Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие  7. См. книгу И,Г. Выгодской "Устранение заикания у допколши-ков в игре", с. 59; "Игры детей".




Занятие         7

Тема:          Звук и буква " И" После зарядки, артикуляции

звука, фонематического восприятия и отработ­ки звука " и" в звукоподражаниях можно взять следующий речевой материал.

1. Отработка в словах и фразах, в игре.

См. книгу И, Г. Выгодской " Устранение заикания у допколши-ков в игре", с. 59; " Игры детей".

 

2.  Анализ слов и предложений из этой игры:

 - ива, иволга, Ира.

 - Ира и Игорь гуляли.

 

3. Отгадывание загадок:

Рогатая, хвостатая,

Рогом проткнет,

Хвостом починит (иголка с ниткой)

 

 

Бревна не пилит рыба-пила,

Шить не умеет рыба (игла).

 

4. Заучивание наизусть:

Инна, Нина м Марина,

 Лида, Игорь и Ирина

 Вышли в прятки поиграть,

 Букву " и" в словах искать.

Иней лег на ветви ели,

 Иглы за ночь побелели.

 

- Ива, Ивушка моя,


Кто, скажи, твои друзья?

 

- Солнышко меня ласкает,


Ветер косы заплетает.

5. Отработка звука " и" в тексте

(см, книгу Г. Юдина " Букваренок", с. 64). Текст. южно взять для пересказа.

 

 Итог занятия.

 

Занятие      8

Тема:           Звук и буква " Э"

Наглядность: таблица N 8 из серии " Звучащее слово", кар­тинки из " Азбуки": этажерка, эму.

Материал к книга И. Г. Выгодской " Устранение заикания у

 занятию:   дошкольников", с. 57-58.

 

Ход занятия:

I. Массаж лица, губы, мягкого неба;

продольный, поперечный, кругообразный, активный со звуком " а~э".

II, Артикуляционная гимнастика

1. Дыхательная гимнастика:

а) " паровоз", и. п. - руки согнуты в локтях. Ходить по комнате, делая
переменные движения руками и проговаривая " чух-чух-чух" на выдохе.

б) " насос», и. п. - встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища.
Вдох через нос (при выпрямлении) и выдох с одновременным накло­-
ном туловища в сторону и произнесением звука " ссс" (руки сколь­-
зят вдоль туловища).

в) " регулировщик», и. п. - стоя, ноги на ширине плеч, одна рука под­-
нята вверх, другая отведена в сторону. Вдох. Поменять положение
рук с удлиненным выдохом и произношением звука " р-р-р".

2. Резкое откидывание челюсти вниз:

Рассердился язычок,

Крепко сжал кулачок.

Разбежался сильно он,

Дверь открыл и вышел вон!

 

3. Упражнения для языка:

Посмотрел направо,

Посмотрел налево,

Посмотрел на небо - нет ли туч,

Поглядел вниз на дорожку -

Нет ли луж.

Ничего не нашел, домой пришел.

Язык " лопатой", " шкыючкрй", " горбшсрм", " чашечкой".

Раз, два, три, четыре, пять -

Язык надо расслаблять.

 Язык " лопатой" положи

И спокойно подержи.

 Язык - " иголочкой" потом

 И потянем острием.

 

4. Губы - " художники" Произнести звуки.

а - э - р - о - у – ы-шепотом, тихо, громко, спеть (следить за кончиком языка).

 

5) Надувание щёк:

«Помидоры-толстячки»

Огурцы - худышки" (3 раза).

 

6) Упражнения для активизации мягкого неба:

 Преодоление сопротивления, Кулачки крепко держат челюсть, а ребенок пытается открыть рот и делает сильный ротовой выдох. Все это способствует большому подъему небной занавески:

Стоит  в поле теремок,

На дверях большой замок.

Вот по полю-полю мышка бежит,

Прибежала к теремочку

И пытается открыть.

Пытается, пытается,

Никак не открывается.

Все зверюшки прикатили

И замочек враз открыли.

7. Упражнения для струи:

 - поиграть на гармошке,

-подуть на метелочку.

 

8. Упражнения для голоса;

 " шагаем по ступенькам" (повышая голос от шепота до громкого):

 

 9. Упражнения для пальчиков - " человечки".

Дети сидят на местах. Указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз и быстро двигаются по поверхности стола  " человечек идет":

      Побежали вдоль реки

      Дети наперегонки.

 

10. Упражнения для динамики:

Раз, два, три –

Пыль везде сотри,

Окна открывгй,

 воздух освежай.

 

III. Работа по теме

ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ

4. Закрепление звука " э" в междометиях. Работа над интонацией.
- Что говорят, когда рыба срывается с крючка? - Эх.

- Как можно позвать человека, если он находится далеко? - Эй.

 

5. Физминутка:

Маленькие ножки бежали по дорожке,

      Большие ножки топали по дороге.

 

6. Отработка звука " э" в словах: этажерка, эму. Анализ слов.

 

7. Отработка звука " э" во фразах и обучение диалогу.

Игра " Эдик и Эмма" (см. книгу Выгодской " Устранение заикания у дошкольников в игре", с. 57-58).

 

8. Стихотворений для заучивания:

Букву " э" встречаем редко,

 Но запомним ее крепко.

 В словах " эхо", " этот", " эй! "

 Букву Э найди скорей.

 Электричество в домах,

 Свет горит на этажах.

 Экономить надо свет

Ты запомнил или нет?

 Не знаю, зверь он или птица,

 Есть крылья, а летать боится.

 Но как же нам решить проблему:

 Зверь или птица - страус... (Эму).

Итог занятия.

 

ЗАНЯТИЕ           9

Тема:           Звук и буква " Ы"

Наглядность: игрушки (или картинки) волка, козлика, кар­тинки: рыба, мышь, тыква, Ягоды, профиль ар­тикуляции звука " ы", картинка N 7 из серии картин " Обучение грамоте".

Материал к     книга Генинг " Воспитание у дошкольников пра-
занятию:           вильной речи", с. 40.

 

                              Ход занятия:

I. Массаж лица, губы, мягкого неба;

продольный, поперечный, точечный, кругообразный, активный со звуками " а-э".

 

II. Артикуляционная гимнастика

 

1. Дыхательная гимнастика:

а) " лыжник", и. п. - ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни.
Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением звука " м";

б) " гуси", и. п. - основная стойка. Медленная ходьба по залу. На вдох
руки поднять в стороны, на выдохе - оп> стить вниз с длительным
произношением звука " у-у-у-у";

в) " семафор", и. п. - сидя, ноги вместе. Поднять руки, в стороны и
медленно опустить с длительным выдохом на звуке " с-с-с".

2. Медленное открывание и закрывание рта на счет до 5.
Контроль за языком.

3. Рисунок губ; а-э-и-о-у-ы.

4. Надувание щек воздухом и полоскание их.

" Петя толстый,

Ваня худой".

5. Массаж кончика язык:

язык - " маляр", присасывание кончика языка к небу, щелканье -" лошадки".

6. Останови лошадку - вибрация губами.

7. Для активизации мягкого неба:
покашлять с высунутым языком - 3 раза,

контроль за языком: у нижних зубов, глотать водичку.

8. Спеть звуком " э" песенку " Во поле береза стояла"
- язык у нижних зубов.

9. Упражнения для пальчиков - " засолка капусты"

 

Мы капусту рубим

(резкие движения прямыми кистями вниз и вверх),

Мы морковку трем

(пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движения кулаков

к себе и от себя),

Мы капусту солим

(движения пальцев, имитирующие посыпание солью

из щепотки),

Мы капусту жмем

(интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки).

10. Упражнения для динамики:

 По ровной дорожке

              Шагают наши ножки.

 По кочкам, по кочкам,

 В ямку - бух!

 

III. Работа по теме

. 1. Повторение артикуляции звука " ы" и характеристика звука:

   В воде она живет,

Нет клюва, а клюет (рыба).

Какой звук я выделяю? (рыыыба)

 

2. Игра " Волк и козленок»(см. книгу Генинг, с. 40).

 

3. Артикуляция звука (см. там же).

 

 

4. Развитие фонематического восприятия:

     а)     поймать слог со звуком «ы»

на, ны, ал, со, мы, да, ро, ык, сто, ры.

       б)       придумать слово со звуком " ы" (игра с мячом).

 

5 Рабата со словами по картинкам.

Разложить картинки с одним слогом, с двумя, с тремя.

Игра " Чего не стало? " (меняем картинки местами или убираем их по одной).

 

6. Произнести слова, выделяя кулачком ударный звук:

рыба, мышь, тыква, ягоды. В каждом слове ударение падает на звук " ы"?

 

          7. Физминутка:

    Мыли мылом ушки,

 Мыли мылом ножки.

 Вот какие ладушки,

Ладушки-ладошки.

 Хлопали ладошки,

Танцевали ножки.

 Вот какие ладушки,

 Ладушки-ладошки.

 

8. Работа ло картине N 7.

а)    назвать слова со звуком " ы", определить место звука, разделить
слово на слоги;

б)    составить рассказ:

- Какой это магазин?

- Что в нем продают?

- Кто пришел в магазин?

- Что купил папа?

- Как ему помог Павлик?

 

   9. Речевой материал для заучивания:

Буква " ы" на лыжи встала,

Вниз под горку побежала.

Невысокая хоть горка,          

Все же ей нужна подпорка.

" Ы" на вид весьма сурова,

Но характером скромна.

Никогда в начале слова

Не становится она.

Но ни ты, ни мы, ни вы

Не обходимся без " ы".

А бедняжка буквп " ы"

Ходит с палочкой - увы!

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...