Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эмоциональные явления: сущность, виды, функции. Психологические теории эмоций.




Эмоции – элементарная форма переживаний чел. своего отношения к предметам действительности, отличающ-ся непосредственным, пристрастным и краткосрочным характером, обусловленная актуальными потребностями субъекта.

Важной характеристикой эмоций является их предметность.

Виды эмоций:

Существует несколько классификаций эмоциональных процессов по разным критериям:

1.Способность эмоций влиять на активность и деятельность человека. Выд. 2 вида:

- стенические (эмоции, повышающие активность деятельности человека: радость, гнев, страсть, сочувствие, боль)

- астенические (сниж. активность деятельности чел.: грусть, страх, удовольствие, обида, чувство стыда).

2. Изард выделяет базовые эмоции и второстепенные:

1). К базовым относятся 3 положительных: интерес, радость, удивление.

2). 7 отрицательных: страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

Все эмоции, выд. Изардом, имеют динамику протекания, кот. характеризуются:

- длительностью.

-интенсивностью.

3. 3.По модальности:

-положительные эмоции9 положительные (радость, удовольствие, восторг и др., кот. связаны с удовлетворением потребностей личности).

-отрицательные (печаль, огорчение, гнев и др.- с неудовлетворением).

-амбивалентные (ревность как сочетание любви и ненависти или злорадство как сочетание ненависти и радости и др.) отражают двойственное отношение к объектам удовлетворения потребности).

Функции эмоций:

1). Приспособительная (работа организма в аварийном режиме, подчёркивается значимость боли для революции животных и человека. Возникшие в результате взаимодействия организма со средой положительные эмоции способствуют закреплению полезных действий и навыков).

2). Сигнальная (эмоц-ое состояние сигнализирует организму об изменении физиологического состояния о возможном приятном или неприятном исходе, повышая адаптационные возможности в психике человека).

3). Участие в процессе накопления опыта (взаимодействуя со средой, апробируются различные модели поведения и исходы этих моделей, вызывающие позитивный или негативный опыт, стан. достоянием культуры, передающ-ся из положения в положение).

4). Коммуникативная (состоит в обмене информации о своём состоянии, восприятии и понимании др. людей, отнош. к ним).

5). Оценочная (благодаря эмоциям мы узнаем о значимости потребности. Количество потребностей соотв. количеству эмоциональных состояний).

6). Побуждающая (эмоции дают побуждения присвоить, овладеть полезным и избавиться от вредного, поэтому они часто выступают как мотивы поведения или деятельности).

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ:

Настроение – сравнительно устойчивые эмоциональные переживания умеренной или слабой интенсивности, как правило, причина неосознаваема. Настроение напрямую определяет интенсивность деятельности человека.

Устойчивость настроения зависит от:

- возраста

-характера

-темперамента

- силы воли.

Источники настроения:

-самооценка

-степень удовлетворения хода жизни

-состояния здоровье.

Чтобы иметь хорошее настроение:

-любить себя

-разрешать делать себе ошибки

-если не можешь поменять обстоятельства, поменяй к ним своё отношение

-радоваться жизни.

Аффект – кратковременное, но сильное эмоциональное переживание, быстро овладевающее человеком и быстропротекающее.

Аффект ограничивает возможности произвольной регуляции поведения.

Состоянии аффекта человека:

1). Не осознаёт, что делает;

2). Не может сдержать себя;

3). Не предвидит результатов своей деятельности;

4). Поглощён своим состоянием;

5). Плохо оценивает характер и значение сделанного.

В основе аффекта лежит противорчие между стремлениями, желаниями, влечениями – с одной стороны, требованиями, кот. предъявляются чел. и возможностью выполнить эти требования – с другой.

Стадии аффекта:

1). Чел. не может не думать о предмете своего желания, отвлекается от всего другого;

2). Чел. устраивает контроль над собой.

3). После аффективной вспышки чувствует разбитость, упадок сил, безразличное отношение ко всему.

Страсть – сильное, глубокое, длительное и устойчивое эмоциональное состояние с яркой направленностью на достижение цели. Страсть выражает избирательное отношение личности к миру и поглощает эмоциональную, волевую и интеллектуальную сферу чел. Главный признак страсти – действенность.

Виды страстей:

1). Материальные(работа)

2). Социальные(должность, статус)

Социально-одобряемые: коллекционирование и искусство.

Неодобряемые: страсть к азартным играм.

Стресс – эмоц-ое состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой. Для организма, находящегося в таком состоянии, характерен комплекс реакций для приспособления к новым условиям:

1.реакция тревоги;

2.сопротивление;

3.истощение.

Стресс – неотъемлемая составляющая жизни человека, его нельзя избежать. Для каждого человека есть оптимальный уровень стресса, при котором достигается наибольшая эффективность деятельности.

Все эмоциональные проявления характеризуются направленностью (полож. или отриц.), степенью напряжения и уровнем обобщенности.

Эмоции зависят, с одной стороны, от потребностей человека, которые определяют его отношение к объекту эмоций, а с другой, – от его способности отразить и понять определенные свойства этого объекта.

Функции стресса:

-Сохранение и поддержание постоянства внутренней среды организма в постоянно меняющейся окружающей среде.

-Мобилизация ресурсов организма для выживания в трудной обстановке.

-Адаптация к непривычным условиям жизни.

Чувства – форма переживания человека своего отношения к предметам и явлениям действительности, характеризующиеся устойчивостью и возникающие при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей.

Если эмоции в большей степени связаны с биологическими потребностями, то чувства с соц. средой. Если эмоции выражаются у всех людей одинаково, то формы применения чувств сложились исторически. Источником чувств выступают деятельность и общение. Если люди способны чувствовать одинаковый набор эмоций, то набор испытываемых чувств может быть различным.

Чувства возникают как результат обобщения эмоционального опыта, а затем сами определяют динамику и содержание ситуативных эмоций. Они оформлены в иерархическую систему, т.е. один из них заним. ведущее положение, а др. выступ. Как потенциальные тенденции.

В основе чувств лежит система ценностей.

Виды чувств:

1). Интеллектуальные – чувства, связанные с познавательной деятельностью чел.: любопытство, любознательность, уверенность, удивление, стремление, чувства нового.

2). Нравственные чувства – чувства, в кот. выражается отнош.чел. к требованиям общественной морали: любовь, дружба, совесть, признанность.

3). Эстетические чувства – чувства, кот. возникают в результате удовл. или неудовл.эстетических потребностей: чувство прекрасного, трагического.

4).Праксические чувства – переживание чел. своего отношения к деятельности: удовлетворенность рез-та выполнения работы, чувства успеха или неудачи, трудовой энтузиазм.

Функции чувств:

1.мотивационная – чувства мотивируют поведение;

2.сигнальная – чувства сигнализируют человеку о потребностной значимости объектов и побуждают направлять на них деятельность;

3.оценочная – чувства помогают определить значимость всего, что происходит;

4.функция синтезирующая основы образа - отражает разнообразие раздражителей в виде целых и структурных образований;

5.экспрессивная функция – обеспечивает невербальную коммуникацию.

Психологические теории эмоций:

1). Эволюционная теория эмоций Чарлза Дарвина;

2). Психоорганические теории:

-теория Джеймса-Ланге (согласно этой теории, эмоции – это только переживания органических симптомов. Первопричиной эмоций находятся в телесных изменениях – органических проявлениях эмоций. Внешние стимулы привносят в организм изменения, кот., отражаясь в голове вызывают эмоции.

- теория Кеннона –Барда (согласно кот. телесные изменения возникают после эмоционального переживания либо практически с ним)

3). Теория когнитивного диссонанса Фестингера.

Диссонанс – противоречие, несоответствие, дискомфорт, напряжение.

Мы испытываем напряжение, отрицательные эмоции, когда две мысли в нашем сознании несовместимы. Чтобы испытать положительные эмоции, необходимо совместить мысли или отказаться от одной из них. Данная теория лежит в основе изменения установок чел., поскольку он вынужден поддерживать согласованность между своими знаниями.

4). Информационная теория Симонова. Можно выразить формой:

Э=-П(Ин-Ис), где

Э- эмоция

П- величина и специфика актуальной потребности

Ин – инф., необход. для удовл.актуальной потребности

Ис – сущ-ая инф., имеющая инф.

Отриц. эмоции – Ин>Bc

Положит. эмоции – Ип=Ис.

а). Исходя из формулы: эмоция не возникает, если потребность отсутствует удовл., когда П=о.

б). При дифиците сущ. инф., появл. отриц. Эмоция, это случается, когда Ин>Ис.

в). Положит. эмоц. возник., когда Ис>Ин.

Сила эмоций зависит от:

- П:чем выше П, тем больше сила эмоций.

- величины различны между Ис и Ин. Эмоция исчезает, когда: Ип-Ин.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...