Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 5. Материал к      книга Генниг "Воспитание у дошкольников пра- занятию:          вильной речи",с. II. Артикуляционная гимнастика




Занятие 5

 

Тема:                    Звук и буква " О"


Наглядность: профиль артикуляции звука " о", набор картинок " Овощи" и " Инструменты" (топор, моло-
ток, иголка, ножницы), набор картинок
" Приборы" (телефон, телевизор, светофор, хо-
лодильник, пылесос... ).

 

Материал к      книга Генниг " Воспитание у дошкольников пра-
занятию:          вильной речи", с. 39-40.

 

Ход занятия:

 
I. Логопедическая зарядка

 

  1. Массаж лица, губы, мягкого неба: продольный, поперечный, точечный, кругообразный, активный со звуками " а-а".

 

  1. Дыхательные упражнению:

  нос - нос,

рот - нос,

рот — рот

(контроль за языком).

 

3. Губы " трубочкой" - " бубликом",

губы - " художники".

     Произнести звуки: а -э - и - о - у - ы-артикуляцией, шепотом, "

вполголоса, громко.

 

 
4. Язык-" маляр".

    Язык танцует за верхними зубками (ла-ла-ла), массаж языка

зубами:

Рубим, рубим мы капусту,
Будем на зиму солить.

5. Упражнения для активизации мягкого неба:

  сосем витаминку и глотаем слюнки,

  Га-га-та-

Вышли гуси на луга.

 


7. Упражнения для струи:

подуть на бабочек,
 посвистеть,
 задуть свечу.

 

8. Упражнения для пальчиков - " прогулка".

При выполнении этого упражнения дети сидят на местах и рит-
мичнодвигают по    поверхности стола (от себя к краю) прямые пальцы
обеих рук.

 

Пошли пальчики гулять
(пальцы обеих рук сжаты в кулачки, большие пальцы

опущены вниз и как бы прыжками двигаются по
столу),

А вторые догонять
(ритмичные движения по столу указательными паль-
цами),
Третьи пальчики бегом
(движения средних пальцев в быстром темпе),
А четвертые пешком
(медленное движение безымянных пальцев),
Пятый пальчик поскакал
(ритмичное касание поверхности стола обеими ми-
зинцами)
И в конце пути упал

(хлопок обеими кулачками по поверхности стола).

 

9. Упражнение для динамики:

                                   Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте,

Дружно вместе сделаем вот так.

 

 

                II. Работа по теме

 

1. Выделение звука " о" из рассказа " Кукла", с. 39-40.

Как звали девочку?

 Как у неезвали куклу?

 Что воскликнула мама?

 Какой первый звук в слове " Оля"?

 Будем работать над звуком " О".

 

2. Работа с карточками.

 Положите букву " О".

 Чем отличается звук от буквы?
 На что похожа буква " О"

О - на огурец похожа:

Он - овальный, буква - тоже.

Слова " Оля", " огурец", " окно" начинаются на О.

 

3. Артикуляция звука " о" и его характеристика.

 

4. Отработка звука " о" в звукоподражаниях

Игра " Хороша кукла Маша, только болят зубы у куклы нашей". О Больно ей, она вздыхает: о-о-о. П - Как нужно ухаживать за зубами, чтобы они не болели?

 

5. Отработка звука " о" в словах по картинкам.
Отгадать загадки и определить, есть ли звук " о" в отгадке:

    Два конца,

 Два кольца,

По середине гвоздик (ножницы).

Шагает мастерица по шелку и по ситцу. Как мал ее шажок. Зовется он. „ * (стежок).

Никак не согласится

Она лежать без толку. Кто знает мастерицу, Усердную... (иголку).

Пыль увижу, заворчу,

Зазорчу и проглочу (пылесос).

Голова на ножке,

В голове горошки... (горох).

6. Деление слов на слоги и определение звука " о" в слове.

 

7. Игра с мячом. Отработка звука " о" в чистоговорках.

 а-а-а - мы видим кота,

       о-о-о - открыли окно,

    у-у-у - белка на суку,

    о-о-о - у Оли колесо,

 о-о-о - на улице тепло.

Классификация картинок по темам: " Овощи", " Приборы", " Инструменты".

 

8. Придумать предложение со словами: молоток, морковь,
пылесос. Сколько в нем слов?

9. Выучить:

Окунь жил в реке под кручей

 Полосатый и колючий.

Был он очень осторожен,

 Но его поймали все же.

 Этот ослик из фланели.

 На него седло надели.

 Этот ослик как жизой:

Он кивает головой.

Итог занятия.

 

Занятие      6

Тема:          Звук и буква " И "

Наглядность: таблица N 7 из серии " Обучение грамоте", куклы (девочка Ира, мальчик Игорь), картинки: ива, иволга, ослик, поросенок. ж: ребенок, индюг.

Материал к книга И. Г. Выгодской " Устранение заикания у до-
занятию:     школьников в игре", с. 59, книга Генинг " Воспи­
                      тание у дошкольников правильней речи", с. 39.

Ход занятия;

I. Массаж лица, губы, мягкого неба:

поперечный, точечный, продольный, кругообразный, активный со звуками " а~э".

II. Артикуляционная гимнастика

1. Упражнения дыхательной гимнастики:

а) и. п. - стоя, ноги слегка расставить, руки опустить.

Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить: тик-так - 5 раз,

б) " трубач", и. п. - сидя на стуле, кисти рук сжаты и подняты вверх. Вдох через нос, медленный выдох с громким произношением звука " ф-ф-ф" -4-5раз,

в) " петух", и. п. - встать прямо, ноги врозь, руки в стороны. Хло­пать руками победрам и, выдыхая, произносить: " Ку - ка - ре - куп – 5-6 раз.

2. Медленное открывание и закрывание рта под счет до 5.

Контроль за язычком, резкое откидывание челюсти вниз - язык у нижних зубов, жуем (чтобы активно работали челюсти).

3. Упражнения для языка:

  - " вкусное варенье",

- " чистим зубки",

-" маляр",

    -массаж кончика языка.

 

4. Упражнения для губ:
вибрация губ,

" индюки",

" балалайка",

" улыбка".

5. Массаж гортани (поглаживающий), вибрационный со
звуком " м".

 

6. Поем звуком " а" " Есть у нас танкисты".

 

7. Активизация мягкого неба:

 

- потягивание с позевыванием,

- глотание воды,

- покашливание с вытянутым языком.

 

8. Упражнения для пальчиков:

Этот пальчик в лес пошел,

 Этот пальчик гриб нашел.

 Этот пальчик чистить стал,

 Этот пальчик жарить стал.

 Этот пальчик в-се-все съел

 От того и потолстел.

   9. Упражнения для динамики: Делаем ножками " пружинки" и поем:

Ванька, встань-ка!

 Ванька, встань-ка!

Приседай-ка, приседай-ка.

 Непослушный ты какой!

Нам не справиться с тобой.

III. Работа по теме

1. Выделение звука из стихотворения:

Иго-го! - кричит ребенок.

 Значит это - жеребенок.

Как кричит жеребенок?

Какой первый звук в слове " иго-го"?

 

2. Артикуляция звука.

" Сказка о веселом язычке» (см. книгу Генинг, с. 39), губы - в улыбку, язык - у нижних зубов, струя свободная, не встречает препятствия, голосовые связки работают.

3. Характеристика звука- гласный

4. Развитие фонематического восприятия:
а) топнуть на звук " и" :

и а и и и ш р и к л м и н.

б) сказать " слышу", когда услышите слово со звуком " и": Ира, Оля, игры, самолет, шум, иволга, дятел, искра.

5. Физминутка:

Носом вдох,

А выдох ртом,

Дышим глубже,

А потом -

Марш на месте!

Не спеша:

- Как погода хороша!

 

6. Отработка звука " и" в звукоподражаниях:
- Как заржал жеребенок? - И-и-и.

- Как кричит ослик? - И-а, и-а.

-Как визжит поросенок? -Ииии...

- Как пищат птенцы? - Пи-пи-пи.

 

7. Отработка звука " и" в словах и связной речи.
Работа по картинке " Игры детей".

Придумайте детям имена со звуком " и» (Игорь, Кира, Ира).

- Чем играют дети?

- Чем играет Ира?

- Что делает Миша?

- Чем играет Игорь?

8. Анализ слов: Ира, Кира, Игорь, игры, игрушка.

 

9. Заучивание стихотворения:

Индюк по городу идет,

 Игрушку новую несет.

 Игрушка не простая –

 Индюшка расписная.

Итог занятия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...