Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности детей и подростков




Дети "группы риска" проживают совершенно другой путь развития, чем дети из благополучных семей; они переносят множество травмирующих си­туаций, стрессов, насилие и т.д. Все пережитое детьми в любом возрасте не проходит бесследно, а оставляет свой след на психическом разви­тии ребенка.

Травмирующие переживания не только доставляют ребенку страда­ние и боль, но и делают его озлобленным на обидчика. Особенно тя­жело ребенку, когда насильником выступает один из его родителей: мать или отец, от которых есть экзистенциальная зависимость. Жела­ние отомстить, а также расплата за причиненную боль, перенесенные на символические объекты или фантастические образы в игре или на рисунке, потенциально могут обладать эффектом катарсиса. Использо­вание игр позволяет психологу снять напряжение, которое возникло у ребенка, но только на определенное время, до повторения их.

Физическое, психическое и сексуальное насилие воспринимается самой жертвой как неблагоприятное действие, поэтому довольно часто дети в играх прибегают к темам насилия, повторяют их многократно, пренебре­гая запретами или социальными нормами, правилами и т.д. Часто бывает довольно трудно переключить внимание детей на другие игры или образы.

При эмоциональных нарушениях психического развития дети про­являют реакции злости, агрессии, ослепление миром супергероев, мо­гущественных персонажей, фантазиями о величии собственного "Я" и т.д. По мнению психологов (В.М. Слуцкий, Ф.Е. Василюк, Л.А. Пет­ровская и др.), усвоенные однажды формы поведения в тех социаль­ных условиях, в которых вырос ребенок, остаются неизменными очень долгое время и могут остаться на всю жизнь.

Травмированный, переживший чрезвычайно сильные и разрушитель­ные эмоции человек очень боится их повторения. Если эмоции прорыва­ются наружу, человек теряет контроль над собой, своим поведением и со­вершает непоправимые поступки. Дети, пережившие травму, становятся рассеянными, у них ухудшается память, внимание, что сказывается на их низкой успеваемости. Эмоциональное напряжение влияет на физическое здоровье, приводит к возникновению психосоматических нарушений, рас-

стройств, болезней на "нервной почве". При долговременных стрессах возникает потребность в искусственных успокоительных средствах, по­этому дети начинают довольно рано курить, употреблять наркотики, алко­голь, транквилизаторы, токсические вещества. У ребенка меняется вос­приятие прошлого, настоящего и будущего под воздействием травмы, в результате чего он остается таким же по возрасту, каким был во время по­лучения травмы. Если травма была в более раннем возрасте, то ребенок не становится психологически зрелой личностью, а остается инфантильным долгое время. По данным статистики, люди, пережившие психологические травмы, более часто совершают самоубийства, увлекаются алкоголем, наркотиками, с ними чаще происходят несчастные случаи.

Столкновение ребенка любого возраста с травматической ситуацией, ее переживание показывают нереальность имеющихся иллюзий. Разрушение иллюзий - очень болезненный процесс для любого взрослого человека, а для ребенка - вдвойне. Открывая для себя переживания, полученные в ре­зультате травмы, ребенок обесценивает все свои усилия: зачем хорошо учиться, стараться быть хорошим, ходить в школу - если это не дает чув­ства защищенности, нужности кому-то. И очень важно, что последует за этим открытием. Если человек выбирает путь выхода из иллюзий в мир опасный, но реальный, верит в себя, то он будет преодолевать трудности, стоящие перед ним, а значит, он повзрослеет и станет выше на уровень своего развития как личность. Если не сможет преодолеть барьер иллю­зий, то в человеке укрепится убеждение в существовании новых и он бу­дет верить в них, жить в мире придуманных им самим иллюзий.

Ряд исследователей (М.К. Бардышевская, И.В. Дубровина, Э.А. Мин-кова)отмечают, что общее физическое и психическое развитие детей, ока­завшихся без попечения родителей, отличается от их сверстников, расту­щих в семьях. Темп психического развития замедлен, имеется ряд нега­тивных особенностей: ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера, воображение, позднее формируются навыки само­регуляции и управления своим поведением, затруднено понимание требо­ваний взрослых, проявляются инфантильность, неумение строить отноше­ния с другими, иллюзии простоты жизни, неуверенность в себе, неверие взрослым, обидчивость на весь мир и т.д.

Психологи учреждений, в которых воспитываются дети, оказавшие­ся без родителей, отмечают, что бывает очень трудно найти подходя­щие методы для работы с такими детьми. Имеющиеся практические материалы часто не могут быть использованы в работе с детьми, так как детям невозможно справиться с предлагаемыми заданиями, с кото­рыми хорошо справляются дети из благополучных семей. Нередко де­ти не понимают смысла предлагаемых заданий, они им не интересны, у них отсутствуют интеллектуальные навыки решения заданий, они не

получают удовольствия от сделанной работы, и, как правило, такая ра­бота оказывается малоэффективной.

Одним из трудных моментов в деятельности психолога является ув­лечение заданиями интеллектуального характера. На первый взгляд кажется, что детям интеллектуальные задания очень необходимы, так как чаще всего дети "группы риска" отличаются педагогической запу­щенностью. Но на самом деле выполнить предлагаемые интеллекту­альные задания, связанные с развитием психических процессов, детям довольно сложно. Особенно затруднена работа памяти, которая прямо зависит от пережитых детьми травм и стрессовых ситуаций.

Психолог учреждений для детей "группы риска" должен прежде всего уметь очень квалифицированно провести диагностику личност­ного развития ребенка и определить, что является блокиратором пси­хического развития ребенка или работы психических процессов, так как без снятия причины, блокирующей деятельность психики, практи­чески мало что можно сделать. Как показывает наш опыт работы в приютах, детских домах, кризисных центрах, психолог должен уметь проводить комплексную диагностику личностного развития ребенка. Такая диагностика проводится довольно продолжительное время, ино­гда до трех месяцев. Но пока не будет выявлен блок, затрудняющий деятельность психики, применение различных методов и приемов ра­боты с детьми оказывается бесперспективным. Без разрушения травми­рующего блока помочь ребенку бывает невозможно или должно пройти довольно продолжительное время, пока реакция на травму не станет более спокойной.

Все это меняет направления деятельности психолога. Вначале психолог вместе с другими специалистами (врачами, педагогами, социальными ра­ботниками) проводит комплексную диагностику ребенка. После конси­лиума специалистов ставится окончательный диагноз с учетом травми­рующего блока.

На основании данных, полученных в результате диагностики, составля­ется краткая характеристика ребенка с указанием того, что мешает ему нормально развиваться и вести себя без патологий. Затем на основе такого анализа составляется индивидуальная программа реабилитации для каж­дого воспитанника. Если есть несколько детей, имеющих сходные про­блемы, тогда можно составлять программу на небольшую подгруппу или группу и проводить работу с несколькими детьми.

Предлагаем некоторые наиболее эффективные виды и формы рабо­ты с детьми от 3 до 18 лет, которые могут лежать в основе составления реабилитационных и психокоррекционных программ.

Игротерапия

Хорошей формой работы психолога с детьми "группы риска" явля­ется использование разного вида игр. Это могут быть игры в образах, игры, основанные на литературных произведениях, на импровизиро­ванном диалоге, на сочетании пересказа и инсценировки и т.д.

Использование образов в игре имеет ряд психологических преиму­ществ. Во-первых, создаются наиболее благополучные условия для личностного роста ребенка, изменяется отношение к своему "Я", по­вышается уровень самопринятия. Этому способствуют ограничения переноса эмоциональных переживаний ребенка, связанных с низкой самооценкой, неуверенностью в себе, беспокойством о себе, уменьша­ется напряженность, купируется острота переживаний.

Психолог должен знать, что использование игры как терапевтиче­ского средства идет по двум основаниям: а) игра может быть исполь-зована как инструмент для изучения ребенка (классическая психоана­литическая техника, при которой происходит вытеснение желания, за­мена одного действия другим, отсутствие внимания, оговорки, запинки и т.д.); б) свободное повторное воспроизведение травмирующей си­туации "навязчивое поведение".

Мы видим, что игра служит для раскрытия и лечения искажений в развитии ребенка. Игротерапия ценна тем, что отбрасывает тень на подсознание и позволяет увидеть, с чем в игре ассоциируется у ребен­ка травма, проблема, опыт прошлого, что мешает ему нормально жить. Можно выделить пять признаков, по которым игру относят к терапев­тическому средству.

1. Игра - это естественная обстановка для самовыражения ребенка.

2. То, что ребенок делает во время игры, символизирует его эмоции и страхи.

3. Бессознательно ребенок выражает эмоциями в игре то, что потом может осознать, он лучше понимает свои эмоции и справляется с ними.

4. И фа помогает строить хорошие отношения между ребенком и психологом и его поведение будет спонтаннее.

5. Ифа позволяет психологу больше узнать об истории жизни ребенка. Для работы с детьми психолог может использовать свободную ифу

и директивную (управляемую). В свободной ифе психолог предлагает детям разный ифовой материал, тем самым провоцируя рефессив-ную, реалистическую и афессивную виды иф. Рефессивная ифа предполагает возврат к менее зрелым формам поведения (например, ребенок превращается в совсем маленького, просит взять его на руки, сюсюкает, ползает, берет соску и т.д.). Реалистическая ифа зависит от объективной ситуации, в которой оказывается ребенок, а не от потребностей и желаний ребенка. Например, ребенок хочет играть в то, что он видел и пережил дома: обыск, пьянку, драку, насилие. А ему предлагают играть в то, что он видит в данном учреждении: цирковое представление, театральный спектакль, день рождения, праздник и т.д. Агрессивная игра - это игра в войну, наводнение, насилие, убийство.

В своих играх дети, живущие в учреждениях социально-педа­гогической поддержки, постоянно возвращаются к пережитым стрес­совым ситуациям и будут переживать их до тех пор, пока не привык­нут к тому, что они пережили. Постепенно переживания станут менее острыми и сильными, и дети смогут переносить свои переживания на другие объекты. Но для этого психолог должен научить детей спосо­бам нового поведения и другим переживаниям.

Для организации таких игр можно использовать неструктурированный игровой материал, который психологи, к сожалению, довольно редко при­меняют в работе с детьми данной категории. Это вода, песок, глина, разно­го вида пластилин. С таким игровым материалом ребенок косвенно выра­жает свои желания, эмоции, так как сам материал способствует сублима­ции. Более эффективной оказывается деятельность, если психолог органи­зует шры с таким материалом в директивной форме.

Психологу важно проводить реабилитационную работу с примене­нием элементов игротерапии или с использованием разного вида игр. Для проведения реабилитационной работы в разработанную им про­грамму хорошо включать структурированный игровой материал, кото­рый провоцирует детей на выражение собственных желаний, овладе­ние социальными навыками, усвоение способов поведения. Для этого эффективным является использование человеческих фигурок, симво­лизирующих семью, машин, предметов и кукол, наборов игрушек и т.д. Например, фигурки семьи, машины, постельные принадлежности провоцируют желание заботиться о ком-то; оружие - способствует вы­ражению агрессии; телефон, поезд, машинки - использованию комму­никативных действий.

Возможности использования игр и игрового материала психологом во многом определяются наличием кабинета или игротеки в учрежде­нии. В кабинете психолога можно иметь необходимый минимум игро­вого материала, который позволит лучше узнать ребенка, его жизнь, увидеть переживания и реакцию на пережитое, и на основе этого стро­ить работу с детьми.

Можно порекомендовать следующее оборудование, которое необ­ходимо психологу для работы с детьми "группы риска" непосредст­венно в своем учреждении. Это прежде всего человеческие фигурки, наборы кукол на две семьи: мама, папа, дети разного возраста, бабуш­ка, дедушка и др., игрушечные телефоны, фотоаппарат, разные маски.

детские чайный и столовый наборы, одежда и постельные принадлеж­ности, два кукольных дома, машинки разной величины, музыкальные игрушки, мягкие игрушки, надувные шарики, медицинский набор, иг­рушечное оружие, настольные игры, пластилин, глина, емкости для игры с водой и песком, игрушки-страшилки, солнечные очки, много бумаги, карандаши, краски, ножницы, клей, строительные наборы.

Перечисленное игровое оборудование использовалось нами в тече­ние пяти лет в работе психологов с детьми "группы риска" в приюте, детском доме, кризисном центре. Перечень игрового оборудования не имеет ограничений, так как каждый психолог выберет по возможности необходимое для него оборудование.

Организовывая игры с детьми, психолог наблюдает за тем, что ре­бенок игнорирует: какие игрушки, какого цвета и какой формы, а так­же фиксирует невозможность ребенка играть с определенной игрушкой.

Помимо применения игры с использованием игрушек, в работе пси­холога с детьми можно порекомендовать следующие виды игр: игры-развлечения (догонялки, щекотка и др.), игры-упражнения (борьба, ла­зание, бег), сюжетные игры (основанные на подражании взрослым), процессуально-подражательные игры (подражают оркестру, машинам и т.д.), традиционные народные игры (волчок, краски и т.д.), сюжетно-ролевые (семья, дом, театр и т.д.).

Кроме того, во многих учреждениях социально-педагогической поддержки организуются игротеки, т.е. комнаты, в которых есть воз­можность организовывать только игровую деятельность детей. В своей работе психолог это может использовать. Для проведения реабилита­ционной работы на базе игротеки необходимо разрабатывать специ­альную программу, основанную на применении игротерапии. Возмож­ности игротеки для проведения психокоррекционной работы с детьми разных возрастов намного шире. В любом случае психолог должен иметь разработанную программу проведения такой работы. При про­ведении реабилитационной и психокоррекционной работы в игротеке можгго помочь подгруппе или группе детей ощутить единение с дру­гими, укрепить веру в себя, научиться принимать самостоятельные решения и сочетать их с решениями группы, сотрудничать, договари­ваться с другими, уважать других, сочувствовать им и т.д.

Хотелось бы обратить внимание специалистов на тот факт, что сегодня у детей, воегштывающихся в учреждениях социально-педагогической поддержки, есть разнообразные игрушки, они обеспечены всем необходимьгм для проведения игровой деятельности. Но проблемы остаются очень серьезные. К таким проблемам относится прежде всего то, что дети плохо умеют играть с игрушками, беречь их. Многие из детей, попадающих в та­кие учреждения, были лишены возможности иметь игрушки. Они играли и бросовым материалом, который сами находили, и сами делали для себя игрушки. Наличие самых дорогих и красивых игрушек совсем не означает, что дети умеют с ними играть или обращаться. Поэтому можно часто ви­деть, что дети быстро ломают игрушки, портят их, теряют, примитивно используют в игровой деятельности. Обычные воспитательные воздейст­вия, связанные с объяснением, что необходимо бережно обращаться с иг­рушками, эффекта не дают.

Психолог может объяснить специалистам, работающим с детьми, особенности работы с детьми в этом плане и провести практические занятия по обучению воспитателей приемам проведения игровых зада­ний. Например, использование игровых заданий, которые помогают найти выход из трудных ситуаций, как поступить при несправедливом обвинении ребенка, проиграть сценку и обсудить поведение всех уча­стников конфликта с использование фигурок животных, человечков и т.д. Подобного плана задания можно проиграть при обсуждении кон­фликтов, драк, ссор - что произошло, кто как себя вел, что чувствовал каждый герой и т д.

Следующее направление в работе психолога может быть направле­но на совместную с воспитателями разработку системы развивающих и коррекционных игр конкретно для каждой группы детей в учрежде­нии. Система должна охватывать детей всех возрастов и содержать разные виды игр. Рекомендовать воспитателям групп чаще практико­вать развитие свободных игр, так как они способствуют формирова­нию психических особенностей детей (развиваются наглядно-образное мышление, воображение, фантазии, память и т.д.).

Применение в работе психолога разных видов игр и специально разработанных программ реабилитации и психокоррекции с использо­ванием игры является весьма ценным, так как в игре проявляется неиз­вестная нам форма преодоления травмирующих переживаний. Эта форма проявляется тогда, когда удалась интеграция осознания и пере­живания, через нее происходит снятие психического напряжения, формируется способность восприятия новых впечатлений и перенос фантазии детей на темы, не связанные с насилием, пережитой травмой, что может способствовать развитию уверенности в себе, утверждению собственного "Я", повышению самооценки, доверия взрослым, окру­жающим ребенка. Применение игр в работе с данным контингентом детей -лишь этап в процессе реабилитации и коррекции личности ребенка.

Арттерапия

Данный метод построен на использовании искусства как символи­ческой деятельности. Применение этого метода имеет два механизма психологического коррекционного воздействия. Первый направлен на влияние искусства через символическую функцию реконструрирования конфликтной травмирующей ситуации и нахождение выхода через нереконструирование этой ситуации. Второй связан с природой эсте­тической реакции, позволяющей изменить реакцию преживания нега­тивного аффекта по отношению к формированию позитивного аффек­та, приносящего наслаждение. В работе с детьми психолог, используя игротерапию, дополняет ее арттерапевтическими методами. Различают несколько видов арттерапии: рисуночная, основанная на изобразительном искусстве, библиотерапия, драмтерапия и музыкальная терапия.

В качестве терапии средствами искусства. Психологи могут приме­нять прикладные виды искусства. Можно порекомендовать задания на определенную тему с заданным материалом: рисунки, лепка, апплика­ция, оригами и т.д. Психолог предлагает детям задания на произволь­ную тему с самостоятельным выбором материала. Как один из вариан­тов рекомендуется использование уже существующих произведений искусства (картины, скульптуры, иллюстрации, календари) для их ана­лиза и интерпретации.

Можно также использовать сочетание некоторых видов работ, на­пример, предложить ребенку репродукцию картины и попросить его скопировать ее, не ограничивая его творчество. И наконец, можно по­рекомендовать совместное творчество психолога и ребенка (лепку, ри­сование, вязание, вышивание и т.п.), предоставив ребенку большую самостоятельность в выполнении работы.

Показаниями для использования рисуночной терапии, по мнению О.А. Карабановой, являются: трудности эмоционального развития, ак­туальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, им­пульсивность эмоциональных реакций; эмоциональная депривация де­тей, переживания ребенком эмоционального отвержения и чувства одиночества; наличие конфликтных межличностных ситуаций, не­удовлетворенность внутрисемейной ситуацией, ревность к сиблингам; повышенная тревожность, страхи, фобические реакции; негативная "Я-концепция", низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия. По мнению О.А. Карабановой, "применение... рисуночной терапии буквально незаменимо в случаях тяжелых эмо­циональных нарушений, несформированности у ребенка коммуника­тивной компетентности, а также при низком уровне развития игровой деятельности и отсутствии у ребенка игровых мотивов и интереса к игре" (Игра в коррекции психологического ребенка. М., 1997. С. 86.).

По данным психологов, наиболее благоприятным для решения кор­рекционных и реабилитационных задач является изображение художе­ственных образов, позволяющих ребенку реализовать все преимущества искусства и творчества. Примитивные же формы изображения, как например каракули, нерасчленненные предметы, низкий потенциал возможностей символизации, не позволяют ребенку в полной мере реализовать задачу и осознать свои чувства и продвинуться в разреше­нии своей проблемы.

Психолог должен знать и те ограничения, которые существуют в ис­пользовании рисунка, как в диагностических, так и в коррекционных це­лях. Применение рисуночных методов определяется уровнем сформированности символической функции, которая позволяет ребенку преобразо­вывать изобразительную деятельность в деятельность символического ти­па. По данным психологов, дети до 5 лет еще только овладевают способа­ми изображения, а символическая функция находится лишь в начале сво­его развития. Поэтому использование рисуночных тестов является недос­таточно эффективным. В работе с детьми до 5 лет должны преобладать игровые методы коррекционной работы, а рисунки - включаться в кон­текст игровых заданий.

В более старших возрастах - с 6 до 10 лет - детям доступны формы символического выражения, позволяющие утвердить собственное "Я" и коммуникативные навыки взаимодействия с другими людьми.

В подростковом возрасте потребность в самовыражении и утвер­ждении своей идентичности приобретает особую значимость. Однако существенно возрастает уровень требований подростков к качеству ре­зультатов рисуночной деятельности, что затрудняет использование данного метода. Подросткам лучше давать готовые рисунки, чем пред­лагать им просто нарисовать что-то. Спонтанное рисование быстро уй­дет из деятельности подростков и не будет давать эффект в работе.

Психолог должен учитывать и анализ активности ребенка, и спосо­бы использования художественного материала. Е. Kramer выделяет следующие способы использования материалов:

манипуляции с целью исследования физических свойств (глина, пе­сок, вода, вкус красок, цвет и т.д.);

деструктивное поведение с потерей ребенком контроля за своими действиями (рвет бумагу, разбрызгивает краски, бросает карандаши, переливает воду в краски и т.д.);

стереотипное воспроизведение одних и тех же рисунков и действий;

рисование графических пиктограмм;

создание художественных образов.

Такая последовательность использования художественных материа­лов отражает позитивные моменты коррекционной работы с детьми в случае ее успешности.

В практической работе психологов с детьми зарекомендовали себя два способа использования рисуночной терапии — директивная и неди-

рективная. В большинстве же случаев используется разумное сочета­ние элементов двух терапий. Ребенку задается тема рисования и пре­доставляется свобода в экспериментировании и поиске наиболее адек­ватной формы ее выражения.

Психологи могут использовать в своей работе с детьми "группы риска" следующие виды заданий и упражнений, предложенных О.А. Карабановой:

1) предметно-тематический тип - рисование на свободную и задан­ные темы. Примером таких заданий являются рисунки "Моя семья", "Я в школе", "Мой новый дом", "Мое любимое занятие", "Я сейчас", "Я в будущем" и т.д.;

2) образно - символический тип - изображение ребенка в виде образов. Темы могут быть такие: "Добро", "Зло", "Счастье", "Радость", "Гнев", "Страх" и т.д.;

3) упражнения на развитие образного восприятия - "Рисование по точ­кам", "Волшебные пятна", "Дорисуй рисунок".- в их основе лежит прин­цип проекции;

4) игры-упражнения с изобразительным материалом для детей младшего дошкольного возраста - экспериментирование с красками, бумагой, карандашами, пластилином, мелом и др. "Рисование пальца­ми рук и ног", "Разрушение-строительство", "Наложение цветовых пя­тен друг на друга" и т.д.;

5) задания на совместную деятельность - сочинение сказок, историй с помощью рисования. Используются приемы последовательного по­очередного рисования типа "Волшебные картинки" - один начинает, другой ребенок продолжает и т.д.

Музыкотерапия. Отдельным видом психологической помощи может бьггь специально организованная работа с использованием музыкальных произведений и инструментов. В данном случае хорошо если психолог вла­деет игрой на нескольких музыкальных инструментах (барабане, дудке, ак­кордеоне, металлофоне, пианино, скрипке и т.д.). Можно рекомендовать психологу использовать музыкальные произведения классической музыки. Психолог должен подобрать ряд произведений для слушания. Хорошо заре­комендовали в таком виде работы произведения Баха, Листа, Шопена, Рах­манинова, Бетховена, Моцарта, Чайковского, Шуберта и некоторые виды духовной музыки. Предлагаемый вид работы направлен на организацию умения слушать музыку. Удлинение времени слушания музыки от 3-5 ми­нут до 1-1,5 часов требует специально разработанного приема организации детей. Продолжительность времени использования музыкального произве­дения позволяет детям слушать музыку, испытывать разного рода пережи­вания, прислушиваться к своим чувствам, вызывать эмоциональное состоя­ние внутреннего равновесия, радости, снятия напряжения. При этом музыку можно слушать закрыв глаза, зажмурившись, главное - ее слышать!

Работая с детьми, которые проявляют тревожность, беспокойство, испытывают страхи, напряжение, можно добавить задание. Например, при предъявлении спокойной музыки, которая вызывает приятные ощущения, ребенку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него страх, тревогу и т.д. Можно предложить детям ран­жировать страшные ситуации от минимальных до самых сильных.

При проявлении ярко выраженных страхов психолог может исполь­зовать воздействие на детей приятными расслабляющими стимулами (через определенный вид классической музыки) и одновременно пу­гающими их объектами.

Психолог может показать личным примером, как надо слушать музыку. С этой целью он может сесть рядом с ребенком, вместе слушать музыку, слушать музыку обнявшись и т.д. Предварительно, перед слушанием му­зыки, можно спросить, что ребенок хочет почувствовать; слушая музыку: радость, приятные ощущения, хорошее настроение, теплоту, приятные воспоминания?

Слушание классической и духовной музыки поможет ребенку поуп­ражняться в навыках социальной компетенции: умении считаться с чувствами других, не мешать другим, уважать чувства других детей, сопереживать вместе с другими под музыку и т.д.

Использование музыкотерапии в работе психолога способствует созданию условий для самовыражения детей, умению реагировать на собственные эмоциональные состояния. Применяемый музыкальный цикл в работе с группой или отдельными детьми может найти свое продолжение в изобразительной деятельности, когда детям предлага­ется нарисовать музыку, которую они слышали, нарисовать свои пе­реживания, чувства, которые они испытывали, слушая музыку и т.д.

Несколько иное направление в деятельности психолога появляется с применением музыкальных инструментов. Психолог играет вместе с ре­бенком на музыкальном инструменте. Вначале создается ситуация, что они исполнители музыки, потом - сочинители музыки, затем - играют в оркестре. Разновидностью такой работы является исполнение разных тан­цев под звучание музыкальных инструментов, на которых играют ребенок и психолог. Можно сочетать игру на музьжальных инструментах с движе­ниями детей (ходьба по узкой, поднятой над полом дощечке - для преодо­ления чувства страха, неуверенности в себе и т.д.).

Библиотерапия. Метод воздействия на ребенка, вызывающий его пере­живания, чувства при помощи чтения книг. С этой целью психолог подби­рает литературные произведения, в которых описаны страхи детей, формы преживания стрессовых ситуаций, выход из страшной для детей ситуации. Для проведения такого вида работы можно порекомендовать для детей

разных возрастов использование произведений классиков литературы -Л.Н. Толстого, Б. Житкова, В. Осеевой, А. Гайдара и др. Это такие произ­ведения, как "Трусиха", "Аришка-трусишка", "На льдине", "Обвал", "Чест­ное слово", сказки "У страха глаза велики", "Мальчиш-Кибальчиш" и др.

Использование в работе психолога произведений данной тематики опи­рается на возрастные особенности детей - заражаемость чувствами дру­гих, понимание чувств других и т.д. Прослушав прочитанное или расска­занное произведение, дети понимают, что такие чувства, как страх, трево­га, бывают у многих детей, они понимают, чем вызваны такие чувства, различают разного вида угрозы, угрожающие ситуации, причины страха. Вместе с героями литературных произведений дети переживают те же со­стояния и одновременно учатся, как можно поступить в той или иной си­туации, что позволяет детям расширить свою социальную компетенцию.

Психолог может порекомендовать воспитателям, работающим с детьми в группе, какие сказки и произведения рассказывать детям разного возрас­та, когда они ложатся спать. В частности, дошкольникам лучше не расска­зывать страшные истории, сказки, рассказы - такие переживания им не под силу. Детям же школьного возраста можно рассказывать или читать такие сказки или произведения. Они уже могут переживать прочитанное, пытаются представить образы, но в присутствии воспитателей эти пере­живания не являются сильными, так как есть взрослый, который может помочь и который создает атмосферу защищенности. Последовательность чтения произведений опирается на ряд особенностей, которые должны учитывать специалисты: возраст детей, их количество, причины попадания детей в данное учреждение, виды перенесенных детьми травм, доверие де­тей воспитателю, время пребывания ребенка в данном учреждении.

Логотерапия

Это метод разговорной терапии, который отличается от разговора по ду­шам, направленного на установление доверия между взрослым и ребенком. Логотерапия предполагает разговор с ребенком, направленный на вербали­зацию его эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Вербализация переживаний может вызвать положительное отношение к тому, кто разговаривает с ребенком, готовность к сопережива­нию, признанию ценности личности другого человека, Ребенок не всегда проявляет самоэксшюрацию, т.е. меру включенности в беседу. Ее можно определить как минимальную, когда на ряд вопросов ребенку предлагают ответить кукле или использовать куклы, персонажи (Петрушка, Барби, Мальвина, Буратино, собака, тигр и т.д.). Дети могут использовать для этой цели свой любимый образ или игрушку. Использование данного метода предполагает появление самоконгруэнции - совпадения внешней словесной аргументации и внутреннего состояния ребенка, приводящего к самореали­зации, когда дети делают акцент на личные переживания, мысли, чувства, желания. Для проведения такой работы психолог может предложить ребен­ку разговор о том, что он чувствовал, когда играл с другими детьми, что ему понравилось в игре с отдельными детьми, что он испытывал, когда ходил в гости к другу и т.д. В случае затруднений описания своих эмоций и чувств можно предложить ребенку представить, что вместо него играла кукла. Для более эффективной работы с детьми можно использовать темные очки, раз­ного вида маски, которые дети надевают на себя, и, отвлекаясь от собствен­ных переживаний, рассказывают от имени кого-либо или по телефону. Пси­холог может использовать и разграничения пространства при разговоре с ребенком, например, предложить разговор из разных комнат, мест, где ребе­нок ощущает себя хозяином.

Метод свободных словесных ассоциаций. Данный метод использу­ется психологами как метод искусства придумывания историй. Детям можно предложить по набору слов придумывать разные истории. Пси­холог предлагает слова, между которыми налицо смысловая связь: ба­бушка, девочка, волк, поезд и т.д. Детям предлагается придумать лю­бую историю, главное - чтобы истории не повторялись.

Разновидностью применения такого метода является придумывание историй с использованием какого-то одного свойства предмета: на­пример, придумать историю про страну, где все из стекла, из мыла, из дерева, из сахара, из конфет и т.д. Как вариант метода словесных ассо­циаций можно предложить детям придумывать истории про то, где все наоборот, по сравнению с тем, что есть на самом деле. Например, дети в этой стране выше ростом, чем взрослые, или дети живут в стране, где все можно и нет ничего того, что нельзя, и т.д. Хороший эффект дает использование такого метода, где дети представляют себе страну, в ко­торой с неба без остановки падают конфеты, игрушки, дождь, снег, деньги, цветы и т.д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...