Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Урок 9. Метод фокальных объектов (МФО)

 

Цель: сформировать необходимые знания и умения решать творческие задачи методом фокальных объектов.

Задачи обучения:

Ø Рассмотреть теоретический материал о методе фокальных объектов.

Ø Научить использовать при решении творческих задач метод фокальных объектов.

Ø Развивать образное воображение, творческие способности учащихся.

Цифровые образовательные ресурсы:

11-141 "Основы метода фокальных объектов".

11-142 "Этапы решения творческих задач МФО".

11-143 Портрет американца Ч. Вайтинга, предложившего МФО.

11-144 Презентационные слайды с постановкой задач для решения МФО.

11-145 "Психология человека и творчество. Обучение навыкам рационального мышления".

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Подготовка дежурными рабочих мест.

2. Подготовка учащихся к занятию.

3. Получение сведений об отсутствующих.

4. Проверка домашнего задания (задачи с использованием ассоциаций для выявления нетривиальных свойств заданных объектов).

5. Решение задач-разминок для развития творческого воображения.

6. Сообщение темы, цели и задач урока.

II. Актуализация знаний.

Мы привыкаем к свойствам, характеристикам предметов, объектов нас окружающих. И часто эти привычные взгляды на вещи, психологическая инерция мышления мешает их усовершенствовать.

Как вы считаете, поможет ли её преодолеть (чтоб усовершенствовать рассматриваемый объект) приём, если объект рассматривать в сочетании со свойствами совсем других, не связанных с ним объектов? То есть на объект переносить непривычные свойства посторонних предметов? Чем может помочь рассмотрение такого непривычного сочетания?

III. Объяснение нового материала.

1. Разъяснить:

ü особенность названия метода (что означает термин "фокальный");

ü суть метода фокальных объектов (за счет чего удаётся преодолеть инерцию мышления).

Использовать ЦОР 11-141 "Основы метода фокальных объектов",

ЦОР 11-143 Портрет американца Ч. Вайтинга, предложившего метод фокальных объектов;

ü области применения метода;

ü этапы решения творческих задач методом фокальных объектов.

Использовать ЦОР 11-142 "Этапы решения творческих задач МФО" (документ в формате *.doc с опорной блок-схемой для последующей распечатки учителем и использования на уроке в качестве раздаточного материала).

2. Рассмотреть примеры решения задач методом фокальных объектов.

 

IV. Практическая работа.

1. Изучение раздаточного материала об этапах решения творческих задач МФО.

2. Решение поставленных учителем задач МФО (задач на совершенствование конструкций, устройств, на поиск поиска новой идеи рекламы, оригинального оформления товаров и пр.). Примерные задачи:

а) усовершенствовать конструкцию окна жилой комнаты с помощью МФО;

б) усовершенствовать конструкцию школьного пенала с помощью МФО;

в) усовершенствовать конструкцию школьной формы для девочек или мальчиков с помощью МФО;

г) найти новую идею рекламы фруктового сока, крема для чистки обуви (с помощью МФО);

д) найти новую идею оригинального оформления товара, например, школьной тетради, школьного дневника, мюсли.

Использовать ЦОР 11-144 "Презентационные слайды с постановкой задач для решения МФО".

 

V. Домашнее задание.

1. Изучить ЦОРы:

11-141 "Основы метода фокальных объектов".

11-145 "Психология человека и творчество. Обучение навыкам рационального мышления".

 

2. Решить задачи:

2.1. Предложите оригинальную конструкцию ножа для туристического похода. Решить с использованием метода фокальных объектов.

2.2. В Англии предлагаются следующие товары для любителей розыгрыша: чайные ложки, которыми можно помешивать лишь холодный чай, так как в горячем они плавятся; зонтик с верхом, тающим под струями первого дождя, так что остается один каркас; авторучка с чернилами, которыми можно «неосторожно» обрызгать костюм или платье, но через несколько минут пятна полностью исчезают.

Предложите свою техническую шутку. Помните, что она должна быть не злой, пугающей, а, наоборот, вызывать улыбку и хорошее настроение.

 

Урок 10. Метод гирлянд случайностей и ассоциаций (ГСиА)

 

Цель: сформировать необходимые знания и умения решать творческие задачи методом гирлянд случайностей и ассоциаций.

Задачи обучения:

Ø Рассмотреть теоретический материал о методе гирлянд случайностей и ассоциаций.

Ø Научить использовать при решении творческих задач метод гирлянд случайностей и ассоциаций.

Ø Развивать ассоциативное образное мышление, воображение, творческие способности учащихся.

Цифровые образовательные ресурсы:

11-146 "Основы метода гирлянд случайностей и ассоциаций".

11-147 "Последовательность (шаги) решения задач методом гирлянд случайностей и ассоциаций".

11-148 Генрих Язепович Буш.

11-149 Презентационные слайды с постановкой задач для решения методом гирлянд случайностей и ассоциаций.

11-150 Статья Г.С. Альтшуллера, автора ТРИЗ.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Подготовка дежурными рабочих мест

2. Подготовка учащихся к занятию.

3. Получение сведений об отсутствующих.

4. Проверка домашнего задания (решения творческих задач с помощью МФО).

5. Решение задач-разминок для развития творческого воображения.

6. Сообщение темы, цели и задач урока.

II. Актуализация знаний.

1. Что такое синоним объекта?

2. Представьте, если для усовершенствования объекта выдвинуть не только цепочку ассоциаций (как в МФО), но еще выдвинуть для объекта синонимы. А затем переплести различные сочетания синонимов и ассоциаций, получится ли больше творческих идей? Если "да", то ведь в большем количестве идей вероятнее больше отыскать полезных продуктивных идей!

III. Объяснение нового материала.

1. Разъяснить:

ü метод гирлянд случайностей и ассоциаций как развитие МФО;

ü отличие метода гирлянд случайностей и ассоциаций от МФО.

Использовать ЦОР 11-146 "Основы метода гирлянд случайностей и ассоциаций", ЦОР 11-148 "Портрет американца Генриха Язеповича Буша, предложившего метод гирлянд случайностей и ассоциаций";

ü определение понятия "гирлянда ассоциаций", создаваемая специально;

ü определение понятие "гирлянда синонимов объекта".

ü последовательность решения творческих задач методом гирлянд случайностей и ассоциаций.

Использовать ЦОР 11-147 "Последовательность (шаги) решения задач методом гирлянд случайностей и ассоциаций".

 

IV. Практическая работа.

1. Изучение раздаточного материала об этапах решения творческих задач методом гирлянд случайностей и ассоциаций.

2. Решение задачи на составление ассоциативной цепочки шагов. Итак, предлагается объект: собака. Подобрать характеристику к этому объекту. По предложенной характеристике подбирать соответствующий ей новый объект. По изложенному принципу составить ассоциативную цепочку шагов: объект – характеристика – объект – характеристика.

3. Провести игру, пользуясь методом Г.Я. Буша (методом гирлянд случайностей и ассоциаций): подобрать оптимальный вариант модификации школьного ранца (или парты, стола учителя; объект может быть любым). Для выявления новых возможностей, характеристик и функций ранца сгенерированных для него гирлянды синонимов и гирлянды ассоциаций. Затем соединить их и рассмотреть разные нетривиальные варианты. Выбрать наиболее продуктивные идеи.

 

V. Домашнее задание.

1. Изучить ЦОРы:

11-146 "Основы метода гирлянд случайностей и ассоциаций".

11-150 Статья Г.С. Альтшуллера, автора ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

2. Решить задачи на выявление новых возможностей, характеристик и функций объектов путём соединения гирлянд синонимов и гирлянд ассоциаций (предварительно сгенерированных для этих объектов).

Предлагаются объекты: клавиатура компьютера, кружка, термос, косметичка, портмоне (ученик может сам предложить объект для усовершенствования).

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.