Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная психология экономического поведения: психология потребления в контексте социальной экономической психологии




 

Конец ХХ - начало ХХI веков - время интенсивного развития социальной психологии экономического поведения, обусловленное, в первую очередь, рядом практических потребностей современного общества (Гусева Т.В., Дейнека О.С., Дитмар Х., Журавлев А.Л., Китов А.И., Лунт П.К., Ливингстоун С.М., Позняков В.П., Ребзуев Б.Г., Савельева А.А., Фенько А.Б., Хащенко В.А., Щедрина Е.В. и д.р.). Тем не менее, психологическая наука длительное время не уделяла специального внимания изучению особенностей поведения человека в сфере экономики.

Первые попытки учета психологических факторов были связаны с невозможностью объяснения экономических феноменов в рамках представлений об «экономическом человеке» А. Смита и Д. Рикардо и были выполнены в рамках экономической науки [Дейнека О.С., 1999]. Представители маржиналистов австрийской (Бем-Баверк Э., Визер Ф., Менгер К.) и математической (Вальрас Л., Джевонс У.) школ заложили основы современной микроэкономики, где экономическое поведение человека определяется балансом субъективно оцениваемых издержек, связанных с приобретением экономических благ, и субъективно оцениваемым удовольствием, получаемым от их потребления [Спасенников В.В., 2003, С. 67].

Однако последователи этого направления опирались не столько на идеи современной им психологии, сколько использовали наблюдения и интерпретации здравого смысла, а также некоторые идеи философии и этики. Современные представления о роли психологических факторов на микроэкономическом уровне разрабатывались в трудах американского экономиста Дж. Кейнса. Однако Кейнс уделял внимание лишь тем психологическим аспектам человеческой природы, которые не подвержены изменению в краткосрочном периоде, а изменения долгосрочного характера его не интересовали [Селигмен Б., 1968].

Постепенно все больше экономических направлений подчеркивали необходимость учета более широкого спектра психологических факторов, понимая, что иначе невозможно объяснить и предсказать реальное поведение человека в хозяйственной деятельности.

Как самостоятельная отрасль психологического знания экономическая психология начала формироваться в начале XX в. и связана с именем Г. Тарда, впервые употребившим термин «экономическая психология» в 1881 году. Однако, говорить о формировании экономической психологии как самостоятельного направления в психологической науке можно только ближе к середине ХХ века в связи с работами Дж. Катоны, Г. Саймона, П.Л. Рейно, П. Альбо [Малахов С.В., 1990].

Переход западного общества в эпоху постмодерна (середина 1970-х гг.), сопряженные с этим социокультурные и экономические изменения, послужили толчком в развитии исследований посвященных социально-психологическим аспектам явлений в экономике. В этот период получили свое развитие многие темы экономической психологии: собственность (Камптнер Н.Л., Принтайс Д.А., Ферби Л.), сбережения и долг (Ворнерд К., Лунт П.К. и Ливингстоун С.М.), повседневные экономические решения (Тверски А., Канеман Д.) деньги, семейный бюджет (Дитмар Х.) и т.д. [П. Лунт 1997].

В наиболее общем виде экономическая жизнедеятельность рассматривается экономистами как относительно самостоятельная сфера человеческой, социальной жизнедеятельности, включающая процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ, а также те связи и отношения, в которые вступают субъекты хозяйственной деятельности. Неизбежным следствием такого подхода является абстрагирование экономической жизнедеятельности от других сфер жизнедеятельности, а экономического поведения и взаимодействия - от других его видов.

Однако в традициях психологии экономическое поведение и экономическое взаимодействие субъектов включено в более общий процесс их социальной жизнедеятельности и социального взаимодействия. Наряду с экономическими явлениями при анализе учитываются социальные факторы: этнокультурные, социально-демографические, политические и т.д.

Характер взаимосвязи экономических и психологических явлений не ограничивается функциями психического отражения экономических явлений и регуляции экономического поведения и взаимодействия. Можно и необходимо говорить также о социальном характере психолого-экономических феноменов.

В представленном исследовании экономическая психология понимается в контексте опосредования экономических феноменов поведения человека социальными факторами.

Развитие экономической психологии в XX веке, по мнению В.П. Познякова идет по двум направлениям: [Позняков В.П.]

· первое направлено на изучение психологического содержания экономических феноменов, таких как деньги, собственность, труд (Дейнека О.С., Журавлев А.Л, Карнышев А.Д., Китов А.И., Фенько А.Б., Дитмар Х, Лунт П., Ливингстоун С. и др.);

· второе в большей степени ориентировано на исследование феноменов, традиционно выступающих предметом социально-психологических исследований, однако акцент ставится на их экономическое наполнение (Гусева Т.В. Журавлева Н.А., Ребзуев Б.Г., Савельева А.А., Фоломеева Т.В., Хащенко В.А., Щедрина Е.В., Дитмар Х. и др.).

В рамках обоих подходов к изучению психологических аспектов экономики ряд тем получил наибольшее внимание и развитие в трудах экономических психологов. Проблема владения и собственности вызывает большой интерес как среди зарубежных (Дитмар Х., Камптнер Н.Л., Пинтайс Д.А., Лунт П.К. и Ливингстоун С.М.), так и среди отечественных психологов (Китов А.И., Попов В.Д., Жукова Я.И.).

Тема отношения к деньгам в отечественной науке представлена в работах О.С. Дейнеки, А.Б. Фенько, С.Ю.Бурениной и др. За рубежом тема денег представлена изучением психологических аспектов задолженности (Бертод Р., Кемпсон И., Ли С., Лунт П.К., Ливингстоун С.М.)

В иностранной психологии активно разрабатывалась тема безработицы (Люис А., Лунт П., Фёнем А.) и нищеты (Лунт П., Ливингстоун С., Фёнем А.).

В российской экономической психологии большой блок исследований посвящен проблемам адаптации к изменившимся экономическим условиям (Готлиб Т.Л., Дейнека О.С., Муздыбаев К.), а также психологическим проблемам российского предпринимательства (Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б., Позняков В.П., Титова О.И, Филинкова Е.Б., Шорохова Е.В.).

Многие исследователи отмечают яркий междисциплинарный характер исследований в экономической психологии. Так, на стыке с возрастной и педагогической психологией активно разрабатываются проблемы экономической социализации детей и подростков, экономического обучения и образования детей и взрослых (Гусева Т.В., Дробышева Т.В., Осипенко И.М., Ребзуев Б.Г., Савельева А.А., Щедрина Е.В., Вебли П., Дикинсон Дж., Ли.С., Лейзер Д., Ролан-Леви К., Эмлер Н.).

Тем не менее, ряд тем в структуре экономической психологии пользуется особой популярностью среди исследователей. Среди них – тема психологии потребителя.

Концептуальное понимание потребления не только в качестве экономического феномена было заложено в работах К. Маркса, Т. Веблена, Г. Зиммеля, В. Зомбарта, М. Вебера. Однако долгое время потребление рассматривалось как сугубо экономический феномен, как одна из стадий экономического круговорота [Борисов Е.Ф., 2005, С. 13].

В конце ХХ века потребительское поведение было переосмыслено в работах П. Бурдье, Ж. Бодрийяра в связи с концепцией «общества потребления». Благодаря данным работам потребление стало рассматриваться не как утилитарный экономический процесс, а как обмен символами, коммуникация, посредством которой человек стремиться сообщить некоторую информацию о себе. Акцент в изучении потребления благодаря их работам был перенесен со структуры потребления, его объемов, влияния на него изменений в способе производства на анализ представлений, смыслов и образов, формирующихся в сознании потребителя.

В психологии потребления основными направлениями исследований стали процесс принятия потребительского решения, рациональность потребительского выбора, установки потребителя.

В рамках исследования потребительского поведения в экономической психологии большое внимание на западе было уделено теме принятия потребительского решения. До 80-х гг. прошлого века экономическая модель человека была рациональной, а психологическая – нерациональной [Сивуха С.В., 2004]. Понимание нерациональности поведения человека было заложено в работах Г. Саймона, который ввел в научный оборот представление об ограниченной рациональности [Соловьева Г.М. 2009]. Под понятием ограниченной рациональности понимаются целенаправленные действия субъекта, проводимые им в условиях, когда принятие наиболее эффективных решений затруднено в связи с отсутствием времени, информации, а также недостаточностью ресурсного обеспечения. [Соловьева Г.М. 2009]

Взгляды Г.Саймона на потребительское поведение, можно свести к следующим утверждениям: индивиды ограничены в своих когнитивных способностях и структурой задачи («среды»). Вот почему вместо оптимизации выбора они руководствуются принципом достаточности. В качестве решения индивид выбирает первый объект, удовлетворяющий его/ее уровню притязаний. Важно отметить двойное ограничение рациональных рассуждений, со стороны когнитивных способностей и со стороны среды, поскольку ограниченную рациональностьне следует сводить к программе когнитивных исследований эвристик и предвзятостей. Ограниченная рациональность стала синонимом нерациональности выбора. [Сивуха С.В., 2004].

В дальнейшем теория Г.Саймона развивалась в различных направлениях. Так Р. Сайерт и Дж. Марч продолжали исследовать процесс принятия решения с точки зрения достижения приемлемого минимума. О.И. Уильямсон использовал теорию ограниченной рациональности для исследования контрактных отношений и структур управления. На стыке с психологией в терминах невротических и психопатических состояний предлагал рассматривать ошибки рациональности выбора Клейнер Г.Б.. Дж. Стиглер изучал не столько процесс принятия решения, сколько условия прекращения поиска альтернатив. [Соловьева Г.М. 2009]

Позиция Г. Саймона близка теории восприятия Э. Брунсвика. Обе традиции породили вероятностные модели сознания – концепции индуктивного вывода в условиях ограниченного знания. Г. Гигеренцер и Д. Голдстейн в серии экспериментов попытались обосновать новые подходы к исследованию поведения потребителей, и порвать с многолетней традицией противопоставления рационального и психологического [Сивуха С.В., 2004].

В работах Д. Канемана и А. Тверски внимание сместилось на поиск психологических механизмов переработки информации и выбора, реконструкцию ментальных моделей принятия решения [Канеман Д., Тверски А., 2003]. В ранних работах они привлекают внимание психологов к субъективным искажениям информации (предвзятостям) и упрощенным, нерациональным механизмам принятия решений (эвристикам), к которым люди прибегают при необходимости принять решение в состоянии неопределенности.

А. Тверски и Д. Канеман экспериментально установили ряд предвзятостей и эвристик, и этот результат сегодня является общим для психологии принятия решений и когнитивной социальной психологии. Они смогли учесть многочисленные эффекты формулировок задачи, временные предпочтения, контрфактическое мышление, а также интегрировать результаты, первоначально полученные экономистами, прежде всего эффект потерянных денег: приложение особых усилий для выполнения проекта, в который уже инвестированы большие деньги; множественность психологических счетов; эффект собственности - готовность индивида требовать большую сумму денег за отказ от того, чем он уже обладает, чем за приобретение этой вещи. [Сивуха С.В., 2004].

Основная идея их исследовательской программы состояла в том, что задача, с которой сталкивается индивид, претерпевает изменения – переформулируется и перекодируется. Одна из концептуальных основ, объясняющих принятие решений в условиях неопределенности в зависимости от описания задачи, получила название теории перспективы (prospect theory). В этой концепции постулируется асимметричная S-образная зависимость субъективной ценности потерь и выигрышей от их объективных значений. Вогнутая часть этой кривой, описывающей связь потерь с (отрицательной) ценностью, выглядит более крутой и свидетельствует о тенденции избегать потерь. Второе положение теории касается переоценки выигрышей, вероятность которых близка к единице, и недооценки проигрышей, имеющих ту же вероятность [Сивуха С.В., 2004]. Подход Канемана и Тверски сегодня доминирует в исследованиях процессов принятия решений и вынесения суждений, а изучение нерациональности экономического поведения, заложенная в работах Г.Саймона, Д.Канемана, А.Тверски, является единственной сквозной темой всей современной экономической психологии [Сивуха С.В., 2004].

Другим направлением исследований потребления стало изучение установок, влияющих на поведение потребителя. Большинство исследователей придерживаются одномерных моделей установок. Так, Эдвардс, Пик, М. Фишбейн и И. Адзен, Фэзер, Даболкар рассматривают «теорию субъективной ожидаемой полезности» или модель ожидаемой выгоды, а Дж. Гутман, Дж. Олсон и Т. Рейнолдс, а так же А. Ауденаэрт и Дж. Стинкамп - теорию «от средств к цели» [Социальная психология потребителя, 2008].

В рамках модели ожидаемой выгоды установка определяется как результирующая мнений и оценок респондента относительно объекта. Модель может быть представлена как объяснение процесса формирования установок. Однако некоторые вопросы, в рамках этой модели остаются неразрешенными: валидность процедуры отбора мнений остается проблемой, решения, предлагаемые на сегодняшний день, являются компромиссными; кроме этого, не раскрыт характер взаимосвязи между мнениями и критериями оценки и пути их влияния на установку [Социальная психология потребителя, 2008].

В качестве одного из подходов, который снимает ограничения модели ожидаемой выгоды предлагается теория «от средств к цели». Согласно этой теории знания имеют трехуровневую иерархическую структуру, в которой конкретные суждения связаны с более абстрактными в последовательности, идущей от средств к цели (знания о свойствах продукта – представления о психологических и социальных последствиях свойств - ценности). При этом под целью понимается представление о конечной точке, ассоциированное с эмоцией, на которое может быть направлено действие [Социальная психология потребителя, 2008].

В 80е-90е годы ХХ века в исследовании потребления наметился отход от экономических оснований объяснения явления потребления: внимание исследователей привлекают связи экономической психологии с другими дисциплинами - антропологией, кросс-культурными исследованиями и социологией. Так, П. Лунт и С. Ливингстоун отметили значение антропологии, кросс-культурных исследований и социологии при исследовании феномена массового потребления. А. Фенем и П. Льюис в работе «Экономический разум» ориентируются на антропологию и социологию. Х. Диттмар использует теорию социальной идентичности при исследовании проблемы владения. В этих работах происходит отход от теории принятия решений и постепенный охват все новых пластов культурного контекста [П. Лунт, 1997].

В России инициативы о необходимости учета психологических факторов в экономике выдвигали ведущие экономисты и социологи в частности Л.И. Абалкин, А.Г. Аганбегян, П.Г. Бунич, Т.И. Заславская, В.В. Куликов, Г.Х. Попов. Основы отечественной экономической психологии заложили в 80-е годы работы А.И. Китова, В.П. Попова, А.В. Филиппова, сконцентрированные на психологии производителя, человеческом факторе в производстве, проблемах управления. Столь высокий интерес к сфере производства связан с доминировавшим в то время марксистским пониманием политэкономии и запросами государственной экономической политики [Спасенников В.В., 2003].

В настоящее время проблема потребительского поведения рассматривается в контексте изучения влияния рекламы на потребителя, социально-психологических особенностей различных групп потребителей, динамики ценностных ориентаций под воздействием общества потребления.

Философский анализ этого феномена представлен в работах Батюта Е.А., Борзых В.Г., Войтова И.В., Ившиной О.Я., Ищенко В.Г., Кузенцова Д.А., Кузнецовой Л.В., Калинина А.С., Лукьянов В.М., Ракитных М.Б. и др.. Основной акцент в философских исследованиях ставится на знаковой, символической стороне потребления, потреблении как культурном феномене и всеобъемлющем определении состояния современного общества.

Проблема потребительского поведения активно исследуется маркетологами. Большее внимание уделяется таким специфическим прикладным аспектам феномена как восприятие торговых марок (Ганичев К.В.), построение отношений с целевыми группами (Шадрина С.В.), размещение торговых точек (Перекрест В.В.), принятие управленческих решений на основе факторов потребительского поведения (Чеглакова Л.С.).

Центральным вопросом социологии потребления стало изучение потребительского поведения различных социальных групп:

· бедных (Курышова Л.Н.),

· «деловых людей» (Воронова Е.Н.),

· пожилых (Романычев И.С.),

· среднего класса (Галкин М.Н.),

· семьи (Ганскау Е.Ю.).

Значительное внимание в социологии уделено двум социальным группам: городскому населению (Голова А.Г., Ечевская О.Г., Желнина А.А., Ланкинен Ю.А.) и молодежи (Афанасьева Ю.Л., Голова А.Г., Долгова Ю.А., Дьяков М.Ю., Дядиченко О.В., Ильин В.И, Либерова М.С., Нархова Е.Н., Осинцева В.М., Петрушкина Е.В., Таракановская Е.В., Цапу А.Б.)

Основными направлениями исследований потребления в психологии стали возрастные аспекты потребления, монетарные отношения в контексте потребления, влияние рекламы на потребительское поведение. Потребительское поведение представителей различных возрастов рассматривается в работах Т.В.Гусевой, Б.Г. Ребзуева. и А.А.Савельевой, А.В. Степановой, А.В. Никоненко, Н.К. Радиной, Н.В. Ким.

Исследование Гусевой Т.В. посвящено анализу потребительского поведения детей старшего дошкольного возраста. Отмечается, что у детей, являющихся активными субъектами потребления, начинают формироваться социальные потребности; у детей, с пассивной ориентировкой на потребление – биологические потребности [Гусева Т.В., 2005].

В работе Ребзуева Б.Г., Савельевой А.А. рассматривается потребительское поведение подростков. Исследование показало, что подростки приобретают социальные мотивы потребления главным образом от своих сверстников. Группа сверстников также является основным поставщиком знаний о товарах и услугах. Кроме этого было показано, что СМИ негативно влияют на экономические мотивы потребления подростков [Ребзуев Б.Г., Савельева А.А., 2006].

Исследование Степановой А.В. показывает динамику ценностных ориентаций молодежи в обществе потребления. По мнению автора, ориентацию на потребление можно рассматривать как терминальную и инструментальной ценность. Ориентация на потребление в наибольшей степени воспринимается как способ достижения личностного развития, и в наименьшей степени связана с межличностными отношениями. [Степанова А.В., 2007].

В работе Никоненко А.В. дана характеристика социально-психологических особенностей потребительских предпочтений молодежи, принадлежащей к различным группам и субкультурам. [Никоненко А.В., 2009].

Исследование Н.К. Радиной и Н.В. Ким посвящено конструированию физического и социального Я женщин различных возрастов посредством выбора дорогого нижнего женского белья. Нижнее белье характеризуется скорее как отличительный знак социального статуса женщины, нежели элемент сексуальной игры (как маркер социального, а не физического или сексуального). У молодых девушек оно является знаком социального статуса, связанным с красотой и молодостью. У женщин после 30 нижнее белье служит самоуважению, демонстрации высокого социального статуса. В старших возрастных группах нижнее белье служит комфорту и уверенности в себе [Радина Н.К., Ким Н.В., 2008].

Изучение монетарных отношений в контексте потребительского поведения представлено в работах Бурениной С.В., Енина В.В., Капустина А.А., Корошко И.О., Махриной Е.А., Письменовой А.А., Семенова М.Ю. и других. Исследователи отмечают, что отношение к деньгам взаимосвязано с потребительским поведением и часто его определяет.

Как показало исследование Семенова М.Ю., у личностно зрелых людей ниже ценность денег и выше уровень монетарной удовлетворенности. У них формируется более рациональное и осознанное отношение к деньгам, которые воспринимаются как средство, и не происходит их фетишизации, преобладание установок на рациональное потребительское поведение. Личностно зрелые люди быстрее обучаются новым правилам поведения в экономической ситуации, более уверены в себе в финансовых вопросах, в ситуации безденежья чаще ориентированы на объективное и рациональное восприятие сложившейся ситуации и поиск решения проблемы. В мотивах расходования денег в большей степени представлены мотивы творчества, познания, саморазвития, альтруистической помощи другим людям [Семенов М.Ю., 2004].

Письменова А.А. выделяет три типа ценностно-смыслового отношения к деньгам. При конфликтном ценностно-смысловом отношении к деньгам монетарное поведение представлено доминированием рационального потребительского поведения. У субъектов с конфликтным ценностно-смысловым отношением к деньгам имеет место чрезмерная демонстрация собственного материального положения своим друзьям и знакомым и завоевания авторитета и расположения у них. При потенциально конфликтном ценностно-смысловом отношении к деньгам монетарное поведение представлено доминированием потребительского и сберегающего поведения, Потребительское поведение рационально, а сберегающее поведение – импульсивно. При бесконфликтном ценностно-смысловом отношении к деньгам монетарное поведение представлено доминированием потребительского монетарного поведения. Оно обусловлено выраженностью стремлений субъектов повысить свой уровень материального благосостояния и стремлением наладить взаимоотношения в семье. [Письменова А.А., 2011]

Вопросы влияния рекламной коммуникации на потребительское поведение рассматриваются в работах Афанасьевой Ю.Л., Аванесяна К.А., Болтина Ю.Е., Гнатив М.П., Егошиной Е.Б. и Комиссарова А.А., Пишняк Л.И., Перлиной О.Л., Радиной Н.К.и Галлаховой Е.Ю., Торичко Р.А., и других. Существенное внимание уделяется вопросам способов, методов, приемов влияния и воздействия, используемых в рекламе (Лебедев А.Н.), а так же вопросу содержания рекламных посланий (Грошев И.В., Лебедев А.Н.). Ряд работ не показывает однозначной эффективности влияния рекламной коммуникации на поведение потребителя.

Так, исследование Радиной Н.К. и Галаховой Е.Ю.(2007) показала неоднозначное влияние «детской» рекламы на детей дошкольного возраста. Наблюдения за игровой деятельностью дошкольников показали, что прямое подражание поведению героев рекламного ролика не наблюдается, в том числе и со стороны тех детей, кто неоднократно видел ролик и использует в семье рекламированную продукцию. Работа Егошиной Е.Б. и Комиссарова А.А. также продемонстрировала сложные взаимоотношения между рекламным воздействием и формированием потребительского намерения. [Егошина Е.Б., Комиссаров А.А., 1997]

Исследование Афанасьевой Ю.Л., посвященное влиянию рекламы на потребительское поведение студенческой молодежи, подтверждает неоднозначность рекламного влияния: с одной стороны, молодые потребители считают рекламу неотъемлемым атрибутом рыночной экономики и важным фактором формирования потребительских предпочтений, с другой – указывают на низкое качество современной рекламной продукции и исключают возможность оказания влияния на собственный потребительский выбор. Отношение к рекламе служит фактором, обусловливающим характер восприятия и степень запоминаемости рекламных сообщений. [Афанасьева Ю.Л., 2010]

В работе Перлиной О.Л рассматривается вопрос взаимосвязи эффективности рекламного сообщения и мотивации потребительского поведения. По мнению автора, эффективность влияния рекламы зависит от её совпадения с мотивами потребительского поведения у целевой аудитории. [Перлина О.Л., 2002]

Ряд исследований в психологии потребления посвящен отдельным практикам и аспектам этого феномена. Так, исследование Карасевой Ю.А. посвящено постпокупательскому поведению. В работе автора показывается, что после совершения покупки у субъекта возникает постпокупательский диссонанс, на силу которого возможно оказывать влияние извне посредствам персонифицированных коммуникаций путем воздействия на субъективные и объективные факторы. [Карасева Ю.А., 2010]

В исследовании Павловой М.Н. (2008) рассматриваются социально-психологические особенности потребления лекарственных средств. Отмечается, что эта практика осложнена наличием промежуточных потребителей – врачей и фармацевтов – влияющих на конечного потребителя. Потребительский выбор лекарственных средств имеет существенно большую значимость на личностно-индивидуальном уровне, а также исключительное социальное значение, что обусловливает высокую степень вовлеченности потребителей в принятие решений. [Павловой М.Н., 2008]

В исследовании Патоши О.И. (2008) рассматривается мотивация потребительского поведения при покупке товаров бытового назначения. Автор отмечает, что с увеличением возраста происходит усиление материальной потребности и снижение значимости социальной потребности, повышается выраженность прагматических параметров товара. Для женщин характерна более высокая значимость прагматических и эстетических признаков товара. Для испытуемых, состоящих в браке большей важностью обладают прагматические характеристики товара, а эстетические параметры - для не состоящих в браке. [Патоша О.И., 2008]

Итак, подведем итоги анализа социально-психологических исследований потребительского поведения, неразрывно связанных с развитием экономической психологии в целом.

1) Приобретя самостоятельность в середине XX века, экономическая психология в эпоху постмодерна (начиная с 70-е гг.) продемонстрировала устойчивое положение среди отраслей психологического знания. Основными темами исследований стали психологические аспекты собственности, деньги, сбережения и долг, безработица и нищета, экономическая социализация и т.д.

2) В отечественной экономической психологии большее внимание уделялось сфере производства (до 90-х гг. ХХ века). Кроме того значительное внимание, особенно со стороны российских психологов, было уделено вопросам предпринимательства и адаптации к изменяющимся экономическим условиям (90-е гг.). Центральной темой в западной экономической психологии в связи с множественными социокультурными изменениями стала тема потребительского поведения, основные аспекты изучении - принятие потребительского решения (60-70 гг.), роль установок (вторая половина ХХ века), влияние культурного контекста (вторая половина 70-х гг.).

3) Основными направлениями исследований потребления в психологии в настоящее время стали возрастные аспекты потребления, монетарные отношения в контексте потребления, влияние рекламы на потребительское поведение изучение отдельных практик и аспектов феномена потребления.

4) Исследования экономических явлений выполняются в контексте социально-психологических проблем, однако, реальных исследований их социально-психологической основы недостаточно.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...