Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объем дисциплины и виды учебной работы




Вид учебной работы Всего часов Семестры
       
Аудиторные занятия (всего)          
В том числе: - - - - -
Лекции          
Практические занятия (ПЗ)          
Семинары (С)          
Лабораторные работы (ЛР)          
Самостоятельная работа (всего)          
В том числе: - - - - -
Курсовой проект (работа)          
Расчетно-графические работы          
Реферат          
Другие виды самостоятельной работы          
Подготовка к докладам, круглым столам, деловым играм, конференциям          
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) экзамен +      
Общая трудоемкость часы зачетные единицы          
         

Содержание дисциплины

№ п/п Наименование раздела Содержание раздела Формируемая компетенция
  Физическая культура как социальный феномен, проблематика ее изучения и реализации ее потенциала Сущность концепта проблематизации. Термины «проблема» и «проблематизация». Формы осуществления проблематизации. Проблемный метод Дж. Дьюи. Соотношение проблематизации и интерпретации в контексте теории научно-теоретического ряда. Понятие «физическая культура». Природное и культурное в телесности человека. Зарождение телесных практик в синкретичных культурах первобытного общества. Формирование предпосылок к возникновению физического воспитания в процессе обучения (образования). Духовность физической культуры. Зарождение агональной практики. Исторический характер физической культуры. Методологические подходы к познанию культуры: системный, потребностно-деятельностный, синергетический. Гуманитарные методы исследования. Понятие «культура», виды культуры, функции культуры. Антропологический, философский и социологический подходы при исследовании феномена человеческой телесности. Проблема исследования телесно ориентированных практик в рамках современной культуры в дискурсе современного развития антропологии. Концепция аналитической сомаэстетики. Взаимообусловленность функций и форм физической культуры. Отражение в социальной структуре физической культуры особенностей ее формирования, возникающих в силу различия тех или иных сфер жизнедеятельности в обществе и развития социальных потребностей. Проблема определения структурно-функциональных особенностей и разработки технологий видов и разновидностей физической культуры: базовой и базово-пролонгирующей; специализированно-прикладной; спортивной; адаптивной; оздоровительно-реабилитационной; повседневно-бытовой. Проблематика повышения эффективности школьной физической культуры. Спортизация физического воспитания школьников. Сравнительная характеристика исторически сложившихся и современных систем физических упражнений в различных регионах мира (йога, ушу, аэробика). Анализ их связи с особенностями культурных, общественно-политических и других факторов, оказавших влияние на их зарождение и развитие. Проблема аккультурации заимствованных систем физических упражнений в современных системах физической культуры. Проблема снижения интереса к традиционным для системы физической культуры средств физического воспитания. Проблематика интеграции спортивной и физической культур в контексте развития современных практик физического воспитания и адаптирования технологий спортивной подготовки и заимствованных систем физических упражнений к потребностям и условиям физического воспитания подрастающего поколения. Проблематика уточнения целевых установок системы физического воспитания в контексте процессов эволюционного развития человека, биологических параметров, характеризующих оптимальное состояние организма и факторов внешней и внутренней среды. Проблематика совершенствования программно-нормативных основ отечественной системы физического воспитания в соответствии с социальными, региональными и культурным факторами. Научно-теоретические аспекты разработки программно-нормативных основ в различных видах физической культуры. Пути повышения эффективности физического воспитания как фактора самореализации человека и развитие физических и духовных способностей. Факторы и условия повышения эффективности физкультурной деятельности в современных условиях. Факторы, обеспечивающие эффективность средств, методов и форм построения и организации занятий. Проблема формирования и эффективности организационных основ отечественной системы физического воспитания: исторический и современный аспекты. Развитие общественных и спортивных организаций, спортивных движений и инициатив и пути повышения эффективности их деятельности. Проблематика формирования правовой базы функционирования физической культуры и спорта. Анализ закона Российской Федерации «О физической культуре и спорте и проблем, связанных с современной практикой спортивного движения и разворачивающимися процессами профессионализации и коммерциализации спорта.      
  Понятийный аппарат и проблемы терминологии в теории и методике физической культуры и спорта Понятия как наипростейшая концептуальная форма теории. Основные особенности понятий. Элементарные и производные понятия. Алгоритм разработки термина. Содержание и объем термина. Проблематика современной терминологии в теории и методике физической культуры и спорта. Анализ основных терминов: «физическая культура», «физическое воспитание», «спорт» и другие, причины множественности их определений.    
  Генезис и развитие науки в сфере физической культуры и спорта Проблемы физического воспитания И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, А.П. Протасова, А.Н. Радищева, В.Г. Белинского. Военно-физическая подготовка в практике и трудах А.В. Суворова. Развитие теоретических основ физической подготовки в русской армии в трудах М.И. Драгомирова и А.Д. Бутовского. Содержание теории физического образования П.Ф. Лесгафта. Ступени физического образования в концепции П.Ф. Лесгафта. Классификация физических упражнений. Педагогическое наследие П.Ф. Лесгафта. Работа П.Ф. Лесгафта «Руководство физическим образованием детей школьного возраста». Развитие философских концепций биосоциальной сущности человека. Разработка системы физических упражнений. Работа Песталлоци «Элементарная гимнастика». Зарождение школьной гимнастики. Труды Г. Фита и И. Гутс-Мутса. Формирование спортивно-игровой системы физического воспитания в Англии. Концепция спортивной педагогики Ч. Кингсли и Т. Арнольда. Научно-методические положения гимнастических систем физического воспитания Нового времени в работах Ф. Нахтегаля. Ф. Амороса, Ф. Яна, А. Шписа, П. Линга. Критика гимнастических систем физичесокго воспитания (Г. Спенсер, А. Моссо. Ж. Демени, П.Ф. Лесгафт). Концепция единства человеческого организма И.М. Сеченова и ее значение для формирования теории физического воспитания. Формирование новых направлений физического воспитания (художественная гимнастика Ф. Дельсарта, ритмическая гимнастика Ж. Далькоза) и рекреационной деятельности. Развитие международного спортивного движения и потребность в научном осмыслении вопросов разработки правил соревнований, техники различных видов спорта, средств и методов тренировки. Создание научно-исследовательского общества по легкой атлетики в Англии. Первые работы по теории спортивной тренировки (Моссо и Пшсье). Школа В.В. Гориневского по научному и педагогическому контролю в области физической культуры и спорта. Школа Н.А. Бернштейна по биомеханике спорта. Школа динамической анатомии и спортивной морфологии М.Ф. Иваницкого. И.М. Саркизов-Серазини и его школа по лечебной физкультуре, лечебному и спортивному массажу. Школа П.А. Рудика по психологии спорта. Школа Н.Г. Озолина по легкой атлетике. Отечественная школа бокса К.В. Градополова. Отечественная школа гимнастики М.Л. Украна. Открытие высших учебных заведений как фактор развития науки о физической культуре и спорте. Формирование истории физической культуры как научной дисциплины. Труды Д.А. Крадмана, Ф.И. Самоукова, С.Д. Синицина, В.В. Столбова, Г.Д. Харабуги, И.Г. Чудинова. А.Д. Новиков – основатель отечественной школы теории и методики физического воспитания. Концепция теории методики физического воспитания А.Д. Новикова. Сущность объекта и проблематика теории и методики физического воспитания» (1941) и «Физическое воспитание: к вопросу о предмете, принципах, средствах, методах и формах организации занятий физическими упражнениями» (1949). Формирование теории и методики физического воспитания как учебной дисциплины. Создание учебника по предмету «Теория и методика физического воспитания». Содержание учебника, авторский коллектив. Интеграция и дифференциализация наук как направления формирования научного знания о физической культуре и спорте. Характер интеграции в области теории и методики физического воспитания. Этапы развития отечественной теории и методики физического воспитания. Направления научных исследований в сфере научного знания о физической культуре и спорте. Медико-биологическое направление. Работы В.В. Гориневского, В.Е. Игнатьева, М.В. Иващенко, И.М. Саркизова-Серозини, В.С. Фарфеля, А.А. Минха, Н.И. Волкова и др. Научное направление психологии спорта. Работы П.А. Рудика и А.Ц. Уни. Научное направление по биомеханике физических упражнений и спорта. Труды Н.А. Бернштейна, Д.Д. Донского, В.М. Зациорского, М.А. Годика, В.К. Бальсевича. Научное направление по истории физической культуры. Научное социологическое направление. Труды Г.И. Кукушкина, В.И. Столярова, О.А. Мильнштейна, Л.И. Лубышевой, И.М. Быховской. Организационно-управленческое и экономическое направление. Работы И.А. Петухова, А.А. Афанасьева, В.В. Кузина, М.Е. Кутепова, В.И. Жолдока и др. Формирование теории подготовки спортсменов. Труды Л.П. Матвеева, Ю.В. Верхошанского. В.Н. Платонова, Ю.Ф. Курамшина. В.П. Филина. Формирование теории и методики подготовки спортсменов в различных видах спорта. Расширение предметной области теории и методики физического воспитания. Разработка концепции и частных теорий внутри дисциплины. Исследование феномена физической культуры и спорта как социокультурных явлений. Формирование обобщающей теории физической культуры. Философские, социологические, культурологические и антропологические аспекты теории физической культуры. Изменение парадигмы изучения спорта. Формирование теории соревнования и соревновательной деятельности. Зарождение новых научных дисциплин и исследовательских парадигм. Спортивная генетика, спортивная рекордология, философия спорта и др.    
  Система научного знания о физической культуре и спорте, ее современная структура Комплекс наук, изучающих физическую культуру и спорт: естественно-научные, психолого-педагогические, социально-гуманитарные. Специфика каждой группы научного знания. / Эволюционный, системный и синергетический подходы как ведущие направления научной методологии и новые виды интеграции наук, изучающих физическую культуру и спорт на современном этапе. Характеристика и соотношение физической и спортивной культур. / Концепция конверсии высоких технологий спортивной подготовки и организации спортивной деятельности в теорию и практику физического воспитания и «спорта для всех».    
  Проблематика оптимизации структуры многолетнего процесса физического воспитания в свете современных требований Факторы биологического характера, детерминирующие двигательную активность. Феномен двигательной активности и современная методология его исследования. Концепция двигательной активности человека как система представлений об основных закономерностях управляемого развития и утилизации двигательного потенциала индивида. Пути, направления, средства и формы организации двигательной активности различных контингентов. Новые подходы к проектированию систем физической подготовки в различные периоды жизни человека. Ключевые аспекты физического совершенствования: необходимость формирования основ двигательного потенциала человека в первые месяцы жизни, детерминированность содержания двигательной активности закономерностями возрастного моторного и психического развития, обязательность двигательной активности в течение всей жизни, формирование понимания роли и значения физической культуры в системе общечеловеческих культурных ценностей и потребности человека в двигательной активности. Пути углубления принципов, средств и методов обучения двигательным действиям на основе новых подходов в исследовании закономерностей двигательных умений и навыков. Обучение двигательному действию как процесс целенаправленного управления формирования двигательного умения и навыка в свете теоретических построений Н.А. Бернштейна, А.А. Ухтомского, В.С. Фарфеля, М.М. Богена. Особенность этапов обучения двигательному действию. Проблема соответствия методов задачам этапа обучения и их соотношение, способствующее стабилизации, динамичности и вариативности двигательных умений и навыков. Проблема перестройки прочно сформированного двигательного навыка и пути ее решения. Содержание контроля и самоконтроля на этапе результирующей обработки действия. Проблема соотношения двигательного навыка и уровня развития физических качеств. Совершенствование технологии воспитания физических и непосредственно связанных сними способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, гибкости, выносливости) на основе соответствия средств и методов воспитания закономерностям онтогенеза. Эволюционный подход в исследовании феномена физической активности человека (В.К. Бальсевич) и формирование научного знания о естественных законах развития двигательного потенциала человека. Концепция физической активности человека как система представлений об основных закономерностях управляемого развития и утилизации двигательного потенциала индивида. Проблема учета индивидуальных морфофункциональных и возрастных особенностей, моторных способностей и личностных мотиваций в процессе физического воспитания. Фундаментальные закономерности развития двигательного потенциала человека: генетически детерминированная ритмичность развития двигательной функции и обеспечивающих ее морфофункциональных систем организма в онтогенезе человека; неравномерный характер возрастного преобразования элементов и структур систем двигательных действий; асинхронность колебаний интенсивности развития элементов по отношению к структурам систем двигательных действий. Типы сенситивности, детерминирующих эффективность воздействий при стимулированном развитии двигательного потенциала: генотипическая и фенотипическая, их характеристика. Проблематика исследования компонентов двигательных способностей. Формирование спортивной генетики как области научного знания. Характеристика ее научной проблематики.    
  Актуальные проблемы теории и практики современного спорта Проблема изучения спорта как социокультурного феномена в его историческом развитии и современном состоянии. Прогнозы развития спорта высших достижений в свете гуманитарного знания. Проблема изучения спорта как субкультуры и негативные явления в его развитии (формирование специфических норм, ценностей и отношений в сфере профессионального спорта, спортивный фанатизм, допинг в спорте). Проблематика междисциплинарной области теории спорта «Спортивная рекордология». Спортивное достижение как объект познания и оценки науки о спорте. Ценности и строение спортивных достижений. Динамика и современный уровень высших спортивных достижений. Прогнозирование высших спортивных достижений. Современная теория подготовки спортсменов и ее основные разделы. Исторические предпосылки, методологические основы построения теории подготовки спортсменов и ее реализация. Система подготовки национальных команд: история формирования и концептуальные положения. Олимпийские виды спорта, соревнования и соревновательная деятельность. Основы современной системы подготовки. Технико-тактическая и психологическая подготовка. Двигательные (физические) качества и физическая подготовка. Макроструктура процесса подготовки. Микро- и мезоструктура процесса подготовки. Отбор, ориентация, управление и контроль в системе подготовки и соревновательной деятельности. Экстремальные условия в системе подготовки и соревновательной деятельности. Внутрисоревновательные и внесоревновательные факторы в системе подготовки и соревновательной деятельности. Профессионализация современного спорта высших достижений. Проблема дифференциации профессионального спорта («профессионально-супердостиженческий» спорт и «профессионально-коммерческий» спорт) в свете гуманитарной ценности спорта. Проблематика общедоступного спорта («спорта для всех»). Проблемы развития адаптивного спорта. Концепция научной дисциплины «Гуманитаристика спорта» В.И. Столярова и проблема реализации гуманистической модели соревнования. Деятельность международных спортивных организаций по сохранению гуманистических ценностей спорта. Направления совершенствования системы подготовки спортсменов в спорте высших достижений и основные проблемы их реализации. Прирост объема тренировочной и соревновательной деятельности и исчерпанность возможностей этого направления. Устранение в 4-летних олимпийских циклах противоречия между системой целенаправленной подготовкой к олимпийским играм и практикой участия в большом количестве соревнований в течение года. Разработка методики продления периода успешных выступлений спортсменов на заключительных этапах спортивной карьеры. Строгое соответствие системы тренировки особенностям избранного вида спорта. Максимальная ориентация на индивидуальные задатки и способности каждого конкретного спортсмена. Стремление к строго сбалансированной системе тренировочных и соревновательных нагрузок, отдыха, питания, средств восстановления, мобилизации функциональных резервов. Соответствие системы подготовки к главным соревнованиям, географическим и климатическим условиям их проведения. Расширение нетрадиционных средств подготовки. Ориентация всей системы спортивной тренировки на достижение оптимальной структуры соревновательной деятельности. Совершенствование системы управления тренировочным процессом на основе объективизации знаний о структуре соревновательной деятельности и подготовленности с учетом закономерностей становления спортивного мастерства. Расширение, конкретизация и частичная перестройка знаний по ряду разделов спортивной подготовки. Проблема спортивного травматизма. Динамичность системы подготовки, ее оперативная коррекция с учетом основных тенденций соревновательной практики.      
  Проблемы совершенствования специального и неспециального физкультурного образования Задачи, содержание и современная структура специального физкультурного образования. Образовательное пространство и компетентностный подход в подготовке специалистов. Содержание и организация специального образования в контексте Болонского процесса. Концепция спортизацияя неспециального физкультурного образования. Концепция олимпийского образования, современная практика и перспективы ее реализации. Международный опыт подготовки тренеров. Международный совет по обучению тренеров (МСОТ). Диплом NCCP.    
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...