Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 22. Тема:  Звук и буква "З". I. Массаж лица, губыг мягкого неба: . Тема:  Звук и буква "Ц"




Занятие      22

Тема:          Звук и буква " З"

Наглядность: профиль артикуляции звука " з", кукла Зоя, кар­тинки: коза, кузнечик, стрекоза, зонтик, зайка, буквы, обезьянка Заг, ваза, замок, зеркало.

Материал к     книга Гешшг, с. 66; книга Максакова " Правиль-
занятию:         но ли говорит ваш ребенок", с. 56.

Ход занятия:

I. Массаж лица, губыг мягкого неба:

продольный, поперечный, точечный, активный со звуками " а~з".

 

II. Артикуляционная гимнастика

1. Дыхательные упражнения:

а) вдох через рот,

выдох через рот;

вдох через нос, выдох через нос, контроль за языком, он находится у нижних зубов;

б) " гуси", и. п. – основная стойка. Медленная ходьба по залу. На вдох
руки поднять в стороны, на выдох опустить вниз с длительным
произношением звука " у~у~у";

а) " семафор", и. п. - сидя, ноги вместе. Поднять руки в стороны и медленно опустить с длительным выдохом на звуке " с-с-с".

2. Медленно открывать и закрывать рот на счет до 5,
 - тоже с откидыванием головки назад,

 - резко опустить челюсть вниз,

 - движение челюсти вправо-влево,

3. Рисунок губ:

а-э-и-о-у-ы, артикуляцией, шепотом, вполголоса, спеть

4. " Поцелуем" маму,

   Улыбнемся ей - упражнения для губ,

   5. Массаж кончика языка,

   язык " лопатой", " трусливая собачка", достанем уголки рта.

    6. " Помидоры-толстячки',

        Огурцы-худышки" - упражнения для щек.

7. Упражнения для активизации мягкого. неба:
     - потянуться к позевать,

       - храпение на вдохе и выдохе - подражание спящему

     -га-гаг-га,

       - откашляться с высунутым языком,

       - преодолеть сопротивление (кулачок " замок" ),

       - достать ушком плечо, произнося " а, э".

8. Упражнения для развития ротового выдоха:

  " болванчики", " срываем яблоки", " мы - сильные, мы - слабые",

9. Упражнения для пальчиков:

     Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать.

Этот рядом прикорнул.

Этот уж давно заснул.

 Этот давным-давно спит.

 Тише, тише, не шумите,

Пальчиков не разбудите.

 Утро ясное придет,

Солнце красное взойдет.

Станут птички распевать,

 Станут пальчики вставать.

 Ура! Ура! Ура!

Пальчикам в школу пора!

10. Упражнения для динамики:

Море волнуется - раз,

Море волнуется - два,

 Море волнуется - три,

Морская фигура - замри!

11. Упражнения для голоса:

  - спеть звуком " а" песню " Сам, сам Дедушка Мороз".

 

III. Работа по теме

1. Выделить звук " з" в загадке:

Это что за зверь лесной

 Встал, как столбик под сосной?

И стоит среди травы,

 Уши больше головы? (зайка).

 

2. Артикуляция звука и его характеристика.

       Почему согласный?

       Почему звонкий?

 

 3. Развитие фонематического восприятия:

     а) хлопнуть на звук " з":

    а з м р о л з ш к д з ы з н з;

       б)       придумайте слово, чтобы оно отвечало на вопрос:

     кто? (коза, Зоя, Зина, змея),

      что делает? (звенит, забодает, заступаегся и т. д. ),

      какой? (зеленый, золотой, злой).

 

4.        Отработка изолированного звука " з" в игре " Комар"

 (см. книгу Генинг, с. 66).

 

5.        Игра с куклой:

     Тише, тише, Зоя спит.

А вот злой комар лэтит.

 Зою будет он кусать

 И не даст он Зое спать.

Мы прогоним комара:

- Улетай ты со двора!
Злой комар от нас летит.
Улетает и пищит:

- З-з-з-з-з.

-

6. Отработка звука в чистоговорках:

     за - вот идет коза,

за - на лугу коза,

зу - мы пасем козу,

 зу - привели козу,

 зе - даем траву козе,

 зы - колокольчик у козы,  

 зой - козлята бегут за козой.

 

7. Анализ слов: коза, зайка, козлята.

     Определить место звука " з" в слове. Определить, сколько в слове гласных, сколько слогов.

 

8. Составить предложение с этими словами.

 

9. Отработка звука " з" в словах по картинкам:

      назови животных, назови только домашних животных.

      Стрекоза и кузнечик - это кто?

 

10. Упражнения для развития голоса - спеть песенку " Кузнечик"
(" В траве сидел кузнечик …).

 

11. Отработка звука " з" в словах и фразах (см. книгу Максакова  «Правильно ли говорит ваш ребенок», с. 56. " Обезьянка Заг" ).

 

12. Отгадай:

      Не лает, не кусает,

А в дом не пускает (замок).

Зимой белый, а летом серый (заяц).

 

Без рук, без топоренка

Построена избенка (гнездо).

 

Кто поляны белит белым,

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины? (зима).

 

 

Хоть сама - и снег, и лед,

А уходит - слезы льет (зима).

Через поле напрямик

Скачет белый воротник (заяц).

Посреди поля лежит озеро (зеркало).

 

Стекло голубое, рама зеленая (озеро).

      13. Выучи:

            Змей

Змей над крышами взовьется,

Солнце в небе засмеется,

 Скажет тучке: " Вот письмо,

 К нам с земли летит само".

 Зоя азбуку взяла,

Букву " з" в ней назвала.

Буква " з" и цифра " 3",

 как родные две сестры.

 Ты внимательно    смотри:

Пишешь " 3" как цифру три.

 

Здравствуй, праздник новогодний!

Праздник елки и зимы!

 Всех друзей своих сегодня

 Позовем на праздник мы.

 Зайке холодно в лесочке,

 Свяжем заиньке носочки.

Итог занятия.

 

Занятие      23

Тема:                           Звук и буква " Ц"

Наглядность: профиль артикуляции звука «ц», буквы, картин­ки; синица, птенцы, цветы, огурцы, цапля, куз­нец, кольцо, яйцо, курица, цыпленок, скворец.

Материал к книга И. А. Богомоловой " Нарушение произно-
занятию:     шения у детей", с. 137, рассказ " Цыпленок'.

I. Массаж  лица, губы, мягкого неба:

продольный, поперечный, точечный, кругообразный, активный со звуками " а" и " э",

 

II. Артикуляционная гимнастика

1. Дыхательные упражнения:

   а)       вдох через рот, выдох через рот;

     вдох через рот, выдох через нос - контроль за языком

     б) " трубач", " насос" - см, прошлые занятия.

2. Поглаживающий массаж гортани, вибрационный со звуком " м''.

3. Губы " трубочкой", " рупором", " в улыбку», " бубликом".

4. Язык " лопатой', выгорбить: " ц-ц-ц".

5. Сосем витаминку, жуем, воркуем; для активизации мягкого
неба произносим: ык-а.

6. Спеть звуком " а" мелодию песни " На дворе-то калина,.. "

7. Упражнения для пальчиков - " цветок".

Вырос высокий цветок на поляне

       (руки в вертикальном положении, ладони друг к другу,

        развести паль­цы и слегка округлить их),

Утром весенним раскрыл лепесток

         (развести пальцы рук).

      Всем лепесткам красоту и питанье

(ритмичное движение пальцами вместе-врозь).

Дружно дают под землей корешки

      (ладони опустить вниз и тыльной стороной

       прижать друг к другу, пальцы развести).

8. Упражнения для динамики: " Дует ветер нам в лицо... ".


III. Работа по теме

1. Развитие фонематического восприятия;

     - назови слова со звуком " ц' в речевке " Дует ветер нам в лицо»

       - Где находится звук " ц"?

 

2. Артикуляция звука " ц" и его характеристика.

 

3. Отработка изолированного звука " ц",
    а) Игра «Синица»

Синица, синица,

Веселая птица!

Где ты была? Где ты жила?

- Я летала по садам,
Я сидела по кустам,

Пела песенку там: " Ц-ц-ц";

- Как пела синица? - Ц-ц-ц

      б)       как лошадка стучит копытцами?

     Цок- цок-цок,

Кучер сел на облучок,

 Мчит лошадка:

 цок-цок-цок;

      в)       как зовут цыплят к кормушке?

  Цып-цып-цып, цыплятки,

  Вот водица в кадке.

 

4. Чистоговорки:

ца - варит мама три яйца,

цо – папа съест одно яйцо,

цу - нам с братишкой по яйцу.

5. Отработка звука в словах (синтез слов). Придумать слово,
последняя часть «ца» Игра с мячом.

    Ов-ца, ули-ца, мельни-ца, мыльни-ца, кури-ца, пугови-ца, води-ца.

 

6. Физминутка:

Быстро вертится крыло,

Мелит мельница зерно.

А из смолотой муки

Испекли мы пирожки.

Пирожков поели,

заниматься сели.

 

7. Отработка звука " ц" в словах:

- Найди нужную картинку, чтобы закончить предложение.

Кузнец кует... (цепь).

На клумбе цветут... (цветы).

На болоте живет... (цапля).

На ветке сидит... (синица).

 

8. Анализ слов: цапля, синица.

     - Где находится звук " ц"? Сколько слогов?

     - Цапля и синица, кто это? Какую пользу они приносят?

 

9. Игра на развитие внимания и памяти - " Чего не стало? "
(убирать по одной картинке).

" Что лишнее? ' (синица, цапля, скворец, огурец).

 

   10. Снова отработка звука " ц" в словах. Ответьте на вопросы:
   - Что у меня на картинке со звуком " ц"? (яйцо).

- Что бывает на лице после мороза? (румянец).

- Где лечат больных? (в больнице).

- Из чего получают белый хлеб? (из пшеницы).

- Что охраняют пограничники? (границу).

- Как по другому можно сказать слово ''солдат" со звуком " ц"? (боец).

 

11. Связь слова и буквы.

  Букву " п" стобой мы сами

Вверх ногами написали.

 Справа, маленький дружок,

 Подрисуем ей крючок.

Чтение слов со звуком «ц».

 

12, Отработка звука " ц" в связной речи. Смотри книгу Богомо­ловой.

с. 137, рассказ " Цыплята", После прослушивания - пересказ,

13. Отгадай:

Был белый дом,

Чудесный дом.

Вдруг что-то засгучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо -

Такое теплое,

Такое пушистое и золотое (яйцо и цыпленок).

Два кольца, два конца,

А посредине гвоздик (ножницы).

Без окон, без дверей

Полная горница людей (огурец)

 

14, Выучи:

Нам к обеду пригодится

 Перец, огурец, горчица,

Любовалась цыплятами курица:

Что ни цыпленок, то умница!

 Молодец! Удалец!

Очень ценный птенец!

Ошиблась улицей

 Забрели к нам в детский сад

Десять маленьких цыплят,

Завела их с улицы

 Пестренькая курица.

 Миленькая курица.

Ты ошиблась улицей.

Это - детский сад,

Но не для цыплят!

 

Цапля сторожем в болоте

На одной ноге стоит,

- Цыц! Куда вы в грязь идете? -
Всем зверенышам кричит.
Цапля, стоя на крыльце
Объясняет букву " ц",

Подойди цыпленок Цып,

Повторяй-ка: " цып-цып-цып

Если выучишь урок,

Подарю тебе цветок.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...