Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деятельности психолога в команде




На основе сказанного выстраивается стратегия деятельности психо­лога по созданию оптимальных условий для личностного развития ре­бенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации и обучающегося в учреждении для детей-сирот. Мы описываем особенности работы пси­холога с детьми-сиротами, направленной на снятие последствий пси­хических травм, работу с депривированными детьми, проведение пси­хокоррекции детских проблем (страх, горе, гиперактивность, чувство вины, незащищенность и др.), психокоррекцию родительских проблем и отношений, профилактическую работу с персоналом учреждения.

Подробно остановимся на описании особенностей функционирова­ния второй модели психологической службы - деятельность команды психологов в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей.

Опыт построения такой модели психологической помощи и под­держки в Люберецком и Чеховском районах Московской области по­казал ее возможности и преимущества по сравнению с первой моде­лью. Анализ ее деятельности показал, что отличие заключается в ак-

тивном участии и включенности команды в решение проблем детей, оказание помощи и поддержки, проведение психокоррекционных про­грамм работы с детьми, имеющими проблемы, а также проведение ак­тивных методов работы с детьми-сиротами и детьми, оказавшимися без попечения родителей.

Преимущества работы команды психологов нам представляется важным рассмотреть на примере развития привязанности у детей и подростков. Ранее мы уже говорили о важности развития привя­занности у детей для их психического развития. Проблемы привя­занности проистекают из-за нарушений во взаимоотношениях меж­ду членами семьи, травматических событий прошлого, печали, ко­торая влияет на способность ребенка строить новые отношения с окружающими. Признаки и симптомы проблем привязанности бу­дут затрагиваться в зависимости от поведения родителей по отно­шению к ребенку, влияния окружающей среды и индивидуальных психологических особенностей детей.

Дети, испытавшие отсутствие заботы, будут демонстрировать про­блемы в отношениях и в поведении.

В исследованиях Д. Боулби и других ученых обнаружено, что дети, не имевшие в раннем возрасте привязанности к близким людям, роди­телям (например живущие в доме малютки или детском доме), демон­стрируют проблемы в мышлении. Наше исследование показало, что дети из детских учреждений интеллектуально менее развиты, у них ослаблены мыслительные способности, проявляющиеся в неумении чувствовать время, в импульсивности, в трудности концентрации внимания.

По данным зарубежных исследователей (Голдфарб, Тизард, 1986), дети, лишенные родительской опеки, проявляют замедленное развитие сознания и социальной зрелости. Продолжая исследования и наблюдая за детьми, которые после 4 лет были усыновлены, ученые показали, что дети очень сильно привязываются к своим новым родителям, но при этом продолжают проявлять социальные и образовательные про­блемы, что и сверстники, не живущие в семьях.

При нарушении привязанности у детей проявляется задержка рече­вого развития, снижается темп физического развития, что приводит к значительным отставаниям в психическом и физическом развитии.

На основе полученных данных нами выявлены следующие призна­ки, которые часто проявляются у детей с проблемами привязанности. Мы их выделили в проблемы развития психики и поведения детей и подростков.

Проблемы в развитии сознания детей и подростков

1. Не выражают беспокойства по поводу агрессивности или жесто­кого поведения — оправдывают жестокость по отношению к другим, сами проявляют ее.

2. Не испытывают чувство вины, нарушая правила и законы (счи­тают, что можно ездить без билета на транспорте, воровать на рынке, брать или отнимать друг у друга вещи, предметы и т.д.).

3. Перекладывают вину на других.

Контроль над действиями

1. Не умеют контролировать себя, не соблюдают ограничений, про­сят других контролировать их действия и поступки.

2. Демонстрируют недостаток предвидения, не могут объяснить, что последует за их действиями, как отреагируют другие, какие последст­вия это будет иметь.

3. С трудом сосредоточиваются на каком-то деле (чтении, вышива­нии, рукоделии и т.д.).

Развитие самооценки

1. Не могут получать удовольствие от хорошо сделанных заданий.

2. Считают, что они ничего не заслуживают.

3. Считают, что они не способны что-либо изменить и от них ничего не зависит.

4. С трудом веселятся, часто грустят, озабочены своими проблемами.

Межличностное общение

1. Недоверие к другим людям и сверстникам.

2. Требуют любви, но при этом не допускают глубоких отношений, не раскрываются перед другими.

3. Проявляют враждебную зависимость.

4. Желают контролировать все, что происходит вокруг (постоянное чувство бдительности).

5. Проявляют необоснованную социальную зрелость, делятся своим опытом и много рассказывают о своем прошлом.

Особенности проявления чувств

1. Испытывают трудности в определении собственных чувств (не могут описать, что они чувствуют, рассказать о своих чувствах).

2. Отличаются бедностью эмоционального опыта.

3. Испытывают трудности в выражении чувств, особенно гнева, гру­сти, печали.

4. С трудом понимают чувства других, затрудняются описать, что

чувствует другой человек.

Особенности проявления мышления

1. Трудности использования логического мышления, замедленность его развития.

2. Испытывают трудности, думая о будущем.

3. С трудом овладевают многими понятиями, обобщениями.

Проблемы в развитии

1. Проявляются трудности в развитии речи, навыках самообслуживания.

2. Испытывают трудности в личностном и социальном развитии, отлича­ются низким уровнем социальной компетентности по многим вопросам.

На основе данных В. Фалберг (1994) нами разработана анкета-наблю­дение для изучения привязанности у детей разных возрастов, которая апробирована в деятельности специалистов детских домов, домов-малютки. Анкета предполагает оценку проявлений привязанности и связей между ребенком и родителями или близкими людьми. Мы предлагаем ее для работы психологам, воспитателям учреждений со­циальной и психолого-педагогической поддержки детства, а также для работы с обычными детьми. Проведение работы по развитию привя­занности у детей требует совместной деятельности команды психоло­гов (один психолог не сможет справиться с этими проблемами). При­водим пример анкеты, которая необходима в деятельности психолога для выявления проблем у детей и подростков.

АНКЕТА-НАБЛЮДЕНИЕ ПРИВЯЗАННОСТИ МЕЖДУ ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ,

БЛИЗКИМИ ЛЮДЬМИ

Наблюдение за ребенком с рождения до 1 года

1. Проявляет готовность к общению со взрослым.

2. Реагирует на людей.

3. Проявляет интерес к человеческому лицу.

4. Следит за движениями.

5. Часто плачет.

6. Проявляет активные двигательные функции.

7. Испытывает удовольствие от близкого физического контакта.

8. Сообщает о дискомфорте.

9. Легко успокаивается.

10. Проявляет нормальное или чрезмерное неудовольствие,

11. Активен или пассивен и замкнут.

12. Обладает ли достаточной мускульной силой.

Наблюдение за родителями или близкими людьми

1. Реагируют на детский крик.

2. Изменяют тон голоса, разговаривая с ребенком или о нем.

3. Общаются непосредственно с ребенком.

4. Интересуются правильностью развития ребенка.

5. Реагируют на знаки ребенка.

6. Могут успокоить ребенка.

7. Радуются ли физическому контакту с ребенком.

8. Становятся инициаторами позитивного общения с ребенком.

9. Развивают позитивные черты у ребенка.

Наблюдение за ребенком от 1 года до 5 лет

1. Изучает свое окружение.

2. Положительно реагирует на родителей, близких.

3. Может чем-то заниматься.

4. Демонстрирует взаимность.

5. Выглядит расслабленным и счастливым.

6. Общаясь, смотрит на людей.

7. Демонстрирует свои чувства так, что его можно понять.

8. Реагирует на боль и удовольствия.

9. Выбирает занятия соответственно своего возраста.

10. Нормально говорит.

11. Отвечает на ограничения родителей, близких.

12. Испытывает нормальное чувство страха.

13. Положительно реагирует на физическую близость.

14. Реагирует на разлуку.

15. Реагирует на возвращение родителя, близкого человека.

16. Показывает чувство радости, гордости.

17. Демонстрирует признаки понимания.

18. Демонстрирует признаки смущения, стыда или чувство вины.

Наблюдение за родителями, близкими

1. Используют меры дисциплины, подходящие для возраста ребенка.

2. Реагируют на приближение ребенка.

3. Демонстрируют свою любовь.

4. Обеспечивают ребенка всем необходимым.

5. Становятся инициаторами позитивного общения с ребенком.

6. Принимают выражение автономии, самостоятельности.

7. Относятся к ребенку как к полноправному члену семьи.

8. Понимают знаки, которые может подавать ребенок.

9. Получают удовольствие от взаимного общения с ребенком.

10. Удовлетворяют потребность ребенка в любви и заботе.

11. Устанавливают подходящие по возрасту ограничения.

12. Поддерживают ребенка, когда тому страшно.

Наблюдение за ребенком 611 лет

1. Ведет себя так, что создается впечатление, что он нравится сам себе.

2. Демонстрирует гордость, достигая чего-либо.

3. Делится с окружающими.

4. Принимает установленные взрослыми ограничения.

5. Говорит, что ему нравится, а что нет.

6. Старается выполнять новые задания, предложенные взрослыми.

7. Признает ошибки.

8. Выражает большое количество эмоций.

9. Устанавливает контакт глазами с партнером по общению, взаимо­действию.

10. Проявляет уверенность в собственных способностях.

11. Развивает свою сознательность.

12. Двигается расслабленно.

13. Легко улыбается.

14. Выглядит уверенно, разговаривая со взрослыми.

15. Позитивно реагирует на нахождение рядом с родителем.

16. Уверенно общается с братьями.сестрами, ровесниками.

Наблюдение за родителями, близкими

1. Проявляют интерес к школьным делам ребенка.

2. Принимают способы выражения негативных чувств спокойно.

3. Реагируют на приближение ребенка.

4. Позволяют ребенку находиться с ровесниками.

5. Честно решают проблемы между ребенком и другими (братьями, сестрами, друзьями).

6. Являются инициаторами проявления близких чувств.

7. Используют дисциплинарные методы, подходящие по возрасту.

8. Позволяют ребенку выполнять подходящие по возрасту обязанности.

9. Радуются за ребенка.

10. Знают, что ребенку нравится, а что нет.

11. Четко объясняют, как надо себя вести, а как нет.

12. Указывают и на хорошие поступки, и на плохие.

Наблюдение за подростками старше 12 лет

1. Уверен в своих силах.

2. Знает о своих слабостях.

3. Не испытывает проблем с собственной сексуальностью.

4. Уверенно общается с ровесниками.

5. Удовлетворен своим положением в школе.

6. Проявляет сознательность.

7. Не имеет проблем с законом.

8. Знает о ценностях своих родителей.

9. Имеет приемлемые увлечения и рассказывает о них.

10. Принимает правила, установленные взрослыми.

11. Имеет интересы и увлечения вне дома.

12. Имеет цели на будущее.

13. Ощущает эмоциональную близость с родителями.

Наблюдение за родителями, близкими людьми

1. Устанавливают приемлемые ограничения.

2. Поощряют самоконтроль.

3. Доверяют подростку.

4. Интересуются и принимают у себя друзей подростка.

5. Интересуются состоянием дел в школе.

6. Интересуются занятиями (увлечениями) подростка.

7. Имеют разумные ожидания, касающиеся работы или обязанностей по дому.

8. Остаются на стороне подростка, если тот попадает в беду.

9. Демонстрируют свою любовь.

10. Уверены, что у ребенка все будет хорошо.

Вопросы для наблюдения и проверки проявления привязанности можно было бы расширить, но мы считаем, что в предлагаемой анкете учтены самые главные критерии и показатели, которые должен уметь распознавать психолог и специалист, работающий с детьми и подрост­ками в учреждениях социально-педагогической поддержки. Как пока­зала наша практика и опыт работы психологов, воспитателей, соци­альных педагогов, проведение наблюдений по данному вопроснику хорошо себя зарекомендовало. Если учесть, что у нас практически от­сутствуют психологические методики и тесты для выявления наличия привязанности, то становится понятной необходимость разработки та­ковых, так как они помогают психологу строить в дальнейшем систему помощи и поддержки каждому ребенку.

У всех детей, испытавших или переживших отсутствие заботы, об­наруживаются проблемы привязанности, что приводит к появлению трудностей в поведении. Это особенно важно знать в тех случаях, ког­да необходимо научить ребенка выполнять правила, быть дисципли­нированным.

Дисциплинарные меры, которые весьма успешно применяются для большинства детей, могут совершенно не действовать на ребенка с про­блемами привязанности. Это происходит потому, что резко меняется со­циальная ситуация развития ребенка. Дети, привязанные к своим родите­лям, хотят сохранить эмоциональную близость с ними и учатся делать это, доставляя удовольствие родителям своим положительным поведением, послушанием и т.д. Способы управления поведением со стороны родите­лей и взрослых в таких ситуациях довольно понятны и легко применимы Взрослые создают физическую или эмоциональную дистанцию при нару­шении норм и правил, неподчиненности их требованиям (послали в дру-гую комнату, высказали неодобрение, наградили за хороший поступок, лишили удовольствия), что очень хорошо действует на детей с нормальными привязанностями и самооценкой.

Дети с проблемами привязанности имеют другую систему ценно­стей. Ребенок, переживший разлуку и утрату родителей, изъятие из семьи, многочисленные переезды из одного учреждения в другое, от одних родственников к другим, приравнивает разлуку к близости. Чтобы защитить себя от боли, которую ребенок испытывает при взаи­модействии со взрослыми, он, стараясь преодолеть эту боль, создает барьер между собой и воспитателем (и вообще любым взрослым). Ес­ли по отношению к такому ребенку взрослые принимают обычные дисциплинарные меры (например отстранение, невнимание, лишение похвалы и т.д.), то они добиваются того, что хочет ребенок - возмож­ности избежать эмоциональной близости. Но это отнюдь не в интере­сах развития ребенка и его психического состояния.

Дети в ожидании, что их обязательно отвергнут, специально прово­цируют взрослых своим поведением на такие поступки. Зачастую так и происходит, и ребенок убеждается в том, что взрослый обязательно отвергнет его за плохое поведение.

Многие дети, перенесшие эмоциональные травмы, связанные с раз­лукой, отвержением их близкими, считают, что не заслуживают того, чтобы им кто-то уделял внимание, интересовался их делами. Появле­ние комплекса неполноценности, связанного с помещением ребенка в учреждения социальной и психолого-педагогической помощи и под­держки, укрепляет у них уверенность в том, что они ничего не достой­ны, даже награда за хорошее поведение не радует их.

Эффективным методом в подобных ситуациях является постоянное физическое присутствие рядом с ребенком. Оно способствует появле­нию у ребенка уверенности, что взрослый в любом случае будет рядом с ним и позаботится о нем. Всем взрослым, оказывающим помощь и поддержку воспитанникам таких учреждений, очень важно концен­трировать внимание не на плохом поведении, а на положительных ожиданиях, которые возлагаются на ребенка. При этом необходимы такие высказывания взрослых: "Я верю, что ты можешь находить об­щее дело с детьми", "Я знаю, как хорошо у тебя может получиться эта работа", "Я уверена, что ты можешь успешно учиться" и т.д.

Таким образом, дети, потребности которых не удовлетворялись, нуждаются в убеждении, что они могут получить все, что им необхо­димо. Если ребенок проявляет желание что-то делать, гораздо важнее его поддержать, чем использовать запрет на занятие в качестве наказа­ния. Использование взрослыми построения добрых отношений с ре­бенком позволит сформировать новые привязанности. Простой разго-

вор о том, как ребенок провел день, какие игры иму понравились,

что читал, или же объятия перед сном способствуют формированию добрых от-

ношений и развивают эмоциональную близость. Взрослый, не взирая на плохое поведение ребенка, должен проявлять инициативу для об­щения с ним.

На основе анализа рассмотрены основные личностные достижения детей-сирот, детей, оказавшихся без попечения родителей, детей "группы риска", а также условия, необходимые для их полноценного развития. Показано, что с позиции культурно-исторической заданное™ основным новообразованием для детей-сирот является компетентность: интел­лектуальная, социальная, языковая, физическая. Компетентность вби­рает в себя результаты развития всех характеристик личности, сфор­мировавшихся в жизни ребенка в силу сложившихся социальных си­туаций.

Анализ подходов к определению компетентности и социализации показал, что наиболее существенные различия в существующих кон­цепциях (А.Г. Андреева, А.В. Мудрик, B.C. Мухина, В. Слот, Т.И. Шульга и др.) связаны с определением роли индивида в этом процессе. Соци­альная компетентность рассматривается как состояние равновесия, ес­ли индивид обладает навыками, достаточными для реализации задач, стоящих перед ним в повседневной жизни. В данном случае речь идет о психологии развития человека, о его необходимых навыках, доста­точных для выполнения задач, присущих тому жизненному периоду, в котором этот человек находится. Социализация рассматривается как процесс, в котором индивид является объектом социальных воздейст­вий или субъектом освоения социального опыта и культуры.

Социализация рассматривается как развитие и саморазвитие чело­века на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводст­ва культуры общества. Основными механизмами социализации явля­ются имитация (подражание), идентификация, научение через наблю­дение и интериоризация (присвоение). С помощью перечисленных про­цессов ребенок осваивает социальную среду и строит свою личность. В основе социализации лежит взаимодействие ребенка с другими людьми, как со взрослыми, так и со сверстниками. Развитие личности ребенка будет определяться тем, в каком социальном окружении он живет. Полноценное развитие человек может получить только нахо­дясь в семье, где социализация, социальная компетентность будут идти по опережающему пути становления личности.

В практике работы психологов учреждений социально-педагоги­ческой поддержки детства мы используем следующие критерии разви­тия личности: отношение к другому человеку как к самоценности, спо­собность к децентрации, самоотдаче и любви как к способу реализации этого отношения, творческий характер жизнедеятельности, по­требность в позитивной свободе, способность к свободному волепроявлению, возможность самопроектирования своего будущего, вера в осуществимость намеченного, внутренняя ответственность перед со­бой и другими.

Приоритетным направлением личностного развития являются инди­видуализация деятельности, позволяющая увидеть неповторимость и уникальность каждого ребенка, выделение в нем хороших сторон и опора на них в своей работе, а не просто опора на статистическую норму, соответствующую возрастному нормативу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...