или дру­гая — сделать противоположный выбор, действуя в соответствии с известным лозунгом «Свобода или смерть!».

Эта книга построена на концепциях системы, процесса, полити­ческого курса. Мы вправе представить себе ценности как своеобраз­ные «политические блага», соотносящиеся с каждым из этих трех.уров-ней анализа, первый из которых по издавна сложившейся.традиции особое внимание уделяет трем параметрам — порядку, предсказуемо-


Сти, стабильности. Граждане являются более свободными и способны поступать более рационально, если живут в условиях стабильного и предсказуемого общества. Эти условия мы назовем «системными цен­ностями», поскольку в них отражается функционирование и эффек­тивность целого ряда политических институтов. Одни люди жаждут перемен и новых возможностей, другие — перемены отвергают и тя­готеют к стабильности. Политическая нестабильность — конституци-бнные кризисы, частая смена правительств, беспорядки, демонстра­ций и т.п. — нарушает душевное равновесие граждан и может привес­ти к гибели людей и к разорению страны.

Аналитики, принадлежащие к другой школе, ставят во главу угла ценности, имеющие отношение к политическому процессу — к учас­тию граждан в политической деятельности и к свободной политичес­кой конкуренции. В русле рассуждений этой школы, демократия хоро­ша, а авторитаризм плох именно потому, что эти системы предостав­ляют гражданам разные возможности для участия в процессе, а не потому, например, что демократия способствует достижению лучших результатов в экономике. И наконец, сторонники третьего подхода сосредоточивают все внимание на таких результатах (продуктах) по­литической деятельности, как экономическое благосостояние, каче­ство жизни, личная безопасность. Политическая система, обеспечи­вающая процветание и безопасность, устраняющая неравноправие, заботящаяся о сохранении окружающей среды, становится идеалом независимо от того, какой политический процесс привел к подоб­ным результатам. Не пытаясь определить, кто победил в этой дискус­сии, мы признаем важность каждого из этих «политических благ».

Табл. 7.7 наглядно представляет наш трехуровневый анализ полити­ческих систем, приводя перечень политических или иных ценностей.

Системные ценности имеют отношение к исправному функцио­нированию и предсказуемости политических систем с их способнос­тью приспосабливаться к внешним изменениям. «Регулярность» и спо­собность к адаптации — категории в чем-то конфликтующие. Бывают эпохи, когда порядок и стабильность должны доминировать над всем прочим: например, после Первой мировой войны в США, где прези­дентом в ту пору был Уоррен Хардинг, наступил подобный период, который получил название «возврат к нормальной жизни». Аналогич­ные «демобилизационные» процессы протекали в американском обще­стве и по окончании Второй мировой войны и войны в Корее. Напро­тив, 30-е и 60-е годы, когда расширялась сфера действия государствен­ной власти, можно назвать периодами перемен и адаптации. Впрочем, упор на перемены и адаптацию может быть расценен и как призыв сократить сферу вмешательства государства, как было в Великобрита­нии в пору правления кабинета Тэтчер или Договора с Америкой, провозглашенного республиканской партией США в 1994—1995 гг.

Процессуальные ценности включают в себя участие граждан в по-


Виды ценностей
Уровни политических ценностей

Сохранность системы Адаптационные свойства системы
Системный уровень

Участие в политических действиях
Благосостояние
Уровень реализации политики

Безопасность
Свобода

Таблица 7.7

Политические ценности

Содержание и примеры

Стабильность и предсказуемость процессов, протекающих во внут­ренней и внешней политике Способность к структурной и культурной адаптации к меняю­щимся внешним условиям и к ответу на появляющиеся вызовы

Служит средством реализации внутренней и международной поли­тики; в тех случаях, когда встречает благожелательный отклик, непо­средственно продуцирует чувство достоинства и ощущение силы Исполнение гражданского и патриотического долга Одинаковые для всех юридические процедуры и равенство всех перед законом ]

Рост среднедушевого дохода; количественный рост и улучшение качеств систем здравоохранения и социальной помощи; справедливая дистрибутивная политика Неприкосновенность личности и частной собственности; общест­венный порядок и национальная безопасность

Отсутствие регулирования, защита права на частную жизнь, уважение к автономному существованию других индивидуумов, групп и государств


Согласие с властью и поддержка ее также могут быть признаны ценно­стями, ибо индивидуум отвечает на побуждение служить другим, а это служение может стать одним из самых благотворных жизненных пере­живаний. Президент США Джон Ф. Кеннеди в своей инаугурационной речи, призывая сограждан не подавлять в себе побуждения к служению и самопожертвованию, сказал: «Не спрашивайте, что может сделать для вас ваша страна; спросите, что вы можете сделать для страны». Про­цедурное правосудие (суд присяжных, неприкосновенность личности, недопустимость жестокого или необычного наказания) — это еще одна важнейшая процессуальная ценность, при отсутствии которой у граж­дан появляются гораздо более веские основания бояться власти.

Блага, появляющиеся при реализации той или иной политики, включают в себя благосостояние, личную и национальную безопас­ность, известную степень свободы от вмешательства в частную жизнь. Право на ношение оружия, подтвержденное Второй поправкой к Конституции США, с недавних пор стало предметом ожесточенной полемики. Понятие «свобода» иногда рассматривается лишь как право на невмешательство со стороны государства, тогда как это — нечто большее, чем запрет на государственное регулирование или иное вме­шательство, поскольку частные лица и организации также способны вторгаться в частную жизнь и таким образом посягать на свободу. В этих случаях именно вмешательство государства оберегает ее. Целый ряд за­конов, направленных против расовой сегрегации и дискриминации, был принят с этой целью. Свобода действовать, создавать организации, получать информацию,- протестовать — это неотъемлемый элемент эф­фективного участия граждан в политической деятельности, равно как и важный фактор влияния на социальное, политическое и экономичес­кое равноправие. До краха коммунистических режимов в странах Вос­точной Европы и распада Советского Союза существовало распрост­раненное мнение, будто коммунистические государства жертвуют сво­бодой ради равенства, тогда как капитализм якобы отдает равенство во имя свободы. После известных событий конца 80-х — начала 90-х годов достоянием гласности стало одно немаловажное обстоятельство: мир узнал о размахе коррупции, о системе привилегий и об экономи­ческой стагнации в коммунистическом обществе. Несмотря на то что там и вправду обменяли свободу на гарантированную занятость тру­доспособного населения, именно провалы в экономике и упадок мо­рали сделали коммунистический блок нежизнеспособным.


 


литическои деятельности, поддержку власти и процедурное правосу­дие. Мы ценим участие граждан в политической деятельности не только как средство воздействия на власть, но и само по себе, поскольку оно способствует формированию гражданской зрелости и достоинства.


Каждая политическая система воплощает в себе стратегию произ­водства политических благ. Различные виды политических систем вы-

18-7377


бирают разные пути производства различных сочетаний политических благ. Создатели американской конституции верили, что принцип раз­деления властей будет защищать свободу, Карл Маркс верил в то, что «диктатура пролетариата» приведет к правильному и гармонично­му устройству общества, Муссолини — что сильный лидер будет спо­собствовать возрастанию могущества и славы державы, аятолла Хо-мейни — что государство и общество, организованные в соответствии с заповедями Корана и управляемые духовенством, сумеют достичь справедливости на этом свете и вечного спасения — на том.

После того как в 1991 г. Советский Союз прекратил свое суще­ствование, на какое-то время показалось, что демократия восторже­ствует во всем мире. В XX в. с демократией соперничало несколько политических идеологий — коммунизм, социал-демократия, фашизм, корпоративный авторитаризм и пр. Фашизм потерпел крах в результа­те Второй мировой войны, коммунизм, скомпрометированный невы­полненными обещаниями и коррупцией, с конца 80-х годов неук­лонно двигался к гибели. Большая часть режимов, ставших преемни­ками коммунистических, пытаются демократизироваться и ввести свободные рыночные отношения. Авторитарно-бюрократические ре­жимы латиноамериканских стран, потерявшие поддержку и доверие граждан из-за своей жестокости и провалов в экономике, также по­вернулись к рынку и демократии. Государства Черной Африки после недолгого периода популистской демократии, возникшей в 60-е годы на волне национально-освободительной эйфории» вернулись к авто­ритаризму того или иного толка, но в последние годы вновь начали экспериментировать с демократией. Социал-демократия и демократи­ческие корпоративные режимы выжили в странах Западной Европы, хотя и не выглядели столь блестящими из-за своей связи с восточно­европейскими государствами.

Несмотря на то что демократия и рыночная экономика восторжест­вовали совсем недавно, совершенно не исключено, что и другие стра­тегии вернут себе утраченное было доверие. Ниже мы перечислим наи­более возможные политико-экономические варианты, имеющиеся сейчас в мире. Политические системы существуют в доиндустриаль-ном, индустриализирующемся, индустриальном и постиндустриаль­ном обществах. В главах 3, 4, 5 уже шла речь о том, что социально-экономическое развитие увеличивает политическую осведомленность граждан и способствует их более активному участию в политической деятельности. В индустриально развитых государствах должны возни­кать структуры, призванные использовать этот потенциал определен­ным образом: либо сдерживать, направлять, мобилизовывать граждан под контролем государства, либо разрешить существование соперни­чающих между собой политических партий, которые представляют отличные друг от друга блага и стратегии. Первый путь мы назовем авторитарным, второй — демократическим. Продолжая классифика-


цию политических систем, исходя из того, до какой степени они ог­раничивают роль государства в экономике, мы получим следующие варианты:

I. Индустриально развитые государства А. Демократические

* ориентированные на свободный рынок, *• социал-демократические (ориентированные

на государственное регулирование) В. Авторитарные

* консервативные

* радикальные

II. Доиндустриальные и развивающиеся государства А. Авторитарные

* неотрадиционадистские

* режим личной власти

* клерикально-мобилизационные

* технократически-репрессивные

* технократически-дистрибутивные

* технократически-мобилизационные В. Демократические переходного периода

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...