Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. Организационный момент.




1. Подготовка дежурными рабочих мест.

2. Подготовка учащихся к занятию.

3. Получение сведений об отсутствующих.

4. Решение задач-разминок для развития творческого воображения.

5. Сообщение темы, цели и задач урока.

II. Актуализация знаний.

1. Допустим, домашнее задание вы не выучили. При ответе на уроке помогут ли вам опорные вопросы, наводящие на размышление?

2. В каком случае легче изучить объект, или в каком случае он будет изучен более целенаправленно, системно, и возможно, будут предложены методы его совершенствования, – если предложены опорные вопросы для анализа объекта или без них?

3. Как понимать утверждение, что искусно заданный вопрос помогает придти к истине?

III. Объяснение нового материала.

1. Разъяснить:

ü суть метода контрольных вопросов. Использовать ЦОР 11-112 "Портрет Сократа".

ü назначение и основа эффективности контрольных вопросов;

ü как и с какой целью можно сочетать этот метод с методом МА.
Использовать ЦОР 11-113 коллаж "Сочетание метода контрольных вопросов и метода мозгового штурма".

2. Рассмотреть:

ü список контрольных вопросов А. Осборна;

ü список контрольных вопросов Т. Эйлоарта.

IV. Практическая работа.

1. Изучение двух списков контрольных вопросов - А. Осборна и Т. Эйлоарта.

2. Поставить перед учащимися проблему (творческую задачу), организовать процесс её решения методом контрольных вопросов.

V. Домашнее задание.

1. Изучить ЦОРы:

ЦОР 11-111 "Основы метода контрольных вопросов".

ЦОР 11-114 "Древнейший метод решения творческих задач - метод проб и ошибок".

ЦОР 11-115 Формулировка задач (постановка проблем), требующих творческого решения.

2. С помощью поисковых служб сети Интернет найти информацию по пройденной теме урока для формирования реферата или сообщения (сообщение готовится к следующему уроку, на 5 минут; рефераты могут выкладываться на сервер компьютерной сети школы для всеобщего доступа, для формирования учебно-методической базы по предмету).

 

Урок 4.
Метод обратной мозговой атаки (МА)

 

Цель: сформировать необходимые знания и умения решать творческие задачи методом обратной мозговой атаки.

Задачи обучения:

Ø Рассмотреть теоретический материал о методе обратной мозговой атаки.

Ø Научить использовать при решении творческих задач метод обратной мозговой атаки.

Ø Развивать творческие способности учащихся.

Цифровые образовательные ресурсы:

ЦОР 11-116 "Поиск недостатков – ключ к совершенству".

ЦОР 11-117 "Как при решении задач действует инерция мышления".

ЦОР 11-118 Постановка проблемных заданий, требующих творческих проектных разработок.

ЦОР 11-119 Тест.

11-120 "Инерция мышления при решении творческих задач".

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Подготовка дежурными рабочих мест

2. Подготовка учащихся к занятию.

3. Получение сведений об отсутствующих.

4. Решение задач-разминок для развития творческого воображения.

5. Сообщение темы, цели и задач урока.

II. Актуализация знаний.

1. Как объяснить утверждение: "Поиск недостатков – ключ к совершенству"?

2. Почему в обществе, в СМИ приветствуется такое направление как критика (конструктивная)?

3. Способствует ли процессам развития такое явление как привыкание к недостаткам?

4. Можно ли критику считать одним из движущих элементов прогресса?

III. Объяснение нового материала.

1. Разъяснить:

ü суть метода обратной мозговой атаки. При решении каких задач может использоваться метод обратной МА; примеры.

Использовать ЦОР 11-116 "Поиск недостатков – ключ к совершенству";

ü психологическая инерция мышления как основная помеха при решении изобретательских задач по поиску недостатков у объекта и их устранению. Использовать ЦОР 11-117 - презентацию, вскрывающую, как при решении задач действует инерция мышления (на слайдах - "показательные" задачи и появляющиеся отсрочено во времени их решения);

ü "диверсионный" метод как разновидность метода обратной МА, цели его использования;

ü недостатки метода обратной МА.

IV. Практическая работа.

1. Изучение презентации с задачами и их решениями, вскрывающими действие инерции мышления.

Использовать ЦОР 11-118 - постановка на слайдах презентации проблемных заданий, требующих творческих проектных разработок.

2. Поставить перед учащимися следующую проблему: "В учебных мастерских школы ребята изготавливают различные изделия. Выберите какие-то конкретные изделия (лучше, если они изготавливаются для реализации) и с помощью метода обратной МА исследуйте их с целью совершенствования, улучшения эксплуатационных качеств, дизайнерской проработки и т.д.".

Организовать процесс решения проблемы в форме деловой игры с использованием метода обратной МА.

3. Тестирование учащихся.

Использовать ЦОР 11-119 - тест на контроль усвоения знаний по пройденным темам № 1-4.

V. Домашнее задание.

1) Изучить ЦОРы:

11-116 "Поиск недостатков – ключ к совершенству".

11-117 "Как при решении задач действует инерция мышления".

11-120 "Инерция мышления при решении творческих задач".

2) Составить кроссворд или ребусы по материалу изученной темы.

3) Самотестирование в компьютерном классе (самоконтроль). Использовать ЦОР 11-119 "Тест на контроль усвоения знаний по пройденным темам".

 

Урок 5. Синектика

 

Цель: сформировать необходимые знания и умения решать творческие задачи методом синектики.

Задачи обучения:

Ø Рассмотреть теоретический материал о методе синектики.

Ø Научить использовать при решении творческих задач метод синектики.

Ø Развивать творческие способности учащихся.

Цифровые образовательные ресурсы:

11-121 "Основы метода синектики" (или "Типы аналогий, используемые синектиками").

11-122 "Центральный термин метода синектики – аналогия".

11-123 "Ход решения синектической задачи".

11-126 Тест.

11-127 "Изобретения природы и их использование человеком".

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Подготовка дежурными рабочих мест

2. Подготовка учащихся к занятию.

3. Получение сведений об отсутствующих.

4. Решение задач-разминок для развития творческого воображения.

5. Сообщение темы, цели и задач урока.

II. Актуализация знаний.

Иногда люди в общении (а не только на уроках) объясняют другу другу что-то новое. При этом часто, чтобы собеседник быстрее и лучше понял, используют приём аналогии. То есть для объяснения приводят аналогичные примеры, ранее уже известные собеседнику из жизни.

Чем помогает при освоении нового этот приём перенесения признаков, свойств чего-то ранее известного в новое, познаваемое?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...