Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебный элемент 3.4.2. Построение сетевых моделей




Важнейшими этапами сетевого планирования являются следующие:

1) расчленение комплекса работ на отдельные части и их закрепление руководителем проекта за ответственными исполнителями;

2) выявление и описание каждым исполнителем всех событий и работ, необходимых для достижения поставленной цели;

3) построение первичных сетевых графиков и уточнение содержания планируемых работ;

4) сшивание частных сетей и построение сводного сетевого графика выполнения комплекса работ;

5) обоснование или уточнение времени выполнения каждой работы в сетевом графике.

Расчленение комплекса планируемых работ производится путем горизонтального разделения функций между исполнителями и вертикальным построением руководства проекта. В первом случае система или объект подразделяются на отдельные процессы, части или элементы (анализ), на каждую составляющую комплекса работ создается свой сетевой график. Во втором случае сложный проектируемый объект делится на отдельные части с помощью построения известной иерархической структуры соответствующих уровней управления проектом. И на каждом уровне строится свой первичный сетевой график исполнителем работ. При этом первичные сетевые графики должны быть детализированы до максимально возможной степени по времени выполнения и другим ресурсам. Сшивание сетевого графика в сводную модель производится из отдельных первичных сетевых графиков руководителем проекта. Так в (4, стр. 125-126) показан пример порядка разработки сетевого графика конкретного проекта с учетом определенных правил расчленения и сшивания.

Завершающим этапом сетевого планирования является определение продолжительности выполнения отдельных работ или совокупных процессов. При этом для установления длительности любых работ необходимо пользоваться соответствующими нормативами и нормами длительности трудовых затрат, а при их отсутствии с применением экспертных оценок. На стадии стратегического планирования для определения продолжительности работ, содержащихся в сетевых моделях могут использоваться следующие методы:

· по действующим нормам, с помощью которых может быть обоснована на каждом предприятии длительность самых различных трудовых, технологических и производственных процессов;

· по достигнутой производительности труда, на основе которой можно установить продолжительность ранее выполнявшихся работ на различных типах технологического оборудования;

· по экспертным оценкам, которые обычно применяются для определения продолжительности вновь планируемых оригинальных работ.

При использовании третьего метода по каждой работе дается минимальная, максимальная и наиболее вероятная оценка времени в показателях трудоемкости (чел-часах.; чел-днях) или других единицах времени. Минимальное время- это наименьшее из возможных рабочее время выполнения проектируемых процессов. Максимальное время- это наибольшее время выполнения работы с учетом риска неудачного сочетания внутренних и внешних факторов. Наиболее вероятное время – это возможное или близкое к реальным условиям выполнения процессов рабочее время. При допущении, что вероятность продолжительности любой работы соответствует закону нормального распределения, ожидаемое время ее выполнения равно: Тож =

 

Учебный элемент 3.4.3. Расчет плановых параметров сетевых графиков

Основными параметрами сетевых моделей являются планируемые стоимостные и временные показатели выполнения, как отдельных процессов, так и всего комплекса работ. Каждая предусмотренная в сетевом графике работа требует на свое осуществление определенных затрат рабочего времени и производственных ресурсов, т.е. стоимости.

Основные временные показатели – продолжительность выполнения работ, критический путь, резервы времени свершения событий. Важнейшим параметром любого сетевого графика является критический путь. Путем в сетевом графике называется всякая последовательность работ (стрелок), связывающая между собой несколько событий. Путь, соединяющий исходное и завершающее событие сети, считается полным, а все другие – неполными. Каждый путь характеризуется своей продолжительностью, которая равняется сумме длительностей составляющих его работ. Полный путь, имеющий наибольшую продолжительность, называется критическим путем. На выше представленном рисунке 4.3. он обозначен номерами 0-1-4-6-7-9-10-11-12, и равен 48 человеко-дням, выделен жирной линией. Работы и события, лежащие на критическом пути, принято называть критическими. Полная продолжительность всего комплекса работ, отображенных на сетевом графике, принимается всегда равной критическому пути. В сетевом планировании принято выделять напряженные и ненапряженные пути.

Напряженный путь – это критический путь. Ненапряженные пути – это полные пути сетевого графика, которые по своей продолжительности меньше критического пути. Из ненапряженных путей сетевого графика наибольший интерес представляют подкритические пути – ближайшие по продолжительности к критическому, все остальные менее напряженные. Все они могут стать критическими при сокращении продолжительности работ, находящихся на критическом пути. Ненапряженные пути имеют на участках, не совпадающих с критическими работами, резервы времени свершения событий. Критические пути такими резервами времени не располагают. Резерв времени выполнения события – это такой промежуток времени, на который может быть отсрочено свершение этого события без нарушения планируемых сетевым графиком сроков окончания проектных работ. Резерв времени свершения каждого события определяется разностью между поздним и ранним сроками выполнения этого события по следующей формуле:

Ri = Tпi – Tpi;

где: Ri – резерв времени выполнения i-го события;

Тпi – поздний срок свершения i-го события;

Трi – ранний срок наступления I –го события.

Ранний срок наступления события характеризует наиболее раннее из возможных время совершения определенного события, запланированного в сетевом графике. Расчет ранних сроков выполнения событий ведется от исходного до завершающего события.

Поздний срок свершения события - это такой период допустимого времени, превышение которого вызывает соответствующую задержку наступления завершающего события. Расчет позднего срока свершения событий ведется от завершающего к исходному. Позднее время наступления конечного события принимается равным критическому пути.

Ранние и поздние сроки определяются по максимальному из путей (Lmax), проходящих через данное событие. При этом ранний строк (Трi) равен продолжительности максимального из предшествующих данному событию путей. А поздний срок (Тпi) составляет разность между продолжительностью критического пути и длительностью максимального из последующих за данным событием путей до завершающего.

Учебный элемент 3.4.4. Анализ и оптимизация сетевых планов

Анализ позволяет:

  • выявить возможность достижения запланированных стратегических и тактических целей;
  • оценить социально-экономическую эффективность конечных результатов;
  • найти пути оптимизации расходования ограниченных ресурсов.

Оптимизация сетевых графиков заключается в совершенствовании процессов планирования, организации и управления комплексом работ с целью ресурсосбережения и роста финансовых результатов при заданных плановых ограничениях. Оптимизация сетевых графиков подразделяется на частную и комплексную. Частная оптимизация реализуется на основе применения двух известных экономических подходов:

  • минимизации времени выполнения комплекса планируемых работ при заданной стоимости проекта;
  • минимизации стоимости всего комплекса работ при заданном времени выполнения проекта.

Комплексная оптимизация сетевых моделей состоит в нахождении наилучших соотношений показателей затрат экономических ресурсов и сроков выполнения планируемых работ в конкретных производственных условиях. В качестве критерия оптимальности сетевых систем планирования могут быть выбраны:

· максимальная прибыль или производительность труда;

· минимальные затраты рабочего времени или ресурсов на реализацию планов.

Зависимость стоимости выполнения работы от ее продолжительности представлена на рис. 4.4. (4, стр.138). Кривая наглядно показывает обратную зависимость: снижение затрат (С) связано с увеличением времени выполнения работ (Т).

В практике сетевого планирования также используется комплексный анализ ресурсной, экономической и финансовой реализуемости разработанного стратегического плана на основе метода итерации (выбора оптимального варианта при помощи перерасчета).

 

Учебный модуль 4. Тактическое планирование

Модульная единица 4.1 Методология тактического планирования

Учебный элемент 4.1.1 Содержание и функции тактического планирования.

Тактическое планирование является средством реализации стратегических планов. Стратегическое планирование имеет смысл только тогда, когда этот план реализуется, ибо ценность плана проявляется в процессе его исполнения. Цели являются важнейшим ориентиром для эффективного планирования, но они не обеспечивают четких границ для принятия решений и поведения. Цель устанавливает только то, чего организация хочет достичь и когда она хочет получить желаемый результат. Основными дополнительными средствами реализации стратегии являются тактика, политика, процедуры и правила. ТАКТИКА – это совокупность среднесрочных и краткосрочных планов, разрабатываемых в соответствии с долгосрочным (стратегическим) планом. ПОЛИТИКА – представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Она определяет возможные или заданные направления действий исполнителей стратегического плана. ПРОЦЕДУРА – описывает действия, которые следует предпринять в конкретной ситуации. ПРАВИЛО – точно определяет, что должно быть сделано в специфической единичной ситуации. Реализация плана заключается в преобразовании начального состояния организации в новое состояние. Имеется много вариантов плана с точки зрения времени, технологий, ресурсов, ограничений. Чтобы обеспечить успешную реализацию стратегического плана, руководители организации должны разрабатывать тактические планы. Тактические планы чаще всего охватывают период от 1 до 2 лет, т.к. составить тактический план на период более 2 лет не представляется возможным, поскольку происходят частые изменения во внешней и внутренней среде предприятия. Поэтому стратегический план, как правило, охватывает период не более 5 лет, тактический план – 1-2 года, оперативный – менее 1 года. Развернутой формой тактического планирования деятельности предприятия является годовой (текущий) план. В отечественной практике планирования деятельности он имеет названия: «Техэкономплан», “Техпромфинплан” в промышленности, “Стойфинплан” в строительстве и др. Оперативный план детализирует задания текущего (годового) плана участникам на квартал, месяц, неделю или сутки и является реакцией на изменившиеся и изменяющиеся условия с целью принятия управленческих решений в любой возникшей ситуации.Основу тактического плана составляют стратегический план и портфель заказов (план продаж) предприятия, сформированный на планируемый период.На базе портфеля заказов (плана продаж) разрабатывается основной в структуре тактического плана план производства и реализации продукции, а на основе стратегического плана – план инноваций.Показатели плана производства и реализации продукции лежат в основе разработки всех остальных разделов тактического плана.Мероприятия плана инноваций лежат в основе инвестиционного плана при стратегическом планировании, а в рамках текущего плана они реализуются, как правило, в форме плана организационно-технических мероприятий.В расширенном варианте тактический план, как комплексный годовой (текущий) план, содержит следующие разделы (отдельные планы):

  • план продаж;
  • план организационно–технических мероприятий (план экономической эффективности производства – аналог инновационного плана при стратегическом планировании);
  • нормы и нормативы;
  • план по производству и реализации продукции (производственная программа);
  • план материально-технического снабжения (МТО);
  • план по труду и персоналу;
  • план по издержкам (себестоимости), прибыли и рентабельности;
  • финансовый план.

 

Учебный элемент 4.1.2 Порядок разработки тактического плана

Тактическое планирование на предприятии является непосредственным продолжением стратегического планирования и составляет с ним единое целое. Однако тактическое планирование имеет ряд следующих особенностей:

  • более высокая значимость нормативной базы внутрифирменного планирования, широкое использование долговременных прогрессивных нормативов;
  • наличие системы плановых показателей оценки деятельности, позволяющих наиболее точно устанавливать плановый уровень эффективности и качества работы структурных подразделений предприятия;
  • ориентация средств и методов планирования на развитие хозяйственной самостоятельности и инициативы всех субъектов планирования в деле достижения высоких конечных результатов предприятия;
  • развитие коммерческого расчета во всех сферах деятельности предприятия.

В процессе разработки тактического плана проводятся следующие мероприятия:

· анализ выполнения плана за предшествующий плановому году период с целью выявления резервов производства по использованию всех групп ресурсов и повышению конкурентоспособности предприятия;

· сбор рекомендаций от руководителей подразделений по реализации стратегии предприятия в планируемом году и политики ресурсосбережения;

· изучение мероприятий по развитию и обоснование плановых решений по всем разделам тактического плана.

Тактический план разрабатывается в два этапа.

Первый - подготовительный этап начинается за 6-7 месяцев до планируемого периода (анализ, проекты плановых решений).

Второй этап посвящается окончательной разработке плановых показателей, их балансировке по разделам.

В таблице 3.1.1. дана характеристика основных типовых работ, выполняемых в ходе разработки тактического плана, которые в виде событий могут быть представлены в соответствующем сетевом графике.

Характеристика основных типовых работ, выполняемых в ходе разработки тактического плана

Таблица 4.1.1

Код работы (события) Содержание работы (события) Отдел (служба) - исполнитель Относительная трудоемкость работ, %
  Издание приказа о порядке и сроках разработки плана Планово-экономический (ПЭО)  
01-02 Формирование портфеля заказов Отдел маркетинга 16, 7
  02-03 Планирование оргтехмероприятий по росту эффективности производства Все службы 8, 9
  03-04   Разработка плана производства и реализации продукции Планово-производственный отдел (ППО), ПЭО, одел сбыта   11,1
  04-05 Разработка плановых норм и нормативов Все службы 8,9
  05-06   Планирование материально-технического обеспечения (МТО) Отдел материально-технического снабжения (ОМТС)   9,4
  06-07   Планирование труда и персонала Отдел труда и заработной платы (ООТиЗ) 13,4
  07-08 Планирование издержек, прибыли и рентабельности ПЭО, финансовый отдел 6,7
  08-09 Планирование фондов специального назначения ПЭО, финансовый отдел, бухгалтерия 4,4
  09-10   Планирование инвестиций и капитального строительства Отдел капстроительства, ПЭО, финансовый отдел 6,7
  10-11   Планирование социального развития коллектива ПЭО, общественные организации, отдел охраны труда и техники безопасности   4,4
  11-12 Планирование охраны природы и рационального использования природных ресурсов Технические службы, ПЭО 4,4
  12-13   Планирование финансов Финансовый отдел, ПЭО 5,0

Итого 100

Мировой опыт подтверждает, что структура тактического (текущего) плана может быть самой разнообразной, но обязательными при этом остаются план маркетинга (продаж), план НИОКР, план инноваций (оргтехмероприятий), производственная программа, план по издержкам, прибыли, рентабельности и ценам, финансовый план.

Модульная единица 4.2. Планирование продаж

Учебный элемент 4.2.1 Цели и задачи планирования продаж

Цель планирования продаж состоит в том, чтобы своевременно предложить покупателям такую номенклатуру продукции, которая бы полностью соответствовала их запросам, профилю и возможностям самого предприятия. Планирование продаж заключается в определении характера новой продукции, соотношения старых и новых продуктов, уровня цен и конкурентоспособности всей продукции.

Планирование продаж – непрерывный процесс, начинающийся в момент зарождения идеи выпуска новой продукции, продолжающейся в течение всего жизненного цикла продукта и заканчивающийся с изъятием его из производственной программы.

Для достижения поставленной цели необходимо рещить следующие задачи:

  • исследовать требования рынка к потребительским свойствам производимой продукции;
  • определить маркетинг-микст (продукт, цена, упаковка, продвижение и место продаж) по отношению к каждому продукту, планируемому для производства и реализации;
  • определить объем и провести сегментацию рынка по основным факторам, определяющим спрос на нем, оценить возможности предприятия по продвижению на него своей продукции;
  • изучить типы и особенности покупателей, их мотивацию при принятии решений о приобретении выпускаемой предприятием продукции;
  • исследовать основных конкурентов в каждом сегменте рынка, их конкурентоспособность и стратегию, сравнительные преимущества и недостатки;
  • установить возможные объемы продаж и основные сопутствующие финансовые показатели деятельности предприятия в конкретном временном интервале;
  • обосновать ключевые предложения для достижения успеха при продвижении и реализации продукции.

Сбор, систематизация и обработка всей экономической информации маркетингового характера необходимой для планирования продаж возложена на службу маркетинга предприятия. Планирование продаж осуществляется по следующим этапам:

  • анализ и оценка ресурсных возможностей;
  • изучение емкости и структуры рынка согласно принятой сегментации;
  • комплексное исследование конъюнктуры рынка и возможных конкурентов;
  • разработка ассортиментной (товарной) политики;
  • обоснование объема продаж.

Содержание первого этапа предполагает анализ величины продаж по видам продукции за отчетный период по сравнению с планом и в динамике в действующих и сопоставимых ценах, оценку доли каждого продукта в общем объеме продаж в отчетном периоде по сравнению с планом и с предшествующим годом, как в натуральных, так и в стоимостных показателях. Особое внимание при этом уделяется изучению причинно-следственных связей и факторов, влияющих на эффективность продаж, таких как платежеспособный спрос на продукцию, ее качество и соответствие международным стандартам, политика ценообразования и стимулирования спроса, товаропроводящие каналы, взаимодействие с посредниками. В целом анализируется маркетинг и логистика продаж предприятия.

На втором этапе исследуется важнейший продуктовый параметр рынка – его емкость и структура. Емкость рынка – максимально возможный объем реализации продукции в течение определенного периода. Исследование и моделирование емкости рынка является важнейшей предпосылкой планирования продаж, обоснования уровня и соотношения цен. Сегмент рынка – это определенная часть рынка, характеризующаяся однородностью групп потребителей, параметров продукции или предприятий – конкурентов, обладающих одним или несколькими общими признаками.

Структура рынка характеризуется перечнем и соотношением отдельных сегментов, каждый из которых является рыночной нишей для конкретных товарных марок и поэтому требует от предприятия собственной оригинальной маркетинговой программы.

На третьем этапе осуществляется комплексное исследование конъюнктуры рынка. Термин «конъюнктура» обозначает ситуацию на рынке в определенный период, обусловленный соотношением структуры спроса на продукцию, ее предложениия и ценой. Конъюнктурные исследования представляют собой выявление, анализ и комплексную оценку особенностей функционирования конкретного продуктового рынка, обоснование тенденций развития его конъюнктуры на перспективу с целью принятия управленческих решений. Сбор, систематизация и обработка экономической информации о состоянии конкретного продуктового рынка является основным условием успешного проведения конъюнктурных исследований. Первичная информация – это данные первичных служебных документов, материалы статистической, оперативной и бухгалтерской отчетности, сведения, полученные во время предварительных переговоров и подписания коммерческих контрактов, личных деловых контактов, телефонных переговоров, а также материалы специальных исследований. Вторичная информация возникает в результате обработки первичной и представляет собой материалы статистических справочников конъюнктурных обзоров, сведения различных отраслевых и общеэкономических изданий, нормативно-правовые материалы. Использование современных информационных систем и технологий, сети Интернет позволяет повысить качество текущего наблюдения за конъюнктурой рынка, что в значительной мере повышает эффективность анализа ее состояния, основных тенденций формирования и развития. Прогноз рыночной конъюнктуры представляет собой обоснованное, объективное предвидение развития важнейших характеристик рынка в будущем с целью выработки рекомендаций и определения вероятных альтернатив поведения предприятия на рынке.

На четвертом этапе формируется товарная (продуктовая) политика как стратегия управления продуктом (товаром), призвана обеспечить формирование товарного ассортимента, создание новых и модернизированных более качественных продуктов, рациональное продление жизненного цикла товара, определение путей повышения его конкурентоспособности на рынке. В рамках товарной политики формируется товарный ассортимент, который представляет собой совокупность товаров определенных видов, сортов, объединенных и сочетающихся по какому-либо признаку, формирующихся для наиболее полного удовлетворения запросов потребителей. В свою очередь систематизированный укрупненный перечень ассортиментных групп производимых товаров носит название товарная номенклатура. Главной целью планирования ассортимента и номенклатуры товаров является обеспечение необходимого уровня доходности и рентабельности с точки зрения их конкурентоспособности за счет планирования только конкурентоспособного ассортимента. В основе плана продаж конкретного изделия лежит известная модель жизненного цикла товара (ЖЦТ), которая выделяет в его рамках четыре стадии: стадия рождения и внедрения, стадия роста, стадия зрелости, стадия насыщения и упадка. Согласно этой модели каждый товар имеет собственный период обращения, определенное время пребывания на рынке, зависящее от множества факторов, причин и условий. Продолжительность ЖЦТ, его характер, специфика перехода от одной стадии к другой в значительной мере определяет объем реализации продукции и уровень рентабельности продаж. Поэтому основная цель планирования ЖЦТ заключается в рациональном увеличении его продолжительности на рынке, прежде всего за счет роста длительности стадии роста и стадии зрелости при условии уменьшения длительности стадии внедрения и роста, а также стадии насыщения и упадка. Успех товарной политики зависит в конечном итоге от того, будет ли продукт конкурентоспособным и качественным.

Конкурентоспособность продукта (товара) представляет собой сравнительную характеристику потребительских и стоимостных параметров данного продукта по отношению к продукту – конкуренту. Она выражается отношением полезного эффекта к цене потребления (цена товара плюс цена его эксплуатации ).

Конкурентоспособность предприятия означает соответствие качества и ассортимента производимых и реализуемых продуктов запросам потребителей, наличие преимуществ по сравнению с конкурентами, способность выстоять в конкурентной борьбе, сохраняя преимущества на протяжении длительного периода времени. Поэтому при разработке товарной политики необходимо выявить и производить только конкурентоспособные товары.

Учебный элемент 4.2.2. Планирование выпуска новых продуктов

Практика лучших мировых компаний показывает, что около 30 % текущих продаж приходится на продукты, впервые выведенные на рынок в последние три года. Именно новые товары позволяют своевременно изменять структуру ассортимента и поддерживать объем продаж на рентабельном уровне. Основным фактором успеха нового продукта на рынке является наличие на предприятии эффективной системы планирования, охватывающей все этапы разработки новинки:

  • разработка идей;
  • отбор наилучших идей;
  • научно-техническая разработка (НИОКР);
  • испытания;
  • освоение рынка.

На этапе разработки идей определяются идеи для дальнейшего исследования и собираются предложения во всех сферах деятельности предприятия. При этом источниками идей в первую очередь являются покупатели и конкуренты. Прогнозирование и формирование спроса на новую продукцию начинается на этом этапе. На этапе отбора идей необходимо определить пригодность каждой идеи для дальнейшей проработки, т.е. выявить наиболее перспективные идеи по степени их важности для предприятия. Принципиальная схема отбора идей может включать следующие виды отбора: первичный (грубый) отбор; предварительный технический и экономический отбор; отбор в процессе разработки, отбор посредством пробных продаж; окончательный отбор. Этап НИОКР завершает изготовление прототипа в виде макета, опытного образца, действующей модели, пригодной для последующих испытаний. Следующий шаг – освоение рынка, что означает реальное производство продукта. На всех этапах планирования разработки нового продукта должны участвовать специалисты по маркетингу, производству, логистике и финансам. Другими словами по каждому продукту должна работать «команда», целевой «штаб» по проработке идеи до конечного бизнес-продукта на основе принципов и методов проектного менеджмента.

Учебный элемент 4.2.3. Методы планирования продаж

В процессе планирования продаж используются следующие методы:

  • опросы потребителей и продавцов, тестирование рынка;
  • опытно-статистический;
  • экономико-статистический;
  • экономико-математического моделирования;
  • метод экспертных оценок;
  • метод планирования с использованием системы «издержки – объем – прибыль».

Опрос потребителей и продавцов, тестирование рынка применяется для определения объемов продаж отдельных товаров на планируемый период и является очень трудоемким. Его основной недостаток – высокая вероятность непредвиденных изменений конъюнктуры рынка, связанных с переключением спроса на новые или модернизированные товары. При внедрении нового товара на рынок проводится службой маркетинга предприятия полномасштабное тестирование рынка по специальной программе.

Опытно-статистический метод заключается в определении планового объема продаж (ОПпл.) исходя из среднегодовых темпов роста емкости целевого рынка за 3-5 лет, предшествующих планируемому году, его емкости в отчетном году и доли предприятия в совокупном объеме продаж в планируемом периоде по следующей формуле:

ОПпл. = ; где ЕРотч. – емкость целевого рынка в отчетном году;

Иср. – среднегодовой индекс роста емкости целевого рынка за 3-5 лет, предшествующих планируемому году; Дпл. – планируемая доля предприятия в общем объеме продаж, %.

Экономико-статистический метод основывается на сглаживании данных о развитии изучаемого процесса за ряд лет, предшествующих планируемому году с помощью скользящей кривой, и в большей степени относится к прогнозированию объема продаж.

Цель прогнозирования методом скользящей средней состоит в том, чтобы сделать прогноз развития изучаемого процесса (показателя продаж) в момент, относящийся к будущему.

Экономико-математические методы (ЭММ) планирования предполагают решение экономических задач с помощью математического моделирования и применяются в тех случаях, когда требуется не только произвести составление плана, но и обеспечить его оптимизацию, т.е. из многих разработанных альтернатив (вариантов) отобрать наиболее выгодный по определенному критерию оптимальности. Наиболее широко в практике получили такие ЭММ, как статистическое выравнивание (определение тренда) и расчет авторегрессионной модели.

Метод экспертных оценок иногда в экономической литературе называют «методом стандартного распределения вероятностей». Он предполагает изучение мнений специалистов торговли об объемах продаж продукции в планируемом периоде. На основе мнений определяются три вида прогноза сбыта: оптимистический наиболее вероятный и пессимистический.

Метод планирования продаж с использованием системы «CVP» или «издержки-объем – прибыль» позволяет определить взаимосвязи основных финансово-экономических показателей и рассчитать экономические границы деятельности предприятия на планируемый период на основе точки безубыточности, точки минимальной рентабельности, запаса финансовой прочности. Точка безубыточности показывает объем продаж, при котором сумма дохода покрывает расходы на производство и реализацию продукции, прибыль при этом не образуется, а доходы предприятия равны расходам. Точка минимальной рентабельности показывает объем продаж товара, при котором обеспечивается достижение минимальной прибыли на вложенный капитал.

Запас финансовой прочности (предел безопасности) предприятия показывает размер возможного снижения объема продаж продукции, который позволяет ему осуществлять рентабельную деятельность, не выходя из зоны прибыли. Другими словами, запас финансовой прочности показывает объем продаж, который находится между точкой плановой прибыли и точкой безубыточности.

 

Учебный элемент 4.2.4. Виды планируемых цен

Цена является важнейшим фактором, определяющим объем продаж и выручку от реализации продукции. Поэтому планирование продаж включает этап планирования цен. Цена на продукцию в условиях рынка складывается под влиянием спроса и предложения. Однако это не исключает участия государства в регулировании цен в форме декларирования цен, введения предельных коэффициентов повышения цен, предельных уровней рентабельности на отдельные продукты. В зависимости от степени участия государства в регулировании цен могут применяться следующие виды цен:

Фиксированные цены – установлены государством в соответствующих прейскурантах для применения предприятиями.

Регулируемые цены – это цены, на которые государство устанавливает максимальный или минимальный уровень, переходить который предприятиям нельзя.

Свободные цены – это цены, которые предприятие устанавливает самостоятельно, исходя из конъюнктуры рынка.

В зависимости от обслуживаемого оборота все цены подразделяются на следующие виды:

Отпускная цена предприятия – это цена, по которой предприятие реализует продукцию потребителям. Она включает издержки производства и реализации продукции (полную себестоимость), прибыль предприятия, налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы.

Оптовая цена – это цена, по которой оптово-сбытовые посредники отпускают товар розничной торговой сети и иным потребителям. Она состоит из отпускной цены предприятия и сбытовых наценок оптовика, призванных покрыть его издержки по продвижению продукции и обеспечить его рентабельную работу.

Розничная цена – это цена, при которой розничные торговцы реализуют продукцию населению и фирмам. Она включает оптовую цену (отпускную цену, если продукт закупается непосредственно у предприятия – изготовителя) и торговые накидки розничного торговца, обеспечивающих ему покрытие его издержек и рентабельную работу.

В зависимости от степени участия продавца в возмещении затрат на транспортировку продукта различают следующие виды отпускных и оптовых цен:

1) во внутренней торговле:

1.1.Цена франко-станция отправления – означает, что продавец несет расходы только на транспортировку товара до станции отправления и погрузку его на транспортное судно. Эти расходы он возмещает в цене товара, а все последующие расходы по перевозке груза несет покупатель.

1.2. Цена франко-станция назначения – включает расходы на транспортировку груза до станции потребителя товара, который понесет расходы только на выгрузку товара из транспортного судна и последующую транспортировку его на свой склад.

2) в международной торговле:

2.1. Цена СИФ означает, что все расходы по перевозке груза, оплате таможенных сборов и страхованию несет продавец товара.

2.2. Цена ФОБ показывает, что продавец несет расходы на доставку и погрузку товара на борт судна.

2.3. Цена ФАС включает только расходы на доставку груза до причала.

2.4. Цена КАФ включает все расходы на транспортировку груза, но не содержит расходов по его страхованию

Учебный элемент 4.2.5. Методы планирования цены

При планировании цен на продукцию в процессе обоснования объема продаж могут применяться следующие альтернативные методы ценообразования:

  • на основе издержек;
  • с ориентацией на уровень конкуренции;
  • с ориентацией на спрос;
  • параметрические методы.

1.Наиболее простым и распространенным методом в отечественной практике ценообразования является метод установления цены на основе издержек производства и реализации прод

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...