Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

НОТ профессорско-преподавательского состава (ППС).




В пределах 6-часового рабочего дня преподаватель высшего учебного заведения должен выполнять учебную, учебно-методическую, научно-исследовательскую, организационно-методическую и воспитательную работу, содержание и объем которой определяются занимаемой должностью.

Учебная нагрузка должна быть оговорена в трудовом договоре с ППС, и устанавливаться в зависимости от квалификации преподавателя высшего учебного заведения, профиля кафедры в пределах, установленных приказом ректора высшего учебного заведения для каждой должности ППС.

В зависимости от календарного периода, способа реализации установленных норм продолжительности рабочего времени и времени отдыха выделяют следующие основные виды режима рабочего времени:

  • режим рабочей недели;
  • режим рабочего дня (смены);
  • режим рабочего времени при сменной работе;
  • нестандартные режимы рабочего времени, к которым, в частности, относят суммированный учет рабочего времени, разделение рабочего дня на части, гибкое рабочее время, вахтовый метод организации работ.

При определенных позитивных условиях режим труда и отдыха может быть отнесен к факторам, существенно повышающим эффективность труда преподавателей вузов. Преподаватели обязаны строго соблюдать учебное расписание занятий, своевременно проводить консультации со студентами, установленные расписанием и утвержденные заведующим кафедрой. Если в результате болезни или по другой уважительной причине преподаватель не может провести учебное занятие в соответствии с расписанием занятий, он должен своевременно поставить об этом в известность заведующего кафедрой.

Доля рабочего дня, используемая на проведение учебного процесса, строго фиксируется в соответствии с установленными нормами времени в виде объема учебной работы в индивидуальном плане преподавателя, а порядок использования этого рабочего времени определен режимом учебного процесса высшего учебного заведения и расписанием учебных занятий в нем.

 

Принципы организации и проведения контроля знаний.

Организация проведения контроля включает следующие этапы:

  • разработка целей контроля;
  • разработка содержания контрольных заданий;
  • выбор организационных форм контроля, адекватных целям и содержанию;
  • разработка методов контроля;
  • разработка критериев оценки, результатов выполнения контрольных заданий и требований к их анализу.

Принципы контроля. Контроль должен быть:

  • планомерным и систематическим, т.е. осуществляться в соответствии запланированным ходом учебно-воспитательного процесса, составлять его органичную часть и строиться на основных вопросах программы обучения. Регулярность контроля позволяет своевременно выявлять и исправлять ошибки, недоработки, принимать меры к их устранению путем соответствующего совершенствования учебного процесса. Для реализации данного принципа рекомендуется на этапе составления календарно-тематических планов запланировать текущий контроль и определить рейтинг по каждому учебному элементу и рубежный контроль по модульному блоку;
  • объективным, позволяющим реально оценить успехи и недостатки учебной деятельности студентов, правильно установить степень овладения знаниями и умениями, исключающим субъективные оценочные суждения, основанные на недостаточном изучении студентов. Объективность проверки определяется многими факторами: научной обоснованностью и разработанностью целей и содержания обучения, требованиями к знаниям, умениям студентов, отбором объектов и содержания проверки, соответствием содержания проверяемых знаний целям проверки.
  • всесторонним, т.е. наиболее полно выявлять фактический уровень усвоения студентами учебной информации,, обеспечивать проверку усвоения не только предметных знаний, но и специальных умений и навыков. Контроль не должен ограничиваться только выявлением того, знают ли и могут ли студенты воспроизводить усвоенную информацию. Он должен показать, умеют ли они пользоваться этой информацией для решения учебных и практических задач.
  • индивидуальным: овладение знаниями и умениями - процесс индивидуальный. Каждый студент овладевает знаниями и умениями в соответствии со своими психофизическими особенностями. Ко всем студентам предъявляются одинаковые требования в отношении объема, качества знаний, уровня сформированности умений, но в ряде случаев необходимо принимать во внимание такие индивидуальные качества студентов, как природную медлительность, робость, застенчивость, излишнюю самоуверенность, физические недостатки.
  • экономичным по затратам времени преподавателя и студентов, обеспечивающим анализ проверочных работ и их обстоятельную оценку в сравнительно короткий срок.
  • педагогически тактичным и осуществляться в спокойной деловой обстановке. Не следует торопить студентов с ответом или прерывать вопросом. Все замечания, указания и оценки необходимо делать в тактичной и доброжелательной форме.

 

Критерии оценки знаний.

Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:

  • правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;
  • степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;
  • самостоятельность ответа;
  • речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Отметка «5»:

• полно раскрыто содержание материала в объеме программы;

• четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;

• для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

• ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

• раскрыто основное содержание материала;

• в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

• ответ самостоятельный;

• определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3»:

• усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

• определения понятий недостаточно четкие;

• не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

• допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка «2»:

• основное содержание учебного материала не раскрыто;

• не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

• допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Отметка «1»:

• ответ на вопрос не дан.

 

Формы контроля знаний.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе.

В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.

При индивидуальном контроле каждый учащийся получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.

При групповом контроле учащиеся временно делятся на несколько групп (от 2 до 10 человек) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные (проверяют результаты письменно-графического задания, которое ученики выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т. п.

При фронтальном контроле задания предлагаются всем учащимся. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...