Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие  27.    продольный, поперечный, точечный, кругообразный, активный со звуками "а-э"




Занятие    27

Тема:          Звук и буква " Щ"

Наглядность: профиль артикуляции звука " щ", буквы, кар­тинки: муравей, щавель, щепки, щенята, вещи, щука, лещ, ящерица, щетки, плащ, альбом Со-коленко.

Ход занятия;

I. Массажлица, губы, неба;

   продольный, поперечный, точечный, кругообразный, активный со звуками " а-э".

II. Артикуляционная гимнастика

1. Медленно открывать и закрывать рот под счет до 5.

2. Резко откидывать челюсть вниз, контроль языком.

3.       Вдох через нос, выдох через рот.
        Вдох через нос, выдох через нос.

       Вдох через рот, выдох через рот. Контроль за языком

4. Губы " трубочкой", " рупором" - 3 раза.

5. Массаж кончика языка:
   - языка - " маляр",

  - " лопата" - " чашечка".

6. " Петя толстый,

       Ваня-худой" - упражнения для тцек.

7. Открыть рот. Присосать весь язык к небу, так чтобы натяну-­
лась уздечка. Кончик языка поднят к передней части неба

(у альвеол). Можно подложить под язык палец, который при­
жмет к небу язык в средней части. Набрав воздух, с силой
выдыхать его, чтобы получился звук «щ»

8. Упражнения для активизации мягкого кеба:
- подражание дыханию собачки,

- храпение на вдохе и выдохе,

- имитация рвотного движения - " плохо нам",

- преодоление сопротивления: кулачок, замок.

9. Упражнения для пальчиков - " Этот пальчик - дедушка …

10, Упражнения для голоса: спеть звуком " а" песню " Во поле береза стояла".

11. Упражнения для динамики;

Загудел паровоз: " У-у-у" -

И вагончики повез,

Чах-чах-чах,

Чу-чу-чу,

Далеко всех укачу - у-у-у.

Как паровоз выпускает пар? (щ-щ-щ).

III. Работа по теме

1. Будем работать над звуком " щ". Артикуляция звука и его
характеристика.

 

2. Развитие фонематического восприятия?

      а) поймайте звук:

а щ м р щ л щ х г с щ и й ощ,

        б)      поднять сигнальную карточку, когда услышите слово звуком
" щ": щука, лещ, рыба, котенок, щенок, щи, борщ, хлеб, овощи,
фрукты, щавель, трава, дрова, щепки, пальто, плащ.

 

3. Отработка изолированного звука " щ' масло шипит на

сково­родке: щ-щ-щ; паровоз выпускает пар: щ-щ-щ.

4. Чистоговорки:

   ща - ходит Коля без плаща,

ща - дайте мне борща,

 щи - рвем щавель на щи,

 щу - я тебя ищу,

ща - щука смотрит на леща,

щу - надо уплывать лещу,

 щука говорит лещу:

 - Я обиды не прощу.

        Словарная работа: щавель, щи, плащ.

 

5. Автоматизация звука " щ" в словах. Игра " Разведчики".

Детям показываю предметы или картинки со звуком " щ", которые будут спрятаны.

  Их нужно найти. Кто больше найдет предметов, тот луч ш и и ра з вед ч и к.

 

6. Отработка звука " щ" в словах но альбому Соколенко.

  Назовите только животных, назовите птиц, назовите профессии

Словарная работа: лещ - кто это?

плющ - что это?

плащ - что это?

 

7. Синтез слов. Игра с мячом " Дополни слово".

Ще-гол, ще-нок, ще-нята, ще-кодца. Щеколда - что это?

Назовите слова со звуком " щ" - в начале, в середине, в конце.

 

8. Отгадай:

В траве мелькает,

Хвостом виляет.

 Хвост оторвет,

 другой наживет (ящерица).

 

Сверху-вниз, сверху-вниз,

 Боком, спинкой повернись,

 Много дел, но зато,

 Будет чистое пальто (щетка).

     В нем спасаюсь от дождя,

Не промокну никогда (плащ).

       Задание: назови слово, в котором 1, 2, 3 слога.

9. Упражнение на развитие фонематического восприятия.
        Найди звук " щ" в словах: дом, муха, щепки, клещи.

10. Ответь на вопросы:

- Чем вытаскивают гвозди?

- Чем колют сахар?

- Чем подметают пол?

- Кто помогает на вокзале нести вещи? (носильщик).

- Кто кладет стены? (каменщик).

- Кто вставляет стекла? (стекольщик).

- Кто чистит обувь? (чистилъщик).

 

11. Работа по картине " Товарищи" из серии Лозы.

   - Кто это? (товарищи).

- Дайте им имена (Гриша и Леша).

- Что они делали? (ловили рыбу).

- Гриша, у тебя клюет! Тащи!

  - Тащу! Тащу! А ты помогай!

Гриша и Леша вытащили большую щуку.

 

13. Анализ предложения: Гриша и Леша - товарищи. Они выта­-
щили большую щуку.

14. Выучи:

Щебетал щегол и щелкал,

Раздувал, как шарик, щеки.

 Из пруда глядела щука,

Удивлялась: " Что за штука! "

 

 Два щенка щека к щеке

Грызли щетку в уголке.

 А у щетки половой

Палка есть над головой.

Палка-щелк! Щенков с плеча.

Два щенка ушли рыча.

 

Муравьишка в чаще

Дуб тяжелый тащит.

 - Эй, товарищи, друзья!

Выручайте муравья!

Коли нет ему подмоги,

Муравей протянет ноги!

Ты нас, мама, не ищи –

Щиплем щавель мы на щи.

 В роще, травы шевеля,

 Мы набрали щавеля.

 

Чищу щеткой я щенка,

 Щекочу ему бока.

Щетки

Я вам быстро перечислю,

Что я каждой щеткой чищу.

 Этой щеткой чищу платье,

Этой щеткой - башмаки,

 Этой щеткой чищу зубы –

Все три щетки мне нужны.

Щенок

Черный чистенький щенок

Перепачкал чем-то бок.

Мальчик а руки щетку взял

. Чистить бок щеночку стал.

Целый час терпел щенок,

 Больше вытерпеть не мог,

 Начал хвостиком вилять,

 О пощаде умолять:

 - Для чего мне чистить бок?

 Я не туфли, я - щенок!

Итог занятия.

 

 

Занятие      28

 

Тема:           Звук и буква " Л"

Наглядность: профиль артикуляции звука " л", картинки: ложка, лук, картинка из серии " Приборы", большая картинка " Едем на лошадке.

Ход занятия:

I. Массаж лица, губы, мягкого неба:

  продольный, поперечный, точечный, кругообразный, активный со звуками " а-э".

 

II. Артикуляционная гимнастика

1. Медленно открывать и закрывать рот под счет до 5, контроль
за языком. Резко опустить челюсть вниз, контроль за языком.
Движение челюстью вправо-влево.

2. Полоскание воздухом щек,

        " ПОМИДОРЫ-ТО л СТЯЧКИ,

     Огурцы-худышки".

3. Преодоление сопротивления:
      - Стоит в поле теремок... ",

- храпение на вдохе и выдохе,

- воркование,

- сосем витаминку и глотаем слюнку.

4. Массаж кончика языка - " рубимкапусту",
  - язык - " маляр",

  - язычок " танцует" за верхними зубами: ла-ла-ла.

5. Губы - " художники": а-э-и-о-у-ы,

       Подражаю я слону,

Губы хоботком тяну: у-у-у.

А теперь я как лягушка,

Тяну губы прямо к ушкам: и-и-и.

6. Упражнения для ротового выдохп: " болванчики", " срываем
яблоки".

7. Упражнения для пальчиков - " Меж еловых мягких лап. „ ",

8. Звуком " а" поем песню " Солнышко лучистое... ".

9. Упражнения для динамики:

    Мыли мылом ушки,

 Мыли мылом ножки,

вот какие ладушки,

Ладушки-ладошки.

 Хлопали ладошки,

Танцевали ножки,            

Вот какие ладушки,

 Ладушки-ладошки.

III. Работа по теме

1. Выделение звука " л" из слова " ложка". Отгадай:
     Сама не ем, а людей кормлю (ложка).

 

2. Артикуляция звука и его характеристика.

 

 

3. Игра " Самолет".

Улетел самолет высоко за облака, только слышно как мотор гудит: л-л-л-л.

 

4. Развитие фонематического восприятия?

а) глазки закрывай, слушай и повторяй, не зевай. Топнуть на звук " л":
алмзл шрслэул;

б) хлопнуть на слог со звуком " л": ал, на, до, лы, ам, ох, ло.

 

5. Связь звука и буквы.

Пошла гулять буква " л", повстречала букву " а". Что получилось?

Аналогично с буквами: о, у, ы, и, э. О 

 Чтение прямых и обратных слогов.

 

6. Чистоговорки:

ла - Мила в лодочке плыла,

ло - светит солнышко тепло,

лу - рада Милочка теплу,

 лы - песни Милочки слышны,

ла - лопата и пила,

 лу - наточил Коля пилу,

 ул - у нас сломался стул,

ла - Клава видела осла,

 ле - Лева ехал на осле,

лу - хлеба дали мы ослу.

 

 Оля, Лена и Альбина

 Лепят льва из пластилина.

 

 Клавдия весло взяла,

 

 Села в лодку, поплыла.

 

7. Отработка звука «л»в словах. Игра " Въезжаем в новую квар­тиру".

.     Получили новую квартиру, пошли в магазин " Приборы",

      Будем покупать приборы, в названии которых есть звук " л" (хо­лодильник,

настольная лампа, телефон, электрическая плитка и т. д. ).

 

8. Определить место звука " л" и разделить слово на слоги: лампа,
холодильник, плита.

 

9. Физминутка:

    Лебеди

Лебеди, лебеди,

 Белые лебеди.

Лебеди летели

 И на воду сели.

10. Отработка в связной речи. Работа по картине " Едем на
лошадке".

- Кто нарисован на картинке?

- Придумайте детям имена со звуком " л": Леша, Коля, Лариса.

- Что делает Коля? (Коля поит лошадку).

- Кем работает Леша? (Леша - кучер).

- Кого прокатит Леша? (Леша везет Ларису).

- Что у Ларисы в руках? (У Ларисы в руках кукла).

- Как зовут куклу? (Куклу зовут Лена).

 

11. Анализ предложения: У Ларисы кукла. Коля поит лошадку
водой. Стихотворение " Я люблю свою лошадку.. ".

12. Отгадай:

Как взялась кума за дело.

 Завизжала и запела,

 Ела, ела, дуб, дуб,

 Поломала зуб, зуб (пила ).

 

В сосне - дупло,

В дупле - тепло,

А кто в дупле

Живет в тепле? (белка).

Падают с ветки

Желтые монетки (листья).

Растут - зеленеют,

Упадут - пожелтеют,

Полежат - почернеют (листья).

Под водой железный кит,

Днем и ночью кит не спит.

Днем и ночью под водой

Охраняет наш покой (подводная лодка).

 

13. Выучи:

 Зима

Все бело, бело, бело.

 Много снега намело.

 Вот веселые деньки!

 Все - на лыжи и коньки!

Веник

Веник пол подметал,

Веник очень устал.

 Он забрался под стул,

Он зевнул и уснул.

 

Друга я вчера обидел,

Хоть совсем и не хотел.

 Я его еще не видел,

Помириться не успел.

 

Жили-были зайчики

На лесной опушке.

Жили-были зайчики

В беленькой избушке,

 Мыли свои ушки,

Мыли свои лапочки,

Наряжались зайчики,

Надевали тапочки.

Сосулька

Долго сосулька под крышей висела,

 Долго была и толста, и бела.

Только весною она похудела –

Видно, сосулька боится тепла.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...