Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Основные конструктивные части строительных машин, элементы автоматических устройств




1. ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ЧАСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН, ЭЛЕМЕНТЫ АВТОМАТИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ

(практическое занятие №1).

 

Цель занятия: ознакомление с известными классификациями строительных машин, их индексацией, основными конструктивными частями, с отдельными элементами систем автоматического контроля, управления и регулирования технологических процессов.

 

Машиной называют устройство, выполняющее предусмотренную работу за счет преобразования энергии. Машины делятся на информационные, энергетические и рабочие. Информационные машины предназначены для переработки информации. К ним относятся, например, вычислительные машины. Энергетические машины преобразуют в механическую другие виды энергии. Иначе их называют двигателями. Известны электрические, тепловые, гидравлические и ряд других типов двигателей. Рабочие машины предназначены для выполнения механической работы. К их разряду относятся, в частности, строительные машины.

 

1. 1. Классификация строительных машин

 

В современном строительстве применяются сотни разнообразных машин. Чтобы разобраться в их огромной номенклатуре, необходимо принять определенную классификацию – систему соподчиненных понятий, отражающую основные связи признаков и позволяющую правильно ориентироваться в части сходства и различий машин. Научно обоснованная классификация должна выражать внутренние закономерности функционирования, свойственные рассматриваемой области, которые для всей совокупности строительных машин не установлены. Пока известны лишь классификации по отдельным признакам и целевым позициям [7].

По производственно-отраслевому назначению машины классифицируются как виды промышленной продукции, например: оборудование и машины строительные и дорожные, оборудование железнодорожное, инструмент механизированный и т. п. Машины кодируются по определенной системе и обозначаются цифровым шифром. Это позволяет обрабатывать на единой основе с применением вычислительной техники большие массивы информации при планировании, распределении и учете машинной продукции. За рамками решения подобных крупномасштабных задач, выполняемых специалистами по кругу определенных обязанностей, упомянутая классификация не применяется.

По режиму работы (принципу действия) различают машины периодического (цикличного) действия, выполняющие работу путем периодического многократного повторения одних и тех же чередующихся рабочих и холостых операций с цикличной выдачей продукции (бульдозеры, скреперы, одноковшовые экскаваторы), и машины непрерывного действия, выдающие или транспортирующие продукцию непрерывным потоком (многоковшовые экскаваторы непрерывного действия, конвейеры). Машины цикличного действия отличает их универсальность и приспособленность к работе в различных производственных условиях, а машины непрерывного действия – повышенная производительность. Имеются машины комбинированного действия (шагающие экскаваторы, экскаваторы поперечного копания для формирования откосов каналов и т. п. ).

По степени подвижности машины делят на переносные, стационарные и передвижные (в том числе в кузове автотранспорта, прицепные и полуприцепные к грузовым автомобилям, тракторам, тягачам и самоходные).

По типу ходового оборудования различают машины на гусеничном, пневмоколесном, рельсовом ходу, шагающие и с комбинированным ходовым устройством.

По виду силового оборудования машины подразделяют на работающие от электрических двигателей и двигателей внутреннего сгорания. Первые обладают бó льшей готовностью к работе, но зависят от наличия электроэнергии, а вторые не зависят от источников энергии и являются автономными. Многие строительные машины имеют комбинированный привод с использованием гидравлических и пневматических двигателей. К такому типу приводов относят дизель-электрический, дизель-гидравлический (наиболее распространенный), дизель-пневматический, электрогидрав-лический, дизель-электрогидравлический, электропневматический и т. п.

По количеству двигателей, установленных на машине, различают одномоторные (все механизмы приводятся в действие от одной силовой установки) и многомоторные, когда на машине установлено несколько двигателей, каждый из которых приводит в действие отдельный механизм или группу механизмов.

По системам управления машины делят на механические, гидравлические (безнасосные и насосные, где частично или полностью используются гидроустройства), пневматические (с использованием сжатого воздуха), электрические (с использованием электрооборудования) и комбинированные (электрогидравлические, пневмоэлектри-ческие и т. п. ).

По степени универсальности машины подразделяют на универсальные многоцелевого назначения, снабженные различными видами быстросъемных рабочих органов, приспособлений и оборудования для выполнения большого разнообразия технологических операций (строительные одноковшовые экскаваторы, погрузчики), и специализированные, имеющие один вид рабочего оборудования и предназначенные для выполнения только одного технологического процесса (дробильные машины, бетононасосы).

По степени автоматизации различают машины с механизированным управлением, с автоматизированным управлением и контролем на базе микропроцессорной техники, с автоматизированным управлением на расстоянии, с автоматическим управлением на базе микропроцессоров и мини-ЭВМ, строительные манипуляторы и роботы, а также роботизированные машины и комплексы.

В учебных целях, ставя задачу разобраться, главным образом, лишь с назначением и принципами действия машин, можно остановиться на простейшей классификации по функционально-технологическим признакам. Высшей систематической категорией (таксоном) такой классификации является различие в воздействии на предмет труда. По этому признаку все рабочие машины можно подразделить на три отряда [7]:

 - транспортные, выполняющие только перемещение и не меняющие свойства предмета труда;

- технологические, придающие предмету труда новую форму, свойства или состояние;

- транспортно-технологические, обладающие в известной мере теми и другими признаками.  

Внутри отрядов машины делятся на классы. Это деление основано на общем характере действия машины, области применения или какой-то типичной особенности принципа действия, связанной с назначением машины. Поскольку общие признаки и специфическую особенность не всегда удается совместить в одном понятии, классы при необходимости разбиваются на подклассы. Эти таксоны взаимно дополняют друг друга.

Подклассы делятся на группы. В группу включаются машины с совокупностью признаков, определяющих общепринятое назначение. Уточнения, общие для всей группы машин, вносятся делением по подгруппам.

Следующим таксоном является тип, отражающий различие между машинами в группе в основном по устройству, характеру действия и другим признакам рабочего оборудования или рабочего органа. Особенности, общие для типа, которые дополняют дальнейшее разграничение машин внутри него, указываются подтипом. Последним таксоном классификации является типоразмер.

Итак, в общем случае, таксоны классификации располагаются в следующей соподчиненности: отряды – классы – подклассы – группы – подгруппы – типы – подтипы – типоразмеры.

Типоразмеры представляют собой подразделение однородных машин по какому-нибудь важнейшему технологическому или конструктивному параметру, например однотипных автомобилей – по грузоподъемности.

Следует отметить, что распределение известных машин железнодорожного строительства по всем восьми таксонам достаточно сложно. Поэтому в ходе выполнения лабораторной работы № 1 следует ограничиться классификацией до уровня групп, а затем на других занятиях по отдельным наиболее важным группам довести ее до типов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...