Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема личности в теории поля К. Левина.




По Левину, протекание деятельности целиком сводится к конкретной совокупности условий существующего в данный момент поля: 1. Анализ поведения должен исходить из данной ситуации.2. Объяснение должно быть психологичным.3. В основе любого поведения лежат некоторые силы.4. Одинаковое поведение не всегда вызвано одинаковыми причинами (конструктивный метод).5. На поведение действует только то, что происходит здесь и теперь. 6. Психологические ситуации должны по возможности представляться в математической форме, дабы облегчить их научную обработку. Так, поведение (V) есть функция личностных факторов (Р) и окружения (U). V = f (P, U)
Раскрывая эти теоретические положения, Левин предлагает две модели:модель личности, оперирующую энергиями и напряжениями, и модель окружения, оперирующую силами и целенаправленным поведением.
Модель личности: для Левина личность представляет собой систему, состоящую из многочисленных, не пересекающихся друг с другом областей, каждая из которых соответствует определенной цели действия, будь то устойчивое стремление, которое можно обозначить как потребность (мотив), или сиюминутное желание.

М - сенсомоторная пограничная зона, выполняющая роль посредника между окружающим миром (U) и внутриличностными областями (IP), которые подразделяются на центральные (Z) и переферические (Р).

Отдельные области модели личности могут отличаться по напряжению. Для напряженной системы характерна тенденция к уравниванию напряжения с соседними областями. Левин представляет два основных способа разрядки напряженной системы: 1. Взаимодействие с пограничной областью. Напряженная система начинает определять поведение до тех пор, пока не достигается цель действия. 2. Диффузия, которая зависит от прочности границ с соседними областями, а также от фактора времени. В данном случае происходит удовлетворение потребности замещающим действием.
По Левину, цели действий очень часто представляют собой квазипотребности, то есть производные от потребностей. Они имеют преходящий характер, часто возникают из намерения. Решающим фактором в силе квазипотребности Левин считает ее связь с истинными потребностями (мотивами).
Модель окружения: К. Левин считает, что психологическая структура мира представляет собой место действия. Психологическое пространство, или поле, состоит из различных областей, структурирующих не пространство в географическом смысле слова, но психологически возможные действия и события. Одни области представляют собой целевые регионы (если обладают положительной валентностью) и регионы опасности (если отрицательные), а другие -инструментальные возможности действия, иными словами, имеют значение средства действия. Модель окружения не столько объясняет, сколько описывет ведущие к достижению искомой цели или позволяющие избежать нежелательных событий возможности действия, какими они представляются субъекту в данном жизненном положении.
Структурным компонентом модели является когнитивная репрезентация соотношения средств и цели, которые субъект структурирует исходя из своих возможных действий и их результатов.
Динамический момент модели представляет поле сил, центр которого может лежать в областях с положительной или отрицательной валентностью.
Левин полагал, что личн. – сложная энерг. система, а тип энергии, осуществляющий психол. работу, наз. психической энергией. Психическая энергия высвобождается, когда чел. пытается вернуть равновесие после того, как оказался в состоянии неуравновешенности. Неуравновешенность продуцируется возрастанием напряжения в одной части системы относительно др. частей в результате внеш. стимуляции или внутр. изменений. Когда напряжение исчезает, выход энергии прекращается и вся система приходит в состояние покоя и уравновешенности. Напряжение – это состояние чел. или состояние внутриличност. региона относительно остальных внутриличност. регионов. Напряжение обладает двумя свойствами: 1) стремится к соответствию с напряжением др. систем посредством процесса уравнивания; 2) оказывает давление на границы системы, перетекая из системы в систему.

Возрастание напряжения, высвобождение энергии вызываются возникновением потребности. В теории личности Левина выделяются потребности, соотносимые с внутр. состоянием (напр., голода) и квазипотребности, которые эквивалентны специфич. намерению. Валентность обозначает связь мотивации и поведения и выступает как важнейшее концептуальное свойство региона психол. среды.

Конечная цель активности личн. в ТЕОРИИ ПОЛЯ – вернуть чел. состояние равновесия. Изменения в поведении личн. определяются когнитивным реконструированием, дифференциацией, организацией, интеграцией и мотивацией.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...