Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инструкция по эксплуатации




Для корректной работы с набором ЦОР необходимо наличие на ПК любого современного Web- броузера.

Для просмотра Flash –роликов необходимо установить Flash –Player 6.0. и выше (прилагается на CD-диске).

Для корректного просмотра видео-роликов необходимо установить кодеки, также прилагаемые Исполнителем (на CD-диске).

В папке с каждым ЦОРом имеется файл index.htm, который необходимо открыть двойным щелчком мыши для просмотра ресурса в броузере.

Для просмотра видеороликов и звуковых файлов, встроенных в web-документы, необходимо нажать кнопку Play cтандартного медиа-проигрывателя Windows.

 

 


Примерный поурочно-тематический план

11 класс. 1 и 2 четверти

 

Тема урока Теоретические сведения Практическая работа ЦОРы  
Раздел I. ТЕХНОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ  
  Введение в предмет.   Понятие творчества и развитие творческих способностей Цель, задачи, актуальность изучения предмета «Технология» в 11 классе. Содержание предмета, последовательность его изучения. Организация учебного процесса. Организация рабочего места ученика за компьютером для выполнения самостоятельных работ, творческих проектов в ходе изучения предмета "Технология". Понятия "изобретательство". Идеи и рекомендации ТРИЗ. Многообразие определений понятия "творчество". Понятие "творческая задача". Виды творчества. Особенности технического творчества. Основные сведения о проектировании и конструировании. 1. Рассмотрение содержания и последовательности изучения предмета «Технология» в 11 классе. 2. Решение задач на развитие творческого мышления и воображения. 3. Формулировка учащимися своих определений понятий "творчество", "творческий процесс", определение особенностей и результатов художественного и научного творчества. ЦОР № 11-101 "Организация рабочего места ученика за компьютером". ЦОР № 11-102 "Ведомость для учителя «Оценки учащихся для выполнения практических работ»" ЦОР № 11-103 "Что такое творчество? " ЦОР № 11-104 "Этапы технического творчества". ЦОР № 11-105 "Способность к творчеству, изобретательству можно развить!"    
  Метод мозговой атаки (МА) Суть метода МА; психологический эффект, положенный в основу метода МА. Цель метода МА. Метод А.Осборна "прямой мозговой штурм" с разделением во времени процессов генерирования идей и их критической оценки. Правила мозгового штурма. План действий по методу МА. Приемы, способствующие генерации идей.   1. На основе тестов выделение группы учеников-генераторов идей и аналитиков. 2. Решение поставленных учителем проблем методом МА. ЦОР 11-106 "Основы метода мозговой атаки" ЦОР 11-107 "Приёмы, способствующие генерации идей". ЦОР 11-108 "Вопросы для построения формулировки задачи" ЦОР 11-109 "Алекса Осборн" ЦОР 11-110 "История появления метода мозгового штурма. Пример мозгового штурма"  
  Метод контрольных вопросов. Суть метода контрольных вопросов. Назначение и основа эффективности контрольных вопросов. Как и с какой целью можно сочетать этот метод с методом МА. Список контрольных вопросов А. Осборна. Список контрольных вопросов Т. Эйлоарта 1. Изучение двух списков контрольных вопросов - А. Осборна и Т. Эйлоарта. 2. Решение поставленных учителем проблем методом контрольных вопросов. 11-111. "Основы метода контрольных вопросов". 11-112. "Портрет Сократа". 11-113. "Метод мозговой атаки и метод контрольных вопросов". 11-114. "Древнейший метод решения творческих задач - метод проб и ошибок". 11-115. Проблемные вопросы.  
  Метод обратной мозговой атаки (МА) Суть метода обратной МА. При решении каких задач может использоваться метод обратной МА; примеры. Психологическая инерция мышления как основная помеха при решении изобретательских задач по поиску недостатков у объекта и их устранению. "Диверсионный" метод как разновидность метода обратной МА, цели его использования. Недостатки метода обратной МА. 1. Изучение презентации с задачами и их решениями, вскрывающими действие инерции мышления. 2. Изучение проблемных заданий. Их решение методом обратной МА. 3. Тестирование учащихся. 11-116. "Поиск недостатков – ключ Поиск недостатков – ключ к совершенству". 11-117. "Инерция мышления". 11-118. Технология решения проблемных задач. 11-119. Тест «Творческая деятельность». 11-120. "Инерция мышления при решении творческих задач".  
  Синектика Что такое аналогия и как ее применяют при решении задач методом синектики. Отличие между методами «синектика» и «МА». Определение синектики как метода поиска решений творческих задач. Типы аналогий, используемые синектиками. Методика и этапы поиска при решении задачи методом синектики. Понятие цепочки аналогий. 1. Изучение раздаточного материала о типах аналогий, используемых синектиками. 2. Решение поставленных учителем задач методом синектики.   11-121 Основы метода синектики" (или "Типы аналогий, используемые синектиками"). 11-122 "Аналогия". 11-123 "Ход решения синектической задачи". 11-124 Тест «Творческая деятельность» 11-125 "Изобретения природы и их использование человеком".  
  Морфологический анализ Суть метода морфологического (типологического) анализа. Понятие "морфологический ящик (матрица)". Этапы решения задачи методом морфологического анализа. Примеры решения задач этим методом. Области применения метода. Достоинства и недостатки метода морфологического анализа. 1. Изучение раздаточного материала об этапах решения задачи методом морфологического анализа и примера морфологической матрицы. 2. Решение поставленных учителем задач методом морфологического анализа (использование ЦОР 11-129) 11-126 "Основы метода морфологического анализа". 11-127 Портрет Ф. Цвикки. 11-128 "Этапы решения задачи с помощью морфологического анализа её параметров". 11-129 Постановка задач для решения методом морфологического анализа и заготовками морфологических матриц. 11-130 "История разработки метода морфологического анализа".  
  Морфологические матрицы Сущность морфологической матрицы. Случаи, когда целесообразно применять двумерную матрицу. Преимущества многомерных матриц в сравнении с двумерными. Матрицы, с помощью которых можно решать управленческие проблемы. 1. Изучение раздаточного материала о правилах составления многомерной матрицы. 2. Решение поставленных учителем задач методом построения морфологических матриц и анализа её параметров. 11-131 "Морфологической матрицы: сущность, методика использования". 11-132 "Правила составления многомерной матрицы". 11-133 Морфоологические матрицы. 11-134 Тест. 11-135 "Различные методы функционально-структурного исследования объектов".  
  Ассоциации и творческое мышление Понятие термина "ассоциации". Сущность ассоциативного мышления. Процесс генерирования ассоциаций; установление ассоциативного перехода разной длительности. Первичные и дополнительные ассоциации. Отличие метода ассоциаций от метода морфологического анализа.   1. Выполнение заданий на развитие ассоциативного мышления: - установление ассоциативного перехода между понятиями; - составление рассказа из 3-4 предложений, где в каждом предложении используются три заданных учителем слова. 2. Применение для установления ассоциативных связей пословиц, отрывков из стихотворений, рассказов и т.д. 3. Использование ассоциаций для выявления нетривиальных свойств рассматриваемого понятия. 11-136 "Основы метода ассоциаций". 11-137 Цепочка размышления. 11-138 Задания на развитие ассоциативного мышления. 11-139 Задания на развитие ассоциативного мышления. 11-140 "Ассоциации, возникающие от прочтения фантастической литературы, и идеи изобретений".  
  Метод фокальных объектов (МФО) Пояснение название метода (что означает " фокальный"). Суть метода фокальных объектов (за счет чего удаётся преодолеть инерцию мышления). Области применения метода. Этапы решения творческих задач методом фокальных объектов. Примеры решения задач МФО. 1. Изучение раздаточного материала об этапах решения творческих задач МФО. 2. Решение поставленных учителем задач МФО (задач на совершенствование конструкций, устройств, на поиск поиска новой идеи рекламы, оригинального оформления товаров). 11-141 "Основы метода фокальных объектов". 11-142 "Этапы решения творческих задач МФО". 11-143 Портрет американца Ч. Вайтинга, предложившего МФО. 11-144 Метод фокальных объектов. 11-145 "Психология человека и творчество. Обучение навыкам рационального мышления".  
  Метод гирлянд случайностей и ассоциаций (ГСиА) Метод гирлянд случайностей и ассоциаций как развитие МФО. Отличие метода гирлянд случайностей и ассоциаций от МФО. Определение понятия "гирлянда ассоциаций", создаваемая специально; понятие "гирлянда синонимов объекта". Последовательность решения творческих задач методом гирлянд случайностей и ассоциаций 1. Изучение раздаточного материала об этапах решения творческих задач методом гирлянд случайностей и ассоциаций. 2. Решение поставленных учителем задач: – на составление ассоциативной цепочки шагов "объект – характеристика – объект – характеристика…" – на выявление новых возможностей, характеристик и функций объектов путём соединения гирлянд синонимов и гирлянд ассоциаций (предварительно сгенерированных для этих объектов).   11-146 "Основы метода гирлянд случайностей и ассоциаций". 11-147 "Последовательность (шаги) решения задач методом гирлянд случайностей и ассоциаций". 11-148 Генрих Язепович Буш. 11-149 Презентационные слайды с постановкой задач для решения методом гирлянд случайностей и ассоциаций. 11-150 Статья Г.С. Альтшуллера, автора ТРИЗ, или "Экскурс в историю творчества"    
  Функционально-стоимостный анализ (ФСА) Поиск путей снижения стоимости и повышения качества продукции и ФСА. Суть метода ФСА. Цель метода ФСА (как нахождение резервов повышения экономической отдачи производства). Актуальность метода ФСА в условиях рыночной экономики как метода экономии и бережливости. Главные принципы ФСА. Примеры поиска резервов улучшения конструкции изделий. Процедуры проведения ФСА. Примеры решения задач методом ФСА. 1. Изучение раздаточного материала о последовательности процедур проведения ФСА. 2. Решение поставленных учителем задачи методом ФСА. 3. Организация деловой игры поискового характера с привлечением метода ФСА. 11-151 "Основы метода ФСА". 11-152 "Последовательность процедур проведения ФСА". 11-153 Метод ФСА. 11-154 Изображения предметов, изделий. 11-155 Метод ФСА.  
  Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) Понятие "алгоритм". АРИЗ – на что ориентирует этот метод при решении технических задач. Понятие "техническое противоречие (ТП)". Решение задачи как поиск, уточнение и устранение ТП. Связь ТП и процесса решения задачи методом АРИЗ. Понятие технической системы; что происходит в ней при попытке улучшить одну её часть. Физическое противоречие как причина ТП. Ориентировка на идеальный конечный результат как отличие действий человека по АРИЗ. Суть метода АРИЗ. Процедуры АРИЗ. Приёмы моделирования ситуаций: операторы РВС; метода ММЧ; вепольный анализ. Принцип действия оператора РВС. Характеристика изменения представления о технической системе при помощи метода ММЧ. Составляющие веполя. Роль поля и второго вещества по отношению к первому веществу. Правила АРИЗ. Сравнительная характеристика не- и алгоритмических методов решения творческих задач. 1. Изучение процедур АРИЗ. 2. Решение поставленных учителем задач с привлечением процедур АРИЗ, приёмов моделирования ситуаций (методов "операторы РВС", "ММЧ", "вепольный анализ"). ЦОР 11-156 "Процедуры АРИЗ". ЦОР 11-157 Г.С. Альтшуллер. ЦОР 11-158 "Операторы РВС". ЦОР 11-159 "Вепольный анализ". ЦОР 11-160 "Преодоление технических противоречий как движущая сила развития техники и изобретательства".  
  Изобретения. Рационализаторские предложения Какое новшество может быть признано изобретением. Понятие "патент". Цель выдачи (и получения) патента. Критерии патентоспособности (новизна, промышленная применимость, неочевидность). Понятие "формула изобретения". Изобретения-аналоги, аналоги-прототипы. Патентный поиск, на какие вопросы он помогает ответить изобретателю. МПК, состав кода изобретения в МПК. Заявка на изобретение, составляющий её набор документов. План описания изобретения. Понятие "рационализаторское пред­ложение", его признаки, форма подачи, регистрация, основание для оплаты. Предложения, не признающиеся рационализаторскими. 1. Рассмотрение организации сборников, описывающих изобретения.   2. Моделирование ситуации: вы изобрели объект (объект подбирает сам ученик по желанию), и вам следует описать изобретение по установленному плану (бланку). ЦОР 11-161 "Из истории изобретений" ЦОР 11-162 "Патентное право". ЦОР 11-163 "Мир технических решений: что считается изобретением?". ЦОР 11-164 - электронная форма с защищёнными полями, содержащая бланк с планом описания изобретения. ЦОР 11-165 "Патенты. Сроки действия патентов" с фото авторского свидетельства.  
  Создание творческого проекта (3 часа – объяснение теор. сведений и выполнение проекта) Определение понятий "проект", "проектирование". Когда возникает необходимость проектирования объектов. Проектирование как акт предпринимательской деятельности. Качества современных проектов. Учет человеческого фактора и отход от технократического мышления. Требования к проектированию. Антиподы проектирования. Проект как интеллектуальный продукт; изложение и обоснование проекта. Статьи расходов, определяющие стоимость проекта. Особенности финансирования долгосрочных и простых проектов. Двуединая задача конструирования деталей тех. объектов. Себестоимость проекта, из чего складываются её показатели. Понятие "КИМ". Предпринимательская задача конструктора, технолога. 1. Изучение примера проекта предпринимательского характера (его изложения и обоснования). 2. Решение задачи на расчет себестоимости, расчет прибыли от производства заданного изделия. 3. Рассмотрение пути (последовательности технологических операций по производству), который проходит заданное изделие от изначального состояния (например, зерно) до готового изделия (например, хлеб). 4. Составление бизнес-плана по реализации инженерного проекта. 5. Подготовка к защите разработанного проекта. При подготовке к защите создать компьютерную презентацию своего проекта. ЦОР 11-166 "Что такое проект, проектирование?". ЦОР 11-167 "Этапы проекта". ЦОР 11-168 "Проектирование как акт предпринимательства". ЦОР 11-169 "Что такое "человеческий фактор"?" ЦОР 11-170 "Учет человеческого фактора при проектировании". ЦОР 11-171 "Требования научного подхода к проектированию". ЦОР 11-172 "Антиподы проектирования". ЦОР 11-173 Банк идей творческих проектов по теме "Технология решения творческих задач и изобретательства.    
   
   
ЦОР 11-174 "Обеспечение процесса проектирования". ЦОР 11-175 "Пример последовательности технологических операций". ЦОР "Изобретение автомобиля. Изобретатель Генри Форд". ЦОР 11-176 "Бесполезные изобретения". ЦОР 11-177 Изображение творческого процесса – рисунок Х. Битструпа "Муки творчества". ЦОР 11-178 Тест. ЦОР 11-179 Статья Г.С. Альтшуллера или "Какие изобретения нельзя запатентовать". ЦОР 11-180 Кроссворд по теме ТРИЗ. ЦОР 11-181 Искусство презентации проекта  
РАЗДЕЛ II. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ. ПРИРОДООХРАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»  
17. Научно-техническая революция и ее влияние на окружающую среду НТР и ее влияние на экологическую ситуацию. Основные направления НТР. Энергетические потребности и энергетические расходы в разные исторические периоды: в первобытном обществе, в феодальном обществе, в современном обществе. Рост энергетических потребностей вследствие урбанизации. НИТ и ее последствия. Запись основных понятий и положений. Решение кроссворда 11-201. «Научно-техническая революция» 11-202. «Направления научно-технической революции» 11-203. «Энергетические затраты первобытного строя» 11-204. ««Энергетические затраты рабовладельческого строя» 11-205. «Энергетические затраты сегодня» 11-206. «Рост городов» 11-207. «Атомная энергетика» 11-208. «Загрязнения среды отходами» 11-209. «Информационные технологии» 11-210. «НТР и ее следствия»  
18. Глобальные экологические проблемы Глобальные экологические проблемы. Причины возникновения глобальных экологических проблем. Ядерная энергетика. Захоронение отходов. Информационный мир и экология. Информационные технологии и здоровье человека. Экологизация сельского хозяйства. Альтернативное земледелие. Демографический взрыв. Обеспеченность человечества питьевой водой. Минеральные ресурсы. Энергетика и экология Оценка запыленности воздуха 11-211. «Почему проблема ГЛОБАЛЬНАЯ?». 11-212. «Причины возникновения глобальных проблем». 11-213. «Демографическая проблема» 11-214. «Продовольственная проблема» 11-215. «Энергетическая проблема» 11-216. «Сырьевая проблема» 11-217. «Экологическая проблема» 11-218. «Угроза ядерной войны» 11-219. «Глобальные проблемы» 11-220. «Кризисы и проблемы»  
19. Энергетика и экология Потребности человека в энергии. Тепловые электростанции. Гидроэлектростанции. Атомные электростанции. Резервы энергетической промышленности. Нетрадиционные источники получения энергии: утилизация солнечной энергии, термоядерная энергетика, энергия ветра, приливов, геотермальная энергетика Оценка уровня радиации. Разработать банк идей экономии энергии в быту 11-221. «Эхо Чернобыля» 11-222. «Как тратиться энергия?» 11-223. «Резервы энергетической отрасли» 11-224. «ТЭС» 11-225. «ГЭС» 11-226. «Экологические следствия традиционной энергетики» 11-227. «Ветровые мельницы» 11-228. «Энергия ветра» 11-229. «Солнечные батареи» 11-230. «Биогаз» 11-231. «Альтернативная и традиционная энергетика»  
20. Загрязнение атмосферы Влияние промышленности и транспорта на атмосферу. Кислотные дожди. Парниковый эффект. Озоновые дыры Оценка наличия загрязнений в атмосфере и кислотных дождей. Оценка качества пресной воды. 11-232. «Как тратится энергия» 11-233. «Значение воздуха» 11-234. Загрязнение воздуха (avi-фильм). 11-235. Уборка листвы (avi-фильм). 11-236. «Источники загрязнения воздуха» 11-237. «Промышленные выбросы» 11-238. «Кислотные дожди» 11-239. «Парниковый эффект» 11-240. «Истощение озонового слоя» 11-241. «Защита от загрязнений воздуха в городе» 11-242. «Защита от загрязнений воздуха в квартире» 11-243. «Технологии защиты атмосферы» 11-244. «Надо ли сжигать траву и листву в городах?»  
21. Загрязнение гидросферы Значение вода. Источники загрязнения питьевой воды. Проблема дефицита питьевой воды. Нефтяная промышленность и загрязнение воды. Технологии очистки питьевой воды. Технологии очистки сточных вод. Оценка запыленности воздуха. Разработка комплекса технологии по улучшению качества воздуха и питьевой воды 11-245. «Значение воды» 11-246. «Источники загрязнения воды» 11-247. «Дефицит воды на планете Земля» 11-248. «Нефть и вода» 11-249. «Охрана водных ресурсов» 11-250. «Снегоплавильные установки» 11-251. «Очистка питьевой воды» 11-252. «Очистка сточных вод» 11-253. «НЕТ» захоронениям отходов в океане!» 11-254. «Гидросфера»  
22. Уничтожение лугов и лесов. Химизация сельского хозяйства Сокращение площади лесов. Химизация сельского хозяйства нитраты, нитриды, диоксины, пестициды). Рациональное использование лесов и пахотных земель. Сохранение биологического разнообразия на планете. Определение наличия нитратов и нитридов в пищевых продуктах 11-255. «Уничтожение лесов». 11-256. «Вырубка лесов». 11-257. «Уничтожение лугов». 11-258. «Карта лесов планеты» 11-259. «Значение леса в природе» 11-260. «Причины сокращения лесов» 11-261. «Куда уплыли дубы Испании?» 11-262. «Как сохранить леса?» 11-263. «Химические вещества в сельском хозяйстве» 11-264. «Химикаты в природе (ДДТ)» 11-265. «Загрязнение с/х продукции химикатами» 11-266. «Аллейное земледелие» 11-267. «Биоинтенсивное земледелие»  
23. Природоохранные технологии Экологический мониторинг. Природосберегающие технологии: переработка бытового мусора и промышленных отходов, безотходная технология. Экологически устойчивое развитие человечества. Экологическое сознание и мораль Разработка проекта природоохранной деятельности школы 11-268. «Природа зовет на помощь». 11-269. «Направления охраны природы» 11-270. «Лунные ландшафты Земли» 11-271. «Мониторинг» 11-272. «Лихеноиндикация» 11-273. «Переработка бытового мусора» 11-274. «Переработка и захоронение промышленных отходов» 11-275. «Безотходные технологии: правда или вымысел?» 11-276. «Рекультивация земель» 11-277. «Свалки и мусорки»  
24. Экологическое сознание и мораль Экологическая культура: сущность и структура. Экологические знания, экологическое мышление, экологическая мораль, экологические ценности, экологически оправданное поведение. Компоненты и черты экологического мышления. Движение зеленых. Международное экологическое сотрудничество.   11-278. Наша планета – наше здоровье 11-279. Защита среды 11-280. Модели развития Земли 11-281. Компоненты экологической культуры 11-282. Антропоцентризм или Экоцентризм? 11-283. Экологическое мышление 11-284. Экологическая мораль 11-285. Экологическое мышление в быту 11-286. ГРИНПИС 11-287. Биосфера – 2? 11-288. Международное экологическое сотрудничество 11-289. Проблемы человечества 11-290. Экологический проект: сущность, цели и задачи, структура, содержание основных разделов 11-291. Рабочая тетрадь «Экологический проект» 11-292. Фрагмент творческого проекта «Использование солнечных батарей для энергоснабжения автономных строительных сооружений 11-293. Банк идей творческих проектов по экологии  
25. Творческий проект «Природоохранные технологии» Цели и задачи творческого проекта. Структура и содержание основных разделов экологического проекта Выполнение экологического проекта 11-290. «Экологический проект: сущность, цели и задачи, структура, содержание основных разделов». 11-290. Рабочая тетрадь «Экологический проект»  
             

Методические рекомендации
по вариативному использованию ЦОР

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...